Главные вкладки

    Выступление из опыта работы "Формирование экономических представлений дошкольников посредством сказки"
    статья на тему

    Финк Ольга Николаевна

    Проблема формирования у детей дошкольного возраста экономических представлений актуальна на современном этапе. Новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений. Область экономической действительности – одна из жизненно важных областей, в которую ребенок «включается» с детских лет. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл den_innovatiki.docx20.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Управление образования администрации

    Старооскольского городского округа Белгородской области

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    детский сад общеразвивающего вида №45 «Росинка»

    ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

    НА ТЕМУ

     «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ

    ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  

    ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ»

               

                    Воспитатель 

                                                                 Финк Ольга Николаевна                    

    2013 год

    Проблема формирования у детей дошкольного возраста экономических представлений актуальна на современном этапе. Новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений. Область экономической действительности – одна из жизненно важных областей, в которую ребенок «включается» с детских лет.

    В процессе анализа работы по данной проблеме я обнаружила противоречие между необходимостью ознакомления дошкольников с азами экономики и отсутствием системы работы по формированию экономических представлений на основе сказки.

       Целью педагогической деятельности является повышение эффективности педагогического процесса по формированию у дошкольников экономических представлений.   Для достижения данной цели были определены следующие задачи (вы видите их на экране).

    Ведущая педагогическая идея работы заключается в выборе наиболее действенных и эффективных путей формирования у дошкольников экономических представлений. Из опыта своей работы считаю, что эффективным средством является сказка.

    Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Любая сказка «обучает» и «воспитывает», а значит, несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

       Работа по формированию экономических представлений посредством сказки охватывает все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок применял в игровой деятельности.

    На первом этапе работы я отобрала сказочные произведения разных видов (народные, авторские сказки), наиболее ценных с точки зрения экономического содержания.

       Следующий этап работы заключался в детальном анализе содержания сказок, вычленения в них экономических представлений (деньги, товар, доход и т.д.).

       Затем сказки были систематизированы с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и имеющегося у них личного опыта ориентирования в экономических вопросах.

       Народные сказки используются мною для ознакомления с экономическими представлениями (труд, производство, обмен и др.) и для воспитания таких «экономических» качеств личности: хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность и др. сказки являются неисчерпаемым источником не только для формирования экономических представлений, но и для развития нравственного потенциала личности ребенка. Нравственный аспект важнейший в сфере экономических отношений. С народными сказками знакомлю детей старшей группы.

       Авторские сказки значительно сложнее по содержанию и больше по объему. Их я использую в работе с детьми подготовительной группы. Авторские сказки могут быть рассмотрены, как мини-программа по ознакомлению детей с экономическими понятиями.

    Этапы работы со сказкой:

    1 этап – определялись вопросы экономической направленности, короткие диалоги, подбирались иллюстрации (картинки с изображением сказочных героев и их действий).

    2 этап – дети знакомятся со сказкой. Необходимо целостное восприятие произведения при первичном ознакомлении дошкольников.

    3 этап – дети осваивают «экономическое содержание сказки, овладевают умениями высказывать оценочные суждения о поступках героев с «экономических» позиций.

    4 этап – творческое применение экономических представлений в самостоятельной детской деятельности (игровой, трудовой, коммуникативной и др.)

    В процессе формирования у дошкольников экономических представлений использую методы, приемы и формы.

    Словесные методы – это чтение сказки с экономическим содержанием, рассказ от лица героев художественного произведения, рассуждения о поступках героев с экономических позиций.

    Важную роль играет метод наглядности. Использование иллюстраций повышает интерес к прочитанному, позволяет детям наиболее глубоко проникнуть в содержание и смысл сказки.

    И в народных и в авторских сказках экономическое содержание перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартное мышление.

