Методическая разработка " Развитие бытовых навыков у слепых детей"
методическая разработка на тему

Комарова Татьяна Николаевна

В данной работе систематизирован материал по развитию у детей бытовых навыков по возрастным этапам. Может быть использован родителями и педагогами групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование бытовых навыков у слепых и слабовидящих детей

   

                     

В среднестатистической семье самым важным местом в доме является кухня. Вся семья обычно собирается на кухне во время приготовления еды. Даже если площадь кухни невелика, все равно основные события в семье происходят именно там. И во время уборки со стола, и в перерывах между приемами пищи кто-нибудь обязательно находится на кухне. Это место, куда приходят поговорить, побыть вместе, почувствовать себя семьей. Поэтому зрячий ребенок очень быстро понимает, как хорошо находиться на кухне.

 

Опыт показывает, что для слепого ребенка кухня – не самое важное место в доме. Большинство детей с нарушением зрения выбирают в качестве самой важной комнаты в доме спальню, где и проводят в изоляции почти все свое время, начиная с раннего детства и на протяжении всех школьных лет, в стороне от домашних дел и лишенные общения с другими детьми.

 

Новоиспеченные родители слепого или слабовидящего ребенка оставляют его в спальне, потому что там безопасно. Позже по той же причине ребенка держат в игровом манеже. Тогда как кухня, со всей хранимой там утварью и кухонным оборудованием, не является безопасным местом для такого ребенка. Ребенок со сниженным зрением лишен возможности проводить время на кухне, в результате чего возникает пропасть между ним и его семьей.

Кухня должна рассматриваться как один из основных источников знаний для ребенка. Слепой/слабовидящий ребенок, более чем другие дети, нуждается в возможности играть и учиться на кухне, познавая множество кухонных запахов, текстур, звуков, выполняя самые простые задания.

 

Первым шагом на пути развития и обучения ребенка является знакомство с осязанием, вкусовыми ощущениями, звуками и запахами. Ребенок, лишенный этого опыта, перестает искать новые ощущения. Снижается любопытство ребенка, а вместе с ним и его познавательная мотивация. Противоположный эффект имеет обогащение ребенка новыми впечатлениями, особенно в безопасных и приятных домашних условиях. Чувство собственного достоинства ребенка возрастает, если он ощущает на себе ответственность активного члена семьи. Умение самостоятельно готовить, как и другие навыки, влияет на концепцию «собственного Я» ребенка, который становится более компетентным и уверенным в себе, благодаря чему достигает независимости во взрослой жизни.

 

Для маленького ребенка факт нарушения зрения соотносится с тем, каким образом его знакомят с основными бытовыми навыками и учат их выполнять. Каждый новый навык формируется на основе личного опыта и не может быть освоен исключительно в результате короткого наблюдения. Этот факт требует от родителей и учителей умения разбивать каждое задание на ряд элементов, выполнение которых постепенно приведет к усвоению навыка в целом.

Обучение бытовым навыкам, в основном навыкам поведения на кухне, происходит с помощью специальных методик и приспособлений, которые могут быть использованы в самостоятельной жизни и при выполнении домашних обязанностей в зависимости от возраста ребенка, состояния его здоровья, его эмоциональных и интеллектуальных возможностей.

Исходя из этого, в повседневной жизни родителям и учителям необходимо придерживаться следующих принципов и методических указаний:

1.        Слабовидящему/слепому ребенку потребуется больше времени для выполнения любого задания по сравнению с нормально видящим ребенком.

2.        Слабовидящему/слепому ребенку потребуется более подробная информация для того, чтобы выполнение задания не вызвало чувство страха, и он мог использовать осязательные, слуховые, обонятельные ощущения и сохранное зрение.

3.        Необходимо, чтобы родители и учителя слабовидящих/слепых детей установили простое обустройство и порядок в той среде, где проходит обучение и жизнь ребенка.

4.        Учебное помещение должно быть организовано таким образом, чтобы ребенок мог легко находить и доставать предметы, необходимые для выполнения заданий, и повторять эти действия самостоятельно.

 

5.        Система обозначения продуктов и контейнеров должна постоянно расширяться, чтобы ребенок мог четко определить предмет, который он ищет.

