«Содержание и способы развития мотивационной готовности к школе»
методическая разработка на тему

Шамина Валерия Владимировна

 

Переход с детского сада в школу - является одним из самых главных моментов в жизни каждого ребенка. Освоение новой учебной деятельности, образование новых взаимоотношений, вхождение в новые условия деятельности, адаптация в системе новых отношений, это небольшая часть того с чем столкнется ребенок. Поэтому необходимо учесть множество моментов при  психологической подготовке детей к переходу в школу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_i_sposoby_razvitiya_motiv-y_gotovnosti.pptx919.84 КБ
Microsoft Office document icon motivy.doc203.02 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творческая работа «Содержание и способы развития мотивационной готовности к школе» «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.А

Слайд 2

Требования к ребенку Умение читать Знание грамоты Умение считать Умение писать Формулирование предложений Умение пересказывать

Слайд 3

Готовность ребенка к школе - это овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками . Готовность ребенка к школе - это достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении.

Слайд 4

Аспекты готовности ребенка к школе Физический Специальный Психологический характеризует функциональные возможности ребенка и состояние его здоровья понимается определенный уровень умелости ребенка в отношении чтения, письма и счета предполагает готовность интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую

Слайд 5

Психологическая готовность к школе - это сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

Слайд 6

Виды психологической готовности Волевая Интеллектуальная Социальная Мотивационная ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. приобретается определенный кругозор, запас конкретных знаний, овладевание некоторыми рациональными способностями обследования внешних свойств предмета, умение выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную цель деятельности формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающее иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Внутренняя позиция будущего школьника

Слайд 8

Группы мотивов, которые определяют отношение будущих школьников к учению Социальные Игровые Внешние Позиционные Познавательные Оценочные « Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно» «Я хочу в школу, потому что узнаю там много интересного и нового» «Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки » « Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями» « Я пойду в школу, потому что мама так сказала» « Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель »

Слайд 9

Самооценка - оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. ф ормируется под воздействием похвалы взрослого, их оценок достижений ребенка формируется под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности

Слайд 10

Развитие мотивационной готовности к школе складывается из: - формирование у детей правильных представлений о школе и учении; - формирование положительного эмоционального отношения к школе; - формирование опыта учебной деятельности; -формирование позиции будущего школьника.

Слайд 11

Способы и приемы развития мотивационной готовности к школе 1.Поддерживание интереса ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах. 2.Организация экскурсии в школы, знакомить с основными атрибутами школьной жизни. 3. Практиковать приходы детей-школьников в детские сады. 4.Использывание загадок на школьную тему. 5.Подбирать развивающие игры типа «Собери себе портфель в школу», «Разложи все по порядку», «Что лишнее ?». 6. Соблюдение режимных моментов , которые приучают детей к аккуратности, самостоятельности, дисциплинированности.

Слайд 12

Формы и методы работы по развитию мотивационной готовности к школе - беседы о школе, - чтение рассказов о школе, - разучивание стихов школьной тематики, - рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, - рисование школы, - сюжетно-ролевая игра «Школа», - знакомство с букварем, - прогулка к зданию школы, - экскурсии в школу, - экскурсия в класс, - экскурсия в школьную библиотеку, - досуг совместно с первоклассниками.

Слайд 13

Развитие мотивационной готовности ребенка к школе в семье интерес к новым знаниям адекватная самооценка элементарные навыки поиска интересующей информации осознание общественной значимости школьного учения стремление к успеху желание трудиться

Слайд 14

Условия формирования мотивационной готовности к школе 1. Необходимо поддерживать интерес ребенка ко всему новому Отвечать на вопросы ребенка Давать новые сведения о свойствах предмета

Слайд 15

2. Прививать ребенку веру в свои силы, не допускать формирования заниженной самооценки 3. Развивать в ребенке навыки общения

Слайд 16

4. Не допускается, чтобы ребенок скучал во время занятий ИНТЕРЕС ИНТЕРЕС ИНТЕРЕС ИНТЕРЕС ИНТЕРЕС ИНТЕРЕС

Слайд 17

5. Недопустимо проявлять излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед . 6. Нельзя использовать задания, превышающие интеллектуальные возможности детей

Слайд 18

7. В занятиях с ребенком нужна мера не заставляйте ребенка делать задание, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим; определите пределы выносливости ребенка; увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время.

