Детская дружба - это....
консультация на тему

Терехова Жанна Васильевна

Детская дружба – понятие сложное, многогранное и, главное, чрезвычайно динамичное, поскольку дружба  дошкольников, дружба  первоклассников и дружба подростков – это три совершенно разных варианта отношений.

Итак, познакомимся поближе? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskaya_druzhba_-eto.doc355.5 КБ

Предварительный просмотр:

Детская дружба – что это?C:\Documents and Settings\жанна\Рабочий стол\0d1d45a26b219aff8a1be8a944550528.JPG

 



Детская дружба – понятие сложное, многогранное и, главное, чрезвычайно динамичное, поскольку дружба  дошкольников, дружба  первоклассников и дружба подростков – это три совершенно разных варианта отношений. Итак, познакомимся поближе? 

Ранний возраст

Зачатки дружбы – это общение  детей раннего возраста.

Главное в этом возрасте – эмоциональный контакт, причем играют малыши  «не вместе, а рядом» – им, в принципе, все равно, с кем прыгать, носиться, кричать и квакать – лишь бы весело.

Малыши еще плохо запоминают лица и имена своих товарищей по песочнице, зато нередко остро реагируют на попытки завладеть их игрушками. 

Подавляющее большинство ссор в этом возрасте сводятся к  фразе: «Он взял мой мячик!!!» И  дело  здесь отнюдь не в жадности, а  в возрастных особенностях -  дети раннего и младшего возраста еще не умеют  понимать желания, мотивы, намерения другого ребенка, поставить себя на его место, учесть его интересы.

Следует так же помнить, что в этом возрасте  игрушка – однозначно более интересный объект, чем сверстник. 

Безусловно, взрослые не должны в сторонке наблюдать за своими детьми в таких ситуациях,  ведь грамотному общению надо просто обучить: предлагать временный обмен, учить договариваться и не скандалить, не впадать в истерику… Однако при этом к  таким особенностям малышей надо относится  с пониманием и не требовать от них недоступной  пока  широты взглядов. 

Игры, способствующие формированию дружбы в детском коллективе: хороводы, «караваи»,а также игры с имитацией движений и криков животных, то есть – шумная возня - беготня, когда можно покричать, порадоваться и выплеснуть эмоции и привлечь к себе внимание: больше от игр со сверстниками малыши в этом возрасте и не ждут. 

Дошкольный возраст (4-5 лет)

Однако время идет, и дети растут и  меняются: уже в возрасте 4-5 лет они не просто играют рядом – партнер по общению необходим  им для того, чтобы лучше понять  себя.

Окружающие – своеобразные «зеркальца», в которые смотрятся дети в целях более глубокого познания своей личности, потребностей, особенностей, умений. 
При этом в этом возрасте
дошкольники  еще не проявляют интереса к делам, мыслям, проблемам своих друзей – приятели пока нужны им как фон, как средство для того, чтобы утвердить свою зарождающуюся «самость», убедиться, что «я хороший и важный» (причем детьми пока игнорируется, что у собеседника – точно такие же потребности). 

Ссоры возникают еще и в силу того, что дети бывают довольно резки в оценках и неразборчивы в эпитетах (нередко, увы, копируя нас, взрослых) – поэтому их так сложно бывает «разрулить». 

Кроме того, поскольку сверстник нужен лишь для того, чтобы сравнить его с собой, иногда возникают жестокие разочарования на почве ревности и конкуренции: девочка вполне может обнаружить, что соседская Маша намного симпатичней, а у Кати кукол раз в 10 больше. В этом случае типичной реакцией ребенка будет негатив, обращенный против ни в чем не повинных  Маши и Кати. И если таким вещам взрослые не уделяют должного внимания, обиды могут превратиться в типичную реакцию на более удачливого «конкурента» и остаться «в активе» на всю жизнь… 
Как решить вопрос?  Постараться «сдвинуть» интересы ребенка со сферы самоутверждения в сферу «игры на равных» – ведь это самый подходящий возраст для ролевых игр, где одинаково важны все участники и от действий каждого зависит общий успех. Организуйте подобные игры, а еще проговаривайте с ребенком его «обиды» – это поможет избежать укоренения позиции завистливого неудачника. 

Уже в этом возрасте дети начинают обращать внимание на личные качества своих сверстников. 

В коллективе всегда находится несколько популярных детишек и несколько «отвергаемых» ребят. Почему это происходит? Потому что с одними общаться приятно, с другими – проблематично

С кем же приятно в этом возрасте? С тем, кто чуть «взрослей» в плане коммуникативной культуры – хорошо разговаривает, всегда может придумать интересную и необидную игру, доброжелателен ко всем, не вредничает, не ноет, не жалуется, у кого обычно хорошее настроение, с кем весело и нескучно. 

