Главные вкладки

    «Использование дидактических и народных игр в нравственно-патриотическом воспитании»
    статья (старшая группа) на тему

    Ханиева Гульназ Максумзяновна

     

    Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Использование дидактических и народных игр в нравственно-патриотическом воспитании»

    «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

                                                                                        Академик Д.С. Лихачёв

    Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения к малышам, пожилым людям; умения помогать им.

    Развитие волевых качеств, таких как умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Формирование самооценки своих поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и бережного отношения к ней, а так же воспитание уважительного отношения к культуре других народов – это тоже критерии нравственного воспитания.

    Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, городу.

    Дети должны понять, что их город, село, лес, река, поле – частица Родины. Дошкольникам надо знать, какие заводы есть в городе; о лучших людях города. Знакомя детей с родным городом нужно обратить внимание на достопримечательности, памятники, музеи; следует подчеркнуть, что люди из других городов и сел приезжают, чтобы побывать в музее, увидеть исторические места. Мысль, что родной город интересен всем, побуждает гордость за родной край.

    Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа.

    С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране.

    Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной.

    В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.

    Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.

    Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа. Например, перед башкирской игрой “Юрта” объясняем детям, что это такое. Перед проведением татарской народной игры “Продаем горшки” рассказываем о гончарном искусстве (русские народные игры “Гуси-лебеди”, “У медведя во бору”; киргизская игра “Волк в отаре” и т.д.)

    Несправедливо будет, если не отметим значение дидактических игр в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.

    Вот несколько дидактических игр, которые я использую  на занятиях и во время режимных моментов:

    Нарисуем древо (для детей от 4 лет)

    Что приготовить: лист ватмана, краски (лучше гуашь) или толстые фломастеры, клей, отсканированные семейные фотографии (не будем же мы приклеивать на бумагу старые снимки, а сканировать снимки можно, например, в фотосалоне).

    Нарисуйте на листе ватмана дерево. Примерно такое, как показано на рисунке. У основания ствола вклейте фото ребенка, напишите его имя, на двух первых ветках – имена родителей. Дальше дерево будет ветвиться – появятся имена бабушек и дедушек. Рядом с именами можно прикрепить их фотографии.

    Ребенок с интересом поможет вам разукрашивать древо, а потом его лучше переключить на другое: пусть нарисует, например, бабушку в платье принцессы или дедушку в военной форме. Эти рисунки можно прикрепить рядом с деревом.

    «Моя семья – это и мама, и папа, и бабушки, и дедушки», - поймет ребенок. А дерево останется жить на стене рядом с его кроваткой. Мы к нему еще вернемся.

    Занимательная арифметика (для детей от 5 лет)

    Что приготовить: фотографию, на которой собралась вся семья: с родителями, бабушками, дедушками. Попробуем учить считать ребенка не на зайчиках, морковках и кубиках, а глядя на близких:

    Сосчитай, сколько человек в нашей семье?

    а сколько в ней детей?

    а сколько взрослых?

    а без бабушек и дедушек?

    а если выйдет папа?..

    Детям постарше можно задать вопрос: сколько поколений в семье на снимке?

    Занимательная история (для детей от 6 лет)

    Подберите несколько фактов из истории страны. Это могут быть события, уже известные вашему ребенку, или те, с которыми вы хотите его ознакомить (например, полет в космос первого человека, день победы, строительство метро в вашем городе). А как только глазки у него загорятся, скажите, что в вашей семье есть люди, которые знают об этой истории, жили в то время. «Расспроси бабушку, она расскажет, как все происходило, что она чувствовала» Можно, наоборот, сначала расспросить бабушек и дедушек о том, где они работали, что делали, а потом связать с этим рассказом факты из истории страны. Например, дедушка работал на Автозаводе, значит, покажите ребенку машины, какие он делал и расскажите, чем они были знамениты. Ваши дети почувствуют, что история – это реальная жизнь, с которой связаны и члены их семьи.

