КОМПЛЕКСНО – ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА. «ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ». (2013-2014 г).
рабочая программа (младшая группа) на тему

Видуто Елена Алексеевна

Концептуальные идеи нашли свою основу из теории О.С. Газмана

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Видуто140.18 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНО – ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА.

«ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ  РЕБЕНКА В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ».

(2013-2014 г).

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа

 детский сад № 134

«Морячок» г. Брянска


Воспитатель первой квалификационной категории

Видуто Елена Алексеевна (стаж работы 5 лет)

                                                       

                                                                                               

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

АКТУАЛЬНОСТЬ КОМПЛЕКСНО ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ»: 

      В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта (ФГОС) по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. В первые пять лет жизни ребенка закладывается      эмоциональное отношение к жизни, людям и либо наличие, либо отсутствие символов к интеллектуальному развитию, оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мысли человека.

    Особенно важно знакомить ребенка со своеобразным «эмоциональным букварем», учить пользоваться им как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для понимания состояния других.

     Таким образом, на сегодняшний день осуществлять социально-коммуникативное  развитие дошкольников актуально и продуктивно.

     Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-коммуникативного развития дошкольников. 

ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА.

   В процессе педагогической деятельности можно отметить, что с каждым годом все больше проблем возникает с развитием у детей речи, навыков общения, поведенческих норм. Анализ детского поведения,  показывает, что воспитание  сегодня отстаёт от реальных потребностей общества, что диктует необходимость создания системы работы по социально-коммуникативному направлению, как с детьми, так и с родителями, а так же оснащения группы необходимым материалом.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

     Данная программа предполагает собой основные формы, приемы и методы педагогического воздействия в формировании социально – личностного развития ребенка в младшем возрасте. Так как, младший дошкольный возраст – это важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психологического развития. В это время закладывается фундамент к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром.

     ИЗ ИСТОРИИ:

      Концептуальные положения о педагогике поддержки были разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом и представлены им еще в октябре 1995 года на Всероссийской научно-практической конференции в докладе “Потери и обретения в воспитании после десяти лет перестройки. Предлагается рассматривать педагогическую поддержку как важнейший принцип личностно-ориентированной (гуманистической) системы воспитания. Этот принцип и отличает Педагогику свободы от Педагогики необходимости (насильственного формирования личности).

Исходя из теории О.С. Газмана, в воспитании и образовании дошкольников можно использовать 4 тактики педагогического воздействия на малые группы испытуемых: ТАКТИКА ПОМОЩИ, ЗАЩИТЫ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОДЕЙСВИЯ.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на  учебный  год

в первой младшей группе – с 2013- по 2014 год.

ТРИ ЭТАПА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

I  ЭТАП –  научно – познавательская деятельность

II ЭТАП - практико - ориентированная и образовательная деятельность

III ЭТАП – итоги и результаты

       Первый этап – изучение  по данной теме научных трудов современных педагогов педагогами  и родителями дошкольников на основе консультаций и изучения представленной наглядной информации.

      Второй этап  разработка, в соответствии с принципами педагогики поддержки план работы на год по социально – личностному развитию младшего дошкольника; выделить группы детей с проблемами личностного развития. Поиск наиболее подходящих методов и приемов педагогического воздействия. Апробирование и мониторинг первой младшей группы детского сада №134 «Морячок».

     Третий этап – состояние реализации проекта, подведение итогов.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ  КЦП

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание в первой младшей группе, в процессе обучения и воспитания, условий, способствующих позитивной социализации, развитию свободной личности  дошкольника.

Задачи для дошкольников:

  • обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;
  • воспитание интереса к окружающим людям;
  • развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и взрослыми людьми;
  • формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами и др.) ;
  • развитие у детей речевых средств общения, а так же творческих способностей и воображения в процессе игрового общения,

Задачи программы для педагога:

  • Воспитание в современном педагоге любви к ребенку, безусловного принятие его как личности, душевной теплоты, отзывчивости.
  • Формирование умения у педагога видеть и слышать, прощать, быть терпимым.
  • Формирования навыков диалогового общения с детьми, умение говорить по-товарищески, без панибратства, слушать и услышать.

