Экскурсия в мини-музей "Русская изба"
занимательные факты (старшая группа) на тему

Ярдова Евгения Леонидовна

Экскурсия предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Включает в себя истории о быте и культуре славянских народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursiya_v_mini-muzey.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия в мини-музей «Русская изба»

Гостей мини-музея «Русская изба» встречает женщина в расписном платке с самоваром в руках:

В тереме расписном я живу,

К себе в избу всех гостей приглашу.

Я иду, иду, иду, самовар в руках несу!

Самовар в руках несу, прибауточки пою.

День добрый, детушки-касатушки! Проходите. Не стесняйтесь. Поудобнее располагайтесь. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило? Приготовьте ушки, глазки. Расскажу-ка я вам сказку.

Жили-были Кот и Воркот.

Ели они с одного стола,

В окошко смотрели с одного угла,

Гулять ходили с одного крыльца.

А не начать ли сказку с самого конца?

Это сказка докучная. Таких много на Руси знавали. А моя сказочка поинтересней будет! Всю правду вам расскажу, все секреты открою. Слушайте.

Катись, катись, яблочко наливное,
По расписному блюдечку.
Покажи мне города и поля,
Покажи мне леса и моря,
Покажи мне гор высоту и небес красоту,
Всю родимую Русь-матушку.

Среди полей, в окружении лесов, на холмистых берегах рек — древнейших водных дорог, стоят потемневшие от  времени величавые избы.

Глаголем, кошелем и брусом

Дом строили с резным крыльцом,

С обдуманным мужицким вкусом

И каждый со своим лицом.

В. Федотов

Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом-кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля.

Что значило построить дом? Возводя его, человек как бы отгораживался от большого пространства стенами, крышей, присваивал себе малую его часть. В устроение жилища человек стремился привнести порядок, образно осмыслить его, что значило отобразить, наполнить образами. Это делалось, чтобы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься.

Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть (крытый прямоугольный деревянный сруб с окнами, дверью, полом) — с землей, а подклет (подполье) — с подземным миром.

Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом.

Дом смотрел на мир окнами-очами. Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому так торжественно наряден был декор окон. Наличники с пышным навершьем выглядели как драгоценная оправа.

Давайте поднимемся на крыльцо. Оно словно приглашает войти в дом. На нем хозяева дома встречают дорогих гостей хлебом и солью, так выражая гостеприимство и пожелание благополучия. Пройдя через сени, попадаешь в мир домашней жизни.

В низенькой светелке с створчатым окном

Светится лампадка в сумраке ночном:

Слабый огонечек то совсем замрет,

То дрожащим светом стены обольет.

Новая светелка чисто прибрана:

В темноте белеет занавес окна;

Пол отструган гладко; ровен потолок;

Печка развальная стала в уголок.

По стенам – укладки с дедовском добром,

Узкая скамейка, крытая ковром,

Крашеные пяльцы с стулом раздвижным

И кровать резная с пологом цветным.

Л. Мей

Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои, печеного теста. Все здесь деревянное: потолок, гладко обтесанные стены, пристроенные к ним лавки, полати, обеденный стол, стоящий у окна, нехитрая домашняя утварь. Некрашеное дерево излучает мягкий приглушенно-золотистый цвет. Его природную красоту особенно остро чувствовал крестьянин. Но один предмет быта не был деревянным. Угадайте-ка, что это?

Наша барыня-сударыня

Толста и бела.

Щей да каши наварила,

Пирогов нам напекла.

Правильно, это печь.

Ой ты печка-сударыня,

Помоги нам, боярыня!

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатство неси.

В одном из задних углов избы и была расположена русская печь. Какую роль играла печь в жизни крестьянской семьи? Она была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. Печь кормила, спасала от холода, избавляла от хвори. А сколько сказок было рассказано детям на печи! Недаром говорится: «Печь краса — в доме чудеса!». Часто её расписывали яркими красками, изображали на нем птиц, зверей. Пространство около печи служило женской половиной.

Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки.

Люли, люди, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Сели гули на ели,

Разговоры завели.

Стали думать да гадать,

Чем Ванюшеньку питать.

Один гулька говорит:

  • Надо кашки сварить.
    Другой гуля говорит:
  • Надо Ваню накормить.
    Третий гуля говорит
  • Надо байки уложить,
    Побаюкать, покачать,
    Будет Ваня крепко спать.