Слайд 19

8. Необходимо избегать неодобрительной оценки Всегда положительная оценка ребенка Похвала Одобрение Не допускать сравнения с другими

Слайд 20

Не допустимыми промахами со стороны взрослых является торможение познавательной мотивации у детей, которое заключается в игнорирование взрослыми стремления ребенка к познанию нового, перевод на школу формирование мотивации.

Слайд 21

Выводы: - мотивационная готовность заключается в желании ребенка учиться, его отношении к школе и учебе как к серьезной деятельности; - структура мотивационной готовности включает познавательные и социальные мотивы при ведущей роли последних; -развитие мотивационной готовности ребенка к школьному обучению предполагает формирование правильных и разносторонних представлений и знаний ребенка о школе, о школьных требования ; - формирование эмоционально-положительного отношения к будущему обучения и развитие познавательной активности детей; - педагогическими средствами формирования готовности дошкольника к школе является чтение книг о школе, знакомство с некоторыми правилами поведения ученика, посещение школы, прием анализа детских работ т взрослым совместно с воспитанниками.

Слайд 22

Список используемой литературы 1 . Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. - М.: ЭКСМО, 2003. 2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – 3-е изд., испр . и доп. – М.,2000. 3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: ИНФРА – М, 1997. 4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: ПИТЕР, 2000. 5. Маклаков А. Г. Общая психология.- СПб.: 2008 - 583 с 6. Рубенштейн С. Л. Основы общей психологии.- СПб.:2013 7. Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология. Конспект лекций. М.: 2010. - 194 с



Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема:

«Содержание и способы развития мотивационной готовности к школе»

Введение

Переход с детского сада в школу - является одним из самых главных моментов в жизни каждого ребенка. Освоение новой учебной деятельности, образование новых взаимоотношений, вхождение в новые условия деятельности, адаптация в системе новых отношений, это небольшая часть того с чем столкнется ребенок. Поэтому необходимо учесть множество моментов при  психологической подготовке детей к переходу в школу.

Переход к школьному обучению коренным образом изменяет весь образ жизни ребенка. В этот период в ее жизнь входит обучение - деятельность обязательна, ответственная, требующая систематического организованного труда. На результат успешности данной деятельности будет, безусловно, влиять психологическая готовность детей к школе. Поэтому проблема психологической готовности к обучению в школе детей чрезвычайно актуальна. Психологическая готовность к обучению понятие многогранное. Наиболее значимой сферой психологической готовности является сформированностиь мотивационной готовности.

Именно отсутствие мотивационной готовности влечет за собой огромное количество трудностей, которые будут противоречить успешному систематическому обучению ребенка в школе.

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Венгер Л.А

В настоящее время к ребенку, поступающему в первый класс, предъявляются огромные требования: должен уметь читать, считать, грамотно формулировать предложения и т. д. Но в данных условиях необходимо понимать, что готовность ребенка к школе выражается не только в данных требованиях. Самое главное при переходе на новую ступень жизни, это развитие психологической готовности детей, что включает в себя сформированность  психических процессов: мышление, память, внимания, воображения).

У ребенка появляются обязанности, которые возлагает на него. Он несет за свою учебную деятельность серьезную ответственность перед школой и родителями. Эти обязанности, от выполнения которых будут зависеть то будущее место ребенка в жизни, его общественная функция и роль, а отсюда и содержание всей последующей жизни. Вместе с новыми обязанностями ребенок получает новые права: на серьезное отношение окружающих к своей учебной работы, на рабочее место, необходимое для его занятий, на время, на тишину, на отдых, на досуг я, одобрения учебные успех.

Но для того, чтобы у ребенка возникла внутренняя позиция школьника, необходима определенная степень готовности - уровень его психического развития.

Для широты понимания темы, более подробно рассмотрим понятие «готовность ребенка к школе».

Готовность ребенка к школе - это овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками.

Готовность ребенка к школе - это достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении, полагает известный чешский психолог Й. Шванцара.

Готовность ребенка к школе включает три направления, представленные  на рисунке 1.

Аспекты готовности ребенка к школе

Физический

Специальный

Психологический

характеризует функциональные возможности ребенка и состояние его здоровья

понимается определенный уровень умелости ребенка в отношении чтения, письма и счета

предполагает готовность интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую

Рисунок 1 – Аспекты готовности ребенка к школе

Более подробно рассмотрим психологический аспект готовности детей к школе.

Психологическая готовность к школе - это сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

Психологическая готовность предусматривает не отдельные знание и умения, а определенную систему основных элементов готовности: волевая, интеллектуальная, социальная, а также мотивационная готовности. Компоненты представлены на рисунке 2. 

