консультация для воспитателей.
консультация (старшая группа) на тему

Подвижные игры.

 

     При отборе игр для детей необходим тщательный анализ их

содержания. В настоящее время из игровой тематики естественно отошли в прошлое непонятное советскому ребёнку колдуны, цари, бояре, купцы, слуги и господа. Однако и в играх с совершенной тематикой ещё вст- речаются противоречивые воспитательным задачам игровые положения (например, в одной из вариантов игры “Зайки в огороде”, бытующим в практике, сторож, охраняющий огород, засыпает, а набежавшие зайцы съедают всю капусту). В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определениях игровых заданиях, также много познавательного материала, способствующего развитию сенсорной сферы ребёнка, его мышления, ориентировок (“Перебежки”, ”Палачка-выручалочка”).

      Большое воспитательное значение заложено в правилах игры.

Они определяют весь ход игрового процесса, регулирует дыхательную деятельность детей, их поведение, взаимоотношения, содействуют морально-волевым качеств. 

      Правило создают в игре определённые условия, в рамках которых

ребёнок при соответствующем руководстве  не может не проявить воспитательных у него качеств. Например, в игре “Хитрая лиса” дети могут разбегаться из круга в разные стороны только после слов лисы “Я здесь”. Это правило вырабатывает у ребёнка внимание, самообладание, выдержку, быстроту реакций на сигнал, ориентировку в пространстве.

      Таким образом, в процессе игры ребёнок действенно упражняется

 в проявлении важных для жизни моральных и волевых качеств. Неуклонное требование воспитателем выполнения правил вырабатывает у детей способность к преодолению эгоистичных эмоций и побуждение при достижении игровой задачи. Следовательно, правило играют важную роль в формирование необходимых нравственных черт характера ребёнка, его общественного поведения в коллективе, выражающегося во взаимоотношения с детьми

      В младших группах правила воспринимаются как обязательное,

необходимое ответное игровое действие возникающие из содержания игры по ходу его развития (зайки убегают в кусты при появление медведя, воробушки улетают с дорожки, когда появляется автомобиль). Не осознавая ещё правило игры как “закон”, дети приучаются к своевременной реакции: с одной стороны, совершая действия по сюжету игры (зайки боятся медведя), с другой - в силу вырабатывающегося условного рефлекса на определенный сигнал.

      Исследования показало, что в старших группах сознательное

отношение к правилам и их обязательному выполнению вырабатывается у детей постепенно и не одно  временно определяющий нормы общественного поведения детей. Сначала дети выполняют их под руководством педагога; позднее – под воздействием некоторых членов

 

детского коллектива, осознающих общественное значение правил; наконец, правило становятся фактором, непосредственно определяющим нормы общественного поведения детей. По данным, дети вначале, в силу желания скорее выполнить игровую задачу, забывают о правилах; кроме того, стремление к выигрышу и достижению его наиболее лёгким способом приводит к нарушению правил; всё это вызывает неудовольствие играющих детей, создает конфликты и расстраивает их взаимоотношения.

Решающее значение для осознания и обязательного выполнения

 правил каждым ребёнком имеют требования взрослого. Постепенно под влиянием воспитательного воздействия у детей начинает изменятся отношение к игровому процессу, возникает интерес и стремление к всё  более точному выполнению игровых действий и правил.

     Большое значение для совершенствования психических процессов

 у детей имеет образная, эмоциональная методика. Она вызывает интерес, захватывает воображения, побуждает к творческому выполнению игровых действий. Исследования психологов показывают, что благодаря игровой деятельности ребёнок практически осваивает пространство и предметную действительность, вместе с тем значительно совершенствуется.

       

    

 

 

Соотношение подвижных игр и упражнений.

    

     Подвижные игры и упражнения взаимосвязаны: совершенство-

вание двигательных навыков в игре следует рассматривать как своеобразное продолжение процесса обучения на третьем этапе, характерного готовностью ребёнка к творческому применению навыка. Увлеченность интересной задачей помогает ребёнку в игре овладеть более высокой техникой движения, которая превосходит уровень выполнения того же движения в упражнениях. Стимулом совершенствования движения является стремления ребёнка как можно лучше выполнить игровую задачу и достигнуть успеха. Таким образом, в игровых действиях ребёнок учится самостоятельно сочетать приобретённый им двигательный навык с приспособлением к новой, более сложной ситуации.

     В младших группах в целях обучения используются игровые

упражнения. Детям предлагают конкретные, но интересные для них здания – выполнить движения с обручами, мячами, палкой, верёвкой и т.п. В результате у детей формируются навыки правильного обращения с предметами, развивается моторика.

     В подвижных играх эти движения приобретают эмоционально –

образную окраску (птички летают, мышки бегают, зайки подпрыгивают), которая побуждает детей проявлять определённое старание.

 

Методика руководство подвижными играми.

    

     Воспитательное значение подвижных игр обеспечивается

целенаправленным руководством педагога, которое в свою очередь

определяется пониманием их значения, свободным владением разнообразной методики, вызывающий у детей эмоциональный  подъём. Подбор и планирования подвижных игр осуществляется в соответствие с “Программой воспитания в детском саду”.

     При этом необходим многосторонний учёт условий работы в

данной возрастной группе детей: общий уровень физического и умственного развития детей, уровень развития их двигательных умений; состояния здоровья каждого ребёнка; время года, особенности режима дня, место проведения игры, а также пожелания детей.

     

 

 

 

Целесообразная организация детей в игре.

     

     Большое значение имеет целесообразная организация детей в

 игре. В зависимости от содержания игры, очерёдности выполнения игровых заданий она может быть проведена со всеми детьми одновременно, или с небольшой группой, в то время как остальная часть детей занята другой деятельностью.