    Логические и арифметические задачи, задачи-шутки с героями сказок оживляют путь познания сложных экономических представлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям. Творческие задания побуждают детей к сочинению сказок экономического содержания. Игры-драматизации дают возможность стать на позицию персонажа, проникнуться его эмоциями. Воспитывают интерес к экономическому миру, развивают внимание, мышление, воображение. Работа с экономическим словарем оказывает незаменимую помощь в концентрации внимания дошкольников, формирует словарь детей, дает объяснения многим непонятным экономическим явлениям.

    Рассмотрим группы сказок, ориентированных на освоение экономических представлений.

    - Сказки, раскрывающие потребности и возможности их удовлетворения. С их помощью у детей формируются представления о видах потребностей (материальные, духовные, социальные), дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с понятиями: потребности, возможности, долг, обязанность.

    - Сказки, отражающие труд людей. В процессе работы с данными сказками, дети уточняют и расширяют знания о видах труда (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний), выделяют цепочку трудовых действий, устанавливают связь между качеством материала и продуктом труда, самостоятельно выстраивают цепочку трудового процесса. Дети знакомятся с понятиями: награда, расплата, убытки.

    - Сказки, знакомящие с понятием «деньги», «доходы», «расходы», «выгода», экономическими представлениями о труде, распределении, обмене, производстве. Они формируют представление детей о достоинстве денег, воспитывают бережливость, трудолюбие.

    - Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.

    Большое значение имеет предметно – развивающая среда в формировании экономических представлений. Разнообразный наглядно-иллюстративный материал помогает лучше усвоить экономические понятия; частый гость у детей – кукла гном Эконом. Оформлена экономическая карта «бизнес леса», по которой дети с интересом путешествуют. Создана библиотечка «гнома Эконома», где помещены сказки с содержанием на экономические темы. Разработана экономическая игротека «В гостях у гнома Эконома», занимательный материал, тематические альбомы: «потребности человека», «герои сказок», оформлено «экономическое дерево», листочками которого являются слова экономического характера,

       Работа по формированию у дошкольников экономических представлений невозможна без участия родителей. Определены направления совместной деятельности педагога и родителей по данной проблеме:

    -информирование родителей о задачах и содержании работы по формированию экономических представлений (консультации, советы, памятки, рубрика «Юный экономист», рекомендации и др.).

    -участие семей в развлечениях, конкурсах обогащает семейный досуг, объединяет детей и взрослых в общих делах.

    -создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях.

    -привлечение детей к обсуждению семейного бюджета с целью воспитания рационального отношения к деньгам, развития умения считаться с потребностями и желаниями всех членов семьи.

    Результаты диагностики подтверждают, что сказка является эффективным средством формирования у дошкольников экономической компетентности первоначальных экономических представлений.                                                


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья из опыта работы "Общение с детьми посредством сказки"

    В статье представлены нетрадиционные подходы к работе со сказками в ДОУ....

    Тема педагогического опыта: «Социокультурное развитие старших дошкольников посредством детского фольклорного театра».

    Тема педагогического опыта: «Социокультурное развитие старших дошкольников посредством детского фольклорного театра».Актуальность и перспективность опыта. Для современного этапа развития системы дошко...

    Опыт работы по формированию элементарных математических представлений дошкольников посредством сказки.

    «Математика всегда остаётся для учеников работой», — утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Математика продолжает оставаться наиболее ...

    Проект на тему :"Экономическое воспитание детей посредством сказки".

    1.что такое экономическое воспитание.2.проблема экономического воспитания.3.сказка и дети.4.задачи проекта.5.принципы.6.новизна.7.работа с родителями....

    Агентство реальных дел, как метод формирования экономических представлений дошкольников.

    В целях обобщения и распространения передового опыта реализации ФГОС, мониторинга результативности деятельности инновационных площадок Российская академия образования организовала и провела семинара (...

    Проект Экономическое развитие дошкольников посредствам сказки

    Материал из опыта работы по экономическому воспитанию дошкольников...

    ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ: Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством организации театрализованной деятельности.

    "Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» Б.М. Теплов. Неоднократно доказано, что дошкольн...