Консультация для воспитателей " Ознакомление детей с книжной графикой"
консультация на тему

Ознакомление детей с книжной графикой

 

Рассказ из опыта.

На первом этапе работы детей следует заинтересовать, заинтриговать. Прежде чем приступить к чтению, предоставить им возможность самостоятельно рассмотреть иллюстрации, поинтересоваться, понравились они или нет.

По словам художника В. Конашевича, каждая иллюстрация - это веселое представление, игра.

«Тебе нравится норка, домик мышонка? - спрашивает воспитатель у ребенка при рассматривании рисунков К): Васнецова к сказке В. Бианки «Лис и мышонок». - Хочешь, мы вместе с тобой и другими детьми «войдем» к нему в порку?»

Мысленно «войдя» в порку, ребенок представляет, как он с разрешения мышонка, берет в руки вещи, стоящие у него на полочке, заглядывает в горшочки, кувшинчики и т.п.

 Подобные игры позволяют ребенку почувствовать свою сопричастность к миру художественных образов, понять позицию героя произведения, попытаться преодолеть вместе с ним стоящие на пути препятствия.

Любовь детей к зрелищам, к представлению требует от художника, чтобы иллюстрация при всей своей простоте имела максимум содержания, т.е. «заключала в себе много подробностей, чтобы ее интересно было рассматривать» (В. Конашевич).

«Какой должна быть детская книга? размышляет художник-иллюстратор Виталий Пивоваров. - Во-первых, она должна быть такой, чтобы в нее можно было войти. А во-вторых, там внутри, когда войдешь, должно быть хорошо...

Но что значит - хорошо?

Хорошо - это когда в книге ты встречаешь интересного героя, может быть, странного и а в чем-то похожего па тебя и поэтому могущего стать твоим другом. Хорошо ло когда очень смешно и очень интересно. И, наконец, хорошо - это когда добро сильнее, чем зло, когда вся книга пронизана этим добром».

А. Каневский считал: не всё в искусстве доступно и понятно детям. Например, они могут не понять васнецовской «Аленушки»: почему девушка сидит у пруда, ничего не делает, не купается? детям «трудно Достичь, что в картине передано состояние души, а не просто показано действие».
Поэтому задача второго этапа работы - дать детям, по словам Е.Чарушина, «предельно цельный художественный образ, обогатить художественное восприятие, открыть новые, живописные ощущения мира». Например, при рассматривании книг этого художника важно, чтобы дети поняли состояние каждого персонажа через его движения и мимику. Ведь звери могут быть разными: спокойными, агрессивными, приветливыми, хмурыми, уверенными в себе и даже расстроенными. На этом этапе не следует торопиться с рассматриванием иллюстраций, для того чтобы обогатить художественное восприятие детей, вначале помогите им «услышать», как, встав на задние лапы в погоне за воробьями. заговорил» Тюпа: «Тюп-тюп-тюп-тюп! Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!» Или как кричат, галдят, чирикают воробьи над испуганным Тюпой: «Чив-чив! Чив-чив».

Как жалобно поскуливает волчишко, когда его мать ушла на охоту, а он остался один. Помогите представить те события, которые могут в дальнейшем произойти со звериными детенышами:

«Как вы думаете, дождется свою маму волчонок или нет? Что произойдет потом с заячьей семьей? Удастся ли песику Томке поймать кого-нибудь во время охоты?»

На завершающем этапе работы используйте иллюстрации, на которых изображены сцены, позволяющие думать о какой-то тайне.
Вначале вызовите у детей эмоциональный отклик на изображенное «событие», создавая вокруг него атмосферу таинственности. для этого можно использовать небольшой описательный рассказ, не связывая его с содержанием данного художественного произведения.

Например, при восприятии иллюстрации Б. Дехтерева к сказке Ш. Перро «Ослиная шкура» рассказ может звучать так: «Наступила ночь. Замок и окружающие его деревья погрузились в полную темноту. И только в одной из комнат замка горел свет.

 Но вскоре взошла луна. Холодным, голубоватым светом она озарила мрачные каменные стены замка и крючковатые ветки могучих деревьев.
Вдруг тишину этой лунной ночи огласил мерный стук копыт. Как вы думаете, кто это мог? (Ответы детей.) А теперь раскроем книгу и посмотрим, кто же появился в эту лунную ночь на дороге, ведущей от таинственного замка».

Иллюстрация Б. Дехтерева размещена на развороте книги, что позволяет последовательно рассматривать её с детьми. Образ испуганной молодой принцессы, которая отправилась к волшебнице в золотой коляске, запряженной большим золотым бараном, не может не взволновать детей. Не зная содержания сказки, они фантазируют, строят различные предположения, что имеет большое значение для развития воображения.

 Для такого рода работы можно использовать не только иллюстрации к «Волшебным сказкам».. С увлечением и интересом дети воспринимают события или отношения, которые талантливо переданы художниками - анималистами.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oznakomlenie_detey_s_knizhnoy_grafikoy.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 20 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Гномик»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Ознакомление детей с книжной графикой»

                                                                             Подготовила: воспитатель

                                                             ГБОУ ООШ № 20

                                                                  г. Новокуйбышевска

структурного подразделения

                                                                          «Детского сада «Гномик»

                                                               Половинкина С.Г.

г. Новокуйбышевск

Ознакомление детей с книжной графикой

Рассказ из опыта.

На первом этапе работы детей следует заинтересовать, заинтриговать. Прежде чем приступить к чтению, предоставить им возможность самостоятельно рассмотреть иллюстрации, поинтересоваться, понравились они или нет.

По словам художника В. Конашевича, каждая иллюстрация - это веселое представление, игра.