     В репертуаре имеются такие игры, в которых одновременно

 активно участвуют все дети группы (“Воробушки и автомобиль”, ”Чьё звено скорей построится”, “Хитрая лиса” и т.п.). Но вместе с тем есть полезные и интересные игры, построенные на очерёдности действий (“Горелки”, “Найди себе домик”, “Кто скорей вытянет ленту” и т.п.). Эти игры способствуют воспитанию воли,  приучают сдерживать себя. Но при неправильной организации таких игр детям приходится долго ждать своей  очереди для выполнения игровых заданий. Ожидание, однообразие статического положения может вызывать снижения интереса, особенно у детей младшего возраста. В таких случаях маленькие дети отходят, выбывают из игры, а более старшие начинают отвлекаться по самому  незначительному поводу, вызывают недовольство воспитателя, не учитывающего причины этого явления. Данные исследований показывают, что, когда игра с поочередным выполнением игровых заданий проводится со всей группой детей активность их быстро убывает, дети перестают выполнять не обходимые по ходу игры движения. Когда участвует не большая группа и игра продолжается недолго, дети бывают активны  и внимательны до конца.

     Такое различие в поведении детей становится понятным, если

 учесть особенности корковых процессов, лежащих в основе статической и динамической деятельности. Известно, что при статических напряжениях в коре головного мозга в области двигательного анализатора возникает очаг возбуждения, поддерживаемый, с одной стороны волевыми импульсами, с другой стороны, возбуждениями, поступающими от работающих мышц. От динамической работы статические усилия отличаются тем, что очаг возбуждения, вызываемый последним, является стой ким и ведёт к быстрому функциональному истощению соответствующих клеток с последующим развитием в них охранительного торможения. Кроме того, через некоторое время после начала статических усилий в коре головного мозга возникают явления отрицательной индукции, проявляющиеся торможением целого ряда функций. Таким образом, важно не только правильно выбрать игру, но и провести её так, чтобы она дала наибольший эффект.

     Практически всегда имеется возможность варьировать способы

 организации игр. В зависимости от их структуры и характера движений воспитатель должен заранее предусмотреть наиболее целесообразную организацию игр и всей деятельности детей в целом. Ознакомление детей с

новой игрой, объяснения ее содержания и правел требуют от воспитателя тщательной подготовки. Содержание некоторых игр необходимо бывает раскрыть в предварительной беседе (не обязательно в день проведения игры например: “Обезьянки и охотник”, “Волк во рву”, “Космонавты”, ”Путешественники” и т.д. В результате бесед  рассматривание картин выясняются знания детей, уточняются их представления, создаётся отношения к игровым образам. Если содержание игры близко детям (прогулка, действия с игрушками и т.д.) то беседа не нужна.

     Объяснение игры может проходить по-разному так же в зависи-

мости от её вида. Так, объяснение несюжетной игры должно быть кратким, точным и интонационно-выразительным. Воспитатель рассказывает последовательность игровых действий, расположение детей по ходу игры и выделяет правила. Затем он может задать несколько вопросов, чтобы проверить, как дети поняли то, что им рассказывали: игра только тогда проходит весело и сложно, когда детям понятны их действия и правила которые они должны выполнять. В младшей группе воспитатель может объяснять действие детей и правила непосредственно в процессе проведения игры.

     Сюжетная игра требует других приёмов. Задача воспитателя

 заключается в том, чтобы создать у детей наглядную картину игровой ситуации, ярче выделить игровые образы, воздействовать на воображение и эмоции детей, активизировать творческую инициативу. Для этого он может использовать игрушку, рассказ, которые  особенно оправданы в младшей группе. Например, перед проведением игры “Бабушка Арина и её цыплятки” воспитатель, предложив детям сесть на стулья стоящие полу- кругом, воспитатель располагается напротив и начинает рассказывать: “У бабушки Арины было много цыплят. Все они были пушистые, маленькие, желтенькие – вот такие (показывает пушистого цыпленка – игрушку). Бабушка очень любила своих цыпляток и выпускала их каждое утро погулять на зелёную травку” и т.д. В такой рассказ воспитатель включает весь ход действие детей, связанный с сюжетом игры. Затем воспитатель говорит: “Вы  все будите цыплятки, а я бабушка Арина. Сейчас я повяжу платок, мы будем с вам играть” (весь рассказ не  должен превышать 1,5-2 мин.)

     При повторении знакомых детям игр, можно ограничиться

напоминанием правил (например: “Когда водящий скажет: “Cтоп”,

двигаться нельзя). В старших группах целесообразно предложить детям самим вспомнить содержание игры и её правила: один ребёнок кратко рассказывает содержание и ход игровых действий, другой перечисляет правила. Такой приём содействует развитию сознательности и самостоятельности выполняемых действий и постепенно подводит к умению играть без непосредственного руководство педагога.

 

                    

 

 

Распределение ролей.

 

     Распределение ролей происходит по-разному. Иногда воспитатель

 сам назначает водящего, руководствуясь определёнными воспитательными задачами (поощрить новенького ребёнка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым, или отклонить просьбу самоуверенного ребёнка и поручить эту роль робкому застенчивому). В другом случае воспитатель пользуется считалками или предлагает самим детям выбрать водящего и объяснить, почему они именно данному ребёнку поручаю эту роль.

В младших группах роль водящего выполняет, вначале сам

 воспитатель и делает это эмоционально, живо, образно. Постепенно индивидуальная роль может поручаться ребёнку, при условии ограниченного пространства и направления его движения (например, в иг-

ре “Птички и автомобиль”, “автомобиль” двигается по определённой стороне комнаты, не приближаясь к месту, где находятся “воробушки”).

     В процессе подвижной игры воспитатель регулирует её ход. Он

следит за движениями и действиями детей, выполнением ими правил, за дозировкой нагрузки. О нарушении правил отдельными детьми (если они не нарушают весь ход игры) он говорит перед повторным проведением игры.

     Заканчивается подвижная игра общей ходьбой, постепенно сни-

жающий физиологическую нагрузку, возникшее у детей возбуждение и приводящей пульс в норму. Вместо ходьбы может быть проведена аналогичная по значению мало подвижная игра (“Найди и промолчи”, “Принеси, что тебе понравилось” и т.д.)