Ожидаемый результат:

  • формирование внутренней потребности личности дошкольника  в непрерывном совершенствовании и реализации своих творческих возможностей;
  • развитие образовательной и воспитательной среды, способствующей эстетическому воспитанию личности и формированию ее ценностных ориентиров, обеспечение материальной базы;
  • создание банка научно-методических разработок по вопросам педагогики поддержки.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

I ЭТАП

2013 - 2014 учебный год.

НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. САМООБРАЗОВАНИЕ

ЦЕЛЬ:

Повышение уровня квалификации в вопросах поддержки дошкольников, поиск путей решения, задачи педагогической поддержки с учетом здоровьесберегающей технологии.

  • Обзор методической литературы по теме: «Педагогика поддержки», «Социально - коммуникативное развитие младших дошкольников»

Сентябрь

  1. КОНСУЛЬТАЦИЯ и ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ЦЕЛЬ: 

Включение каждого воспитателя в педагогический поиск по

проблеме педагогической поддержки детей в современном обществе.

  • Консультация «Педагогика поддержки – это…»

Октябрь

  • Тренинг «Поможем детям» (Применение тактик педагогической поддержки)

Ноябрь

  • Мониторинг                            целевой аудитории по выявлению      проблем    социального взаимодействия с  детьми.

Декабрь

  • Обсуждение проблемных ситуаций.
  • Обмен педагогическим опытом.

Январь

  1. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

ЦЕЛЬ: 

Ознакомление родителей в вопросах социально – коммуникативного развития младшего дошкольника.

  • Родительское собрание «Общение с детьми дома»

Ноябрь

  • Оформить стенд «Педагогика поддержки ребенка и процесса его развития в системе личностно-коммуникативного развития»

Ноябрь

  • Анкетирование родителей «Тип воспитания в семье».

Февраль

  • Индивидуальные консультации.

На протяжении всего года

II ЭТАП

2013-2014 учебный год.

Формы, методы  работы по социально – коммуникативному развитию детей  и приемы педагогического воздействия в 1 младшей группе  на учебный год.

     Апробация  1 младшей группы детского сада № 134 «Морячок».

2013 – 2014 г.

План работы на учебный год по социально – коммуникативному развитию детей 2-3 лет

Цели и задачи:

Ожидаемый результат:

I Кварта

Адаптация  детей к детскому саду.

«Детский сад», «Мои игрушки», «Моя семья»

Помощь детям в освоении условий детского сада. Знакомства с детским садом, как ближайшем социальным окружением ребенка (помещение и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушка и т.д). Развитие интереса к игровым действиям сверстников. Поощрение самостоятельно подбирать игрушки. Формирование семейной принадлежности.

Ребенок, адаптировавшийся к детскому саду, принимает для себя необходимость его посещения, эмоциональное состояние ребенка в норме. Ребенок может играть рядом, не мешая другим детям, подражать действиям сверстника. Знает имена членов семьи, эмоционально откликается на их появление.

II Квартал

«Я и воспитательница», «Я и мои друзья»

Формирование  у каждого ребенка уверенности в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Содействие накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками.

Имеет первичные представления о себе. Общается в диалоге с воспитателем. В самостоятельной игре сопровождает свои действия речью. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражая его действиям, принимает игровую задачу.

III Квартал

«Наша группа», «Наши игры и игрушки»

Побуждение играть  небольшими группами;

Формирование отрицательного отношения к грубости, жадности; развитие умения играть не ссорясь. Формирование умения обращаться за помощью, излагать свою просьбу спокойно, употребляя вежливые слова.

