Главные вкладки

    Учебно-методическая публикация для воспитателей на тему: «Влияние малых фольклорных форм на повседневную жизнь дошкольника.»
    статья (младшая группа) по теме

    Старостина Наталия Львовна

    В учебно-методической статье для воспитателей говориться о влияние малых фольклорных форм на повседневную жизнь ребенка в ДОУ.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon malye_folklor.doc89.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ  детский сад комбинированного вида №14 «Дельфинята»

     Учебно-методическая публикация для воспитателей на тему: «Влияние малых фольклорных форм на повседневную жизнь дошкольника.»

     

    Подготовил:

    Воспитатель МБДОУ

    Старостина Н. Л.

    2014г.

    Трудно переоценить роль потешек и попевок в жизни детей. Издавна создавались они в народе на потеху детям. Потешки разнообразны по содержанию: они детей забавляют, радуют, организуют поведение.

    Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру.  Воспитателям необходимо стараться   использовать их в работе с детьми, как средство всестороннего воспитания: в развитии познавательной деятельности, речи, движений, любознательности, любви к родному слову.

    Звучность, ритмичность, напевность, занимательность малых форм фольклора привлекают детей, вызывают желание повторять их, заучивать, что в свою очередь, способствует формированию разговорной речи, оказывает влияние на развитие словесного творчества.

     Начинать знакомить детей с потешками лучше на занятии, где можно использовать такой приём, как объяснение, сопровождающееся определёнными действиями. В силу своей подражательности дети копируют движения, разговор, интонацию, обращения и ответы. Для того, чтобы дети смогли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки или песенки, почувствовали отношение к нему, можно применить «живые картинки». Например, при чтении потешки «Рати коса» предложить ребёнку: «Покажи, как мама бережно, осторожно причёсывает тебе волосы, как ласково приговаривает при этом». В памяти детей живо возникает образ мамы и, копируя её в своих действиях, они передавали чувства, испытываемые ежедневно.

    Малыши осуществляют самостоятельный перенос содержания действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и повседневную деятельность. Например, группа девочек, построив из кирпичиков кроватку, укладывают куклу спать, а качать кроватку поручают котику (игрушке), напевая при этом «Уж, ты котенька-коток, котя серенький лобок, приди котя ночевать, нашу Катеньку качать».

    Во время игры в «Парикмахерскую» можно услышать: «Юля, тебе не больно? Я тебе волосенки в ряд причешу, коса вырастет до пояса». Это говорит о проявлении начатков самостоятельной речевой деятельности детей.

    Чтобы потешка прочно вошла в жизнь ребёнка необходимо помочь ему осознать содержание произведения. Для этого на занятии   не просто нужно читать ту или иную потешку, а преподнести её так, чтобы она особенно запомнилась детям. Это достигается и выразительностью чтения, и использованием игровых приёмов. Например, при чтении потешки «Баю-баю баю-бай, ты, собачка, не лай, бело лапа, не скули, мою Таню не буди»   показать соответствующую иллюстрацию из книги, затем обыграть всё это с помощью куклы, а затем перенести это действие на детей. В результате дети очень хорошо запоминают её и часто проговаривают, увидев соответствующую иллюстрацию где-то в книге или же во время игры.

    Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у детей отрицательное отношение. И вот для того, чтобы дети ели, умывались, раздевались и готовились ко сну, можно использовать следующие потешки: при умывании «Водичка-водичка, умой Оле личико...». Ритмичные слова создают у ребят радостное настроение, они с удовольствием подставляют руки под струю воды и умываются. В процессе кормления: некоторые дети едят без аппетита и вот, чтоб вызвать у них желание есть, прочитать потешку: «Травка-муравка со сна поднялась, птица-синица за зерно взялась, зайка за капусту, мышки за корку, детки за молоко». При укладывании в постель часть детей плохо засыпает. Можно ласково, убаюкивающе произнести:

    «Вот и люди спят, вот и звери спят,

    Птицы спят на веточках,


    Лисы спят на горочках,

    Зайцы спят на травушке,

    Утки на муравушке,

    Детки все по люлечкам

    Спят, поспят. Всему миру велят».

