Консультация для родителей.
консультация на тему


Врожденное и приобретенное в характере ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Врождённое и приобретённое в характере ребёнка.

Мы часто произносим слово «характер» и уже привыкли к нему. «Вот это характер!» — говорим мы с восхищением. «Ну и характер!» — произносим, когда негодуем. Хорошо это или плохо – иметь характер?
Каждый, опираясь на свой опыт, понимает под характером определённое сочетание индивидуальных особенностей человека. Основными свойствами характера принято считать три группы качеств, проявляющихся в отношении к деятельности, к какому-либо поручению (трудолюбие, добросовестность, настойчивость, усидчивость, самостоятельность); в отношении человека к самому себе (гордость, чувство собственного достоинства) и к окружающим (заботливость, отзывчивость, доброта, чуткость).

Названные качества одинаковы по важности и воспитываются одновременно. Можно воспитать у ребёнка самостоятельность и чувство собственного достоинства, но одновременно и равнодушие. Такое сочетание качеств довольно распространено. Бывает и так, что ребёнок и чуткий, и добрый, но не способный довести до конца ни одного дела, не может поставить перед собой цель.

Родители часто возражают: «Не всё можно воспитать: характер передаётся по наследству. В нашей семье двое детей-близнецов. Воспитываем мы их одинаково. А растут они совершенно разные. Что поделаешь, родились с разными характерами».

Так ли это?  Что в характере врождённое, а что приобретённое? Давайте разберёмся.

Врождёнными, наследственными являются четыре свойства нервной системы ребёнка. Первое – сила нервной системы, или работоспособность: одни дети выносливы, способны к длительному напряжению, другие – быстро утомляются. Это можно заметить в игре, при выполнении ребёнком поручения. Второе свойство – равновесие, или баланс процессов возбуждения и торможения: у одних детей может преобладать процесс возбуждения (шумные, непоседливые дети), у других – процесс торможения (спокойные дети, которых почти невозможно вывести из себя). Третья особенность – подвижность, переключаемость нервных процессов (один ребёнок, проснувшись, легко и быстро включается в игру. Другому свойственно как бы застревание на каком-то переживании, очень медленное включение в состояние бодрствования и сна). Четвёртая особенность – динамичность нервных процессов, то есть способность к возникновению привычных форм поведения и быстрота их изменения. Одни дети легко привыкают к новым требованиям, с охотой им подчиняются, другие, охотно им следуя, привыкают долго, с трудом.

Характер ребёнка не предопределён этими природными особенностями нервной деятельности. Наблюдения за развитием близнецов подтверждают, что одинаковых условий для их развития даже в одной семье быть не может, обстоятельства как бы вынуждают их поступать по-разному. Если мама просит детей помочь ей, то первым отзывается кто-то один. Другой ребёнок в это время может стоять к маме спиной и поэтому на какие-то доли секунды отозваться позже. Несколько сходных ситуаций – и уже есть основа для формирования противоположных качеств (пассивности и активности) у детей-близнецов.

Различные сочетания свойств позволяют выделить неодинаковые индивидуальные особенности в поведении и деятельности ребёнка. эти особенности наиболее ярко проявляются в раннем возрасте. Особенности нервной деятельности могут и затруднить, и помочь воспитать определённые свойства характера. Так, у очень чувствительного ребёнка труднее воспитать самообладание, чем у ребёнка уравновешенного. У возбудимых детей труднее воспитать усидчивость, чем у детей медлительных.

Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но несмотря на различные уклады жизни во всех семьях, где подрастают дети с уравновешенным характером, есть одна общая особенность – ровные, доброжелательные отношения взрослых и детей.

В семьях, где оберегают детство малыша, всё делают за него и для него, ребёнок одновременно и властелин, и опекаемое, изнеженное и зависимое дитя. Из года в год живя только своими интересами и желаниями, он не умеет замечать переживания и трудности других людей, считаться с их желаниями и преодолевать свои, когда это необходимо. Может происходить и немного по-другому: лишение ребёнка самостоятельности, излишняя опека родителей (эмоциональное выражение постоянной тревоги, необоснованное удерживание ребёнка около себя) создают чрезмерную зависимость его от состояний взрослых, что мешает ему при общении со сверстниками.

Основой воспитания положительных черт характера ребёнка (самостоятельности, ответственности, чувства собственного достоинства, отзывчивости и др.) могут быть только дружеские взаимоотношения взрослых и детей.

Родителям часто кажется, что дети ещё малы и их переживаний и проблем им не понять. Поэтому многие взрослые либо скрывают свои переживания от детей, либо вообще не задумываются о том, что, закрывая свой внутренний мир от детей, мы лишаем их важных и волнующих минут сопереживания, которые формируют нравственность ребёнка, важные черты его характера.

Не следует забывать, что дошкольники очень отзывчивы и могут хорошо понимать взрослого. Придя с работы вечером, расскажите ребёнку о своей усталости и попросите его помочь вам. Ребёнок забудет о своих играх и игрушках, чтобы помочь вам своей заботой, а вам не придётся взывать к его чувству долга. Не бойтесь рассказать ему об обиде, которую вам причинили, о своём чувстве стыда за совершённую ошибку. Только при доверительном общении взрослого и ребёнка, когда взрослый не боится выглядеть слабым и смешным, дети не только правильно поймут ваши переживания, но и станут отзывчивыми, чуткими, заботливыми, превращаясь в настоящих друзей.

В жизни много радостных переживаний. Расскажите о них ребёнку, чаще приобщайте его к своим делам. Дайте ребёнку возможность ощутить себя не только воспитуемым, но и защитником мамы, помощником папы, близким другом старшего брата или сестры, и ваш сын или дочь станут более волевыми и отзывчивыми, самостоятельными и добрыми, умеющими уважать себя и других.

       Желаю вам успехов в воспитании ваших детей!
Воспитатель Прощалыкина З.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...