     Однако не следует подводить итоги игрового процесса сразу

после его окончания: непосредственная близость динамического состояния организма в ходе игры, сопровождающегося усилием сердечнососудистой деятельности и статического состояния его во время оценки, даваемой воспитателем (в положении стоя или сидя), неблагоприятна для работы сердца и всего организма ребёнка.

 

      

 

 

Оценка игры.

 

     При оценке игры воспитатель отличает её положительные,

называет детей, удачно выполнивших свои роли, проявивших смелость, выдержку, товарищескую взаимопомощь, и, наоборот, порицает нарушение правил и связанные с этим действия детей.

     В старших группах воспитатель постепенно подводит детей к

 самостоятельной организации подвижных игр, следя за её ходом, и особенно за выполнением правил.

     В целях развития самостоятельности, организаторских умений и

 воспитания нравственных чувств бывает полезно поручить старшим провести игру в одной из младших групп. В начале их обязанности распределяет воспитатель, одному (или двум) поручает организацию малышей, другому-объяснения игры, её правил, а третьему-выполнение индивидуальной роли (“Зайки и медведь”,  ”Воробушки и автомобиль” и др.), затем дети делают  это самостоятельно. Игра проводится под наблюдением воспитателя младшей группы.

     Таким образом, воспитательные возможности подвижных игр

 многогранны, но для их реализации необходима заинтересованность воспитателя, его творческое отношение и педагогическое мастерство. 

 

 

Подвижные игры на прогулке.

         

«Шишки, жёлуди, орехи»

     Дети делятся на три команды, образуя круг. Три команды имеют

 названия: «шишки», «жёлуди», «орехи». Ведущий находится за приделами круга. Ведущий произносит слово «шишки» (или «жёлуди», «орехи»), и все игроки одной из названых команд меняются местами, а ведущий старается занять чьё то место. Если это ему удаётся, то он стаёт «шишкой» («жёлудем», «орехом»), а тот кто остался без места, стаёт на место ведущего.

«Выше ноги»

     Перед игрой дети выбирают территорию, за пределы которой

 нельзя выбегать. Затем выбирают одного ловца. Он начинает ловить игроков. При этом дети стараются оторвать ноги от земли (стать на скамейку или камень). В таком положение ловец не имеет право их осалить. Если ловец догнал игрока, то они меняются ролями. Ловцу запрещается подстерегать игрока, а остальные не должны оставаться с поднятыми ногами более чем 20-30 секунд.

«Светофор»

     На земле обозначают две линии, 4-5м друг от друга. Ведущий

 (светофор) становится между этими линиями, а все играющие стоят за одной из линий. Ведущий отвернувшись от игроков называет какой-нибудь цвет и все игроки, у кого есть такой цвет в одежде переходят за другую линию. Те у которых на одежде не нашёлся такой цвет, должен пробежать мимо «светофора», а ведущий  в свою очередь должен коснуться кого-нибудь из «нарушителей». «Нарушитель» становится ведущим.

«Игра с мячом»

     В начале игры ребята садятся в круг. Ведущий даёт мяч одному

 игроку и включает музыку. Пока она звучит, дети перекатывают мяч друг другу. Как только музыка стихает, выбывает тот, у кого оказывается мяч. В конце игры из всех детей остаётся один, самый ловкий.

«Попади в «цель»»

     Дети стоят за линией круга. В центре круга-ведущий. У одного из

игроков мяч. Дети которые стоят за кругом кидают мяч в ведущего. Ведущий бегает, уклоняясь от ударов мяча. Игрок, который не попал мячом в ведущего. Встаёт на его место.

 

 

Игры для детей 3—4 лет

 

«Беги ко мне!»

Цель: совершенствовать умение выполнять движение по сигналу и

 бег по прямой.

Дети стоят в шеренге в 8—10 м от взрослого. На его слова: «Дети,

 бегите ко мне!» они бегут, а взрослый встречает их с разведенными в стороны руками и говорит: «Прибежали!»

«Принеси игрушку!»

Цель: совершенствовать ходьбу и бег.

Взрослый предлагает ребенку принести игрушку, ко­торая находится

 от него на расстоянии 4—5 м. Малыш бежит или идет за игрушкой и приносит ее. Ребенка благодарят, вместе с ним рассматривают игрушку и просят отнести ее на место. Эту игру можно усложнить, добавив дополнительное задание,— дойти до игрушки по «дорожке» шириной 25—30 см (из двух лент или шнуров) и длиной 3—4 м. Повторить 4—5 раз.

«Найди свой домик».

Цель: совершенствовать умение выполнять движения по сигналу,

быстро находить свое место.

На одной стороне площадки дети чертят на земле небольшие

кружочки (диаметр 40—50 см) - «домик». На слова взрослого: «Дети по лесочку гуляют, ходят, бегают, цветочки собирают» они (в течение 30—40 с) расходятся по площадке, бегают, ходят, наклоняются или приседают, чтобы «сорвать цветочек». После слов: «А ну-ка, дети, не зевайте, как услышите гудок — убегайте!» Взрослый подает сигнал: «У-у-у». Дети быстро убегают в свои «домики».  Повторить 4—5 раз.

«Мыши и кот».

Цель: совершенствовать бег и умение быстро находить свое место.

Все дети изображают мышей, один из них — «кот». «Мыши» живут

в норке (круг сбоку площадки). «Кот» располагается на противоположной ее стороне. Когда «кот» засыпает, «мышки» выбегают из норки и начинают искать себе еду. «Кот» просыпается и «ловит» мышей, а они быстро убегают в свою норку. Повторить 4—5 раз (после каждого повторения поменять водящего).

«Прокати мяч».

Цель: совершенствовать умение в прокатывании и ловле мяча.

Один ребенок или несколько детей приседают на корточки

 (полукругом) в 3 м от взрослого. Он прокатывает мяч каждому из детей (по очереди), а они ловят его и возвращают в обратном направлении. Длительность игры 4—5 мин.