6.        Особое внимание следует уделять технике безопасности и мерам предосторожности, особенно когда ребенок зажигает огонь, режет продукты или наливает горячие жидкости.

7.        Важно в некоторых ситуациях поощрять ребенка обращаться за помощью к зрячим людям, например, в тех случаях, когда цветная, печатная информация или объект за пределами досягаемости являются решающими факторами для выполнения задания.

8.        Более яркое освещение или приглушенный свет будут иметь для человека решающее значение, если ее/его зрение может снижаться или улучшаться в различных условиях. Поэтому основной источник освещения в комнате должен регулироваться реостатом в зависимости от изменяющихся потребностей и ситуаций.  

9.        Фокусирование света: настольная лампа, напольный светильник, или любой другой осветительный прибор, должны состоять из подвижных сегментов, позволяющих менять угол освещения в зависимости от занятия.

10.        Лучше, чтобы освещение было дневным (желтым), а не белым флуоресцентным, которое создает слишком яркие и беспокоящие тени.

11.        Наиболее благоприятным является дневной свет. Но и солнечный свет должен приглушаться в те дни, когда солнце светит прямо в комнату.

12.        Важно, чтобы источник света находился за ребенком, для того чтобы избежать слепящего света в глаза, снижающего остроту зрения.

13.        Никогда не используйте рядом такие цвета, как красный, синий и зеленый, так как многие люди страдают различными нарушениями цветового восприятии, вплоть до полного дальтонизма, и могут воспринимать их как один темный цвет. Если между ними будет находиться какой-то другой, более яркий, цвет, увеличится вероятность того, что человек заметит разницу между ними.

14.        Использование контрастов может помочь человеку с нарушением зрения лучше ориентироваться в окружающей обстановке и распознавать предметы.  

15.        Наиболее доступным контрастным цветовым решением обстановки является соединение желтого и серого цветов.

В последующих главах подаются алгоритмы выполнения заданий, связанных с бытовыми навыками, включая навыки самообслуживания и личной гигиены, распознавание личных домашних принадлежностей, уборки и приготовления пищи. Приобретение бытовых навыков (бытовая деятельность) начинается в раннем детстве и длится на протяжении всей жизни.    

2 – 3 года:      

•        Позвольте ребенку изучить предназначение съемных и передвижных частей предметов. Например, поливайте цветы из разбрызгивателя, наливайте моющее средство в посуду, открывайте вместе консервные банки, помогайте ребенку зачерпывать мороженное, накрывать на стол перед едой.  

•        Начинайте вместе выполнять домашние обязанности:

o        Пусть ребенок раскладывает салфетки на столе.

o        Если есть кусочки разных продуктов, например, крабовые палочки для салата, просите ребенка дать их папе, сестре или еще кому-то.

•        Храните наиболее часто используемые кухонные приборы в таких местах, где ребенок может их легко достать, и просите его подать их Вам: например, принести сковороду, мерную чашу, столовые ложки и т.д.

•        Увеличьте количество новых вкусов и текстур.

•        Привлекайте ребенка к одному или нескольким этапам приготовления пищи или выпечки. Например, дайте ребенку ощутить мягкость муки, рассыпчатость сахарного песка, влажность масла, слизистость яиц и пощупать готовое тесто. Попробуйте на ощупь сырое тесто – липкое, как глина, – а потом сравните его по вкусу и температуре с готовой выпечкой.

 

3 – 4 года:        

Домашние дела:

•        Научите ребенка:

o        Складывать салфетки.

o        Приносить столовые приборы и посуду на стол.

o        Ставить тарелки на кухонный стол после еды.

o        Ссыпать остатки пищи с тарелок в мусорное ведро. Это важное первоначальное обучение методам поиска-изучения, необходимых для многих видов домашних дел.

•        Пусть ребенок помогает готовить еду:

o        Приносит масло, овощи, другие продукты.

o        Обрывает капустные листья.

o        Разводит порошок разными жидкостями, например какао, пудинги из пакетиков и т.п. Ребенку нужно будет проверять результаты размешивания с помощью пальцев. Пальцы для слепого ребенка являются самым важным инструментом, и он постепенно учится замещать зрение прикосновением.  

