Главные вкладки

    Учебно-методическая публикация для воспитателей на тему: «Влияние малых фольклорных форм на повседневную жизнь дошкольника.»
    статья (младшая группа) по теме

    Старостина Наталия Львовна

    В учебно-методической статье для воспитателей говориться о влияние малых фольклорных форм на повседневную жизнь ребенка в ДОУ.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon malye_folklor.doc89.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ  детский сад комбинированного вида №14 «Дельфинята»

     Учебно-методическая публикация для воспитателей на тему: «Влияние малых фольклорных форм на повседневную жизнь дошкольника.»

     

    Подготовил:

    Воспитатель МБДОУ

    Старостина Н. Л.

    2014г.

    Трудно переоценить роль потешек и попевок в жизни детей. Издавна создавались они в народе на потеху детям. Потешки разнообразны по содержанию: они детей забавляют, радуют, организуют поведение.

    Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру.  Воспитателям необходимо стараться   использовать их в работе с детьми, как средство всестороннего воспитания: в развитии познавательной деятельности, речи, движений, любознательности, любви к родному слову.

    Звучность, ритмичность, напевность, занимательность малых форм фольклора привлекают детей, вызывают желание повторять их, заучивать, что в свою очередь, способствует формированию разговорной речи, оказывает влияние на развитие словесного творчества.

     Начинать знакомить детей с потешками лучше на занятии, где можно использовать такой приём, как объяснение, сопровождающееся определёнными действиями. В силу своей подражательности дети копируют движения, разговор, интонацию, обращения и ответы. Для того, чтобы дети смогли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки или песенки, почувствовали отношение к нему, можно применить «живые картинки». Например, при чтении потешки «Рати коса» предложить ребёнку: «Покажи, как мама бережно, осторожно причёсывает тебе волосы, как ласково приговаривает при этом». В памяти детей живо возникает образ мамы и, копируя её в своих действиях, они передавали чувства, испытываемые ежедневно.

    Малыши осуществляют самостоятельный перенос содержания действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и повседневную деятельность. Например, группа девочек, построив из кирпичиков кроватку, укладывают куклу спать, а качать кроватку поручают котику (игрушке), напевая при этом «Уж, ты котенька-коток, котя серенький лобок, приди котя ночевать, нашу Катеньку качать».

    Во время игры в «Парикмахерскую» можно услышать: «Юля, тебе не больно? Я тебе волосенки в ряд причешу, коса вырастет до пояса». Это говорит о проявлении начатков самостоятельной речевой деятельности детей.

    Чтобы потешка прочно вошла в жизнь ребёнка необходимо помочь ему осознать содержание произведения. Для этого на занятии   не просто нужно читать ту или иную потешку, а преподнести её так, чтобы она особенно запомнилась детям. Это достигается и выразительностью чтения, и использованием игровых приёмов. Например, при чтении потешки «Баю-баю баю-бай, ты, собачка, не лай, бело лапа, не скули, мою Таню не буди»   показать соответствующую иллюстрацию из книги, затем обыграть всё это с помощью куклы, а затем перенести это действие на детей. В результате дети очень хорошо запоминают её и часто проговаривают, увидев соответствующую иллюстрацию где-то в книге или же во время игры.

    Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у детей отрицательное отношение. И вот для того, чтобы дети ели, умывались, раздевались и готовились ко сну, можно использовать следующие потешки: при умывании «Водичка-водичка, умой Оле личико...». Ритмичные слова создают у ребят радостное настроение, они с удовольствием подставляют руки под струю воды и умываются. В процессе кормления: некоторые дети едят без аппетита и вот, чтоб вызвать у них желание есть, прочитать потешку: «Травка-муравка со сна поднялась, птица-синица за зерно взялась, зайка за капусту, мышки за корку, детки за молоко». При укладывании в постель часть детей плохо засыпает. Можно ласково, убаюкивающе произнести:

    «Вот и люди спят, вот и звери спят,

    Птицы спят на веточках,


    Лисы спят на горочках,

    Зайцы спят на травушке,

    Утки на муравушке,

    Детки все по люлечкам

    Спят, поспят. Всему миру велят».

