Гендерный подход в воспитании дошкольников
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Гапон Лариса Евгеньевна

    Все мы знаем, что мозг у мужчин и женщин с самого детства работает по-разному. С первых дней жизни процессы восприятия мира и анализ информации, очередность созревания психических функций у мальчиков и девочек различны.  В научной литературе много пишут о различиях между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональности, мотивации деятельности и поведения. 

    Исследования ученых в области психологии и социологии, подтвержденные наблюдениями родителей, воспитателей и педагогов свидетельствуют о том, что особенности половой принадлежности выявляются с самого раннего возраста. Уже в 7-8 месяцев дети начинают различать половую принадлежность «это- дядя, это - тетя». К году жизни, различия в психике мальчиков и девочек, достигает такого уровня, что это проявляется в такой сложной деятельности, как игра. А это значит, что у детей обозначаются пути развития мозга.

    Конечно же, ритм современной жизни диктует свои условия, общество меняется, но нужно помнить главное: мама – это дом и внутренний мир, папа – защитник и проводник в большом и порой опасном внешнем мир.

Как их понять?

      Воспитание мальчиков и девочек может быть таким разным, если мы заранее будем знать различия в психологии обоих полов. 

    Девочки обычно раньше начинают говорить, и все дальнейшее развитие психики происходит на фоне «оречевления». У мальчиков мышление развивается на наглядно образном уровне, т. е. они воспринимают информацию в основном зрительно через конкретный образ. Все выше сказанное касается познавательной сферы.
    У девочек лучше развит вербальный (связанный с речью) интеллект, у мальчиков – зрительно-пространственный. Как правило, девочки начинают говорить раньше, их словарный запас богаче, чем у мальчиков того же возраста. Девочки также охотнее проявляют внимание к людям и социальным ситуациям, но менее склонны вдумчиво исследовать устройство предметов и проявлять настойчивость в решении стоящей перед ними задачи. В играх девочки предпочитают предметы, сосредоточенные на небольшом пространстве, располагают их более аккуратно, стремятся извлечь максимум практической пользы. Пространство, содержащее предметы, представляющие интерес для мальчиков, практически не ограничено – поэтому они раньше и больше интересуются транспортом, техникой, дальними странами... Если девочка скорее соорудит из кубиков один дом, но зато со всеми деталями, важными для жизни, и непременно населит его жильцами, то мальчик охотнее выстроит целый город со сложными транспортными коммуникациями, ограничившись весьма условным обозначением строений и предметов, и лишь в последнюю очередь задастся вопросом, нужны ли в нем жители.

    Давайте обратим внимание в мотивационной и поведенческой сфере. Мальчики чаще всего ориентированы на успех и поэтому более агрессивны. Девочки нацелены на избегание неудачи, более гибки в отношениях. Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, потому что, в отличие от девочек, они реже раскрывают его на словах. Девочки способны проговорить свои эмоциональные ощущения и четко выразить свои потребности.

    Если посмотреть на игры мальчиков и девочек, то мы увидим, что девочкам не нужно большой территории, им достаточно небольшого места в группе или на улице, чтобы долгое время играть, например: в дочки-матери или в «больницу», где они очень серьезно лечат своих пациентов «кукол». Девочки лучше приспособляются к повседневной жизни, они аккуратнее, внимательнее, спокойнее мальчиков.

    Игра мальчиков рассчитана на освоение территории и исследование различных предметов. Если мы ограничиваем игровое пространство мальчиков, то они используют имеющуюся территорию по максимуму. Мальчики испытывают большую, чем девочки, потребность в движении. Правила игры, усвоенные мальчиками в детстве, определяют в дальнейшем их мужской характер.

    Дети, обычно, не присоединяются в игре к противоположной по полу группе, а лишь наблюдают со стороны. В общих играх, организованных воспитателем, мальчики обычно игнорируют девочек. С одной стороны, важно поощрять объединения девочек и мальчиков в играх, на занятиях и в повседневной жизни, с другой – важно учить детей взаимодействовать с представителями противоположного пола. В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и принять те характерные особенности, которыми обладают маленькие представители женского и мужского пола.

