"Роль малых фольклорных жанров в воспитании навыков самоообслуживания у детей третьего года жизни"
консультация (младшая группа) на тему

ЦЕЛЬ: воспитывать навыки самообслуживания у детей, используя малые фольклорные формы (песенки, потешки, пестушки). Развивать память, наблюдательность, навыки связной речи детей.

ЗАДАЧА: разучивая малые произведения фольклора, расширять представления детей об одежде, назначении вещей.

ИДЕЯ: активная деятельность детей.

В воспитательно-образовательном процессе детского сада особую роль играют народные песенки, потешки, пестушки. Они развлекают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение, тем самым благотворно влияют на общение взрослого с ребенком, поскольку они создают положительный эмоциональный фон. Ненавязчиво, без грубого дидактизма песенки или потешки учат ребенка тому, чего от него ожидают. В работе с малышами большое внимание приходится уделять формированию навыков самообслуживания. Конечно, роль родителей в этом деле не малая, если не сказать, основная. Но ребенок пришел в детский сад, и  с ним работает воспитатель. Практика показывает, что работу по воспитанию навыков следует начинать с первого дня пребывания ребенка в группе. Покажу на некоторых примерах, как помогают в этом деле малые фольклорные формы.

В первые дни, когда выводили детей на прогулку, показывали им, в какой последовательности надо одеваться. Малыши любят, когда во время одевания с ними разговаривают. А ведь индивидуально-речевое общение с ребенком не только активизирует его словарь, но и воспитывает необходимые навыки. Обращаю внимание на погоду: солнечный денек-пора гулять! Но сначала одеться! Пора, но в первый раз всё кажется таким трудным! А вот с потешками легче и веселее:

                                                           Вот они, сапожки:

                                                           Этот-с левой ножки,

                                                           Этот-с правой ножки...

Для малышей очень важна похвала в нужный момент. Рома никак не может одеть свитер. А когда он сам, наконец, натягивает его, я отмечаю:"Рома сегодня сам надел свитер, какой он сегодня молодец. Молодец-огурец!" После этих слов мальчик начинает стараться ещё больше, ведь малыши очень чувствительны к доброму отношению к себе взрослых.

Малыши быстрее усваивают навыки одевания на примере других детей. Учитывая это, предлагаю детям помогать друг другу, особенно младшим, сама говорю:

                                                           Завяжи потуже шарф-

                                                           Буду делать снежный шар.

                                                           Я шар покачу - гулять хочу.

Чтобы вызвать у ребенка желание обуваться, одеваться, малыша хвалю:              

                                                           Кто у нас хороший?

                                                           Кто у нас пригожий?

                                                           Женечка хороший,

                                                           Женечка пригожий.

Эти слова ребёнка взбадривают. Малыш доволен: он хороший, умеет одеваться.

Иногда можно и поторопить детей:"солнышко заглядывает к нам в окошко, улыбается, ждёт нас на улице, торопит одеваться"...Детям очень нравится, когда в стишке упоминается его имя:

                                                           Наша Маша маленька,

                                                           На ней шубка аленька.

                                                           Опушка бобровая,

                                                           Маша чернобровая.

Или:  Шапка и шубка - вот и Мишутка.

Очень сложно научить малыша умываться, пользоваться полотенцем. Он не боится воды, просто не умеет умываться: подставит руки под струю и держит. Подготовку к умыванию начинаю заранее: дети засучивают рукава как показываю, приговаривая:                   

                                                              Руки надо чисто мыть,

                                                              Рукава нельзя мочить.      или

                                                                      

                                                               Кто рукавчик не засучит,

                                                               Тот водички не получит.

Дети быстро запоминают слова и потом уже сами повторяют их. А еще им очень нравится потешка:

                                                           Водичка, водичка,

                                                           Умой моё личико.

                                                           Чтобы глазки блестели,

                                                          Чтобы щёчки краснели,

                                                           Чтоб смеялся роток,

                                                           Чтоб кусался зубок.

В игровом уголке группы у нас есть умывальник, повесили полотенце. Наблюдая за играми детей, можно увидеть, как они учат кукол умываться и вытираться, и делают это правильно.

Ответственным моментом в режиме дня является кормление. Обычно малыши если и умеют есть самостоятельно, то неаккуратно, крошат хлеб, обливаются. Можно сказать:

                                                           Уж ты ешь, не кроши,

                                                           Больше хлеба не проси...

Катюша с неохотой ест кашу, и на этот случай на помощь сможет придти потешка:

                                                           Умница, Катенька,

                                                           Ешь кашу сладеньку,

                                                           Вкусную, пушистую,

                                                           Мягкую, душистую.

Результат: ребёнок ест кашу.

Постепенно дети овладевают основными навыками самообслуживания, у них развивается память, речь. Но моя работа на этом не заканчивается. Требования к малышам постепенно усложняются. При этом надо придерживаться правила: всё, что ребёнок может сделать сам, это надо требовать от него.          

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_malykh_folklornykh_zhanrov_v_vospitanii.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

        "РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ В ВОСПИТАНИИ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ"

ЦЕЛЬ: воспитывать навыки самообслуживания у детей, используя малые фольклорные формы (песенки, потешки, пестушки). Развивать память, наблюдательность, навыки связной речи детей.

