доклад "Семья-малая церковь"
материал на тему

Шилина Елена Вадимовна

Выражение "семья - малая церковь" дошло до нас с ранних веков христианства. В православном богословии есть область, о которой мало говорится, а значение данной области и трудности, с нею связанные, очень велики. Это - область семейной жизни. Семейная жизнь - это  христианский труд, тоже "путь спасения души," но нелегко найти учителей на этом пути.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл семья-малая церковь20.22 КБ
Office presentation icon семья- малая церковь1.38 МБ

Предварительный просмотр:

Семья -

малая церковь

Выражение "семья - малая церковь" дошло до нас с ранних веков христианства. В православном богословии есть область, о которой мало говорится, а значение данной области и трудности, с нею связанные, очень велики. Это - область семейной жизни. Семейная жизнь - это  христианский труд, тоже "путь спасения души," но нелегко найти учителей на этом пути.

Были и есть проповедники, умеющие особенно доходчиво говорить о духовных нуждах современных семей.  "В чем духовный смысл жизни в семье? - говорил Владыка Сергий. В несемейной жизни человек живет лицевой своей стороной - не внутренней. В семейной жизни каждый день надо реагировать на то, что в семье совершается, и это заставляет человека как бы обнажаться. Семья - это среда, заставляющая не прятать чувства внутри. И хорошее, и плохое выходит наружу. Это дает нам ежедневное развитие нравственного чувства. Сама среда семьи является как бы нас спасающей. Всякая победа над грехом внутри себя дает радость, утверждает силу, ослабляет зло..."    Мудрые это слова. Думается мне, что в наши дни создать христианскую семью труднее, чем когда-либо. Разрушительные силы действуют на семью со всех сторон, и особенно сильно их влияние на душевную жизнь детей.  Помочь христианской семье действительно стать "малой церковью" - такая же великая задача, какой в свое время было создание монашества.

О семейном миросозерцании

Многое из того, что мы говорим и чему учим, забудется позднее, утечет, как вода. Возможно, другие влияния, другие впечатления вытеснят из их сознания то, чему их учили в детстве.

Но есть основа, трудно определяемая словами, на которой строится жизнь каждой семьи, некая атмосфера, которой дышит семейная жизнь. И вот эта атмосфера очень сильно влияет на формирование души ребенка, определяет развитие детских чувств и детского мышления. Эту общую, трудно определяемую словами атмосферу можно назвать "миросозерцанием семьи." Мне кажется, что как бы ни сложились судьбы людей, выросших в одной семье, у них всегда остается что-то общее в их отношении к жизни, к людям, к самому себе, к радости и к горю.

Какие же главные черты этого семейного миросозерцания? Думается мне, что самое существенное -это то, что можно назвать "иерархией ценностей," то есть ясное и искреннее сознание того, что более важно и что менее важно, например, заработок или призвание.

Искренняя, незапуганная правдивость - одно из самых драгоценных качеств, которые даются семейной атмосферой. Неправдивость детей иногда вызывается у них страхом наказания, страхом последствия какого-нибудь проступка. Но очень часто у добродетельных, развитых родителей дети бывают неискренни в выражении своих чувств, потому что боятся не соответствовать высоким родительским требованиям. Большая ошибка родителей - требовать от детей, чтобы они чувствовали так, как родителям хочется. Требовать можно соблюдения внешних правил порядка, исполнения обязанностей, но нельзя требовать, чтобы ребенок считал трогательным то, что ему кажется смешным, восторгался тем, что ему неинтересно, чтобы любил тех, кого любят родители.

Очень значительным элементом семейного миросозерцания является, мне кажется, понимание смысла послушания. Часто взрослые жалуются на непослушание детей, но в их жалобах бывает непонимание самого смысла послушания. Ведь послушания бывают разные. Есть послушание, которое мы должны внушить младенцу ради его безопасности: "Не трогай, горячо!" "Не лезь, упадешь." Но для восьми-девятилетнего уже важно иное послушание - не сделать чего-нибудь плохого, когда тебя никто не видит. А еще большая зрелость начинает проявляется, когда ребенок сам чувствует, что хорошо и что плохо, и сознательно удерживается.

Цель дисциплины - научить человека владеть собой, быть послушным тому, что он считает высшим, поступать так, как он считает правильным, а не так, как ему хочется.

 Этим духом внутренней дисциплины должна быть проникнута вся семейная жизнь, родителей еще больше, чем детей, и счастливы те дети, которые растут в сознании, что их родители послушны правилам, которые они исповедуют, послушны своим убеждениям.

Еще одна черта имеет большое значение в общей семейной жизни. По учению святых Православной Церкви, самая главная добродетель - смирение. Без смирения любая другая добродетель может "испортиться," как портятся продукты без соли. А что такое смирение? Это способность не придавать слишком большого значения самому себе, тому, что ты говоришь и делаешь. Эта способность видеть самого себя таким, как ты есть, несовершенным, иногда даже смешным, способность иной раз посмеяться над собой, имеет много общего с тем, что мы называем чувством юмора. И думается мне, что в семейном мировоззрении играет очень большую и благодатную роль именно такое, легко воспринимаемое "смирение."

