«Искусство говорить с детьми»
консультация (младшая группа) на тему

Ухандеева Елена Васильевна

Консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад общеразвивающего вида №23 «Ромашка»

 Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

    «Искусство говорить с детьми»                                            (Консультация для воспитателей к семинару-практикуму № 2
по теме «Общение педагогов с детьми»)

 

Воспитатель II кв. категории разновозрастной группы (от 1,5 до 3 лет) «Весёлый улей» Ухандеева Е.В.

                                            

Бугульма

Январь2014г.

Искусство говорить с детьми

Как стать педагогом, востребованным сегодня детьми и обществом? Чем необходимо овладеть, чтобы добиться взаимопонимания и взаимодоверия с воспитанниками и коллегами?

Известно, что продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения педагогом технологией педагогического общения.

Анализ педагогической практики показывает, что многие серьезные затруднения в решении задач обучения и воспитания возникают из-за неумения педагога правильно организовать общение с детьми. Какие бы классификации методов обучения и воспитания ни предлагались, воздействие педагога на личность школьника осуществляется только через живое и непосредственное общение с воспитанниками.

Одним из слагаемых этого мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности. Сегодня активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, замещается взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагогов и воспитанников. Его основными параметрами являются взаимоотношение, взаимоприятие, поддержка, доверие.

Культура речи – владение языковыми нормами произношения, ударения и словоупотребления, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с его целью и содержанием.

От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Помня об этом, воспитатель должен считать своим профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.                                                                                                                                                                                    

Компоненты культуры речи педагога:

1. Грамотность построения фраз.

2. Грамотное произношение слов из обыденной жизни: правильное ударение в словах и исключение местных диалектов.

3. Простота и ясность изложения: немногословие.

4. Выразительность:

  • интонация и тональность;
  • темп речи, паузы;
  • динамика звучания голоса;
  • словарное богатство;
  • образность речи;
  • дикция.

5. Правильное использование специальной терминологии:

  • исключение режущих слух фразеологических оборотов;
  • исключение лишних слов.

Общение - это взаимодействие субъектов, в котором происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, умениями, являющееся необходимым условием развития и формирования личностей и групп. Общение удовлетворяет особую потребность человека в контактах с другими людьми.

 В педагогическом общении присутствуют оба вида общения. Когда педагог ведет объяснение нового материала, он включен в социально-ориентированное общение, если он работает с воспитанником один на один, то общение личностно ориентировано.

Таким образом, педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и воспитанниками, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Педагогическая система «воспитатель-воспитанник» в этом случае рассматривается как определенная культурная общность, в которой большая роль отводится выполнению социально одобряемых норм поведения: уважительного отношения к человеку, доброжелательности, общительности.

При общении с воспитанником рекомендуется следовать следующим  принципам:

  • принимать ребенка таким, каков он есть;
  • помнить, что каждый человек самобытен;
  • верить в способности воспитанников
  • стимулировать их творческую активность;
  • уважать личность детей, создавать ситуацию успеха для каждого;
  • не унижать достоинства ребёнка;
  • не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;
  • помнить, что любой может ошибаться;
  • не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.

В процессе осуществления непосредственного общения педагога с воспитанниками нередко возникают некие психологические «барьеры», которые мешают общению и отрицательно сказываются на общем ходе занятия, самочувствии педагога и воспитанников. Как правило, они возникают незаметно, и первое время могут не осознаваться воспитателем. Зато школьники воспринимают их сразу. И если «барьер» закрепляется, то и сам педагог начинает чувствовать дискомфорт, тревогу, испытывать нервозность. Если это состояние становится устойчивым, то оно мешает педагогическому контакту с детьми и в конечном итоге сказывается на характере педагога - формируется так называемый неверный педагогический характер. В этой связи во многих случаях следует искать не новые методы обучения и воспитания, а надежное коммуникативное обеспечение уже известной методики, поскольку за структурой воспитательного мероприятия всегда ощущается его коммуникативная партитура.

Для эффективного общения человеку необходимы следующие качества личности: доброжелательность, внимательность, общительность, уверенность в себе, терпение, активность.