Пока еще не оцениваются морально-этические моменты, но вот что однозначно не приветствуется – так  это драчливость, ворчливость, склонность к мелким пакостям. 

И, увы, часто дети, не похожие в чем-то на других (с физическими дефектами или дефектами развития психики, а также слишком явно отличающиеся от остальных внешне: рыжие, ушастые, слишком полные и т.д.), тоже имеют гораздо больше шансов оказаться в рядах «изгоев», нежели «обычные» дети. 

Не стоит таких  детей намеренно изолировать от детского коллектива, даже если общение упорно не удается – попытавшись «заменить» для ребенка общение со сверстниками общением со взрослыми членами семьи, поселив его преждевременно во взрослый мир, мы окажем ему медвежью услугу – вписаться в детский коллектив в школе ему будет гораздо трудней.

Взрослые и дети – все они играют в общении свои уникальные роли, и нет смысла подменять их искусственно. Напротив, таким ребятам  можно помочь – в этом возрасте они  сильно ориентированы на мнение старших, и если они будут постоянно создавать для ребенка с проблемами в общении «ситуации успеха» – т.е. такие, в которых он будет интересен остальным, когда у него точно получится задание, упражнение, где он сможет продемонстрировать свои возможности – то всё может измениться. 

Общение 6-8 летних  детей – это уже практически настоящая дружба. Помните проблемы предыдущих этапов: «не хочу делиться», «я – центр мироздания»?

К этому возрасту в норме они должны остаться в прошлом, и если они до сих пор актуальны для вашего ребенка – это повод обратиться за психологической помощью для коррекции ситуации. 

Увы, в последнее время наметилась негативная тенденция: детей, «не умеющих дружить», становится все больше и больше. Как правило, это единственные дети, досуг которых сводится к играм на компьютере, просмотру телепрограмм и общению со взрослыми.

Такие дети нередко слишком самолюбивы, тревожны и просто не имеют опыта социальных контактов, в особенности если в дворовой компании они не прижились или их туда не пускают родители, в детсад они не ходили, а братиков-сестричек, даже двоюродных, у них нет. 

Репутация, авторитет, способность вписаться в детский коллектив, место на «иерархической лестнице» – все это выходит на первый план для семилеток и является важнейшими достижениями личности в младшем школьном возрасте. 

В норме в этот период дети уже охотно делятся игрушками, чтобы создать вместе что-то новое, придумывают довольно сложные игры с правилами. Если раньше детям были интересны главным образом они сами, то теперь искренний интерес начинает проявляться друг к другу.

В качестве ценностей начинают «котироваться» морально-этические.

Дети начинают ценить готовность помочь товарищу, способность посочувствовать, чувство юмора – и, напротив, отвергают зазнаек, жадных, слишком эгоистичных, слишком агрессивных и вспыльчивых, а также назойливых или слишком пассивных («никаких»). 

В этом возрасте уже хорошо сформированы понятия «хорошо и плохо», поэтому некоторые поступки дети уже могут квалифицировать как предательство, измену – это возраст, скажем так, «маленьких трагедий», однако они полезны для взросления детской души. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская дружба

 Дружба крепкая не сломается никогда......

Родительское собрание в старшей группе " О детской дружбе"

Представлено  нетрадиционное родительское собрание из опыта работы , форма проведения которого - круглый стол. Данное собрание проводилось с родителями старшей группы. Родители не только слушали ...

Конспект занятия №1 "Начало дружбы. Встречаем гостей". Из проекта "Маршруты детской дружбы".

Тема занятия говорит о её цели, три группы встречаются и воспитатели знакомят детей друг с другом для дальнешего плодотворного сотрудничества с группами, всё это выражается в конечном совместном творч...

Какая бывает дружба? В чем секреты детской дружбы?

Какая бывает дружба? В чём секреты детской дружбы?...

Детская дружба. Правила дружбы. Консультация для родителей

Детская дружба. Правила дружбы. Консультация для родителей...

"С чего начинается… детская дружба". Что такое дружба?

Дружба – это величайшая ценность, клад и подарок судьбы. Дружба всегда помогает нам и в учебе и в работе и в жизни в целом. Благодаря ей, человек становится лучше, добрее и духом сильнее. Поэтом...

"С чего начинается… детская дружба". Что такое дружба?

Дружба – это величайшая ценность, клад и подарок судьбы. Дружба всегда помогает нам и в учебе и в работе и в жизни в целом. Благодаря ей, человек становится лучше, добрее и духом сильнее. Поэтом...