Виды психологической  готовности

Волевая

Интеллектуальная

Социальная

Мотивационная

ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия.

приобретается определенный кругозор, запас конкретных знаний, овладевание некоторыми рациональными способностями обследования внешних сво-в предмета, умение выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную цель деятельности

формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающее иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.

Внутренняя позиция будущего школьника

Рисунок 2 – Виды психологической готовности.

Наиболее значимой из этих сфер, по мнению ряда ученых, является сформированность мотивационной готовности.

Более подробно рассмотрим, что же представляет собой мотивационная готовность детей к школе, ее содержание.

Мотив - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

В качестве мотивов могут выступать потребности, интересы, убеждения, представления о нормах и правилах поведения и др. В основе любого действия или поступка имеется мотив или совокупность мотивов, которые запускают (побуждают)  и направляют активность человека.

Мотивы готовности к обучению в школе – это внутренние и внешние факторы, побуждающие ребенка на усвоение новых знаний.

Под мотивационной готовностью понимают желание учиться, отношение к школе и учебе как к серьезной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте структура мотивов приобретает относительную устойчивость. Доминирующее положение в ней начинают занимать познавательные и широкие социальные потребности.

У детей, поступающих в школу, как показало исследование, широкие социальные мотивы выражают возникающую в старшем дошкольном возрасте потребность занять новое положение среди окружающих, а именно положение школьника, и стремление выполнять связанную с этим положением серьезную, общественно значимую деятельность.

Ряд ученых (А. Н. Леонтьев, Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков) выделяют шесть групп мотивов, которые определяют отношение будущих школьников к учению:

- социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»);

- учебно-познавательные мотивы, интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому;

- оценочные мотивы, стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки»);

- позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»);

- внешние по отношению к школе и учению мотивы («Я пойду в школу, потому что мама так сказала);

- игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»).

Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребенка 6-7 лет, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности. Для каждого ребенка степень выраженности и сочетание мотивов учения индивидуальны.

Мотивационная готовность детей к школе также, включает в себя такое психологическое качество, как самооценка.

Ребенок концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.

Самооценка - оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

От самооценки зависят взаимоотношения ребенка с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Самооценка дошкольника формируется:

  • под воздействием похвалы взрослого, их оценок достижений ребенка;
  • под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.

Не мало важным в данном контексте является самосознание ребенка.

Самосознание - не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам.

Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе  является одним из ведущих и главных направления детского сада и семьи, при подготовке детей к школе. Имеется в виду воспитание действительной и глубокой мотивации, которая должна стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.

Деятельность работников детского сада по развитию мотивационной готовности к школе у детей и формирование положительного отношения к школе в целом складывается из:

- формирование у детей правильных представлений о школе и учении;

- формирование положительного эмоционального отношения к школе;

- формирование опыта учебной деятельности;

-формирование позиции будущего школьника.

Таким образом, развитие мотивационной готовности к школе и обучению предполагает формирование представлений дошкольника о том, каким будет обучение в школе, знаний о том, каким будет его завтрашний день и подготовку ребенка к нему.

Подготовка детей к школе как целенаправленный процесс осуществляется в дошкольных учреждениях в соответствии с их программой.

На как же развивать мотивационную готовность детей к школе, какие способы использовать? Это один из главных вопросов, который стоит перед всеми дошкольными учреждениями.

Для формирования и развития мотивационной готовности в детском саду используется ряд приемов и способов, которые мы и рассмотрим.

Самое главное, что необходимо сделать для развития мотивационной готовности, это:

1.Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.

2.Организовывать экскурсии в школы, знакомить с основными атрибутами школьной жизни.

3. Практиковать приходы детей-школьников в детские сады.

4.Использывать загадки на школьную тему.

5.Подбирать развивающие игры типа «Собери себе портфель в школу», «Разложи все по порядку», «Что лишнее?».

Таким образом, основная задача взрослого - показать ребенку, что очень много неизвестного и интересного он может узнать в школе.

Формированию положительного отношения к школе у детей также способствует соблюдение режимных моментов, которые приучают детей к аккуратности, самостоятельности, дисциплинированности.

Следует добиваться того, чтобы ребенок все успевал делать вовремя, имел постоянный режим дня.

Таким образом, воспитатель или родители при работе с детьми, в общении с ними проводят аналогию между школой и детским садом, добиваясь при этом, чтобы знания детей были пронизаны светлым чувствами ожидания встречи со школой.