    При одевании: «Наша Маша маленька, на ней шубка аленька...» или

    «Вот они сапожки

    Этот с левой ножки,

    Этот с правой ножки,

    Если дождичек пройдёт,

    Наденем калошки

    Этот с правой ножки,

    Этот с левой ножки,

    Вот как хорошо».

    Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко их запоминают и вводят в свою речь. Качая куклу дети часто повторяют:

    «Баю, баю, баю, бай

    Ты, собачка, не лай,

    Бело-лапа, не скули,

    Мою Катю не буди».

    Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие.

    Упавшего малыша поднимают и приговаривают: «Не плачь, не плачь, куплю калач». Такая работа не пройдет бесследно. Дети в своей речи часто используют все эти выражения и попевки и особенно часто можно слышать во время разных режимных моментах. На улице, во время прогулки, увидев или даже не увидев, а желая увидеть солнышко дети приговаривают:

    «Солнышко, солнышко,


    Выгляни в окошко,

    Твои детки плачут,

    По камушкам скачут».

    Когда солнышко появляется, дети выражают свою радость возгласами, хлопками в ладоши, прыжками.

      Например, увидев кошку во время прогулки ребята сразу вспомнили потешку «Как у нашего кота, шубка очень хороша...». Мальчики взяв палочку, и, «оседлав» её, едут и приговаривают слова знакомой потешки:

    «Чики-чики-чикалочки

    Едет Ваня на полочке...».

    Однако это приходит не сразу. Нужно как можно чаще обыгрывать эти потешки в свободное время, проговаривать их в любом удобном случае, что мы и делаем. Например, даже во время занятий, где это можно, ну хотя бы по лепке, произносим: «Ай, качи, качи, качи, лепим баранки, калачи». Или «Ладушки, ладушки, пекла бабка оладушки» и т. п.

     С целью закрепления навыков можно использовать в группе дидактические игры, например, «Узнай потешку». Предложить детям по содержанию картинки или «живой» картинки вспомнить произведения народного творчества (Водичка-водичка, Чики-чики-чикалочки, пошёл котик на торжок и т. д.)

     Необходимо стараться не упустить этой работы   и в беседах с родителями.  Знакомить родителей с потешками, которые читали детям. Эти потешки   можно распечатать на листочке и вывешивать в родительском уголке. Родителей же просить, чтоб они повторяли их с детьми дома, во время прогулок или же просто по дороге домой.

    В игре дети выражают интонацией голоса свои вопросы и ответы (подражая педагогу). Так у них формируются первоначальные навыки интонационной выразительности. Исполнение той или иной роли в игре


    вселяет в детей уверенность, сближает их с товарищами, помогает преодолеть робость в общении. Например, очень застенчивые и малоактивные дети при обыгрывании потешки «Чики-чики-чикалочки», заинтересовываются и обязательно покатаются на палочке-лошадке. Одновременно обогащается словарь детей, развиваются речевые навыки. В играх по сюжету потешек формируются и закрепляются лучшие нравственные качества, например, «Кисонька-мурысенька».

    Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка ребёнок не только овладевает речью, но приобщается и к красоте и самобытности русского слова.

    Потешки способны корректировать поведение детей, создают хорошее настроение. Вот почему необходимо стараться, чтобы потешки и песенки сопутствовали всей жизни малышей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей младших групп "Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста"

    Консультация для воспитателей младших групп"Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста"...

    Консультация для родителей на тему: «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

    Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, пот...

    Консультация для родителей на тему: «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

    Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, песенками, потешками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того, чтобы...

    Консультация для родителей на тему: «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

    Консультация для родителей на тему: «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»Фольклор — это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное тво...

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВЛИЯНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ НА НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ» «РУССКАЯ МАТРЁШКА»

    Познакомить детей с особенностями народного декоративно-прикладного искусства  (материал, форма, цвет, узор), углубить представления о связи орнаментальной композиции с природой; Познакомить с пр...