№ слайда | текст |
1 | Добрый день, уважаемые участники XIX районных Кирилло-Мефодиевских чтений. От имени педагогического коллектива Центра развития ребенка-детского сада №1 «Берёзка» поселка Мостовского разрешите приветствовать вас. В теме нашего форума есть слова: НАСЛЕДИЕ, СОВРЕМЕННОСТЬ, БУДУЩЕЕ. Мы, работники дошкольного образования, встречаем наше будущее каждый день. И потому особенно ясно понимаем, как много зависит от нас, взрослых, от нашего уважения к НАСЛЕДИЮ, от того, какой СОВРЕМЕННЫЙ мир окружает нас и наших детей. Тема моего выступления: «Организация совместной работы педагога и родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Проблемы и перспективы» |
2 | Крылатая фраза «Все начинается с детства» - сегодня приобретает особое значение. Нам достались по наследству уникальные богатые духовные ,культурные традиции казачьего края, которые нуждаются в восстановлении и защите..
|
| В МАДОУ ЦРР-детский сад «Берёзка» поселка Мостовского уже более 5 лет работа по духовно нравственному воспитанию ведется на основе плана, с учетом методических рекомендаций МОН Краснодарского края. Ключевыми можно назвать пункты из Информационно-методического письмо «О духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста», |
4
5 | в котором отмечалось, что « При построении образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ: Необходимо наладить взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями (лицами, их заменяющими). Перспектива работы по духовно-нравственному воспитанию, как с детьми, так и с родителями предусматривает интеграцию духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь как детского сада, так и семьи.
Учитывая результаты диагностики, анкетирования, социального опроса, индивидуальных запросов родителей, педагогов мы предположили, что если не только заниматься с детьми на занятиях, но и внимательно относиться к развитию сознания ребенка, знакомить с нравственными понятиями «что такое хорошо», «что такое плохо», формировать первоначальные представления о духовно-нравственных ценностях (семья, любовь, добро, совесть), то у ребенка произойдет духовное возрастание, появятся духовные ценности и агрессивных, тревожных, импульсивных детей станет меньше. При этом мы учитывали и то, что работу с педагогами и родителями (лицами, их заменяющими) необходимо определить как просветительскую, т.к. согласно п.4 ст.2 Закона РФ «Об образовании» образование имеет светский характер.
|
6 | СОЗДАНИЕ СТРОЙНОЙ И ДЕЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ ДОУ И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В НАШЕМ СЛУЧАЕ СТАЛО РЕЗУЛЬТАТОМ ТЕСНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ДЕТСКОГО САДА «БЕРЁЗКА» С РАЙОННЫМ МЕТОД.КАБИНЕТОМ. Не секрет, что сегодня в каждом ДОУ накоплен значительный практический материал по работе с семьями воспитанников, но поставить практику на «рельсы» теоретичекой,методической базы- задача непростая, но имеющая огромную практическую значимость. Один из философов древности говорил, что «Для того.кто не знает, в какую гавань он плывет- нет попутного ветра». ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ НАШИХ ВОСПИТАННИКОВ, МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ НА ПРОТЯЖЕНИИ РЯДА ЛЕТ И АНАЛИЗ ИХ НА РАЙОННОМ УРОВНЕ СТАЛИ ТЕМ МАЯКОМ, КОТОРЫЙ УЖЕ НЕ ПОЗВОЛИТ НАМ СБИТЬСЯ С КУРСА.
|
7 | Основная наша цель заключается в том, чтобы НА ОСНОВЕ СОТРУДНИЧЕСТВА СЕМЬИ И ДОУ ВОСПИТАТЬ ЛИЧНОСТЬ, СТРЕМЯЩУЮСЯ К ДУХОВНОМУ РОСТУ, ДОБРОТЕ, СПОСОБНУЮ ПРОТИВОСТОЯТЬ ЗЛУ. Наш проект- это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности. Система духовно – нравственного воспитания в нашем ДОУ включает следующие направления: - формирование потребности в здоровом образе жизни;
- формирование духовности дошкольников через отношение к литературе, средствам массовой информации;
- эстетическое развитие детей;
- сотрудничество семьи и ДОУ
- обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.