Каждое последующее

поколение, к сожалению, всегда плохо использует опыт предыдущего. Существует ли на самом деле проблемы отцов и детей? Она существует, так как

ребенок, юноша – ещё духовно неустойчив и иногда поддаются соблазном.

Тем более, что в обществе идёт информация о том, что молодое поколение –

это человек самостоятельный, у него другие мысли, другие идеалы, не

обязательно слушаться родителей. Это антихристианское отношение к старшим

очень опасно, потому, что если молодой человек не починает своих родителей,

то став взрослым, он не будет вообще почитать старших сотрудников,

начальство и для него будет никаких авторитетов. Такая личность, не знающая

своего места в иерархии семейной, в иерархии государства, в иерархии

социальной, представляет опасность для общества, потому этот человек плохо

управляемый и внутренне, и внешне.

Одно поколение, конечно, отличается от другого. Старшее поколение

всегда мудрее, чем младшее. А младшее, почему-то не доверяет старшим и

считает себя современнее и умнее. Каждое последующее поколение, к

сожалению, всегда плохо использует опыт предыдущего и ребенок всегда готов

слушать кого угодно, только не мудрый совет родителей. И порой своих

молодых родителей дети считают, прожившими жизнь и им ничего в этом мире

уже не нужно. Это эгоистическое отношение детей к родителям. Здесь беда и

родителей, когда они пытаются одеть детей лучше себя, сделать отдых детей

лучше, чем работающих родителей. Поэтому, каждый должен знать в семье

свое место, и родители должны с детства подчеркивать это. Ребенок так же в

семье не должен быть игрушкой, а воспитываться в доброте, ласке, любви,

которые через взор, голос, через отношение взрослых проявляются и в то же

время, родителям за собой нужно последить, чтобы не свои потребности

удовлетворять в первую очередь, а потребности ребенка. И в то же время не

нужно угождать. Все  нормальные  здравомыслящие  родители  плохого никогда

своим детям не пожелают. Если любят, то всегда тревожатся, боятся,

защищают. Ребенок должен знать, что если мама тревожится за него поздно

вечером, если отец беспокоится, ищет – то это не потому, что он злой, а потому,

что боится потерять ребенка. Нужно ребенку объяснить. Нужно ребенку с

детства внушать, чего он не имеет права судить ни отца, ни мать. Нужно знать,

что этих людей дал Бог. Каких дал – таких нужно почитать. А почитание

родителей состоит в послушании.

К сожаленью, мы начинаем терять самую главную традицию – умение

жить семейной жизнью.  Дом, в котором живет семья, должен быть

миролюбивым,  благодатным,  спокойным и благочестивым. Он не должен быть

«проходным двором». Дом – это место, куда хочется идти, где тебя любят, где

тебя встречают с радостью, где ты чувствуешь себя умиротворенным. Дома ты

защищен от воздействия окружающего мира.

Мир переменчив, веяния разные, но есть ценное или, которые вне

времени. Это семейные традиции, культура, опыт, которые передаются из рода

в род. Вечное в доме должно накапливаться и передаваться из поколения в

поколение.

В семье должны быть традиции семейной жизни, то есть традиции

соблюдения иерархичности, почитания главы семьи, почитание матери, традиции уважительного отношения друг к другу. Должна быть традиция

что семья – это целый, единый организм и поэтому мы должны

уметь угождать друг другу, не обижать друг друга и уважать друг друга. В

такой поддержке – ценность и неповторимость родственных отношений,

вынуждающих всех членов семьи сопереживать и волноваться, помогать в

трудную минуту, помогать выправиться и стать на ноги. Взаимное уважение,

чуткость, любовь и дружба должны быть постоянными признаками семьи, ибо

без этих черт она утрачивает весь свой смысл.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Церковь Покрова на Нерли"

"Церковь Покрова на Нерли"...

Преображенская церковь в нашем городе.

Преображенская церковь в нашем городе....

Выступление на "I Муниципальных рождественских образовательных чтениях «Школа, семья, Церковь: духовно – нравственные основы и пути развития».

Доклад по теме:  «Опыт работы МКДОУ №1 «Улыбка» по духовно-нравственному воспитанию детей через сетевое взаимодействие с социальными партнерами»....

Церковь Троицы Живоначальной в Полевском

Церковь Троицы Живоначальной в Полевском расположена на берегу Северского пруда, в одном из самых живописных уголков города. Самая первая Троицкая церковь была заложена здесь в июне 1754 года, по благ...

Статья " Чингисская церковь Петра и Павла"

в статье рассказывается о старейшем храме новосибирской области....

Проект: "Церковь и государство :врозь или вместе?"

Видео защиты проекта можно посмотреть по ссылкеhttps://www.youtube.com/watch?v=wgl2fqetNHMАктуальность темы «Государство и церковь: врозь или вместе?» заключается в том, что одной из...