Картотека дидактических игр детей млдашего возраста
картотека (младшая группа) на тему

Абдулина Гуляйда Ахатовна

Знакомя детей с новым труднозапоминаемым материалом, нам в работе могут помочь дидактические игры. дети в игре познают и запоминают легче. Надеюсь и воспитателю легче работать с готовым материалом, используя картотеку легче писать планы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр для детей младшего возраста

№1          Зажги  фонарик

Дидактическая задача:-упражнение детей в различении цвета предмета  по названию, приучению к выполнению игрового действия в действия в соответствии с содержанием в правилами игры.

 В разных местах комнатах разложены цветные фонарики ( основные цвета) Показывая фонарик предлагает поискать такие же фонарики в комнате. Каждый должен  найти один фонарик и, подойдя к воспитателю сказать, какого цвета у него фонарик. Когда фонарики собраны , воспитатель, вводит   новое правило  игры. «Когда я попрошу зажечь фонарики нужного цвета- те дети , у которых красного цвета, высоко поднимают их, будто бы зажгут  фонарики. А мы все будем смотреть на красивые фонарики» и так все цвета фонариков нужно зажечь.

№2   Разбери перепутанные варежки

Дидактическая задача  в данной игре дети учатся внимательно рассматривать предметы и подмечать в них сходное и различное.

Оборудование- картинки, на которых нарисованы варежки с разными узорами. Дети садятся за стол. Им даются 2-3 картинки . нужно подобрать их парами по узорам или другими украшениям .

С этой целью каждый ребенок просит у своего соседа справа одну карточку и сравнивает ее с теми, которые лежат перед ним. Если у него оказывается пара, он ее откладывает. Если нет пары , картинки остаются у него. Следующий ход делает тот, кто сидит с левой стороны. И так по кругу. Заканчивает игру тот. У кого не остается ни одной непарной картинки. Воспитатель проверяет правильный подбора пар.

№3          Что изменилось?

Дидактическая задача учить детей ориентироваться в пространстве и овладевать словами, обозначающими пространственное расположение предметов.

Оборудования- на столе расположить в известном порядке башенки, матрешки, разложить кольца и д. например башенки желтого цвета расположить по углам стола, а зеленого-в центре. Воспитатель предлагает детям запомнить расположение предметов. Один из играющих уходит, а в это время сменить расположение предметов: например, в углах стола поставить зеленые башенки, а в центре желтые. Воспитатель, позвав водящего, спрашивает: «Что изменилось?» дети практически учатся различать середину, стороны, верхние и нижние углы.

№4       Узнай, кто в домике живет

Дидактическая задача - проверить представление детей о голосах разных животных.

Оборудование – домик из стульчиков

Воспитатель делит детей на группы, каждая группа изображает какое –либо знакомое животное. Дети садятся на стульчики, из которых составлен кружок – «домик». Один ребенок подходит к домику, стучит палочкой и спрашивает: «Кто в домике живет?» Дети сидящие в домике, отвечают звуками, характерными для того или иного животного: квакают, как лягушки, гогочут, как гуси, и т.д. ведущий должен сказать, кто живет в домике.

№5         Магазин игрушек

Дидактическая задача – учить детей подбирать по описанию взрослых игрушки

Оборудование – этажерка или \шкаф с игрушками.

Воспитатель в месте с детьми устраивает «магазин» на верхнюю доступную полку этажерки, шкафа ставятся игрушки – матрешки, башенки, бочонки и т.д., на среднюю – куклы и машинки, на столике в корзиночке кладут мячи. Размещает игрушки воспитатель, а дети, подавая игрушки, называют их. Затем выделяется продавец и магазин открывается. Дети – покупатели приходят а магазин. Первым делает покупку воспитатель. «Дайте мне, пожалуйста, маленькую куклу в красном платье». Продавец находит названную игрушку и подает ее покупателю. По этому образцу дальше играют дети

№6         У кого такая же?

Дидактическая задача – развитие зрительного восприятия у детей, умение видеть парные картинки.

Оборудование – комплекты предметных картинок.

Воспитатель раздает детям по три предметные картинки; другой комплект оставляет у себя. Показывая детям картинку, педагог спрашивает: «У кого такая же?». Дети подбирают парные картинки.

