Формирование основ духовно-нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта "Радуга поведения"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Кротова Наталья Леонидовна

Проблема дисциплины у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raduga_povedeniya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа № 10 города Сызрани

городского округа Сызрань Самарской области

Формирование основ духовно-нравственного поведения

детей старшего дошкольного возраста

в рамках проекта «Радуга поведения»

                                                    Воспитатель структурного

                                                         подразделения, реализующего

                                                               общеобразовательные программы

                                                  дошкольного образования

                                                        Кротова Наталья Леонидовна

                                                                                         

 2013 г.

ПЛАН

1.  АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

2.  ЦЕЛЬ  ПРОЕКТА

3.  ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

4.  ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА

5.  ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

     I ЭТАП — ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ,

     II ЭТАП -  ОСНОВНОЙ,

     III ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

6.  СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

7.  ПРИЛОЖЕНИЕ

     

Актуальность проблемы

В настоящее время в обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, материальные ценности преобладают над духовно-нравственными. Происходит снижение многих показателей качества жизни современного детства в сфере психического, нравственного и духовного здоровья, критериями которого являются гармоничное и позитивное отношение ребенка к миру, субъективное психоэмоциональное благополучие, оптимистичная картина мира. Все это привело к искажению нравственного сознания  детей, к эмоциональной, волевой и духовной незрелости.

Нравственное развитие ребенка – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления  воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти свой процесс нравственного воспитания.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества, этот возраст является наиболее благоприятным для формирования основ духовно-нравственного развития ребенка.

Отмечу, что проблемы регуляции поведения детей в детском саду стоят очень остро. В группе часто происходят конфликтные ситуации, которые  характеризуются столкновением детских инициатив, когда каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения; дети не всегда могут договориться между собой, помочь друг другу; не умеют радовать окружающих хорошими поступками; не всегда обладают необходимой культурой общения; не выполняют установленные нормы и правила поведения. Проект «Радуга поведения» направлен на изменение данной ситуации.

Цель проекта

     Изучение аспектов социально-нравственного поведения ребенка.

Задачи проекта

  1. Формировать основы духовно-нравственного поведения ребенка; совершенствовать умение осознавать свое поведение, исправлять ошибки.
  2. Развивать интеллектуальные, познавательные и речевые способности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
  3. Вырабатывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
  4. Способствовать развитию волевых качеств: уметь ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели.
  5. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям; совершенствовать культуру общения.
  6. Побуждать к выражению своего отношения к окружающей действительности, формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.
  7. Создать условия для формирования самооценки своих поступков, адекватно оценивать поступки других людей.
  8. Обогащать словарь формулами словесной вежливости.
  9. Оформить выставку-стенд детских рисунков: «Цветные истории».

Характеристика проекта

Участники проекта: дети и родители подготовительной к школе группы.

Продолжительность проекта: 1,5 недели.

План реализации проекта

I. Подготовительный этап

   1. Определить  тему, цель, задачи, продумать содержание и результативность проекта.

 2. Изучить отношение родительской общественности к предлагаемой деятельности в рамках проекта (анкетирование) и возможностей   по поддержке образовательного процесса.

  3. Скоординировать действия педагогов и родителей по формированию у детей в детском саду и дома социально-нравственных качеств личности.

  1. Разработать методические материалы, изготовить  дидактические пособия, наглядный материал, подобрать необходимую литературу.

II . Основной этап

Мероприятие

Сроки

Содержание

1. Беседа «Мое поведение»

2. Мультимедийная презентация «Радуга»

3. Дидактическая игра

«Сортируй быстро»

4. Подвижная игра

«Не оставайся на полу»

1 день - «Красный»

(решительный)

Дать общую характеристику поведения детей группы

Уточнить представления о радуге и ее цветах  

Волевые качества, ограничение своих желаний

Волевые качества, дисциплинированность

1. НОД «Почему мы обижаем близких нам людей?»