«Лови мяч».

Цель: совершенствовать умение бросать и ловить мяч.

Дети становятся в круг. Воспитатель с большим мячом в руках

(диаметром 20—25 см) стоит в середине круга и со словами «Петя: лови мяч» бросает его мальчику. Тот ловит мяч и бросает в обратном направлении. Длительность игры 5—6 мин.

«Перешагни через палку».

Цель: совершенствовать равновесие и ловкость.

Посередине комнаты на два стульчика (кубика) по­ложить палку

(высота 15—20 см). На одной стороне комнаты находится ребенок, на другой на стуле лежит флажок. Ребенок подходит к палке переступает через нее, подходит к флажку, берет его и поднимает вверх. Затем кладет флажок на стул и возвращается на свое место (переступая через палку). Повторить 3—4 раза.

«Доползи до флажка».

Цель: совершенствовать умение в лазании на четвереньках.

Ребенок находится на одной стороне комнаты. На расстоянии 4—5 м

от него положить на пол флажок. Ребенку предлагают на четвереньках доползти до флажка, взять его, встать и помахать им над головой. Затем положить флажок на пол и вернуться на свое место. Повторить 3—4 раза.

«Допрыгни до мяча».

Цель: совершенствовать прыжки в высоту с места.

Взрослый держит в руке большой мяч в сетке. Ребенку предлагают

подпрыгнуть вверх и дотронуться до мяча обеими руками. Мяч нужно держать на 10—15 см выше поднятой вверх руки ребенка. Выполнить 3 серии прыжков по 6—8 раз в каждой. После каждой серии — 15—25 с отдых.

«Мой веселый, звонкий мяч».

Цель: совершенствовать умение согласовывать свои движения со

словами и прыжки на месте.

Взрослый делает движение рукой, как бы подбивая мяч, и

декламирует:

«Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой!»

Ребёнок, изображая мяч, прыгает на месте на обеих ногах. По окончании декламации он останавливается. Повторить 3—4 раза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры для детей 4—5 лет

 

«Найди предмет».

Цель: воспитывать выдержку и наблюдательность.

Два флажка (предмета) прячут на площадке (полянке в лесу).

Ребенок ходит или бегает по площадке. Возле спрятанной вещи (предмета) взрослый выполняет хлопок в ладони или громче поет. Ребенок останавливается и на­чинает искать спрятанную вещь. Если не находит, продолжает  ходить и   бегать  по  площадке.  На  хлопок  или громкое пение снова останавливается возле спрятанной вещи и ищет ее. Если находит, поднимает флажки вверх и идет с ними за взрослым. Повторить 2—3 раза.

«У медведя во бору».

Цель: совершенствовать бег и умение выполнять движения по

 сигналу.

Выбирают водящего — «медведя». Для него на площадке чертят

 круг («берлогу») На противоположной стороне площадки — «домик» детей.

Дети выходят из «домика», идут по направлению к «берлоге медведя», собирают «грибы», «ягоды» и произносят также слова:

«У  медведя во бору

Грибы,  ягоды  беру,

А  медведь сидит

И   на  нас  рычит».

После этих слов «медведь» выбегает из «берлоги» и начинает ловить детей, а они убегают в свой «домик». Повторить 3—4 раза с другим водящим.

«Мяч в кругу».

Цель: совершенствовать ловлю мяча и воспитание внимания.

Дети стоят в кругу, водящий с большим мячом в руках стоит в

 середине его и произносит считалочку:

«Раз,  два, три,

Мяч ловить  будешь ты!»

На кого выпало последнее слово считалки, тот выходит из круга на 2—3 шага назад и ловит мяч. Если мяч будет пойман, он становится на место водящего и игра продолжается. Длительность игры 5—6 мин.

«Целься лучше».

 Цель: совершенствовать метание в цель.

Дети стоят на расстоянии 3 м от дерева или обруча, лежащего на

земле, и по очереди бросают мяч, стараясь попасть в дерево (обруч). При обучении метанию в цель во время прогулок можно также использовать камешки, шишки, бросая их в канавку, ямку и т. д. Бросать мяч правой и левой рукой по 8—10 раз.

 

 

«Кто дальше бросит?»

Цель: совершенствование метания мяча на дальность.

Дети стоят в шеренге, вдоль линии, начерченной на земле. Они по

очереди бросают мяч (шишки) на дальность. Взрослый отмечает, кто метнул предмет дальше всех. Бросить мяч правой и левой  рукой не менее 8—10 раз.

«Попади в ворота».

Цель: совершенствовать прокатывание и ловлю мяча.

Ребенок прокатывает мяч своему партнеру или взрослому через

ворота (между ножками стула или двумя кубиками на расстоянии 30 см друг от друга). После того, как мяч возвращается от партнера, ловит его обеими руками.  Повторить 12—14 раз.

«Поймай мотылька».

 Цель: совершенствовать прыжки вверх с места.

К палочке (прутику) длиной 1 м на веревочке прикрепляют

«мотылька», вырезанного из бумаги или картона. Взрослый держит палочку так, чтобы «мотылек летал» нал головой ребенка. Малыш подпрыгивает вверх, стараясь поймать его. Длительность игры 2—3 мин.

«Кто соберет больше ленточек?»

Цель: совершенствовать прыжки вверх с места.

Между двумя деревьями или стойками натягивают веревочку. На нее

 набрасывают разноцветные короткие ленточки (8—10). Их концы должны быть на 10—15 см выше поднятой вверх руки ребенка. Двое-трое детей встают под веревочку и начинают прыгать вверх, стараясь снять как можно больше ленточек. Побеждает тот, кто собрал больше всех ленточек. Повторить упражнение 2—3 раза.

«Лучшая скульптура».

Цель: воспитание чувства равновесия.

Дети размещаются на площадке. Они бегают, прыгают, танцуют.