Ориентируется в помещениях группы и на территории участка детского сада. У ребенка сформированы необходимые умения и навыки для сюжетных действий и действий с предметами. Знакомство с элементарными правилами поведения  во время игр.

IV Квартал

«Девочки и мальчики»

Формирование гендерной принадлежности ребенка:

Развитие ценностного отношения к себе как к человеку соответствующего пола, формирование способности к самореализации богатства внутреннего мира, женского/мужского своеобразия.

Ребенок осознает свою гендерную принадлежность, элементарные отличия между мальчиками и девочками; употребляет в речи: «Я сам» или «Я сама».

Приоритетный выбор компаньона по игре, своего пола.

             ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

  • ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
  • РАБОТА С МАЛЫМИ ПОДГРУППАМИ
  • ГРУППОВАЯ РАБОТА

В целях оптимизации работы, разделить группу детей, в процессе педагогического наблюдения, на малые подгруппы, имеющие следующие проблемы:

  • 1. Проблемами, связанными с пониженным вниманием, трудностями в понимании учебного материала и т.д.;
  • 2. Поведенческими проблемами (неуправляемость, грубость, агрессивность и пр.);
  • 3. Эмоциональными и личностными проблемами (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность и т.п.);
  • 4. Проблемами общения (замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость и т.д.);

       Для детей имеющих подобные проблемы по социально – коммуникативному развитию применять тактики педагогической поддержки: помощь, защита, взаимодействие и содействие, опираясь на теорию О.С. Газмана.

ТАКТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ:

  • ПОМОЩЬ
  • ЗАЩИТА
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
  • СОДЕЙСТВИЕ

НОРМЫ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:

  • любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
  • приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески ( без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;
  • уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений; 
  • ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов; 
  • признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право "хочу" и "не хочу"); 
  • поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
  • умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;
  •  собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.

Методы и формы работы по социально – коммуникативному развитию детей 2-3 лет

Цель  и содержание метода по социально – коммуникативному развитию детей.

Материально – технические ресурсы

Игры  драматизации

 Игра-драматизация - может объединять в себе музыкальное движение, пение, игру на детских музыкальных инструментах, художественное слово, мимику и пантомиму, подчиняя их главной задаче - созданию художественного образа. 

Музыкальные инструменты, магнитофон с музыкальными записями; элементы костюмов; предметы  заместители.

Сюжетные действия

Развивать умение детей переводить жизненный опыт в условный план игры; формирование дружеских отношений, умения играть не ссорясь, находить путь решения конфликта.

 

Атрибуты для игры (посуда, кукольная мебель, куклы, машинки, конструктор и т. д).

Имитационные упражнения  на занятиях физкультурой, утренней и корригирующей зарядках, а так же в подвижных и пальчиковых играх.

Образно – игровые движения развивают способность к импровизации, слух, внимание, мышление, творческую фантазию и память, двигательную активность.

Маски, эмблемы, использование детской литературы со стихами и потешеками,  соответствующие возрасту детей.

Рассказ педагога и рассказы детей

 Цель беседы -познакомить детей с формами выражения просьбы, адресованной старшему незнакомому, старшему близкому, а также ровеснику в разных ситуациях: дома и в детском саду. Рассказы могут быть без наглядного сопровождения и с рассматриванием  альбомов, ситуативных картинок. Рассказы из личного наблюдения.

Создание альбомов, стендов:

«Наша группа», «Моя семья», «Игры в саду».

Использование ситуативных картинок.

Показ презентаций и мультфильмов

Современные средства помогают педагогу заинтересовать ребенка, преподать материал красочно и интересно.

Мультимедийное оборудование.

Психогимнастика

Психогимнастика – это специальные занятия, упражнения, этюды и игры, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка эмоционально – личностной сферы.

Задачей психогимнастики является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

Оснащение группы игровыми мягкими модулями.

Игровые тренинги

Цель метода: снятие психоэмоционального напряжения, ослабление негативных эмоций, снятие мышечного напряжения, формирование способности выражать эмоции.