2. Ролевая гимнастика

«Я хочу»

2 день-

«Оранжевый»

(добрый)

Уважительное отношение к окружающим

Культура общения

1. Этическая беседа «Самый дорогой на свете человек»

2. Проблемная ситуация «Мама пришла с работы»

3 день-

желтый

(отзывчивый)

Гуманное отношение к родным и близким

Эмоциональная отзывчивость, сопереживание

 1. НОД «Друг в беде не бросит»

2. Дидактическая игра

«Дружба дружбе рознь...»

4 день-

зеленый

(уравновешенный)

Дружеские взаимоотношения между детьми

Умение договариваться, помогать друг другу

1. Дидактическая игра

«Вежливые слова»

2. Сценка

«Ежели, вы вежливы...!»

5 день-

голубой

(вежливый)

Словесная вежливость

Речевой этикет

1. Сюжетно-ролевая игра

«Семья»

(«Катя подметает пол»)

2. Игра-импровизация

«Озорной двойник»

6 день-

синий

(настойчивый)

Выражение своего отношения к окружающей действительности

Умение спокойно отстаивать свое мнение

1.Рассматривание сюжетных картин «Друг и в радости, и в горе всегда рядом»

2.Заучивание стихотворения  С. Михалкова

«Хорошие товарищи»

7 день-

фиолетовый

(мудрый)

Самооценка своих поступков

Адекватная оценка поступков других людей

III, Заключительный этап

     Создать выставку-стенд детских рисунков «Цветные истории»: детям дается задание - дома, вместе с родителями, создать рисунок в определенном цвете в зависимости от содержания изображения, опираясь на опыт, полученный в ходе проекта. Например, если ребенок изображает доброго мальчика, который внимательно относится к своим близким, то рисунок изображается в оранжевом цвете и т. д. Цвет дня должен совпадать с нравственным качеством, изучаемым в тот день.

       Все рисунки детей воспитатель  располагает на стенд в виде цветов радуги, после чего проводится обсуждение рисунков и награждение победителей грамотами за 1, 2 и 3 место, остальным детям -поощрительные призы.

     В дальнейшем, дети могут самостоятельно обновлять стенд, добавляя новые рисунки, тем самым оценивая и анализируя свое поведение.

 

Список используемой литературы

  1.  Алябьева Е.А. " Нравственно – этические беседы с дошкольниками" – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2.  Богуславская Н.Е., Купина Н.А. "Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка)" – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2000.
  3.  Веракса Н.Е., Веракса А.Н. "Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений" – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
  4.  Семенака С.И. "Учимся сочуствовать, сопереживать. Коррекционно – развивающие занятия для детей 5-8 лет" – М.: АРКТИ, 2005.
  5.  Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П.., Нилова Т.А. "Азбука общения" – СПб,: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2002.
  6.  Яковлева Н.Г. «Психологическая помощь дошкольнику» – СПб.: Валери СПД, 2006.
  7.  Нищеева Н.В. «Разноцветные сказки» «Детство-пресс»- СПб-2004.
    8.   Поюсова Н.М.  «Цветовой игротренинг» - Речь/СПб-2007.

9.   «Социальная сеть работников образования: nsportal.ru»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме "Использование средств художественно-эстетического воспитания в формировании основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"

Проект направлен на формирование у дошкольников знаний и практических навыков безопасного поведения на железной дороге...

Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи» (в рамках реализации образовательной области ООП «Безопасность»)

Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельностиу детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи»(в рамках реализации образова...

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации региональной программы «Я живу на Самарской земле»

Цель: Создать условия для формирования  у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма в процессе духовно – нравственного воспитания ЗадачиОбучающие задачи:1.Формировать  у дош...

Театрализованная постановка сказки "Волк и семеро козлят". Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Театрализованная постановка по  сказке «Волк и семеро козлят» (но совсем на новый лад) подготовительная группа...

Обобщенный опыт работы:Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Среди многих знаний, которые нужны человеку, наука безопасности - одна из первых. Люди придумали эту науку, когда жили еще в пещерах. Чтобы защититься от диких зверей и холода, человек научился развод...

Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период, характеризующийся увеличением двигательной активности и совершенствованием физических возможностей ребенка. Все это в совокупности с чрезмерной любознательностью...