Если взрослый называет какой-либо предмет или животное, они принимают позу, которая соответствует этому названию. Например, при слове «зайчик», дети принимают позу зайчика, при слове — «часики» они на­клоняются влево и вправо, изображая маятник часов, и т. д. По окончании игры отмечают детей, которые при­няли наиболее правильную позу. Продолжительность игры 4—5 мин.

 

Игры для детей 5—6 лет

 

«Птицы и кукушка».

Цель: совершенствование бега и ориентировки в пространстве.

На одной стороне площадки дети чертят небольшие кружки —

 «гнезда птичек». Водящий — «кукушка» стоит в стороне, у него нет «гнезда». На слова: «Птички полетели!» дети выбегают из «гнезд» и разбегаются в разные направления по площадке. «Кукушка» летает вместе с ними.

На слова: «Птички домой!» все бегут быстро к своим «гнездам», а «кукушка» старается быстро занять какое-либо из «гнезд». Ребенок, «гнездо» которого заняли, становится «кукушкой». Повторить 4—5 раз.

«Ловишка по кругу».

Цель: совершенствовать бег, ловкость и ориентировку в

 пространстве.

На земле чертят круг (диаметром 3—4 м). Ловишка становится

середину круга, остальные играющие — за кругом.

После слов взрослого: «Раз, два, три — лови!» дети перебегают круг, а ловишка их ловит (касается рукой). После того как будет поймано 2—3 детей, выбирают нового ловишку. Длительность игры 5—6 мин.

«Кто быстрее докатит обруч?»

 Цель: совершенствовать бег и ловкость.

На одной стороне площадки стоит несколько детей (двое — четверо).

 На расстоянии 8—10 м чертят линию, до которой они должны как можно быстрее докатить обруч.

По сигналу взрослого дети катят свой обруч толчком ладони. Побеждает тот, кто быстрее достигнет финишной линии. Повторить 3—4 раза.

«Дети и волк».

 Цель: совершенствовать бег и прыжки на обеих ногах.

На одной стороне площадки, перед начерченной на земле линией,

стоят дети. На противоположной стороне, за деревом (столбиком, скамейкой), сидит один из них — «волк».

На слова: «Дети по лесу гуляют, Ходят, бегают, играют, Комариков отгоняют» (повторить 2—3 раза) дети расходятся по площадке и бегают врассыпную. После слов: «Комариков отгоняют» подпрыгивают, хлопают в ладони над головой, как бы отгоняя комариков. На слова: «Дети, поспешите, волк за деревом—бегите» они убегают за линию, а «волк» их ловит (касается рукой). После этого назначают другого водящего. Повторить 3—4 раза.

«Воробышки-прыгунчики».

Цель: совершенствовать прыжки в длину с места.

На площадке чертят круг (диаметром 2,5—3 м). В середину его

 становится «кот» (водящий). Остальные дети — «воробышки» — стоят вне круга. Они прыгают в круг и выпрыгивают из него. В это время «кот» старается кос­нуться кого-либо из «воробышков». Когда двое из них будут пойманы, выбирают другого «кота». Игра продолжается 5—6 мин.

«С кочки на кочку».

Цель: развивать ориентировку в пространстве и ловкость.

На площадке чертят несколько кружков (диаметр 30—35 см).

 Расстояние между ними 40—50 см. Это «кочки на болоте», по которым дети должны перебраться на противоположную сторону. Если игра проводится в помещении, «кочками» могут быть вырезанные из картона кружочки. По ним можно ходить широкими шагами, бегать или прыгать толчком обеих ног, с мягким приземлением на полусогнутые ноги. Если ребенок наступил мимо «ко­ки», он начинает игру сначала. Повторить 3—4 раза.

«Волк во рву».

Цель: совершенствовать прыжки в длину с разбега.

Поперек площадки двумя параллельными линиями чертят или

выкладывают из двух скакалок (лент) «ров» шириной 80—100 см. В нем находится водящий — «волк». Остальные играющие — «козы». По сигналу взрослого «Козы в поле, волк во рву!» они бегут на противоположную сторону площадки и перепрыгивают через «ров». «Волк» старается коснуться рукой прыгающих «коз». После этого назначают другого ведущего. Повторить 4—5 раз.

«Гуси-лебеди».

Цель: совершенствовать бег и ловкость.

На одной стороне площадки чертой обозначается «дом гусей».   На

противоположной   стороне   стоит   «пастух». Сбоку от «дома» «логово», где находится «волк». Остальное место — «луг», на котором «пасутся гуси». Пастух — Гуси-Гуси! Гуси    (хором) —Га-га-га! Пастух — Есть хотите?

Гуси — Да-да-да! Пастух — Так летите! Гуси — Нам  нельзя, Серый   волк   под   горой Не   пускает   нас   домой.

Пастух — Так летите, как хотите, Только   крылья   берегите!

После этих слов «гуси» бегут в свой «дом», а «волк» их ловит (касается рукой). Повторить с другим водящим («волком») 3—4 раза.

«Пятнашки».

Цель: совершенствовать бег, ловкость и ориентировку в

 пространстве.

В игре берут участие несколько детей. Один из них — водящий.

 Дети бегают по площадке, а водящий их старается   поймать   (коснуться  рукой).  Тот,  кого  коснулись рукой, становится водящим. Продолжительность игры 3—5 мин.

 

                                              

 

 

«Пятнашки, ноги от земли».

 Цель: совершенствовать бег и ловкость.

В этой игре нельзя ловить тех детей, которые успели встать на какой-

нибудь предмет, бревно, скамейку, пенек и т. д. Нужно заранее договориться, до какой границы площадки (поляны) дети могут бегать. Игра продолжается 4—6 мин.

«Охотники и зайцы».

Цель: совершенствовать метание мяча в подвижную цель, бег и

 прыжки на обеих ногах.

Выбирают «охотника». Он становится с одной стороны площадки, остальные дети («зайчики»)  - с другой стороны площадки становятся в свои «норки» (кружки, начерченные на земле).

На слова взрослого:

«Зайчики  прыг,  зайчики  скок, во зеленый,  во лесок».

