Статья "Культурные практики ребенка в дошкольном образовании"
статья на тему

В статье раскрывается смысл понятия "культурные практики", а также пути воплощения в педагогику принципа  «Ребенок – центр сферы образования» посредством использования культурологического подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturnye_praktiki.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ РЕБЕНКА

 В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Культурные практики ребенка выполняют роль стержня, позволяющего ему выстраивать и осмысливать содержание и формы его жизнедеятельности, в том числе:

-  Опыт самостоятельного творческого действия, собственной многообразной активности на основе собственного выбора.

--  ситуативное и глубинное общение, плодотворную коммуникацию и взаимодействие (сотрудничество) с взрослыми и детьми

- эмоции и чувства, отношение к себе и другим людям

- сферу собственной воли, желаний и интересов

- свою самость, которую можно определить как само-осознание, понимание своего «Я» как многообразного само-бытия.

-самостоятельность и автономность, ответственность и зависимость, дающие ребенку право на выбор и обеспечивающие самоопределение.

Результаты этих сложных жизненных практик и есть то ускользающее психологическое, нравственное, интеллектуальное приращение в ребенке, эффект которого мы взрослые, пытаемся приписать противоречивому понятию воспитания. Мы лукавим, когда определяем воспитание как воздействие или влияние, поскольку не уверены в его результате и не знаем, что творится в душе ребенка, когда пытаемся влиять. На деле воспитание осуществимо только в ситуации его осмысления и признания самим ребенком.

Еще одно важное свойство – это скрытое воспитание, скрытое образование в целом. Его еще можно назвать фоновым знанием….

Чтобы воспитание и обучение стали результативными, надо паралельно создавать условия для развертывания системы многообразных свободных практик ребенка, которые обеспечивают его самостоятельное, ответственное самовыражение. Если они обеспечиваются, то традиционные методы (воздействия) начинают трансформироваться в методы взаимодействия. При развитой системе культурных практик ребенку необходимо не столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой (забота) взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом). Это то, что в экзистенциальной философии называется со-бытием. Отсюда вывод, с которым можно и не согласиться: воспитание – воздействие требуется там, где не развита самостоятельная (свободная и творческая) деятельность детей.

 Первый позиционный принцип.

Чтобы понять, эффективно ли воспитание (и шире – образование), надо смотреть на его процессы глазами ребенка, а не взрослого, тем более педагога, умудренного, т.е. зажатого рамками своего, всегда ограниченного опыта, и односторонними педагогическими и дидактическими теориями. Надо смотреть на воспитание глазами себя – ребенка (себе-подобного – ребенка, себя - подобного – ребенку, себя- в близком –ребенке).

Второй принцип вытекает из первого: «воспитание строится не от задач взрослого, а от жизнедеятельности ребенка», ребенок – полноправный субъект деятельности, взаимодействия и общения». Он не ведомый, не «репициент», не «воспитываемый», не «обучающийся». Эти понятия в подтексте предполагают пассивного ребенка, которым можно манипулировать.

Принцип «Ребенок – центр сферы образования» предполагает, что содержание обучения и воспитания определяется именно им через собственные культурные практики, а не взрослым, через задания, проверки и оценки.

Чтобы воспитание состоялось как проявление подлинного взаимодействия, необходимо что-то, что открывает канал со-бытия влияния взрослого на ребенка, одновременно создавая самообразовательную (не педагогическую и не развивающую) ситуацию для ребенка. Педагоги называют эту отзывчивость и предрасположенность началом самовоспитания, психологи – самоопределением и самореализацией. С позиции культуролога образования  для обозначения и объяснения этого явления необходимо соответствующее понятие – и это – «культурные практики». Именно они становятся катализаторами – ускорителями процессов педагогического воздействия.

Культурные практики – понятие, объясняющее, как ребенок становится субъектом активного отношения, восприятия, выбора, пробы сил, принятия или непринятия чего – либо в своей жизни. Это понятие помогает объяснить, с помощью каких культурных механизмов ребенок выбирает то или иное действие и какое влияние на развитие имеет этот выбор. Культурные практики – разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней жизни его уникального индивидуального жизненного опыта.

Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба.

В контексте выстраивания нового содержания образования и новых идей относительно универсальных культуросообразных умений ребенка, важно в едином ключе обеспечить его активную и продуктивную образвательную деятельность до школы и не сводить её  к традиционной авторитарной учебной, которая к тому же в громадном количестве дошкольных учреждений определяется взрослыми без всякого участия детей и базируется на принуждении обучаться и воспитываться. Если уж мы объявляем ребенка субъектом образования, мы должны подтвердить это делом и дать ему возможность учиться самостоятельно и развиваться на основе природных данных и в педагогически организованной, разнообразной культурно – образовательной среде, которая предполагает понимания и принятия педагогом  поведенческой позиции ребенка  в его отношении к взрослому. Для этого надо выйти за рамки его ролевых отношений с взрослыми и рассматривать общение и взаимодействие в экзистенциальном плане, опираясь на логику гуманной педагогики и гуманистической психологии, на логику саморазвития, самоопределения, самореализации, самообразования со стороны ребенка.

В международном сообществе свободные, демократические, прогрессивные модели школ базируются на свободных «культурных практиках» ребенка.

________________________________________________________________

Литература:

Мид.М. «Культура и мир детства», М., 1988

Брунер Жд. «Культура образования», М., Просвещение, 2006

Крылова Н.Б. «Общая и прикладная культурология в решении актуальных задач организации и развития образования»,М., Смысл, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация культурных практик в младшем дошкольном возрасте

Данный материал поможет педагогам понять, что такое культурные практики, как их организовывать, что они развивают у дошкольников....

Методическое сопровождение педагогов в организации культурных практик детей старшего дошкольного возраста

Современные процессы модернизации образования выдвигают первый план формальную принадлежность к профессии, занимаемую им активную позицию, личное отношение педагогическому труду. в развитии обр...

Освоение детьми культурных практик на этапе дошкольного детства

Освоение детьми культурных практик  на этапе дошкольного детства...

Публикация статьи "Культурные практики в ДОУ и их виды"

Публикация статьи "Культурные практики в ДОУ и их виды"...

Статья "Культурная практика "Академия маленького Эйнштейна" как эффективная форма развития конструктивно-технических навыков у дошкольников"

В статье представлены возможности культурной практики Укадемия маленького Эйнштейна" в работе с детьми дошкольного возраста по развитию у них инженерного мышления и конструктивных способностей.Ра...

Статья «Культурные практики в образовании детей раннего возраста»

laquo;Культурные практики в образовании детей раннего возраста» Чикотеева Г.Г, воспитатель. МБДОУ город Иркутск детский сад №74 Н.Б. Крылова – кандидат философских наук «Для того, ч...