Для того чтобы общение было эффективным, необходимо соблюдать правила общения:

  • надо быть уверенным в себе, занимать активную позицию;
  • принимать собеседника таким, какой он есть;
  • учитывать особенности собеседника, в том числе возрастные;
  • быть открытым, искренним собеседником;
  • необходимо уважать собеседника, его права, мысли, чувства, быть к нему внимательным;
  • необходимо   настроиться   на   разговор,    иметь   положительные намерения, создать атмосферу доверия (можно использовать для этого улыбку, позитивные жесты, вежливые слова);
  • при   необходимости   надо   создать   благоприятные   условия   для общения (освещение, дистанция);
  • надо смотреть на собеседника, наблюдать за самочувствием партнера во время разговора, за его невербальными реакциями;
  • надо уметь слушать, постараться услышать все сообщение целиком, дать собеседнику обратную связь о том, что вы его слышите и понимаете; использовать   уточнения,   повторение,   визуальный   контакт.   Слушание требует сознательного усилия и концентрации внимания.
  • необходимо попытаться встать на точку зрения собеседника, на его позицию, понять его мысли, намерения;
  • надо    дать    высказаться    собеседнику,    не    перебивать,    быть терпеливым, спокойным;
  • говорить надо от первого лица, сообщать о своих мыслях, чувствах (я - сообщение);
  • речь должна быть ясная, четкая, грамотная, выразительная;
  • поза, мимика, жесты должны подкреплять слова;
  • в ходе разговора необходимо быть ответственным, т.е. слушая и высказываясь сами, мы берем ответственность на себя за сообщение;
  • разговор надо довести до конца.

Дополняют речь, эмоционально влияют на воспитанников, передают чувства и переживания педагога невербальные средства (взгляд, мимика лица, движение рук).

Невербальное поведение педагога связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения.

  • Роль мимики в передаче информации

Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемые состояния, отношения. Исследования показали, что если лицо педагога неподвижно - теряется до 10-15% информации.

  • Выразительность пластики тела

Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, «окаменелости» (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками).

Коммуникативные возможности педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности воспитанников находят выражение в стиле педагогического общения. Будучи категорией социально и нравственно насыщенной, стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру педагога и его профессионализм.

Характеристику типичных стилей общения дал психолог А.А. Кан-Калик. Он выделяет:

  • общение на основе увлеченности совместной деятельностью, предполагающее содружество, заинтересованность, сотворчество;
  • общение на основе дружеского расположения, при котором важна мера, целесообразность дружественности.

Это – стили гуманистически направленного общения. Они создают ситуацию комфортности, способствуют развитию и проявлению индивидуальности детей. В системе взаимоотношений «воспитатель-воспитанник» А.А. Кан-Калик выделяет также стиль общения-дистанции. Для педагога важно уметь устанавливать дистанцию, избегать фамильярности в общении, но и не отгораживаться от детей.

В реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения. Как показали исследования, они оказываются иногда достаточно эффективными, особенно при работе с классами и отдельными воспитанниками относительно низкого уровня социально-психологического и личностного развития. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия.

Искусство общения во многом определяет профессиональные успехи и обусловлено развитием у педагога комплекса умений:

  • умения управлять своим поведением, чувствами;
  • умения наблюдать, переключать внимание, понимать душевное состояние другого человека;
  • умения «читать по лицу», устанавливать вербальный и невербальный контакт с детьми.

Известно, что на воспитанника оказывают влияние не только знания педагога, но и сама его личность, качества его души. Более того, исследования показывают, что роль воспитателя как источника информации снижается из года в год. Влияние же личности не только не снижается, а, напротив, возрастает. Поэтому в структуре личности педагога наибольшее значение приобретают его ценностные ориентации, в частности: являются ли воспитанники, с которыми он имеет дело, ценностью для него (их интересы, склонности, способности, их гражданская, профессиональная, личная судьба); является ли для него ценностью профессия, средствами которой он служит обществу, и возможность совершенствоваться в ней.

Все перечисленное выше определяет коммуникативную культуру педагога, которая, в свою очередь, является  основой профессионально педагогической культуры

Таким образом, своеобразным заключением обсуждения вопросов коммуникативной культуры педагогов могут быть рекомендации, данные в книге Барбель и Хайнц Швальбе «Личность, карьера, успех» «Каждый строит свой собственный мир, но при этом следует учитывать, что и другие строят его. Свои права легче отстаивать перед другими, когда хорошо знаешь свои обязанности. Вы счастливы, когда Вас понимают. Не забывайте, что и другие имеют право на это. Тот, кто обладает внутренней свободой, вправе делиться ею с окружающими».



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад общеразвивающего вида №23 «Ромашка»

 Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

    «Искусство говорить с детьми»                                            (Консультация для воспитателей к семинару-практикуму № 2
по теме «Общение педагогов с детьми»)

 

Воспитатель II кв. категории разновозрастной группы (от 1,5 до 3 лет) «Весёлый улей» Ухандеева Е.В.

                                            

Бугульма

Январь2014г.