«зайчики» выходят на площадку и прыгают на обеих ногах. На слово «Охотник!» они убегают в свои «норки». «Охотник» в это время бросает в них мячом. Тот, в кого он попадает, становится «охотником». Повторить 4—5 раз.

 

 

Занятия по физкультуре в летнее время

 

     Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения

 в летний период является организация физкультурного досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.

     Педагогам важно найти баланс между самостоятельной

 активностью детей и педагогически организованным досугом, чтобы мероприятия и праздники не становились самоцелью, а органично вплетались в жизнь дошкольного учреждения.

     Организация физкультурного досуга в детском учреждении имеет

 свою специфику.

-       Разновозрастные группы детей. Как правило в летнее время,

группы формируются разновозрастными детьми, обычно это связано с ремонтом помещений, расформированием выпускной группы и т.д. С одной стороны, это усложняет организацию мероприятий (они должны быть интересны и посильны как трёхлеткам, так и старшим дошкольникам), с другой - значительно расширяет и обогащает их содержание (старшие дети могут помогать младшим, которым в свою очередь будет интересно наблюдать за старшими).

-       Оптимальной формой организации детского досуга в летнее

время может быть такое мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции проводится в эмоционально привлекательной форме. Кроме того, важно, чтобы это мероприятие не требовало также громоздкой подготовки со стороны педагогов.

Открытый просмотр “Подвижные игры и упражнения на прогулке”.

 

     Проведение подвижных игр и упражнений в основных видах

движений на прогулке повышает двигательную активность детей, способствует дальнейшему закреплению навыков, улучшению здоровья.

     В начале в подвижные игры и упражнения вовлекают часть детей,

в дальнейшем нужно стремится к тому, что бы все дети принимали в них участие. Подготовка к проведению подвижных игр и упражнений на прогулке не сложна. Выходя на прогулку, дети выносят нужный ин-вентарь: несколько мячей, кубики, шнур и т.п. Если требуется, дети вместе с воспитателем устанавливают на площадке гимнастические скамейки (квадратом, друг за другом или параллельно) для проведения игр или игр-эстафет. В теплый период года игры и упражнения можно проводить как вначале прогулке, так и в конце.

     В холодный период - в конце прогулки, с тем чтобы после игр и

 упражнений разгоряченные дети сразу уходили в помещение.        

     Вначале проводится бессюжетная игра или эстафета. Она

 повторяется 3-4 раза. Воспитатель следит за точным выполнением правил: раньше времени не выбегать, сбил кеглю-вернись и поставь на место и т.д. Временно освобожденные после болезни дети привлекаются воспитателем в качестве помощников и судей.

     Затем детям предлагают выполнить уже знакомые упражнения в

 основных движениях: влезать на гимнастическую стенку, и слезать с неё, ходить по гимнастическим скамейкам, прыгать и т.д. При необходимости нужно оказать помощь, сделать индивидуальное замечания.

     Таким образом, дети изучают движение на физкультурном

 занятии в зале, закрепляют на прогулке и во время игр и упражнений. Через некоторое время это движения выполняются во время эстафеты или игры.

После того как упражнения в основном движении повторились 3-4

раза, воспитатель организует подвижную игру. Сюжет игр подобран так, чтобы дети активно двигались: бегали, прыгали, метали.

      Во время игр и проведения основных движений дети одеты в

 обычную для прогулок одежду, поэтому воспитатель должен следить, чтобы они не перегревались.

     При большой активности детей в игре можно несколько удлинить

 перерывы между повторениями, обсудив в это время действия детей и допущенные ими ошибки. В сырую и ветреную погоду нужно увеличить активность детей, выбрав для игры большую по размерам площадку, сокращая время между повторениями.

     У детей младшего дошкольного возраста еще невелик опыт

самостоятельной двигательной деятельности, многие движения находятся в стадии формирования, поэтому подвижные игры и игровые упражнения проводятся ежедневно с целью тренировки, закрепления двигательных

навыков. С их помощью на прогулке успешно решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

     Навыки выполнения разнообразных движений формируются у

 детей при условии многократного повторения. Поэтому упражнения естественным образом вплетаются в канву самостоятельной деятельности детей, в течении прогулки повторяются несколько раз в зависимости от

обстоятельств. Организовать такую деятельность детей можно на опушке леса, в парке, на лугу, на площадке дошкольного учреждения. Для этого не нужно подбирать  особый инвентарь, определённую атрибутику. Дополни- тельный материал всегда под рукой (мячи, верёвочки, кегли, обручи и т.д.), а можно нарисовать те же круги на песке или на асфальте мелом. Задача педагога – предлагать игровые упражнения на выполнение основных движений (ходьба и бег, подскоки и прыжки, ползанье и лазанье, упражнения с мячами и обручами). Для их проведения используются естественные условия местности  (пенёчки, канавки, пригорки), природный материал (шишки, жёлуди, каштаны, камешки). В зимнее время широко используются постройки из снега. По пенёчкам можно ходить (упражнение на равновесии), шишки, каштаны использовать при метании в цель (попади в пенёк), вдаль (перебрось через куст), желуди и камешки выкладывать дорожкой и перешагивать, перепрыгивать через нее.

     Активно включаясь в такие игровые упражнения, дети вносят в их

выполнение элементы воображения, творчество: не просто иду по наклонной плоскости, а едут, как машины, стараясь не останавливаться. Упражнения проходят интересней, когда воспитатель предлагает всем прошагать, как солдаты, под дробь барабана или надеть платочки, как матрёшки.

     Помимо игровых упражнений, на прогулке ежедневно проводится

 подвижные игры продолжительностью 6-10 мин, планируемая заранее. Необходима предварительная подготовка к проведению такой игры: намечается место проведения, отбирается дополнительный материал, атри

бутика. При планировании подвижной игры учитывается предыдущая деятельность детей. Если утром проводилось физкультурное занятие, то на прогулке можно ограничиться игровыми упражнениями. В летнее время, когда дети по собственной инициативе много и с удовольствием двигаются, планируется по одной подвижной игре во время утренней и вечерней прогулок. Зимой, чтобы создать у детей доброе настроение, пребывание на свежем воздухе желательно начинать с организованной подвижной игры. Завершать прогулку может вторая подвижная игра.