«Тебе нравится норка, домик мышонка? - спрашивает воспитатель у ребенка при рассматривании рисунков К): Васнецова к сказке В. Бианки «Лис и мышонок». - Хочешь, мы вместе с тобой и другими детьми «войдем» к нему в порку?»

Мысленно «войдя» в порку, ребенок представляет, как он с разрешения мышонка, берет в руки вещи, стоящие у него на полочке, заглядывает в горшочки, кувшинчики и т.п.

 Подобные игры позволяют ребенку почувствовать свою сопричастность к миру художественных образов, понять позицию героя произведения, попытаться преодолеть вместе с ним стоящие на пути препятствия.

Любовь детей к зрелищам, к представлению требует от художника, чтобы иллюстрация при всей своей простоте имела максимум содержания, т.е. «заключала в себе много подробностей, чтобы ее интересно было рассматривать» (В. Конашевич).

«Какой должна быть детская книга? размышляет художник-иллюстратор Виталий Пивоваров. - Во-первых, она должна быть такой, чтобы в нее можно было войти. А во-вторых, там внутри, когда войдешь, должно быть хорошо... 

Но что значит - хорошо?

Хорошо - это когда в книге ты встречаешь интересного героя, может быть, странного и а в чем-то похожего па тебя и поэтому могущего стать твоим другом. Хорошо ло когда очень смешно и очень интересно. И, наконец, хорошо - это когда добро сильнее, чем зло, когда вся книга пронизана этим добром».

А. Каневский считал: не всё в искусстве доступно и понятно детям. Например, они могут не понять васнецовской «Аленушки»: почему девушка сидит у пруда, ничего не делает, не купается? детям «трудно Достичь, что в картине передано состояние души, а не просто показано действие».
Поэтому задача второго этапа работы - дать детям, по словам Е.Чарушина, «предельно цельный художественный образ, обогатить художественное восприятие, открыть новые, живописные ощущения мира». Например, при рассматривании книг этого художника важно, чтобы дети поняли состояние каждого персонажа через его движения и мимику. Ведь звери могут быть разными: спокойными, агрессивными, приветливыми, хмурыми, уверенными в себе и даже расстроенными. На этом этапе не следует торопиться с рассматриванием иллюстраций, для того чтобы обогатить художественное восприятие детей, вначале помогите им «услышать», как, встав на задние лапы в погоне за воробьями. заговорил» Тюпа: «Тюп-тюп-тюп-тюп! Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!» Или как кричат, галдят, чирикают воробьи над испуганным Тюпой: «Чив-чив! Чив-чив
».

Как жалобно поскуливает волчишко, когда его мать ушла на охоту, а он остался один. Помогите представить те события, которые могут в дальнейшем произойти со звериными детенышами:

«Как вы думаете, дождется свою маму волчонок или нет? Что произойдет потом с заячьей семьей? Удастся ли песику Томке поймать кого-нибудь во время охоты?»

На завершающем этапе работы используйте иллюстрации, на которых изображены сцены, позволяющие думать о какой-то тайне.
Вначале вызовите у детей эмоциональный отклик на изображенное «событие», создавая вокруг него атмосферу таинственности. для этого можно использовать небольшой описательный рассказ, не связывая его с содержанием данного художественного произведения.

Например, при восприятии иллюстрации Б. Дехтерева к сказке Ш. Перро «Ослиная шкура» рассказ может звучать так: «Наступила ночь. Замок и окружающие его деревья погрузились в полную темноту. И только в одной из комнат замка горел свет.

 Но вскоре взошла луна. Холодным, голубоватым светом она озарила мрачные каменные стены замка и крючковатые ветки могучих деревьев.
Вдруг тишину этой лунной ночи огласил мерный стук копыт. Как вы думаете, кто это мог?
(Ответы детей.) А теперь раскроем книгу и посмотрим, кто же появился в эту лунную ночь на дороге, ведущей от таинственного замка».

Иллюстрация Б. Дехтерева размещена на развороте книги, что позволяет последовательно рассматривать её с детьми. Образ испуганной молодой принцессы, которая отправилась к волшебнице в золотой коляске, запряженной большим золотым бараном, не может не взволновать детей. Не зная содержания сказки, они фантазируют, строят различные предположения, что имеет большое значение для развития воображения.

 Для такого рода работы можно использовать не только иллюстрации к «Волшебным сказкам».. С увлечением и интересом дети воспринимают события или отношения, которые талантливо переданы художниками - анималистами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Ознакомление детей дошкольного возраста с малыми фольклорными формами"

Использование таких малых фольклорных форм, как сказки, песни, частушки, потешки, пословицы и поговорки способствует развитию речи детей, воспитывает любовь к родному краю и дает первые представления ...

Консультация для воспитателей "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым России и выдающимися людьми (на примере события Крещение Руси и личности Князя Владимира"

О важности приобщения ребенка к историческим событиям нашей России, народа, написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы  живем...

Консультация для воспитателей « Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой родного города и края».

             В настоящее время   проблема патриотического воспитания детей и молодежи остается  одной из актуальнейших. Все большее распростран...

Конспект интегрированного занятия «Ознакомление детей с книжной графикой иллюстратора В. Бритвина по сюжетам чувашской народной сказки «Земля Улыпа»

В ходе занятия предполагается повышение интереса детей к книжной графике, как к одному из видов искусства, развитие познавательной активности и обогащение речевого словаря старших дошкольников. Ознако...

Ознакомление детей с книжной графикой. Владимир Григорьевич Сутеев «Яблоко» В средней группе

Предварительная работа: прочитать произведение «Яблоко» Владимира Григорьевича Сутеева.  Задачи: 1.Продолжать знакомить детей с творчеством Владимира Григорьевича Сутеева.2...