•        Используйте приготовление пищи и выпечки для ознакомления ребенка с временными отрезками.

o        Пеките вместе печенье.

o        Ждите, пока застынет пудинг.

o        Готовьте кубики льда.

o        Используйте таймер кухонной плиты для сообщения ребенку об отрезках времени. Адаптируйте кухонный таймер к нарушению зрения ребенка, увеличив деления минут с помощью лака для ногтей, клея или маркера.

Мудрые родители быстро понимают, что то, что может оказаться невкусным и неопрятным, – это важный шаг в обучении ребенка.

На третьем году жизни ребенок также начинает самостоятельно мыть руки. А помощь на кухне предоставляет ему множество возможностей это сделать.

 

4 – 5 лет:                                                                                                

Домашние дела:

•        Изучите с ребенком правильное расположение стола и помогите ему накрывать на стол.

•        Пусть ребенок раскладывает сыр на крекеры, мясо на хлеб.

•        Вместе намажьте ложкой варенье на хлеб. (Возможно, ребенок запачкается, но это подготовит его к последующим заданиям. Кроме того, это очень вкусно.)

•        Используйте навыки определения правой и левой сторон. Нож кладут с правой стороны тарелки. Ложку кладут слева. Чашку ставят спереди от ножа. Стул должен стоять за тарелкой.

•        Установите правила поведения за столом. Семья слабовидящего/слепого ребенка выиграет, если прием пищи будет проходить ежедневно в одно и тоже время и будут поддерживаться высокие требования к поведению за столом, поскольку это имеет большое значение для поведения в обществе. Хорошие манеры играют важную роль в дальнейшей социализации ребенка за пределами дома. Социально приемлемое поведение за столом и хорошие манеры – право каждого слепого ребенка. Они не появляются сами по себе – хорошим манерам и привычкам учат.

•        Постоянно используйте выражения «пожалуйста» и «спасибо».

•        Передавайте еду по кругу всем членам семьи, не обслуживайте одного только ребенка. Например, научите малыша брать одну булочку, а не ощупывать все булочки в хлебнице.

•        Подождите, пока ребенок попросит о помощи – не предупреждайте все его потребности.

•        Покажите ребенку вилку. Он должен уже хорошо уметь пользоваться ложкой.

•        При обучении использованию вилки определите ее предназначение и настаивайте на правильном ее применении, например, на том, что вилкой едят мясо и блинчики. Не позволяйте ребенку есть руками. Накалывающие движения (доставляющие ребенку удовольствие) повторяются до тех пор, пока он не научится держать вилку. Когда у ребенка будет больше опыта, нужно приучать его к более медленным, нерезким, ритмичным движениям вилкой. В этом возрасте ребенок будет использовать одну руку для нахождения небольшого кусочка пищи, а другой накалывать еду.  

 

5 – 6 лет:      

Домашние дела:

•        Увеличьте самостоятельность ребенка при выполнении вышеперечисленных заданий.

•        Пусть ребенок с Вашей помощью наливает жидкости в стаканы (пока ребенок маленький купите литровый термос или переливайте из большего сосуда в меньший).

•        Намазывайте вместе с малышом масло, мягкие сыры, джемы и варенье.

Правила поведения за столом:

•        Пусть ребенок ставит на стол свою еду. Тренируется набирать достаточное количество пищи в ложку.

•        Не давайте ребенку есть руками.

•        Используйте ложку и вилку. Не торопитесь. Дайте ребенку больше времени во время семейного приема пищи.

•        Сделайте ужин приятным семейным времяпрепровождением. Дайте ребенку время на развитие хороших манер приема пищи. (Слепому ребенку нужно больше времени, чтобы доесть свой ужин. Лишние 15 минут для каждого приема пищи окупятся сполна.)

•        Сопровождайте приготовление еды обсуждением происходящих изменений текстуры продуктов. Например: Печенье было мягким и стало твердеть, когда запекалось, потом остывало; при этом ощупывайте, лепите, нюхайте и пробуйте продукты, привлекая внимание ребенка к изменениям, которые с ними произошли. Приготовление пудинга и кубиков льда становится частью изучения ребенком основ наук. Позже попросите кого-то из членов семьи снова проделать это занятие и поговорить с ребенком о химических и физических свойствах веществ.