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Интерьер избы — это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ. А что же еще было необходимо им для жизни? Давайте посмотрим вокруг и выполним соответствующие упражнения:

Что увидел я в деревне?

Видел я, как травы косят.

Раз, два, три, четыре —

Вот как дружно мы косили.

Движения прямыми руками вправо-влево с поворотом туловища.

Видел, как кладут стога,

А стога  — под облака.

Раз, два, три, четыре —

Наклонились, распрямились.

Наклоны туловища, подъемы на носки.

Вот колодец, там вода

И вкусна, и холодна.

Низко кланяется ей

Деревянный журавель.

Наклоны с касанием ладонями пола.

На пригорке мельница        

Кружится и вертится.        

Раз, два, три, четыре —        

Завертелись, закружились.

Кружимся вокруг себя.        

Испокон веков славилась наша земля искусством мастеров. Хороши изделия Хохломы, Гжели, Городецкой и Жостовской росписи. Весела и забавна Дымковская игрушка.

Вся женская половина русской деревни  пряла, ткала, вышивала, даря дивное узорочье всем на радость. Праздничные одежды, скатерти-столешники, края покрывал— подзоры, концы полотенец—все было украшено тканым или вышитым орнаментом. Начиная с 8—9 лет к рукоделию приобщались девочки, которые под присмотром матери постигали секреты женского ремесла, готовили приданое.

С давних времен сеют на нашей земле лен и ткут из него холст на ткацком станке. Небогатый гардероб был у наших предков. У крестьянок платье из века в век одно и то же — сарафан да рубаха.

История рубахи уходит корнями в седую древность. Рубаха издавна считалась главной формой одежды славянских и соседствующих с ними народов, как женщин, так и мужчин. От предков шла вера в магическую силу рубахи. Считалось, что если враги захватывали рубаху человека, то его судьба оказывалась в их руках. Поэтому важно было укрепить охранную силу рубахи, сделав тем самым ее хозяина неуязвимым. Недостаточно было произнести заклинание над нею, необходимо было материализовать пожелания добра, особенно в тех местах, которые представлялись наиболее уязвимыми и доступными для лиходея, и, прежде всего, в районе ворота рубахи. Ведь он охватывает шею, поддерживающую голову. И по вороту шли узоры, проникнутые особым смыслом. Важно было украсить рукава — ведь они прикрывали руки человека, которые созидают жизнь и добро. Существенно также было вдохнуть силу в подол рубахи — ведь он соприкасается с ногами человека, ведущими его по земле.

Девушке позволялось появляться на людях с непокрытой головой, а голова же замужней женщины должна была быть покрыта даже дома, а волосы — заплетены в две косы. По старинным поверьям, волосы обладали магической силой, через них можно было воздействовать на человека, потому и считалось, что их должно оберегать, прятать от чужого глаза.

На всю Русь славились павлово-посадские платки. В подмосковном городке Павловском Посаде до сих пор продолжается самобытная традиция ручной набойки платков и шалей. Главное достоинство этих изделий — в нарядности пышных и разнообразных узоров. Очень красивы узорные ручного вязания оренбургские пуховые платки, изготовлявшиеся на Урале начиная с XVII века. Некоторые из них — «паутинки» — удивляющие легкостью, красотой своих узоров и высочайшим мастерством исполнения, проходят сквозь обручальное кольцо.

Примером русского наряда может служить одеяние матрёшки. Давным-давно купцы-путешественники привезли в Москву из Японии фигурку добродушного лысого старичка. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фигурка открывалась, а внутри находилась еще одна, и так далее. Эта фигурка и послужила прообразом нашей матрешки. Первая русская матрешка состояла из восьми фигурок. Самая яркая, красивая матрешка — из Семенова. Семеновские мастера придали матрешке своеобразную форму. Она стройная, вытянутая; относительно тонкий верх резко переходит в утолщенный низ. На ее переднике всегда яркие букеты цветов. Выточенная из дерева фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове привлекает внимание яркой окраской и вызывает улыбку.

Мы матрешки, мы сестрички,
Мы толстушки-невелички.

Как пойдем плясать и петь —

Вам за нами не успеть.