Вариант этой игры заключается в том что воспитатель не показывает то, что на ней изображено, проверяя у детей связь образа со словом.

№7          Большие – меньше

Дидактическая задача – упражнять детей в различении величины.

Оборудование – природные материалы: листья, камушки, желуди и т.д. Воспитатель дает каждому ребенку один предмет, например листок, и предлагает найти другой листок размером поменьше и т.д.

Дети подбирают листья, камушки так , что они составляют группу предметов постепенно убывающего размера.

Воспитатель помогает детям на основе сравнения усвоить разницу в величине от самого большого до самого маленького и выразить ее словами. «Самый большой камушек, меньше, меньше, меньше – самый маленький … самый большой камушек, больше, больше, больше - самый большой».

№8            Узнай по вкусу

Дидактическая задача – в игре воспитатель учит детей распознавать фрукты и овощи по вкусу.

Оборудование – на столе ставятся тарелочки с кусочками овощей или фруктов.

Воспитатель предлагает детям посмотреть и сказать, кусочки каких овощей или фруктов лежат на тарелках. После этого ставятся задача «узнать по вкусу». Одна группа детей (5-8 человек) закрывает глаза, другая «угощает», проверяет, правильно ли дети узнали, чем их угостить. Затем роли меняются.

Игры, уточняющие представления детей о природе и труде людей

№9                  Чьи детки?

Дидактическая задача – закрепить у детей представление о животных (птицах) и их детенышей.

Оборудование – картинки с изображением животных: собаки, коровы, курицы, кошки и т.д.

Воспитатель раздает детям картинки с животными (птицами), а картинки, на которых нарисованы детеныши, оставляет у себя. «Плачут котята, потеряли они свою маму,- говорит воспитатель. Кто у них мама?» - «Кошка»,- говорят дети. «Правильно. Поможем найти котятам свою маму. У кого она?» ребенок, у которого картинка с изображением кошки, поднимает ее и берет себе картинки с изображением котят. Игра идет до тех пор, пока все «детеныши» не найдут своих «мам».

№10          У кого что в руках

Дидактическая задача – закрепить представление у детей о знакомых фруктах и овощах и упражнять детей в правильном названии их.

Оборудование – воспитатель предлагает детям встать в кружок и отвести руки за спину. «Мы сегодня будем смотреть не глазами, а руками и узнавать, у кого что в руках». Педагог кладет детям в руки овощи или фрукты с ясно выраженной формой: морковь, репку, лук, свеклу, яблоко, грушу, лимон, апельсин. Затем воспитатель говорит: «у кого морковки-бегите ко мне». Постепенно к педагогу подходят все дети.

Собрать фрукты или овощи в корзинку, педагог называет одним словом – «овощи» или «фрукты». В конце игры воспитатель угощает детей фруктами и овощами.  

№11          Где шарик?

Дидактическая задача – учить детей видеть разное положение предметов в пространстве.

Оборудование – две половинки шара и ленточка.

Между двумя половинками шара зажимается лента, он подвешивается на крючок (перекладину) выше роста детей.

Воспитатель просит качнуть шарик и незаметно для них поднимает его выше. Дети тянутся руками и недоумевают, почему нельзя достать шарик. «Теперь шар высоко, его не достать, а сейчас будет низко и его можно качнуть», - весело говорит воспитатель. Но как только дети начинают качать, взрослый вновь поднимает его и спрашивает: «Где же шарик, почему вы с ним не играете?» - «Его не достать, он там», - обычно отвечают дети. И воспитатель уточняет ответ: «Шар вверху, высоко, а сейчас будет внизу, низко».

№12       Узнай, что в мешочке

Дидактическая задача – научить ребенка видеть предмет и его качества, развитие словаря и связной речи.

Оборудование – чудесный мешочек с игрушками.

Дети сидят полукругом перед столом. Воспитатель просит кого-либо из детей отвернуться или закрыть глаза и кладет в мешочек игрушку или предмет, знакомые детям. Играющие видят, что положил воспитатель, но должны молчать. Они «загадывают загадку» товарищу. Воспитатель, обращаясь к водящему, говорит: «узнай, что в мешке, и расскажи нам». Ребенок опускает руку в мешочек и, нащупав игрушку, называет ее. Ели игрушка названа правильно, ребенок берет игрушку себе.

№13       Найди такую игрушку,  какую я попрошу.