 

            

 

 

Подвижные игры.

 

Младшая группа.

        

Весёлый воробей.

(по стихотворению М. Клоковой «Зима пришла»)

  Цель: учить детей выполнять движения по тексту игры.

  Материал: эмблемы воробьев.

  Ход игры. Воспитатель раздаёт детям эмблемы с изображением

 воробьёв.

        Воробей с берёзы

        На дорогу прыг!         (Дети прыгают.)

        Больше нет мороза –

        Чик – чирик!               (Дети прыгают и чирикают.)

        Вот журчит в канавке

        Быстрый ручеёк,        (Дети произносят: «Ж-ж-ж!»)

        И не зябнут лапки –

        Скок – скок – скок!     (Дети прыгают.)

        Высохнут овражки –

        Прыг, прыг, прыг!      (Дети прыгают.)

        Вылезут букашки –

        Чик – чирик!                (Дети чирикают.)

Воспитатель продолжает: «Клюй, не робей! Кто это?..»

Дети отвечают: «Воробей!»           

             

Догонялки.

Цель: Обучение ориентироваться в пространстве, развитие навыков

бега на небольшие расстояния, тренировка умения быстро выполнять простейшие команды по ходу игры.

Материал: Стул.

Ход игры. Один ребёнок сидит на стуле, к нему подходит взрослый

с другими детьми, они говорят:

          Мы весёлые ребята,

          Любим бегать и играть,   

          Ну, попробуй нас догнать,

          Раз, два, три, четыре, пять!

                              (Е. Тихеева)

  При слове «Пять» все бегут, а ребёнок, сидящий  на стуле, встаёт и

 догоняет. Тот, кого но поймал, садится на стул, и игра повторяется.

 

                                     

 

 

Средняя группа.

                       

Наседка и цыплята.

  Цель: Развитие внимания ловкости, быстроты.

  Материал: Верёвка или скамейка.

  Ход игры. Дети сидят или стоят. На одной стороне площадки

 верёвкой отгорожен «курятник», где помещаются «цыплята» (дети) с «наседкой».      

Сбоку в стороне находится «большая птица» (один из малышей). «Наседка» покидает «курятник», подлезает под верёвку и отправляется на поиски корма.

Она зовёт «цыплят» «Ко-ко-ко», которые на её зов подлезают под верёвку и вместе с ней гуляют на площадке («клюют зёрнышки»: наклоняются, приседают и т. д.). При словах взрослого: «Летит большая птица!», «цыплята» убегают домой. Из игры выбывают «цыплята», пойманные «большой птицей».

                 

Лошадки.

 Цель: Приучать детей двигаться вдвоем один за другим, согласовать

 движения, не подталкивать бегущего впереди, даже если он двигается не очень быстро.

Материал: Вожжи (скакалка)

Ход игры. Дети распределяются в пары по желанию: один –

лошадка, другой – кучер, который запрягает лошадку (надевает вожжи) и едет по площадке от одной стороны её до другой и обратно. Затем предложить поменяться ролями и игра повторяется.

 

                                 

 

 

Старшая группа.

             

Удочка.

Цель: Приучать детей сильно отталкивается от земли и высоко подпрыгивать.

Материал: Верёвка и мешочек с песком.

Ход игры. Дети стоят по кругу. В центре круга – воспитатель. Он

 держит в руках верёвку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает верёвку с мешочком по кругу над самой землёй, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног.

             

Медведи и пчёлы.

Цель: Внимательно слушать команду воспитателя.

Материал: Гимнастическая стенка.

Ход игры. Играющие делятся на две неравные группы. Одни

 (приблизительно треть детей) – медведи, остальные – пчелы. На расстоянии 3-5 м от вышки очерчивается лес, а на расстоянии 8-10 м на противоположной стороне – луг. Пчёлы помещаются на вышке или на гимнастической стенке (улей). По сигналу воспитателя пчелы летят на лег за мёдом и жужжат. Как только все пчелы улетят, медведи влезают на вышку – в улей и лакомятся мёдом. По сигналу воспитателя: «Медведи» - пчёлы летят и жалят медведей, не успевших убежать в лес (дотрагиваясь до них рукой). Затем пчёлы возвращаются на вышку, и игра возобновляется. Ужаленный медведь один раз не выходит за мёдом. После того как игра проведена 2-3 раза, дети меняются ролями.

Воспитатель должен находится у вышки (гимнастической стенки),

 чтобы в случае надобности оказать помощь играющим.

 

              

 

 

Подготовительная группа.

         

Охотник и зайцы

Цель: Медка метать мяч, ловко выворачивается от удара

Материал: Мячи, рейки, шнуры.

Ход игры. Из числа играющих выбирается охотник, остальные –

 зайцы. Они сидят в кустах – за рейками, шнуром, укреплёнными на высоте, доступной детям для перешагивания (перепрыгивания), или за гимнастической скамейкой, поставленной на ребро.

     На расстоянии 3-4 м от кустов чертится круг – дом охотника. Он

 получает 2-3 мяча диаметром 50-60 мм (зимой вместо мячей можно использовать снежки).

    Игра начинается с того, что зайцы выпрыгивают из кустов и

 свободно бегают, прыгают на площадке перед домом охотника. По сигналу: «Охотник» - зайцы убегают, а охотник стреляет в них, т.е. бросает мячами (снежками) в одного, другого, третьего… Те, в кого охотник попал мячом, отходят к домику охотника.

     После повторения игры (2-3 раза) подсчитываются пойманные

 зайцы, выбирается другой охотник, и игра продолжается.

     Бросать мячи или снежки можно только в ноги бегущим.

 Нарушивший это правило исключается из игры.

             

Ловля обезьян.