    Кто кому мама, кто кому папа (для детей 5-6 лет)

    Что приготовить: фломастеры, родовое древо размером со страницу (можно использовать образцы, предложенные нами). На него вклеим фотографии ребенка, мамы, папы, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек (снимки лучше отсканировать и распечатать на цветном принтере, чтобы не портить ценные оригиналы). А теперь попросите ребенка соединить маму и дочь, то есть провести линию от мамы к ее дочери. «Справилась? Молодец. А ты знаешь, что маму тоже можно назвать дочкой? Она дочка для своей мамы, твоей бабушки. Соедини их тоже...» Так ребенок узнает, что как у него есть мама и папа, так и у его родителей тоже. Можно предложить соединить ребенка и его родителей, а потом родителей и дедушек. Линии можно разрисовать листочками и цветами, ведь это живая связь поколений.

    Викторина «Что ты знаешь о родителях?» (о бабушках и дедушках?)

    Как проверить, что ребенок усвоил все, что вы ему рассказывали? Проведите с ним викторину (понятно, что лучше, если про бабушек и дедушек будут спрашивать родители, а про родителей – бабушки)

    Что приготовить: фотографии (где родители маленькие, на фоне других городов, среди незнакомых людей...) профессиональные атрибуты (стетоскоп врача, калькулятор бухгалтера, флэшку программиста...), напоминания о хобби (лыжные палки, купальную шапочку, марки...) и – обязательно – ма-аленькие призы за правильные ответы.

    А вопросы могут быть самые разные (в зависимости от возраста ребенка):

    Как зовут маму?

    Какое отчество у папы?

    Кем работает бабушка?

    Какого цвета глаза у дедушки?

    Кому принадлежит этот предмет?

    Кем работает этот человек?

    Как бабушка зовет маму?

    Кто это на фотографии?

    Также в  своей практике использую следующие игры по знакомству с гербом Альметьевска, Татарстана, России.

    Игра 1. «Разрезная картинка»

     Собери герб нашего города (нашей республики, нашей страны)  из разрезной картинки.

     Игра 2.  «Раскрась герб города»

     Раскрась герб  Альметьевска. (Задание можно усложнить и предложить ребёнку самому нарисовать герб нашего города.)

     Игра 3.  «Викторина»

      Ответь на вопросы:

    1.     1.  Какое животное  изображено на гербе?

             2. Что означает красное солнце и круглый щит?

    1.     3.  Почему крылатый барс изображён на гербе?
    2.     4.  Символом чего является цветок астра?

    Игра 4.  «Третий лишний»

                 Что здесь лишнее?

    • Щит, герб, флаг.
    • Крылатый барс, цветок астры, медведь
    • Альметьевск, герб, Москва.

    Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: “Укрась одежду национальным узором”, “Сложи одежду”, “Дом Машеньки и Гульчечек”, “Сортируй узоры”, “Исправь ошибку” (национальные куклы одеты неправильно).

    Цикл дидактических игр по родному городу “Узоры родного города”, “Не ошибись”, “Знаешь ли ты?” (знаменитости города), “Путешествие по городу”, “Где находится памятник?”, “Птицы нашего города”, “Собери целое”, “Загадки о городе”, “Так бывает или нет?” помогают в развитии любви к родной земле, гордости принадлежностью к этому народу.

    Литература:

    1. Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой “Программа воспитания и обучения в детском саду”.

    2. Виноградова А.М. “Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников”.

    3. Виноградова Н.Ф. “Воспитателю о работе с семьей”.

    4. Журнал “Дошкольное воспитание”,№2, 2003 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ И НАРОДНЫХ ИГР В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремле...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ И НАРОДНЫХ ИГР В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа....

    Консультация для воспитателей "Использование дидактических и народных игр в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

    Консультация для воспитателей  "Использование дидактических и народных игр в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"...

    Использование дидактических и народных игр в нравственно-патриотическом воспитании.

    Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. ...

    Использование дидактических и народных игр в нравственно-патриотическом воспитании

    Консультация по нравственно-патриотическому воспитанию...

    Использование дидактических и народных игр в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.

    Материал пригодится для музыкальных руководителей, воспитателей ДОУ...