Дидактическая задача – приучить детей находить предмет по слову воспитателя, запомнив поручение, уметь отвлечься от других игрушек, удержаться от желания взять их.

Оборудование – парные игрушки, отличающие лишь отдельными признаками.

Воспитатель спрашивает название игрушек, предлагает хорошенько рассмотреть их и запомнить. «а теперь, - говорит педагог, - все дети должны отвернуться и спрятаться за ширму». Тем временем воспитатель раскладывает игрушки в разных местах и каждому из детей дает поручение: найти и принести белую собачку, другому куклу с бантом, третьему маленького мишку и т.д.  

№14      Прокатывание шара в воротца

Дидактическая задача – обратить внимание на форму шара,. Его движение, расположение в пространстве ( далеко, близко, около) уметь сочетать зрительный контроль с движением.

Оборудование – воротца шириной 20-25см, высотой 15-20см. ярко окрашенные, и по 3 шара каждому ребенку. Воспитатель дает детям воротца и по 3 шара каждому. Установив воротца, по очереди начинают прокатывать шары. Если первый шар прошел в воротца, ребенок имеет право на второй ход, а в случае удачного попадания- и на третий ход. Если же шар не пройдет в ворота, очередь переходит к следующему ребенку. Обращают внимание детей на то, что одни шары прокатились далеко, другие близко, около стульчика и т.д.

№15      Что ты достал?

Дидактическая задача – научить ребенка видеть предмет и его качества. Развитие словаря и связной речи.

Оборудование – мешочек с мелкими игрушками для всех детей.

Воспитатель приносит мешочек с игрушками. Высыпает содержимое на стол, предлагает посмотреть и складывает обратно в мешочек. По очереди дети подходят к мешочку и достают игрушку. Он должны рассказать о ней как она называется, какого цвета игрушка, как с ней можно играть. Поговорить о ней, ребенок берет ее себе, но не выходит из игры, а участвует в ней,        наблюдая, какие игрушки вынут другие дети., прислушивается к разговору, участвует в разговоре сам.

№16     Что и где слышно?

Дидактическая задача–учить детей ориентироваться в пространстве.

Оборудование –колокольчик, барабан.

Дети образуют кружок или стоит спиной к воспитателю. Воспитатель звонит в колокольчик и спрашивает: «Где звенит колокольчик?». Дети

должны указать направление (в какой стороне). Воспитатель называет словами; « Колокольчик звенит справа». Затем воспитатель меняет источник и направление  звука и снова спрашивает: «В какой  стороне играл рожок? В какой стороне били  в барабан?» и т.д.

№17      Кому что нужно для работы?

Дидактическая задача – В этой игре воспитатель уточняет представление детей о том, кто чем работает.

Оборудование –картинки, изображающие простые , знакомые орудия труда. Воспитатель, показывая картинку, спрашивает; « Что это? Кому нужно для работы?» дети отвечают : лейка- садовнику, кисть и краски- маляру, пила-пильщику, наперсток и ножницы- портнихе ( маме для шитья) и т.д. Тот, кто первый правильно ответит, получает картинку.

№18     Найди в мешочке одинаковое

Дидактическая задача – развитие осязания и тактильно-мышечного чувства.

Оборудование – чудесный мешочек с парными предметами или игрушками (шарики, уточки, куколки, мисочки, катушки, ключи и т.д.). Воспитатель предлагает ребенку опустить обе ручки в мешочке, ощупать игрушки и найти одинаковые. После того как игрушки вынуты, воспитатель предлагает посчитать их.

№19        Магазин

Дидактическая задача – уточнить в игре назначение предметов и упражнять детей в описании предметов

Оборудование – игрушки.

Дети приносят по предложению воспитателя игрушки, предметы обихода, картинки и располагают их по назначению: отдельно посуду, отдельно машины и т.д.

Воспитатель первым покупая игрушку (или предмет обихода), называет ее, дает краткое описание, говорит, для чего она используется. Например: «дайте мне, пожалуйста, желтый кувшинчик с красными и черными полосками. Он мне нужен для молока». После этого дети сами «покупают», давая более или менее полное описание. Если дети пользуются просто жестом, указательным местоимением «это», педагог задает им вопросы, побуждает их дать правильное описание. Дети начинают проявлять усилие, ищут нужные слова, описание и т.д. организация магазина может быть подчинена и другим целям: расставить предметы по цвету, по форме, по содержанию, по величине.

