Дидактическая игра
методическая разработка (старшая группа) на тему

Сергеева Ирина Ивановна

Дидактические игры для детей делят на собственно дидактические игры и игры-упражнения, игры-занятия. Дидактические игры строятся на самоорганизации детей, а игры-занятия организовываются и проводятся взрослыми (без участия взрослых не существуют). У дидактической игры есть игровой замысел (игровая задача).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaz_razpabotka_didakticheskaya_igra.docx15.95 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра

Дидактические игры для детей делят на собственно дидактические игры и игры-упражнения, игры-занятия. Дидактические игры строятся на самоорганизации детей, а игры-занятия организовываются и проводятся взрослыми (без участия взрослых не существуют). У дидактической игры есть игровой замысел (игровая задача).

Важный момент в дидактической игре — это правила. Их выполнение обеспечивает реализацию игрового содержания. Между игровыми действиями, правилами и игровым замыслом существует взаимосвязь: игровой замысел определяет игровые действия, а правила помогают совершить игровые действия, а также решить игровую задачу. Поэтому, ребенок учится через игру непреднамеренно.

Дидактические игры дают возможность упражнять детей в том, чтобы  применять свои знания и хорошо их усвоить. В дидактических играх совершенствуются  психические процессы ребенка. Например, в играх с народной дидактической игрушкой происходит сенсорное развитие детей (развиваются восприятие  величины, формы, цвета предмета).  В словесных играх и играх с картинками происходит совершенствование сравнительных, обобщающих операций, а также умения классифицировать предметы. В дидактических играх формируется умение подчиняться правилам, потому что от того, на сколько ребенок  соблюдает правила,  зависит исход игры.

Большинство таких игр — это  коллективные игры.  А правила в них дают возможность детям  формировать самоорганизацию, что является основой формирования правильного поведения детей и отношений между ними. Взрослый подбором игр обеспечивает формирование в игре отношений содружества. Таким образом, дидактическая игра является средством всестороннего воспитания детей.

Дидактические игры для детей делят условно на настольно-печатные, словесные и игры с предметами.

Игры с предметами — это игры с народными дидактическими игрушками, мозаикой, бирюльками, природными материалами (листьями, семенами, цветами). К народным дидактическим игрушкам относятся матрешки, шары, грибки, бочонки, деревянные конусы из колец и т.д. Как играть с этими игрушками: вкладывание, катание, нанизывание, собирание целого из частей. Такие игры развивают у ребенка восприятие величины, формы, цвета.

Настольно-печатные игры развивают навык уточнения представлений о том, что окружает нас, систематизируют знания, развивают мыслительные операции, процессы (синтез, анализ и др.)

Виды настольно-печатных игр:

парные картинки (подбор картинок по сходству)
лото (к картинкам на большой карточке подобрать такие же изображения на маленьких карточках)
домино (подбор карточек с картинками при очередном ходе)
складные кубики и разрезные картинки, на которых предмет делится на несколько частей
игра «Лабиринт» (их лучше использовать с детьми с 5 лет) развивают у детей ориентацию в пространстве, умение предвидеть результат действия
Словесные игры — народные игры, например, «Черное и белое», «Молчок», «Краски». Такие игры развивают внимание, быстроту реакции, сообразительность, связную речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...