    При одевании: «Наша Маша маленька, на ней шубка аленька...» или

    «Вот они сапожки

    Этот с левой ножки,

    Этот с правой ножки,

    Если дождичек пройдёт,

    Наденем калошки

    Этот с правой ножки,

    Этот с левой ножки,

    Вот как хорошо».

    Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко их запоминают и вводят в свою речь. Качая куклу дети часто повторяют:

    «Баю, баю, баю, бай

    Ты, собачка, не лай,

    Бело-лапа, не скули,

    Мою Катю не буди».

    Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие.

    Упавшего малыша поднимают и приговаривают: «Не плачь, не плачь, куплю калач». Такая работа не пройдет бесследно. Дети в своей речи часто используют все эти выражения и попевки и особенно часто можно слышать во время разных режимных моментах. На улице, во время прогулки, увидев или даже не увидев, а желая увидеть солнышко дети приговаривают:

    «Солнышко, солнышко,


    Выгляни в окошко,

    Твои детки плачут,

    По камушкам скачут».

    Когда солнышко появляется, дети выражают свою радость возгласами, хлопками в ладоши, прыжками.

      Например, увидев кошку во время прогулки ребята сразу вспомнили потешку «Как у нашего кота, шубка очень хороша...». Мальчики взяв палочку, и, «оседлав» её, едут и приговаривают слова знакомой потешки:

    «Чики-чики-чикалочки

    Едет Ваня на полочке...».

    Однако это приходит не сразу. Нужно как можно чаще обыгрывать эти потешки в свободное время, проговаривать их в любом удобном случае, что мы и делаем. Например, даже во время занятий, где это можно, ну хотя бы по лепке, произносим: «Ай, качи, качи, качи, лепим баранки, калачи». Или «Ладушки, ладушки, пекла бабка оладушки» и т. п.

     С целью закрепления навыков можно использовать в группе дидактические игры, например, «Узнай потешку». Предложить детям по содержанию картинки или «живой» картинки вспомнить произведения народного творчества (Водичка-водичка, Чики-чики-чикалочки, пошёл котик на торжок и т. д.)

     Необходимо стараться не упустить этой работы   и в беседах с родителями.  Знакомить родителей с потешками, которые читали детям. Эти потешки   можно распечатать на листочке и вывешивать в родительском уголке. Родителей же просить, чтоб они повторяли их с детьми дома, во время прогулок или же просто по дороге домой.

    В игре дети выражают интонацией голоса свои вопросы и ответы (подражая педагогу). Так у них формируются первоначальные навыки интонационной выразительности. Исполнение той или иной роли в игре


    вселяет в детей уверенность, сближает их с товарищами, помогает преодолеть робость в общении. Например, очень застенчивые и малоактивные дети при обыгрывании потешки «Чики-чики-чикалочки», заинтересовываются и обязательно покатаются на палочке-лошадке. Одновременно обогащается словарь детей, развиваются речевые навыки. В играх по сюжету потешек формируются и закрепляются лучшие нравственные качества, например, «Кисонька-мурысенька».

    Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка ребёнок не только овладевает речью, но приобщается и к красоте и самобытности русского слова.

    Потешки способны корректировать поведение детей, создают хорошее настроение. Вот почему необходимо стараться, чтобы потешки и песенки сопутствовали всей жизни малышей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей младших групп "Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста"

    Консультация для воспитателей младших групп"Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста"...

    Консультация для родителей на тему: «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

    Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, пот...

    Консультация для родителей на тему: «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

    Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, песенками, потешками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того, чтобы...

    Консультация для родителей на тему: «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

    Консультация для родителей на тему: «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»Фольклор — это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное тво...

    Консультация для родителей на тему: «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

    Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, песенками, потешками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того, чтобы...

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВЛИЯНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ НА НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ» «РУССКАЯ МАТРЁШКА»

    Познакомить детей с особенностями народного декоративно-прикладного искусства  (материал, форма, цвет, узор), углубить представления о связи орнаментальной композиции с природой; Познакомить с пр...