№20         Что нужно мишкам?

Дидактическая задача – уточнить в процессе игры представления детей о предметах,  их назначениях и учить сравнивать по размеру.

Оборудование – сказка « Три медведя», три мишки, три кукольных стульчика, три мисочки, три кроватки разных размеров.

Воспитатель спрашивает, какой стульчик подходит каждому мишке, и предлагает кому-либо из детей посадить их  на соответствующие стульчики. Вместе с детьми педагог проверяет, правильно ли подобраны стульчики. Другие дети приносят мисочки, укладывают мишек на кровати. При повторении игры один ребенок может подбирать всем мишкам стульчики или мисочки. Для усложнения  и развития игры педагог спрашивает детей, что можно еще принести мишкам  и т. д.

№21              Поможем кукле

Дидактическая задача –  аналогично предыдущей.

Оборудование – мелкие картинки находятся у детей, а большая карточка у воспитателя. Воспитатель, раздав мелкие карточки, обращается к детям : « Села кукла за стол завтракать, а стол не накрыт. Кто может помочь кукле? Что ей нужно?» Дети, у которых на карточках изображена чайная посуда, приносят свои карточки. Воспитатель продолжает; « Хотела кукла поиграть- нет игрушек…Собралась пойти гулять, а одежды нет… вышла на улицу и увидела и т.д.» Дети просят все, что нужно кукле..

№22         Что подарили Наташе?

Дидактическая задача –  вспомнить о качестве предметов.

Оборудование –разные предметы по усмотрению воспитателя.

Это- игра разговор, игра-загадка. В игре педагог побуждает детей подумать, вспомнить о качестве предметов, сказать о них и решить поставленную игрой задачу. Воспитатель рассказывает: «Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа- лежит в корзинке что-то круглое, красное, зеленое, синее.» Яблоки»,- думает Наташа…А как вы думаете, дети?» Дети отвечают, что  синих яблок не бывает. «Мячик»- решила Наташа.. Правильно она решила? Как можно проверить?» «Правильно ,Наташа попробовала бросить  один, он покатился, а не прыгнул . Что же подарили  Наташе?»(цветные шарики), такие разговоры –загадки педагог может вести о разных предметах.

№23             Что нужно кукле?

Дидактическая задача –  на закрепление названий предметов обихода.

Оборудования-.детям раздаются большие карты типа лото (всего их шесть) ., в центре которых изображена или кукла с мячом, или кукла за столом, кукла у непокрытой кроватки, кукла у плиты, кукла у шкафчика, где висит ее одежда, и кукла на улице. Маленькие карточки с изображением игрушек, чайной посуды, постельных принадлежностей, кухонной посуды, предметов одежды, транспорта остаются у воспитателя.

Воспитатель говорит ; «Посмотрите, что нарисовано на ваших картах». После того , как дети ответят: «кукла», воспитатель спрашивает: « А что кукла делает?» Ответы детей могут быть разные : «Кукла села за стол, хочет завтракать» или  « Кукла стоит  у шкафчика,  хочет одеться и идти гулять» и т.д. « Вот каждый из вас и будет подбирать те карточки, которые подходит к его карте. Я буду называть предметы, а вы скажите, кому что нужно для куклы. Только отвечать надо правильно, если я спрошу : « Кому нужно красное пальто?» , вы должны ответить: « Мне нужно  красное пальто»

№24               Кто узнает?

Дидактическая задача –  учить детей вслушиваться в описание предметов и самим учиться видеть различие в внешнем описании предметов

Оборудование –в игре используются две куколки: Таня- с двумя светлыми косами, завязанными розовыми бантиками, в красном платье с белым горохом, в белых носочках и черных туфлях. Оля-такого же размера, но с темными волосами, заплетенными в две косички, завязанные голубыми бантиками, в белом платье с голубым рисунком . У Оли белые носочки и черные туфли. Воспитатель ставит на стол два игрушечных стульчика, показывает две куклы и говорит: «Сидит кукла на стульчике. У нее светлые волосы, две косички. Косички завязаны розовыми ленточками. Платье у куклы красное с белым горохом. На ножках носочки и черные туфли. Кто хорошо слушал, тот узнал, о какой кукле я говорила- о Тани или об Оле.» Дети  называют имена кукол. Если кто-либо ошибся, с помощью воспитателя идет проверка описания куклы. После воспитатель усложняет игровое задание: «А кто расскажет про Таню и Олю Что у них одинаковое и что разное?» Продолжая игру, воспитатель показывает другие игрушки, например два автомобиля, двух лошадок и т.д.