Искусство говорить с детьми

Как стать педагогом, востребованным сегодня детьми и обществом? Чем необходимо овладеть, чтобы добиться взаимопонимания и взаимодоверия с воспитанниками и коллегами?

Известно, что продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения педагогом технологией педагогического общения.

Анализ педагогической практики показывает, что многие серьезные затруднения в решении задач обучения и воспитания возникают из-за неумения педагога правильно организовать общение с детьми. Какие бы классификации методов обучения и воспитания ни предлагались, воздействие педагога на личность школьника осуществляется только через живое и непосредственное общение с воспитанниками.

Одним из слагаемых этого мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности. Сегодня активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, замещается взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагогов и воспитанников. Его основными параметрами являются взаимоотношение, взаимоприятие, поддержка, доверие.

Культура речи – владение языковыми нормами произношения, ударения и словоупотребления, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с его целью и содержанием.

От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Помня об этом, воспитатель должен считать своим профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.                                                                                                                                                                                    

Компоненты культуры речи педагога:

1. Грамотность построения фраз.

2. Грамотное произношение слов из обыденной жизни: правильное ударение в словах и исключение местных диалектов.

3. Простота и ясность изложения: немногословие.

4. Выразительность:

  • интонация и тональность;
  • темп речи, паузы;
  • динамика звучания голоса;
  • словарное богатство;
  • образность речи;
  • дикция.

5. Правильное использование специальной терминологии:

  • исключение режущих слух фразеологических оборотов;
  • исключение лишних слов.

Общение - это взаимодействие субъектов, в котором происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, умениями, являющееся необходимым условием развития и формирования личностей и групп. Общение удовлетворяет особую потребность человека в контактах с другими людьми.

 В педагогическом общении присутствуют оба вида общения. Когда педагог ведет объяснение нового материала, он включен в социально-ориентированное общение, если он работает с воспитанником один на один, то общение личностно ориентировано.

Таким образом, педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и воспитанниками, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Педагогическая система «воспитатель-воспитанник» в этом случае рассматривается как определенная культурная общность, в которой большая роль отводится выполнению социально одобряемых норм поведения: уважительного отношения к человеку, доброжелательности, общительности.

При общении с воспитанником рекомендуется следовать следующим  принципам:

  • принимать ребенка таким, каков он есть;
  • помнить, что каждый человек самобытен;
  • верить в способности воспитанников
  • стимулировать их творческую активность;
  • уважать личность детей, создавать ситуацию успеха для каждого;
  • не унижать достоинства ребёнка;
  • не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;
  • помнить, что любой может ошибаться;
  • не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.

В процессе осуществления непосредственного общения педагога с воспитанниками нередко возникают некие психологические «барьеры», которые мешают общению и отрицательно сказываются на общем ходе занятия, самочувствии педагога и воспитанников. Как правило, они возникают незаметно, и первое время могут не осознаваться воспитателем. Зато школьники воспринимают их сразу. И если «барьер» закрепляется, то и сам педагог начинает чувствовать дискомфорт, тревогу, испытывать нервозность. Если это состояние становится устойчивым, то оно мешает педагогическому контакту с детьми и в конечном итоге сказывается на характере педагога - формируется так называемый неверный педагогический характер. В этой связи во многих случаях следует искать не новые методы обучения и воспитания, а надежное коммуникативное обеспечение уже известной методики, поскольку за структурой воспитательного мероприятия всегда ощущается его коммуникативная партитура.

Для эффективного общения человеку необходимы следующие качества личности: доброжелательность, внимательность, общительность, уверенность в себе, терпение, активность.

Для того чтобы общение было эффективным, необходимо соблюдать правила общения:

  • надо быть уверенным в себе, занимать активную позицию;
  • принимать собеседника таким, какой он есть;
  • учитывать особенности собеседника, в том числе возрастные;
  • быть открытым, искренним собеседником;
  • необходимо уважать собеседника, его права, мысли, чувства, быть к нему внимательным;
  • необходимо   настроиться   на   разговор,    иметь   положительные намерения, создать атмосферу доверия (можно использовать для этого улыбку, позитивные жесты, вежливые слова);
  • при   необходимости   надо   создать   благоприятные   условия   для общения (освещение, дистанция);
  • надо смотреть на собеседника, наблюдать за самочувствием партнера во время разговора, за его невербальными реакциями;
  • надо уметь слушать, постараться услышать все сообщение целиком, дать собеседнику обратную связь о том, что вы его слышите и понимаете; использовать   уточнения,   повторение,   визуальный   контакт.   Слушание требует сознательного усилия и концентрации внимания.
  • необходимо попытаться встать на точку зрения собеседника, на его позицию, понять его мысли, намерения;
  • надо    дать    высказаться    собеседнику,    не    перебивать,    быть терпеливым, спокойным;
  • говорить надо от первого лица, сообщать о своих мыслях, чувствах (я - сообщение);
  • речь должна быть ясная, четкая, грамотная, выразительная;
  • поза, мимика, жесты должны подкреплять слова;
  • в ходе разговора необходимо быть ответственным, т.е. слушая и высказываясь сами, мы берем ответственность на себя за сообщение;
  • разговор надо довести до конца.