Цель: Точно повторять движения.

Материал: Гимнастическая стенка.

Ход игры. Дети, изображающие обезьян, размещаются на одной

стороне площадке, где имеются приборы для лазанья (стенки, вышки) или скамейки. На противоположной стороне площадки находятся ловцы обезьян (2-4).

     Ловцы сговариваются между собой о том, какие движения они

будут делать, выходят на середину площадки и воспроизводят их.

     Обезьяны влезают на вышку и оттуда наблюдают за  движениями

 ловцов. Проделав движения, ловцы уходят, а обезьяны слезают с деревьев, т.е. с приборов, приближаются к тому месту, где были ловцы, и повторяют их движения.

     По сигналу воспитателя: «Ловцы!» - обезьяны бегут к деревьям и

 влезают на них. Ловцы ловят тех обезьян которые не успели взять на дерево, уходят их к себе.

     После 2-3 повторений игры выбираются новые ловцы и игра

 продолжается. 

     Перед проведением игры воспитатель объясняет детям

 особенности обезьян – подражать и воспроизводить движения, которые они видят.

 В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является

игра. Воспитательское значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. В целях всестороннего развития и воспитания ребенка широко используются подвижные игры.

     Игра для детей – это важное средство самовыражения, проба сил,

развитие физических качеств. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания, ловли – и поэтому является самым универсальным и незаменимым средством в развитии физических качеств.

     Цель подвижных игр: развивать физические качества детей.

Подвижные игры подбираются разнообразного содержания с учетом

интересов детей.

Игры делятся:

1. На развитие быстроты

2. На развитие силы

3. На развитие выносливости

«Пустое место»

Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, скорость, внимание.

Ход игры: Дети держатся за обруч правой рукой, и двигаются по

 часовой стрелке, а ведущий идет в противоположную сторону со словами:

Вокруг домика хожу

И в окошечко глажу,

К одному я подойду

И тихонько постучу:

«Тук-тук-тук».

Все дети останавливаются. Игрок, возле которого остановился

ведущий, спрашивает: «Кто пришел?» ведущий называет имя ребенка и продолжает:

Ты стоишь ко мне спиной,

Побежим-ка мы с тобой.

Кто из нас молодой

Прибежит быстрей домой?

Ведущий и ребенок бегут в противоположные стороны. Выигрывает

тот, кто первым займет пустое место у круга.

 

Кто сделает меньше шагов?

 

     На площадке чертят две линии на рас­стоянии 6 — 8 м.

Несколько играющих (2—3) становятся за одну линию и начинают переходить или перебегать за другую линию, стараясь шаги делать как можно длиннее. Выигрывает тот, кто сделает меньше шагов.

     Игровая деятельность - главная в дошкольном мире.  Среди

множества игр, народные игры занимают особое место. Они  имеют многовековую историю,  сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Особенно дети любят игры, связанные сюжетом, в которых нужно быть чуть - чуть артистом.

     По содержанию кубанские игры классически лаконичны,

выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся

в некоторых играх,  диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей умственной деятельности.

     В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на

определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы развития ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т.е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Плетень», «Сон казака» и др.).

     В кубанских играх много юмора, шуток, соревновательного

задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

     Основным условием успешного внедрения кубанских игр в жизнь

дошкольников всегда было и остается глубокое значение и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру, как эмоционально - образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

     В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию,

следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть в народные игры.

     Объяснение новой игры может проходить по-разному, в

зависимости от ее вида и содержания. Так, несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально-выразительно. Воспитатель дает представление о ее содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. в конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил определенные качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.

     Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в

том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

     Итак, народные кубанские игры в комплексе с другими воспита-

тельными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

    Цель: Воспитывать у детей интерес к кубанским народным играм.

Воспитывать любовь к кубанским играм, выдержку, умение подчиняться правилам.

 

Подвижные и малоподвижные игры для детей

   

     Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на

развитие ребёнка в школьном возрасте трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

    Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые

вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача руководителя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

    Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное

значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.

В играх дети радуются, на каждом шагу открывая для себя новое в

окружающем их мире, в формах игры, овладевая навыками, которых требует жизнь. Игра больше, чем какая-либо другая деятельность в дошкольном возрасте, требует от ребёнка определённых поступков, выявления личных свойств и качеств.

     Как показывает опыт организации детской жизни, необходимо,

чтобы развивалось и действовало особое качество, позволяющее детям устанавливать между собой связи, чувствовать друг друга, общаться друг с другом, быть способными действовать друг с другом. Это свойство называется общественностью. Предлагая детям играть вместе, играть дружно, мы тем самым требуем от них довольно высокого уровня развития общественности.

    Именно игра позволяет формировать это качество и тем самым

сближает воспитание с характером жизни общества взрослых.

 

 

Роль педагога в игре.

     Организация и проведение игры, которая побуждала бы к

хорошим поступкам, вызывала бы лучшие качества, требует большого искусства педагога. Деятельность педагога должна быть в первую очередь обращена на то, чтобы организовать играющих детей, добиться между ними правильных взаимоотношений. Если игры – это радость, то нужно так организовать их, чтобы они воспитывали положительные эмоции, что достигается только при положительных взаимоотношениях между играющими.

    Поэтому взаимоотношения детей должны быть в центре внимания

педагога постоянно, а не только тогда, когда возникают конфликты в играющем коллективе.

Когда педагог входит в центр детской жизни - в круг отношений,

которые складываются между детьми, то ему легче ориентироваться при организации игры.

     Поэтому педагог должен владеть мастерством руководства игрой:

подвижной, ролевой, музыкальной, командной – в такой мере, чтобы готовым в любой момент показать детям игру, проиграть её с ними, оценить их достижения в овладении правилами и ещё небольшой, но всё же существенной техникой той или иной игры.

     Педагог должен вносить новый игровой опыт, учить детей играть

в определённую игру. Для ребёнка овладение новой игрой означает получение нового опыта.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...