Также в целях развития мотивационной готовности в детском саду целесообразно использовать ряд различных форм и методов работы, таких как:

- беседы о школе,

- чтение рассказов о школе,

- разучивание стихов школьной тематики,

- рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним,

- рисование школы,

- сюжетно-ролевая игра «Школа»,

- знакомство с букварем,

- прогулка к зданию школы,

- экскурсии в школу,

- экскурсия в класс,

- экскурсия в школьную библиотеку,

- досуг совместно с первоклассниками.

Таким образом, основная задача педагогического коллектива детского сада и родителей детей – показать ребенку, что очень много неизвестного и интересного он может узнать в школе.

Рассказы и стихи о школе необходимо подобрать так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроках и в школе. При этом важно показать детям образ «хорошего ученика» и «плохого ученика», строить беседу с детьми на сравнение образов правильного и неправильного (с точки зрения организации школьного обучения) поведения. Дети старшего дошкольного возраста с интересом воспринимают и лучше запоминают тексты с юмористическим содержанием.

При организации и использовании представленных выше способов, форм и методов развития мотивационной готовности к школе нельзя забывать об индивидуальных особенностях каждого ребенка.

Так для детей с выраженными социальными мотивами присуща ответственная позиция по отношению к обучению, такие дети принимают положение школьника, имеющего круг важных обязанностей, они старательны, их не нужно заставлять делать уроки, они успешно усваивают материал. Но в силу своего возраста у детей, как правило, еще недостаточно развито мышление, память, мелкая моторика, поэтому даже у таких детей появляются трудности с учебной деятельностью. Такому ребенку необходимо помогать, предлагая варианты отгадывания загадок, занимательные задачи, занятия по развитию мелкой моторики и творчество. Комплекс данных мероприятий поможет ребенку в будущем не оказаться слабоуспевающим.

Для детей с преобладание позиционных мотивов учения характерен интерес к новой ситуации и новой социальной роли, их привлекает лишь внешняя атрибутика школы. С такими детьми необходимо работать особо тщательно еще за долго до перехода в школу, что бы сформировать у них мотив учиться не потому что купили красивый портфель, а потому что в школе интересно.

Дети, у которых на первом плане стоит оценочный мотив, имеют потребность в социальном признании и одобрении взрослого. Ориентация на оценку взрослого в учебном процессе является одним из условий формирования действий самооценки и самоконтроля. Оценка педагога по отношению к ребенку всегда должна быть положительной.

В случае если у детей преобладают внешние мотивы к учению (дети хотят в школу, потому что так сказали родители) при недостаточном развитии познавательной и социальной мотивации, велика вероятность формирования негативного отношения к школе и учению. В данном случае необходимо уделить внимание развитию других форм мотивации, что бы изменить такое отношение ребенка к школе.

Для детей с доминирующим познавательным мотивом характерна высокая учебная активность, такие дети активны, задают много вопросов, стремятся узнать больше. Если при этом недостаточно развит социальный мотив, то возможны спады учебной деятельности.

Формирование и развитие мотивационной готовности к школе должно включать все мотивы деятельности детей, но и учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, которые проявляются в преобладании какого-то из выше указанных мотивов учения.

Решающую роль в развитии мотивационной готовности детей к школе играет семья. Интерес к новым знаниям, элементарные навыки поиска интересующей информации (в книгах, журналах, справочниках), осознание общественной значимости школьного учения, желание трудиться и доводить начатое дело до конца, умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки, стремление к успеху и адекватная самооценка – все это является мотивационной основой школьного учения и формируется главным образом в условиях семейного воспитания. Если семейное воспитание построено неправильно, положительных результатов силам одного лишь дошкольного учреждения достигнуть не удается.

Для формирования мотивационной готовности детей к обучению в школе необходимо учитывать следующие условия:

  • Необходимо поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.
  • Очень важно прививать ребенку веру в свои силы, не допускать формирования заниженной самооценки.
  • Развивать в ребенке навыки общения: научить ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи.
  • Не допускается, чтобы ребенок скучал во время занятий. Интерес – лучшая из мотиваций, если ребенку весело учиться, он учится лучше.
  • Недопустимо проявлять излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед.
  • Нельзя использовать задания, превышающие интеллектуальные возможности детей.
  •  В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнения. Если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
  • Чаще хвалить ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивать его слабости в сравнении с другими детьми.
  • Необходимо обговаривать с детьми те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объяснять их необходимость и целесообразность.
  • В своей работе педагогам следует включать в целостный педагогический процесс не только разнообразные формы и методы работы по ознакомлению детей со школой и воспитанию положительного отношения к ней, но и создавать предметно – развивающую среду для обогащения жизненного опыта детей и своевременного ее изменения в соответствии с новым содержанием дидактических задач.
  • Осознанное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности. Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только понят ими, но и прочувствован, пережит.

