Консультация для родителей "Если ребёнок агрессивен ?".
консультация (средняя группа) по теме

Барадавка Татьяна Валентиновна

Консультация для родителей «Если ребёнок агрессивен?»

Доброе время суток, уважаемые коллеги!

Очень многие из нас – и воспитатели, и родители – сталкиваются с такой проблемой, как агрессия ребёнка.Что такое агрессивность и как с этим бороться?

Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ».

Причины проявления агрессии у ребёнка могут быть самыми разными: от некоторых соматических заболеваний, от заболевания головного мозга и, конечно же, многое зависит от воспитания в семье, причём с первых дней жизни. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребёнка резко отлучают от груди и сводится до минимума общение с матерью, у детей формируются такие качества как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм, и, наоборот, когда в общении с ребёнком присутствует мягкость, ребёнка окружают заботой и вниманием – у него эти качества не вырабатываются. Множественные исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а напротив – взращивают его.Как известно: зло порождает только зло, а агрессия –агрессию.

Агрессивный ребёнок очень часто нападает на остальных детей, обзывает и бьёт их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения. Этого драчливого, грубого ребёнка очень трудно принять таким, какой он есть, а ещё труднее понять! Однако агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых потому, что его агрессия –это отражение внутреннего дискомфорта и неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребёнок и почему он ведёт себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых –наказание. В действительности - это всего лишь способ завоевать «своё место под солнцем»!

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «диагноз», а в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку. Как правило, для педагога не составляет труда определить уровень агрессивности ребёнка, но также можно использовать специальную анкету, разработанную для воспитателей (Г. П. Лавреньтьева и Т. М. Титаренко, 1992г.) :

1. Временами кажется, что в него вселяется злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он, обязательно, старается отплатить тем же.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чём-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то подшучивает над ним.

10. Иногда у него возникает желание сделать что-то плохое.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать всё наоборот.

12. Часто, не по возрасту, ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность – 15-20 баллов.

Средняя агрессивность – 7-14 баллов.

Низкая агрессивность -1-6 баллов.

Как же выплеснуть всю скопившуюся агрессивность? Есть много способов: игры с водой, с песком, лепка из глины, игра «Камушек в ботинке».

Игра «Камушек в ботинке».

Дети сидят в кругу на коврике. Воспитатель спрашивает: «Ребята, случалось ли, что Вам в ботинок попадал камушек? ».По кругу дети делятся своими впечатлениями, как это происходит:сначала камушек не очень мешает, но, постепенно нарастает боль и неудобство – нам приходиться снимать ботинок и вытряхивать камушек. Он всегда маленький, а нам кажется, что там огромный булыжник с острыми, как лезвие краями.

Освободившись от камушка, боль утихает, но, наутро, сунув ногу в ботинок боль возникает более сильная – появляются обида и злость. Так маленькая проблема становится большой неприятностью. Очень важно подвести ребёнка к выводу: «Когда мы сердимся, нами это воспринимается, как маленький камушек в ботинке. Давайте договоримся:если кто-то скажет «У меня камушек в ботинке – мы все сразу поймём, что Вам что-то мешает и поговорим об этом. »

Есть ещё один действенный способ выплеснуть агрессию наружу – это смятие пластиковых стаканчиков и бутылок : и безопасно, и всегда шумно, да и вид искорёженной тары соответствует желанию ребёнка всё разрушить в гневе.

Также можно отвести на участке место для «кричалки»-это может быть что угодно:бутылка, кусок шланга, пластиковая труба – главное, чтобы малыш крикнул в неё во всю мощь.

Вот ещё способ – «Обнимашки» .Когда малыш в порыве гнева, нужно подойти к нему, крепко обнять и сказать: «Ты кричишь и ругаешься – мне это неприятно, но, я всё равно тебя люблю! ». После этого предложить ребёнку вместе побегать, поиграть, порисовать.

Ребёнок сам часто не в состоянии регулировать свои эмоции. Взрослые могут научить его прежде всего справившись со своими эмоциями: если мы будем говорить ребёнку о его состоянии, о том, что с ними делать, когда они могут быть разрушительными, со временем он научиться справляться с этим. Когда мир с ребёнком установлен полезно поговорить об этом: «Когда ты себя так ведёшь, я чувствую тревогу, раздражение и мне это не нравиться. Мне бы хотелось, чтобы таких ситуаций было меньше. »Таким образом мы дадим понять, что в эти моменты происходит не только с детьми, но и нами. Он поймёт, что его любят и понимают, но его поведение может огорчать взрослого.

Уважаемые коллеги, надеюсь, что информация пригодиться в работе – спасибо за Ваше внимание! И большого терпения нам – педагогам и родителям!

Литература:

1. К. Фопель «Как научить детей сотрудничать».

2. Р. Кэмпбелл «Как справляться с гневом ребёнка».

3. Е. К. Лютова, Г. Б. Монина «Агрессивные дети».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Ребёнка лучше похвалить..."

    Из этих двух методов – последнее кажется более действенным, но это не совсем так. Наказание может вызвать у ребёнка противоположную реакцию – открытого...

Консультация «Связная речь ребёнка. Развитие связной речи в процессе общения».

В консультации говорится о развитие речи детей в процессе общения и взаимодействия со взрослыми....

Логопедическая консультация. Развитие речи ребёнка 4-го года жизни. (Добрынина Э. Г. учитель логопед высшей категории)

Логопедическая консультация для родителей, чьи дети посещают логопункт  ДОУ. Рекомендуется для воспитателей средней возрастной  группы....

"Что делать, если ребёнок агрессивен?"

Рекомендации родителям по воспитанию ребёнка....

Консультация для родителей «Если ребёнок агрессивен?»

Материал интересен для воспитателей и родитерей...

Консультация " Почему ребёнок агрессивен?"

Какие виды агрессии бывает и что с этим делать...

Консультация для родителей: «Ребёнок и книга» консультация

Консультация для родителей: «Ребёнок и книга» консультация. ...