А что же пели на русских гуляньях? Конечно же, частушки! Это коротенькие плясовые песенки. В разных местах народ называл их по-разному: «припевками», «вертушками», то есть скорой песенкой. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми». Вот так появилось новое название этим плясовым песенкам — частушки. Для пляски самое главное — ритм. Поэтому и в ладоши прихлопывают, когда частушки поют и «русскую» пляшут. Давайте и мы с вами споём.

Раздайся, народ,
Меня пляска берет;
Пойду  попляшу.

Себя людям покажу.

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

Как заринские ребята

Стали моде подражать.

Надели белые рубашки —

Шеи грязные видать.

Ой, подруженьки, беда!

Ребят поела мошкара.

Только те осталися,

Что дустом посыпалися.

Мы частушек много знаем

И хороших, и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

Не только частушками славился русский народ. Например, в преддверие Рождества большой популярностью пользовались колядки – коротенькие песенки-поздравления. Какие колядки вы знаете? За свои песенки колядовщики просили угощения. Если хозяева были щедрыми, их хвалили:

У доброго мужика

Родись рожь хороша:

Колоском густа,

Соломкой пуста!

А если хозяева скупились, их корили:

У скупого мужика

Родись рожь хороша:

Колоском пуста,

Соломкой густа!

На Святки пели веселые песни, проводили пляски, игры. Например:

Теперь игра — не развлеченье,

А с большим значением:

Чтоб был долог колосок,

Чтобы вырос лен высок.

Прыгайте как можно выше —

Можно прыгать выше крыши.

Некоторые обычаи носили шуточный характер.

Например, вот как отмечали наши предки Семёнов день в сентябре. С этого дня начинались засидки (посиделки), то есть работа
в избах при огне.  Считалось, коли на  Семенов день не убрали колосовые, - пропал урожай:  зерно выпало на землю. С Семена-дня начинали сушить и мять лен. С этого дня выкапывали картофель. На Семен-день хоронили мух и тараканов, зарывали в землю
блох и прочих насекомых, чтоб не водились в доме.

Похороны устраивали девушки. Вырезав из репы или моркови, тыквы или редьки маленькие гробики, в них сажали горсть пойманных мух, закрывали их и с шутливой торжественностью (а иногда с плачем и причитаниями) выносили из избы, чтобы предать земле. При этом во время выноса кто-нибудь должен был гнать мух из избы полотенцем и приговаривать: «Мухи вы мухи, Комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь». Во время обряда можно было услышать такую шуточную песенку:

Таракан дрова рубил,

Комар водушку носил,

В грязи ножки увозил.

Вошка парилася

Да ударилася

Ненароком —

Правым боком:

Ребро вывихнула,

Клопы подымали,

Животы надорвали.

А ещё играли в народную игру «Муха». На земле очерчивается круг. В центр вбивается кол, на него вешается кружок — «муха». Играющие встают за кругом и бросают палочки, кусочки дерева — стараются сбить «муху» с кола. У кола стоит караулыцик, который должен всякий раз, как «муха» сбита, снова вешать ее на кол. Когда играющие бросят все свои «снаряды», то бегут за ними, и кто, вернувшись, не успеет занять свое место, тот становится караульщиком у «мухи».

Вот так жил и веселился русский народ в старину!

Полна горница гостей,

Стало в горнице светлей!

Приходите к нам на пир,

Приглашаем целый мир!

Веселись, душа, играй,

Вовсе зла не поминай!

Приходите, кто с добром,

Мы всегда вас в гости ждем!

Гости  русской  избы  отвечают:

Живи, изба, здорово, живи богато!

Дай тебе, Боже, что и нам тоже:

Мерку жита, кусок сала,

Корзину яиц, да и этого мало.

Жить-поживать да добра наживать!

Без зла и без вихря, без всякого лиха,

Чтоб было тепло, чтоб было светло.

Чтоб свое водилось, да и нам хватило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в музей "Русской избы" в МКДОУ № 2

Экскурсия в МКДОУ № 2 «Солнышко»1 декабря 2016 года, дети подготовительной группы «Румяные щечки» посетили детский сад №2, где они попали в старинную «Русскую избу». Ребята, разгадывая загадки, познак...

Конспект экскурсии мини -музей "Русская изба"

Конспект  экскурсии мини -музей "Русская изба"...

Экскурсия в музей "Русская изба"

Цель: познакомить  детей с бытом русского народа....

Экскурсия в музей "Русская изба"

Конспект экскурсии в музей "Русская изба". О быте наших предков....