•        Начните выполнение несложных заданий по нарезанию продуктов: бананов, отварной моркови и т.д.

•        Ребенок может вытереть губкой, бумажным или матерчатым полотенцем разлитую жидкость. Держите инструменты для уборки в доступном месте. Ребенок учится находить губку, тряпку или отрывать бумажные полотенца от рулона. Вытирание может быть веселым занятием. При этом не стремитесь к идеальной чистоте, вы же не уборкой занимаетесь.

 

 

6 – 7 лет:      

Домашние дела:

•        Ребенок может самостоятельно накрывать на стол.

•        Пусть ребенок помогает готовить салат или овощи, например, нарезает кубиками морковку, чистит фасоль, отделяет соцветия цветной капусты, выжимает сок из апельсинов, лимонов, яблок.

•        Сделайте приготовление свежевыжатого апельсинового сока специальной обязанностью ребенка. Это хорошая возможность почувствовать себя нужным (а свежевыжатый сок действительно вкусный).

•        Продолжайте придерживаться правил поведения за столом.

•        Начните нарезать несложные продукты (отварные овощи, такие как картофель, морковь, спаржа, рубленое мясо).

•        Покажите ребенку, как готовится суп.

•        Продолжайте показывать ребенку всевозможные свойства, формы и текстуры продуктов питания.

•        Научите ребенка правильно вытирать стол. Начните с уборки хлебных крошек на небольшой поверхности.

o        Сметите крошки ладонью в одну сторону. Сметите все крошки со стола в ладонь или специальный совок и выбросите их в мусорное ведро. Потом покажите ребенку, как протирать стол тряпкой или губкой. Постепенно увеличивайте поверхность стола, которую вы вместе убираете.

•        Начните выбрасывать содержимое мусорного ведра или корзины в большой мусорный ящик или мусоропровод.

o        Предупреждайте ребенка о небольших предметах, выпавших из мусоропровода или ящика.

o        Поиск выпавших предметов предоставляет практическую, значимую возможность для развития методов поиска вещей. Методичные и эффективные сметающие поисковые движения формируются методом проб и ошибок в подобных заданиях.  

7 – 8 лет:      

Домашние дела:

•        Пусть ребенок:

o        Вытирает посуду;

o        Убирает посуду со стола;

o        Использует консервный ключ;

o        Готовит бутерброды;

o        Готовит напитки из замороженного сиропа;

o        Готовит коктейли.

Правила поведения за столом и формирование навыков есть непривычные продукты:

•        Двойной бутерброд с мясом или овощами – ребенок учится правильно держать сэндвич, так чтобы его содержимое не выпадало.

•        Стаканчики или брикеты мороженого – понятие о порции еды.

•        Макаронные изделия – чтобы научиться правильно есть длинную вермишель/спагетти ребенку нужно много тренироваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие полисенсорных навыков у детей средствами пластилинографии".

Методическая разработка "Развитие полисенсорных навыков средствами пластилинографии.Календарно-тематический план для работы с детьми 6-7 лет."...

Методическая разработка "Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"

Приобщение детей к вокальному искусству всегда актуально. Работа с детским ансамблем имеет свою специфику и ряд особенностей. Пение – основной вид музыкальной деятельности ребёнка. Моя музыкальн...

Методическая разработка "Развитие певческих навыков детей старшего дошкольновго возраста средствами ИКТ"

Методическая разработка предназначена для педагогов дошкольных учреждений. Представленные материалы могут быть использованы для развития певчекских навыков дошкольников.  Упражнения для раз...

Методическая разработка «Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста»

Описание становления навыков общения у детей раннего возраста со сверстниками и взрослыми. Принципы формирования навыков общения со сверстниками на первых этапах. Коммуникативные игры как средство раз...

Методическая разработка «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством театрализованной игры»

Данная методическая разработка включает в себя различные возможности использования театрализованных игр для развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Все предложенные варианты теа...

Методическая разработка «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ С ПОМОЩЬЮ КЕЙС - ТЕХНОЛОГИИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ»

В данной методической разработке мы хотим показать возможность использования кейс - технологии в работе с дошкольниками с нарушением слуха и речи 5 -7 лет при формировании экологической культуры и здо...

Методическая разработка "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий"

Методическая разработка "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий"...