 №25   Оденем куклу

Дидактическая задача –  игра дает возможность выявить у детей, знают ли дети названия предметов одежды (рубашки, штанишки, платье ,передничек ) ,различают ли цвета и правильно ли называют их.

Оборудование –воспитатель вносит куклу- голышку и коробку с бельем, платьями, передничками. Раскладывает содержимое на столе и предлагает: «Я буду продавцом. Вы можете купить все, чтобы одеть куклу. Но нужно, выбирать платье, белье, передничек, сказать, что именно вам нужно и какого цвета» Воспитатель привлекает  возможно большее  количество детей к подбору одежды,   к одеванию куклы и во время действий одного предлагает всем остальным наблюдать за действиями товарища. Если, например, никто из детей не « купил» передника, значит, дети не знают этого слова. Воспитатель в этом случае сам предлагает покупателю: « Купи , Коля, этот белый передничек. У нас в магазине есть еще передники. Посмотри…», ребенок оказывается перед необходимостью найти предмет, сравнить с ранее отобранным по цвету, назвать его и сказать, какого цвета тот и другой. Когда дети купят всю одежду для куклы, воспитатель предлагает одеть ее. Поводом для таких упражнений может быть также игра «Разбудим куклу и оденем ее». Воспитатель учит детей называть предметы одежды и цвет.

№ 26       Уложим  куклу спать.

Дидактическая задача- уточнить знания детей о предметах и качествах пастельного белья.

Оборудование-  воспитатель  ставит перед детьми кроватку, на которой ничего  нет.

Отдельно раскладывает предметы кукольного обихода. Воспитатель говорит:  « на столике лежит все, что нужно. Чтобы кукла могла лечь в кроватку и уснуть. Я вам загадаю загадку, а вы скажите, про что она и нужно ли это. Чтобы приготовить кроватку для куклы. Длинный, мягкий, в  полосочку.» Многие дети догадаются, что это матрасик. Кто-либо из детей находит его среди других предметов и показывает всем. Матрасик кладется на кроватку.

« Белая, чистая . большая. Что это?»- опять спрашивает воспитатель.  « Простынка»- отвечают дети. « Белая, чистая простыня»- говорит воспитатель. Беря в руки куклу,   он продолжает: « И кукла хочет знать. Что дети положат на матрасик.  Что мы положим? Скажем все вместе (белую, чистую простыню). Вспомним, что еще нужно для куклы:  «И подушка, как лягушка, ускакала от меня».- « Подушка, подушка!»- восклицают дети. Дети выбирают подушку и укладывают ее на кроватку. « А теперь

Я загадываю новую загадку, а каждый из вас подойдет и скажет мне тихо. про что она.  «Ватное, теплое …» Новое игровое действие радует детей, как новое условие.  «Все отгадали!»- говорит воспитатель и предлагает детям одеяльца   разного цвета: розовое, голубое, желтое и т.д. Выбирают одеяльце и кладут на кроватку. « Все положили?»- спрашивает воспитатель, и этот вопрос заставляет детей вспомнить, что еще нужно. Воспитатель показывает  пододеяльник.  « Под одеяло- пододеяльник и дети повторяют это трудное слово. « Постель готова. Нина раздень куклу и уложи ее спать. Воспитатель напевает: люли. Люли. Люли, прилетели гули, сели гули на кровать, стали гули ворковать, тихо Машу усыплять. Спи, малютка, почивай, глаз своих не открывай…..

Второй раз дети говорят стихи вместе с воспитателем….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр для старшего возраста

Картотека дидактических игр для старшего возраста ...

Картотека дидактических игр по всем возрастам

Картотека дидактических игр по всем возрастам...

Картотека дидактических игр для младшего возраста

В картотеке подобраны дидактические игры, способствующие восприятию окружающего мира, математических понятий....

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...

Методическая разработка Картотека Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр

СодержаниеПояснительная записка…………………………………………………….3Введени...