    Тенденции развития современного общества таковы, что особенности традиционно мужских и женских ролей все больше теряют свою специфичность. Так что, если дочка просит подарить ей набор машинок или инструментов – не отказывайте, возможно, у нее не меньше оснований, чем у мальчиков-ровесников, представлять себя в роли умелой автомобилистки.

    Конечно, все хорошо в меру: если вы замечаете, что интересы вашего ребенка сосредоточены преимущественно в тех областях, которые обычно осваивают дети противоположного пола, стоит попытаться сформировать для него круг общения и виды активности, вовлекающие его в «традиционные» для его пола игры или занятия.

     Разумеется, необходимо воспитывать в ребенке осознание принадлежности к определенному полу, учить соответствию особенностей поведения. Но каким образом, и в какие моменты это лучше делать? Часто о различиях между мальчиками и девочками взрослые заговаривают в негативной ситуации - когда хотят что-то запретить, пожурить, а то и высмеять ребенка, ведущего себя «не по правилам».

    В целом же можно напомнить, что наиболее продуктивный подход к воспитанию заключается в том, чтобы не пытаться «вложить» в ребенка готовые модели поведения и принудить его соответствовать определенным образам, а лишь создавать ему условия, в которых принятие тех или иных образцов будет его личным выбором, встречающим одобрение и поддержку окружающих. И в освоении гендерной роли, формировании мужественности или женственности, наша задача – показать ребенку примеры того, что мы считаем истинным в образе «настоящего мужчины» или «прекрасной дамы», и помочь перенять или выработать черты, которые позволят ему стать достойным представителем своего пола, достичь успеха на избранном им самим пути.

    Есть множество подходов в вопросах воспитания мальчиков и девочек. Однако специальные исследования показали, что родители чаще ругают мальчиков и более ласковы к девочкам. Почему же такое разное отношение нас, взрослых, к мальчикам и девочкам? Отчего такая разница? Не от того ли, что мы думаем, что мальчика нужно растить в большей строгости, чем девочку, чтобы вырос сильным, мужественным, выносливым, настоящим мужчиной? Но для полноценного психического развития – как девочки, так и мальчика – нужно тепло, забота, ласка, участие. Давно уже замечено: чем нежнее и заботливее родители, тем детство ребенка более радостное и эмоционально богатое.

 

Вывод. Заключение

 

    В результате мы можем рассматривать вопросы воспитания и обучения девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Воспитание детей с учетом гендерных особенностей задача сложная, но посильная. 

     Воспитание детей не должно замыкаться на одном ребенке, необходимо учитывать и его окружение и его отношение к этому окружению. Лишь тогда воспитание станет полноценным.

    Из выше сказанного можно заключить, что специфические различия между детьми разного пола определяются не только биологическими предпосылками.

Большая часть этих различий формируется или закрепляется уже в процессе воспитания, поскольку родители с первых дней сознательно или неосознанно растят своего малыша в соответствии со своими представлениями о том, каким должен быть будущий мужчина, какой – будущая женщина.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный подход к воспитанию дошкольников

          Общеизвестно, что в возрасте 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 3 до ...

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ

В процессе обучения важно учитывать, что девочки и мальчики воспринимают информацию по-разному....

Гендерный подход в воспитании дошкольников

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола....

Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях дошкольных образовательных учреждениях.

Сегодня активно обсуждаются возможности применения гендерного подхода для решения теоретических и практических задач воспитания дошкольников, рассматриваются модели гендерного воспитания мальчиков и д...

"Особенности развития мальчиков и девочек. Гендерный подход в воспитании дошкольника".

Чем отличаются в своем развитии мальчики и девочки, какие подходы выбрать родителям и педагогам?...

Консультация для педагогов "Гендерный подход в воспитании дошкольников".

В настоящее время одним из главных направлений  является личностно - ориентированный подход к каждому ребенку....