Дополняют речь, эмоционально влияют на воспитанников, передают чувства и переживания педагога невербальные средства (взгляд, мимика лица, движение рук).

Невербальное поведение педагога связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения.

  • Роль мимики в передаче информации

Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемые состояния, отношения. Исследования показали, что если лицо педагога неподвижно - теряется до 10-15% информации.

  • Выразительность пластики тела

Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, «окаменелости» (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками).

Коммуникативные возможности педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности воспитанников находят выражение в стиле педагогического общения. Будучи категорией социально и нравственно насыщенной, стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру педагога и его профессионализм.

Характеристику типичных стилей общения дал психолог А.А. Кан-Калик. Он выделяет:

  • общение на основе увлеченности совместной деятельностью, предполагающее содружество, заинтересованность, сотворчество;
  • общение на основе дружеского расположения, при котором важна мера, целесообразность дружественности.

Это – стили гуманистически направленного общения. Они создают ситуацию комфортности, способствуют развитию и проявлению индивидуальности детей. В системе взаимоотношений «воспитатель-воспитанник» А.А. Кан-Калик выделяет также стиль общения-дистанции. Для педагога важно уметь устанавливать дистанцию, избегать фамильярности в общении, но и не отгораживаться от детей.

В реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения. Как показали исследования, они оказываются иногда достаточно эффективными, особенно при работе с классами и отдельными воспитанниками относительно низкого уровня социально-психологического и личностного развития. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия.

Искусство общения во многом определяет профессиональные успехи и обусловлено развитием у педагога комплекса умений:

  • умения управлять своим поведением, чувствами;
  • умения наблюдать, переключать внимание, понимать душевное состояние другого человека;
  • умения «читать по лицу», устанавливать вербальный и невербальный контакт с детьми.

Известно, что на воспитанника оказывают влияние не только знания педагога, но и сама его личность, качества его души. Более того, исследования показывают, что роль воспитателя как источника информации снижается из года в год. Влияние же личности не только не снижается, а, напротив, возрастает. Поэтому в структуре личности педагога наибольшее значение приобретают его ценностные ориентации, в частности: являются ли воспитанники, с которыми он имеет дело, ценностью для него (их интересы, склонности, способности, их гражданская, профессиональная, личная судьба); является ли для него ценностью профессия, средствами которой он служит обществу, и возможность совершенствоваться в ней.

Все перечисленное выше определяет коммуникативную культуру педагога, которая, в свою очередь, является  основой профессионально педагогической культуры

Таким образом, своеобразным заключением обсуждения вопросов коммуникативной культуры педагогов могут быть рекомендации, данные в книге Барбель и Хайнц Швальбе «Личность, карьера, успех» «Каждый строит свой собственный мир, но при этом следует учитывать, что и другие строят его. Свои права легче отстаивать перед другими, когда хорошо знаешь свои обязанности. Вы счастливы, когда Вас понимают. Не забывайте, что и другие имеют право на это. Тот, кто обладает внутренней свободой, вправе делиться ею с окружающими».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Искусство говорить с детьми"

Задача педагогов в области развития речи детей - помочь им в освоении разговорной речи, упражнять детей в правильном использовании освоенных грамматических форм». Речи следует учить прежде всего путем...

Памятка для родителей "Искусство говорить с детьми"

Одним из слагаемых современной жизни взрослого является культура его речи. Ребенок усваивает речь так называемым «материнским способом», подражая взрослым. Эта памятка поможет взрослому найти общий яз...

консультация для воспитателей «Искусство говорить с детьми»

Консультация о том, какими языковыми нормами должен владеть воспитатель....

консультация для воспитателей «Искусство говорить с детьми»

Консультация о том, какими языковыми нормами должен владеть воспитатель....

Искусство говорить с детьми

Презентация для воспитателей подготовленная к педагогическому совету....

Методические рекомендации "Искусство говорить с детьми"

Культура речи педагога в общении с детьми....