Главные вкладки

    Мои "плюсы" и "минусы" в общении с родителями
    методическая разработка на тему

    Журина (Ваганова) Светлана Федоровна

    Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей во взаимодействии с родителями.

    Задачи:

    • Развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями;
    • Помощь в анализе и осознании собственных сложностей в установлении позитивного общения с родителями;
    • Обучение практическим приемам и упражнениям по преодолению барьеров в общении с «трудными» родителями.

    Материал: листы бумаги А4, фломастеры

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образование Ямальский район

    ДОШКОЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «Ярсалинский детский сад комбинированного вида «СОЛНЫШКО»

    Семинар  практикум

    для воспитателей

    « Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями»

       Составила: педагог – психолог  Ваганова С.Ф.

    п. Яр-Сале

    Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей во взаимодействии с родителями.

    Задачи:

    • Развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями;
    • Помощь в анализе и осознании собственных сложностей в установлении позитивного общения с родителями;
    • Обучение практическим приемам и упражнениям по преодолению барьеров в общении с «трудными» родителями.

    Материал: листы бумаги А4, фломастеры

    Ход семинара - практикума

    Психолог: Одной из важнейших задач современного образования является установление партнерских отношений с родителями. Они предполагают наличие высокого уровня взаимного доверия и возможность организовать конструктивный диалог, определять пути эффективной помощи детям. Без партнерства даже самый квалифицированный педагог, использующий самые современные методы, не добьется большого успеха. Большинство педагогов считает работу с семьей самой сложной в своей  педагогической деятельности.

                 Многие педагоги во взаимодействии с родителями видят, прежде всего, преодоление собственных трудностей в работе с ребенком, поэтому общение с родителями сводится к жалобам на то, как плохо ведет себя ребенок  на занятиях, как сложно ему дается тот или иной материал.

                 Такая позиция вызывает негативное отношение родителей к педагогу; возможность дальнейшего сотрудничества, как и компетентность воспитателя, вызывает у них недоверие. Поэтому,  педагогу важно вовремя осознать собственные ошибки и трудности, направить усилия на доверительное, безоценочное взаимодействие с семьей, основанное на осознании единой цели – всестороннего развития ребенка.

    С целью повышения коммуникативной компетентности воспитателей и преодоление трудностей в работе с родителями мы собрались сегодня с вами на семинары – практикуме, под названием «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями.

    Для начала предлагаю выполнить тест, помогающий определить уровень развития коммуникативных умений у педагога в общении с родителями.

    Оценка уровня коммуникабельности педагога в общении с родителями

    (на основе методики оценки уровня общительности педагога по В.Ф. Ряховскому).

    Инструкция. Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

    Психолог: Познакомимся с принципами взаимодействия с родителями:

    1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

    2. Индивидуальный подход.

    3. Сотрудничество, а не наставничество.

    4. Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе –

    качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

    5. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

    Упражнение «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями.

    - Я предлагаю вам проанализировать свою работу с родителями и выявить свои плюсы и минусы в общении с ними. Сравните, чего больше плюсов или минусов; как минусы можно преобразовать в плюсы?

            Работа с родителями — это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей:

    • конфликты между родителями из-за детей;
    • родительские претензии к воспитателям по тем или иным вопросам воспитания;
    • жалобы воспитателей на пассивность родителей;
    • невнимание родителей к рекомендациям воспитателя в связи с недостатком

    авторитета педагога из-за молодого возраста или небольшого опыта работы.

    Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.

    Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.

     Часто молодых педагогов пугает обращение к ним родителей с жалобой или претензией. Многие неопытные педагоги вместо того, чтобы разобраться в ситуации, автоматически переводят для себя таких родителей в категорию сложных, конфликтных, пытаются переубедить их, доказать, что они не правы, убеждают, что на самом деле все обстоит благополучно. Такая позиция воспитателя, конечно, насторожит родителя, и впоследствии он вряд ли будет обращаться со своими проблемами к этому педагогу, накапливая негативные эмоции по отношению к детскому саду. Реакция на жалобу должна быть конструктивной и направлена на готовность исправить ситуацию, принять быстрые меры к урегулированию спорных вопросов, наладить контакт с родителями ребенка, улучшить работу детского сада по тому или иному вопросу. Необходимо при первой встрече выслушать родителя, дать ему почувствовать готовность воспитателя профессионально разобраться в ситуации, назначить дополнительную встречу, на которой рассказать о результатах предпринятых мер.

    Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

    Еще одна причина конфликтов - нежелание родителей контактировать с воспитателями. Как вы с вами знаем, родители бывают разные.  А.Я. Варга выделяет четыре типа мам по характеру отношения к детям: спокойная

    уравновешенная мама, тревожная, тоскливая, уверенная и властная. Как вы думаете, с каким из всех типов легче всего найти общий язык?

    - спокойная уравновешенная мама «С такой мамой легко общаться, она всегда пойдет навстречу педагогу. Такой маме можно давать любые рекомендации».

    - тревожная мама «Такой маме важно вселить уверенность в ее собственном воспитательном потенциале, дать понять, что воспитатель на ее стороне и готов выслушать ее точку зрения. Но в тоже время необходимо внушить такой маме, что благополучие ее ребенка, так же важно для воспитателя, как и для нее самой».

    - тоскливая мама «Такой маме важно дать понять, что ребенок является для женщины главной ценностью. Что бы ни происходило в жизни женщины, при умелом подходе ребенок всегда будет нести большую радость, чем все другие моменты жизни»

    - уверенная и властная мама «С этой мамой очень тяжело сотрудничать. Ее уверенность и всласть не дают увидеть в ребенке личность, не дают обратить внимание на возможности и желания ребенка. Такую маму необходимо приглашать на разнообразные мероприятия, в которых ее ребенок может проявить себя в сотрудничестве с другими детьми. Кроме того обмен воспитательным опытом с другими родителями должен помочь этой маме реально оценить возможности ее ребенка, помочь понять, что ребенок не может быть идеальным. У него существуют свои достоинства и недостатки».

    «Рекламный конкурс»

     В работе с родителями необходимо избегать формального подхода. Чтобы родители чаще посещали родительские собрания необходимо их изначально заинтересовать. Предлагаю вам разделиться на 2 команды. Командам необходимо составить объявление о родительском собрании так, чтобы родители захотели на него прийти.

    Рефлексия: - Что запомнилось? Что было самым сложным?

    Список литературы:

    1. Апаткина Ю. М., Лопатина О. Г.  Задачи психолога в дошкольном учреждении //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения -2008 -№ 2;  
    2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М., 1996.  Звездина Г. П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ // Управление ДОУ - 2004 №4;
    3. Кириллова Ю. В. Психолого-педагогический практикум с педагогами ДОУ "Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ"// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения -2011-№1;
    4. Москалюк О.В., Погонцева Л.В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями / - 2-е изд. –Волгоград: Учитель, 2011. – 123с.

    Оценка уровня коммуникабельности педагога в общении с родителями

    (на основе методики оценки уровня общительности педагога по В.Ф. Ряховскому).

    Инструкция. Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

    Вопросы

    1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
    2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
    3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
    4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
    5. Вам предлагают подготовить общее собрание для родителей всех воспитанников дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
    6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями об общении с родителями с коллегами, руководством?
    7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
    8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
    9. Верите ли Вы, что существует проблема воспитателей и родителей и что они разговаривают на разных языках?
    10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
    11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
    12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
    13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
    14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?
    15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо родителей, а не только детей?
    16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

    Оценка ответов. Да - 2 очка. Иногда -1 очко. Нет - 0 очков.

    Полученные очки суммируются. Так определяется, к какой категории относится педагог.

    30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще некоммуникабельны. Это Ваша беда, так как от этого больше страдаете Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

    25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете, недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не себя. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями.

    19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

    14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти общий язык. Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное, и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

    9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Вы стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

    4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успению довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями, Вам следует задуматься над этим фактом.

    3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершено, не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличает необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия, наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тренинг для воспитателей "Педагогическая этика общения. Воспитатель - родитель".

    Несколько слов о педагогическом общении. Хочется обратить ваше внимание на то, что в нашей работе – это наиглавнейшая черта.Пять возможных способов поведения по Кеннету Томасу.Культура речи сотруднико...

    Социально-психологический тренинг "Развитие коммуникативных умений у педагогов в общении с родителями"

    Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями....

    Общение с родителями

    ВОСПИТАНИЕ ПОСЛУШАНИЯ У ДЕТЕЙ. Послушание - это первая и очень важная ступенька дисциплинированности, так как без умения слушать,  невозможна никакая дисциплина. Послушание можно начинать во...

    Общение в социальных сетях как нетрадиционная форма общения с родителями

    Рассуждения по поводу общения с родителями воспитанников в соц.сетях...

    Деловая игра с родителями "Азбука общения с родителями"

    Игра для повышение компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и образования детей, улучшить взаимопонимание между родителями и детьми....