ЗАДАЧА: разучивая малые произведения фольклора, расширять представления детей об одежде, назначении вещей.

ИДЕЯ: активная деятельность детей.

В воспитательно-образовательном процессе детского сада особую роль играют народные песенки, потешки, пестушки. Они развлекают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение, тем самым благотворно влияют на общение взрослого с ребенком, поскольку они создают положительный эмоциональный фон. Ненавязчиво, без грубого дидактизма песенки или потешки учат ребенка тому, чего от него ожидают. В работе с малышами большое внимание приходится уделять формированию навыков самообслуживания. Конечно, роль родителей в этом деле не малая, если не сказать, основная. Но ребенок пришел в детский сад, и  с ним работает воспитатель. Практика показывает, что работу по воспитанию навыков следует начинать с первого дня пребывания ребенка в группе. Покажу на некоторых примерах, как помогают в этом деле малые фольклорные формы.

В первые дни, когда выводили детей на прогулку, показывали им, в какой последовательности надо одеваться. Малыши любят, когда во время одевания с ними разговаривают. А ведь индивидуально-речевое общение с ребенком не только активизирует его словарь, но и воспитывает необходимые навыки. Обращаю внимание на погоду: солнечный денек-

пора гулять! Но сначала одеться! Пора, но в первый раз всё кажется таким трудным! А вот с потешками легче и веселее:

                                        Вот они, сапожки:

                                        Этот-с левой ножки,

                                        Этот-с правой ножки...

Для малышей очень важна похвала в нужный момент. Рома никак не может одеть свитер. А когда он сам, наконец, натягивает его, я отмечаю:"Рома сегодня сам надел свитер, какой он сегодня молодец. Молодец-огурец!" После этих слов мальчик начинает стараться ещё больше, ведь малыши очень чувствительны к доброму отношению к себе взрослых.

Малыши быстрее усваивают навыки одевания на примере других детей. Учитывая это, предлагаю детям помогать друг другу, особенно младшим, сама говорю:

                                        Завяжи потуже шарф-

                                        Буду делать снежный шар.

                                        Я шар покачу - гулять хочу.

Чтобы вызвать у ребенка желание обуваться, одеваться, малыша хвалю:

                                        

                                                           Кто у нас хороший?

                                        Кто у нас пригожий?

                                        Женечка хороший,

                                        Женечка пригожий.

Эти слова ребёнка взбадривают. Малыш доволен: он хороший, умеет одеваться.

Иногда можно и поторопить детей:"солнышко заглядывает к нам в окошко, улыбается, ждёт нас на улице, торопит одеваться"...Детям очень нравится, когда в стишке упоминается его имя:

                                        Наша Маша маленька,

                                        На ней шубка аленька.

                                        Опушка бобровая,

                                        Маша чернобровая.

Или:  Шапка и шубка - вот и Мишутка.

Очень сложно научить малыша умываться, пользоваться полотенцем. Он не боится воды, просто не умеет умываться: подставит руки под струю и держит. Подготовку к умыванию начинаю заранее: дети засучивают рукава как показываю, приговаривая:

                                        

                                                              Руки надо чисто мыть,

                                           Рукава нельзя мочить.      или:

                                                

                                            Кто рукавчик не засучит,

                                            Тот водички не получит.

Дети быстро запоминают слова и потом уже сами повторяют их. А еще им очень нравится потешка:

                                        Водичка, водичка,

                                        Умой моё личико.

                                        Чтобы глазки блестели,

                                        Чтобы щёчки краснели,

                                        Чтоб смеялся роток,

                                        Чтоб кусался зубок.

В игровом уголке группы у нас есть умывальник, повесили полотенце. Наблюдая за играми детей, можно увидеть, как они учат кукол умываться и вытираться, и делают это правильно.

Ответственным моментом в режиме дня является кормление. Обычно малыши если и умеют есть самостоятельно, то неаккуратно, крошат хлеб, обливаются. Можно сказать:

                                        Уж ты ешь, не кроши,

                                        Больше хлеба не проси...

Катюша с неохотой ест кашу, и на этот случай на помощь сможет придти потешка:

                                        Умница, Катенька,

                                        Ешь кашу сладеньку,

                                        Вкусную, пушистую,

                                        Мягкую, душистую.

Результат: ребёнок ест кашу.

Постепенно дети овладевают основными навыками самообслуживания, у них развивается память, речь. Но моя работа на этом не заканчивается. Требования к малышам постепенно усложняются. При этом надо придерживаться правила: всё, что ребёнок может сделать сам, это надо требовать от него.        

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей».

Собрание, которое мы с напарницей проводили с родителями своей группы....

Родительское собрание «Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей»

Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство.Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкр...

Родительское собрание во 2 младшей группе «Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей».

«Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей».Цель: Повышение активности родителей к использованию многовекового опыта народа  в воспитании собственных детей.«Дружелюбие, уважение к лю...

Консультация для родителей на тему: «Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей раннего возраста».

Консультация для родителей на тему: «Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей раннего возраста»....

Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности и развитие навыков самообслуживания у детей третьего года жизни»

Воспитание самостоятельности и развитие навыков самообслуживания у детей третьего года жизни....

Доклад к родительскому собранию в 1 младшей группе «Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей».

Цель: Повышение активности родителей к использованию многовекового опыта народа в воспитании собственных детей....