Не требуют особенного оснащения или оборудования.

Сказкотерапия  

Сказочная песочная терапия, цели и задачи которой - гармонично развивать личность и решать проблемы психологического характера, используя различные методы.

Художественный песок, столик для экспериментирования.

III ЭТАП

Состояние реализации проекта, подведение итогов.

     Наиболее значительным результатом работы по I этапу реализации комплексно-целевой программы считаем работу всего педагогического коллектива по трансляции накопленного опыта и получения необходимой информации по проблеме педагогической поддержки. Ведутся разработки методической копилки и серии консультаций для родителей. 

      Каждый ребенок в течение дня стремится получить эмоциональную оценку взрослого – одобрение, похвалу, ласку. Ощутив любовь воспитателя, ребенок становится более уверенным и общительным и с удовольствием начинает подражать его действиям. Поэтому, я считаю особенно важным подавать пример детям через свои положительные действия в различных ситуациях, через культуру своего поведения и через культуру речи. То есть, живой и постоянный пример воспитателя, его искреннее участие в детских делах и проблемах – это важное условие успешного социально - эмоционального развития дошкольников и установления доброжелательных отношения их со сверстниками и взрослыми, а также их отношения к окружающему миру.

      Для меня, этот новый подход к данной проблеме, потребовал самостоятельного изучения и осмысления, глубокого анализа научно – методической литературы.

ИТОГ: Наличие теоретических представлений об условиях и принципах педагогической поддержки позволяет педагогу-воспитателю более обоснованно, точно и корректно осуществлять практические действия по оказанию помощи ребенку в проблемной ситуации. 

Цель и задачи достигались на основе реализации общеобразовательной программы дошкольного образования и нормативных документов:

  • Федеральный государственный стандарт
  • Закон Российской Федерации «Об образовании»
  • Конвенция о правах ребенка ООН
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
  • Программ «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,  М.А. Васильевой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей. М., 2005
  2. Еремеева В. Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. - Издательство: "Учебная литература", 2008. - 160 с.
  3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М:. Мозайка – Синтез, 2007 – 2010.
  4.  Буре Р.С. Социально – нравственное воспитание дошкольников: Методическое пособие. – М:. Мозайка – Синтез, 2011.
  5.  Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду: Методическое пособие. – М:. Мозайка – Синтез, 2006 – 2010.
  6. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности  в детском саду в первой младшей группе детского сада. Система работы: Методическое пособие. – М:. Мозайка – Синтез, 2007 – 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая предметно-пространственная среда в развитии социально-коммуникативных навыков детей раннего возраста

В презентации раскрыты принципы организации развивающей предметно-пространственной среды для развития социально-коммуникативных навыков детей раннего возраста на примере первой младшей группы, предста...

«Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста»

Данные игры можно использовать в работе со своими детьми. Благодаря игре процесс познания и развития становится ненавязчивым, интересным, а главное – более продуктивным. Дети с удовольствием включаютс...

Социально – коммуникативное развитие детей раннего возраста

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры ...

Подготовила воспитатель ГБДОУ №35 Колпинского района СПб Бяхова Е.А. Статья. «Психолого-педагогические основы социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»

Актуальность исследования определяет,  важнейшие задачи воспитания, формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в общ...

Формы поддержки и сопровождения социально-коммуникативного развития в раннем возрасте на примере общения и взаимодействия ребенка со взрослыми

Формы поддержки и сопровождения социально-коммуникативного развития в раннем возрасте на примере общения и взаимодействия ребенка со взрослыми...

Конспект занятия социально-коммуникативное в группе раннего возраста «Кошкин дом» (начальные основы пожарной безопасности).

Тема: «Пожарные». Образовательная область: «Познание».Интеграция областей: Коммуникация, Социализация, Восприятие художественной литературы, Физическая культура, Здоровье, Безо...