Позвольте более подробно остановиться на последних двух пунктах.
|
| Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что ИМЕННО РОДИТЕЛИ ОТВЕТСТВЕННЫ ЗА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ. |
8 | -«Воспитатель сам должен быть воспитан». Этот тезис получил развитие и в нашем проекте по работе с семьей. В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для того, чтобы повысить духовно-нравственный потенциал педагогов и их профессиональную компетентность в вопросах воспитания дошкольников на основе духовных традиций Кубани. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ВКЛЮЧЕН ВО ВСЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ: ИГРОВУЮ, ТРУДОВУЮ, ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ, ТВОРЧЕСКУЮ. |
9 | - Материальной основой для работы по столь важному направлению является предметно-развивающая среда ДОУ. О красоте родной природы ребята узнают из практических занятий и экскурсий по экологической тропинке. Здесь же малыши постигают азы бережного отношения ко всему живому.
|
10 | Мы родились и растем на Кубани. Нашу Кубань недаром называют жемчужиной России, уникальна и самобытна народная культура, славны ратные и трудовые подвиги кубанцев. Существует у нас традиция: накануне великого праздника Победы, с детьми встречаются ветераны, к нам в гости приходят наши знатные земляки:представители трудовых династий. Запомнилась ребятам и встреча с главой района Сергеем Викторовичем Ласуновым.
|
11 | В группах нашего детского сада оформлены уголки кубановедения, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном поселке, крае, стране. У нас имеется широкий спектр иллюстраций и фотографий,идет процесс формирования медиабиблиотеки, функционирует «Кубанская горница».
|
12 | Обеспечить максимальное информирование родителей по различным вопросам духовно-нравственного воспитания детей возможно через сайт детского сада, выпуск тематических стенгазет, буклетов. Оформляются в группах родительские уголки, стенды.
|
13 | В годовом плане ДОУ предусмотрены и значимые даты православного ,народного календаря, проходят музыкальные утренники, развлечения,праздники с участием детей, педагогов и родителей: По мнению русского педагога ХІХ века К.Д.Ушинского «…для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни.» |
13 | Имеет место сложившаяся система сотрудничества педагогов ДОУ и учителей православной школы «Фавор»,священнослужителей храма Свято-Рождества Богородицы п.Мостовского.
|
14 | Сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом - ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому нашу работу по духовно-нравственному воспитанию мы начинаем с воспитания любви к матери посредством: - анкетирования - чтения сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, - бесед: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме» - занятий: «Образ любящей матери в иконах Пресвятой Богородицы», «Мама-солнышко моё»; - заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек; - творческие работы – портреты мам или всей семьи из разных материалов; - совместные мероприятия детей и мам.Очень интересно проходит в нашем детском саду декада,посвященная Дню Матери. Совместно с родителями и воспитателями наши ребята с становятся участниками и районных конкурсов :»Кулинарная симфония для мамы»,в течение четырех последних лет мы являемся призерами районного фестиваля духовной песни и поэзии «Какие женщины на Руси» (в честь св. Жен-Мироносиц.
|
14 | уважение к родителям, к старшим невозможно привить ребенку из вне, если это не принято в его семье. Традиционные «семейные» праздники к 23 февраля, ко Дню мамы, Дню пожилого человека, а так же родительские собрания в форме «круглого стола»,диспуты помогают нам.взрослым, прийти ко взаимопониманию, избрать единый путь в деле воспитания толерантной и нравственно здоровой личности. - |
15 | толерантное отношение ребенка к окружающим, к сверстникам –это фундамент будущей стабильности нашего многонационального региона. Говоря о духовно-нравственном воспитании ,мы ,педагоги. прежде всего подходим адресно к каждой семье. к каждому ребенку. Ведь есть среди нас и представители иных религиозных конфессий.И здесь нет единого для всех рецепта.случай уникален и найти пути сотрудничества- задача прежде всего взрослых:педагогв,родителей.
|
| В.А. Сухомлинский когда-то сказал: «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца». Коллектив нашего МАДОУ детский сад № 1 уверен, что творческий подход, неравнодушное отношение взрослых к делу возрождения культурных и исторических ценностей края помогут маленькому человеку сердцем и душою воспринять забытые духовные традиции. Ведь любить Родину – значит знать ее историю и хранить духовные ценности. Это надо прививать с раннего детства |
| Активная связь с родителями воспитанников дала свои результаты. По итогам мониторинга было выявлено, что тема духовно-нравственного воспитания в семье очень актуальна , родителям небезразлично, каким человеком вырастет их маленький ребенок.
|
| И в заключение я бы хотела подарить всем участникам Чтений, а прежде всего педагогам, притчу о корнях. Однажды у перекати-поля спросили: Ты всё время перемещаешься с места на место, ты несешься туда, куда влечет тебя ветер. Почему же раз в году ты цепляешься за любой выступ и пускаешь корни? Потому,- отвечало перекати-поле,- что без корней у меня не будет цветов, без цветов-семян,без семян не получит мой род продления и я исчезну с лица земли!» Цветы-это наши дети,семена-будущие поколения. Сохраним же для них корни наши-нашу историю, традиции,духовность, культуру.
Спасибо за внимание.
|