Не допустимыми промахами со стороны взрослых является торможение познавательной мотивации у детей, которое заключается в  игнорирование взрослыми стремления ребенка к познанию нового, перевод на школу формирование мотивации. Познавательная потребность заложена в ребенке самой природой, но ее можно развить или затормозить воспитанием. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития познавательной потребности, поэтому так важно в этот время активно поддерживать любые проявления естественного влечения детей к познанию.

Таким образом, мотивационная готовность детей к школе зависит от работы педагогического коллектива детского сада, отношения семьи к процессу воспитания ребенка, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Заключение

Содержание мотивационной готовности ребенка к школе включает в себя систему мотивов: социальные мотивы, учебно-познавательные мотивы, оценочные мотивы, внешние по отношению к школе, позиционные мотивы.

Для того что бы ребенок был готов к обучению к школе необходимо учесть все выделенные мотивы и мотивировать его к вступлению на новый этап жизни.

Мотивировать – это означает затронуть важные интересы, создать ребенку условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности.

Таким образом, в завершении формирования мотивационной готовности дошкольника к школе можно выделить следующее:

- мотивационная готовность заключается в желании ребенка учиться, его отношении к школе и учебе как к серьезной деятельности;

- структура мотивационной готовности включает познавательные и социальные мотивы при ведущей роли последних;

- развитие мотивационной готовности ребенка к школьному обучению предполагает формирование правильных и разносторонних представлений и знаний ребенка о школе, о школьных требования; эмоционально-положительного отношения к будущему обучения и развитие познавательной активности детей

- педагогическими средствами формирования готовности дошкольника к школе является чтение книг о школе, знакомство с некоторыми правилами поведения ученика, посещение школы, прием анализа детских работ т взрослым совместно с воспитанниками.

Для того чтобы взрослый (родитель, воспитатель) правильно понимал поведение и действия ребенка и управлял ими, необходимо проводить ранжирование мотивов учения детей, чтобы знать какие мотивы доминируют в данной ситуации, формировать и поддерживать те из них, которые обеспечивают высокий уровень эффективности деятельности.

В формировании у дошкольников мотивационной основы школьного учения решающую роль играет семья, так как отношение ребенка к поступлению в школу во многом определяется отношением к этому событию их родителей. Поэтому при планировании работы по подготовке детей к школе особое внимание нужно уделить ориентации родителей на вопросы, обеспечивающие становление внутренней позиции школьника, и формирование на этой основе позитивного образа современной школы у родителей.


Список используемой литературы

1. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. - М.: ЭКСМО, 2003.

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – 3-е изд., испр. и доп. – М.,2000.

3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: ИНФРА – М, 1997.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: ПИТЕР, 2000.

5. Маклаков А. Г. Общая психология.- СПб.: 2008 - 583 с

6. Рубенштейн С. Л. Основы общей психологии.- СПб.:2013

7. Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология. Конспект лекций. М.: 2010. - 194 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе

В наше время озабоченность родителей готовностью детей к школе переживает самый настоящий бум и является причиной крайнего беспокойства среди родителей старших дошкольников. Бытует ошибочное мнение, ч...

«Содержание и способы развития мотивационной готовности к школе»

Переход с детского сада в школу - является одним из самых главных моментов в жизни каждого ребенка. Освоение новой учебной деятельности, образование новых взаимоотношений, вхождение в новые усло...

Условия развития мотивационной готовности детей к школе.

Главная задача первого класса начальной школы – подготовительная, это постепенное приучение детей к условиям систематического обучения, формирование у них умения учиться. Условия, в которых находится ...

«По ступенькам к школе» – проект по развитию мотивационной готовности дошкольника в подготовительной группе

Мотивационная готовность к школе появляется как новообразование на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, являясь как итог полноценного развития ребенка-дошкольника, подошедшего к вступлени...

"Развитие мотивационной готовности к школе"

Рекомендация для родителей, как мотивировать дошкольника к школе...

Конспект занятия по развитию мотивационной готовности к школе "У Лукоморья"

Занятие по развитию мотовоционной готовности к школе детей подготовительной группы....

Цикл занятий "Развитие мотивационной готовности детей с речевыми нарушениями к началу регулярного обучения в школе"

Цикл занятий направлен на развитие мотивационного компонента психологической готовности к обучению в школе у детей с речевыми нарушениями....