Главные вкладки

    «Формирование элементарных общепринятых норм и правил поведения в социуме через организацию тематической правовой недели «Мы имеем право». Бабаева Н.А., Скорынина О.А.
    методическая разработка (подготовительная группа) по теме

    Бабаева Наталья Александровна

    Авторами предложена учебно-методическая разработка по организации правовой недели с детьми старшего дошкольного возраста. Данная разработка дает возможность эффективно построить нравственно – правовую работу в ДО.  

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon babaeva_statya.doc81.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Скорынина Ольга Анатольевна

    Старший воспитатель, высшая категория, ГБОУ ООШ № 4 г. Новокуйбышевска. Структурное подразделение «Детский сад «Буратино».  г. Новокуйбышевск.

    dou33_buratino@mail.ru

    Бабаева Наталья Александровна

    Воспитатель, высшая категория, ГБОУ ООШ № 4 г. Новокуйбышевска.

    Структурное подразделение «Детский сад «Буратино».  г. Новокуйбышевск.

    dou33_buratino@mail.ru

    «Формирование элементарных общепринятых норм и правил поведения в социуме через организацию тематической правовой недели «Мы имеем право».

    Аннотация: авторами предложена учебно-методическая разработка по организации правовой недели с детьми старшего дошкольного возраста. Данная разработка дает возможность эффективно построить нравственно – правовую работу в ДО.  

    Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, нравственно – правовое воспитание, воспитательная система, правовая неделя,

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение многих задач. Одной из них является -   объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Детство – это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и нравственность. Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

    В свете ФГОС дошкольного образования актуальность правового воспитания детей однозначна: общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями. Воспитать такие личности возможно лишь в условиях соблюдения правовых норм, исключающих нарушение прав и достоинств детей.  Правовое воспитание в детском саду предусматривает отношение к ребенку и его родителям как к партнерам в условиях сотрудничества.  Роль правового воспитания  стремительно растет.

    Необходимо, чтобы правовое воспитание  детей превратило правовое  сознание и правовое поведение  из общественного эталона в осознанную индивидуальную потребность каждого ребенка.

    На основе осознания личной ответственности за свои права и обязанности ребенок сможет:

    • Усвоить определенную систему нравственно – правовых ценностей;
    • Раскрыть взаимосвязь прав и обязанностей человека.  
    • Повысить адаптивность к факторам социальной среды;
    • Воспринимать нравственно – правовое поведение  как норму и стиль жизни.

    Новизна и значимость данного направления, я считаю, состоит в том, что через усвоение и обладания своими правами ребенок может  самореализоваться  и раскрыться как  личность, овладеть элементарными общепринятыми нормами  и правилами поведения в социуме на основе первичных ценностно – моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо».  

    В нашем структурном подразделении  составлена и успешно реализуется комплексная воспитательная система, получившая Диплом 1 степени во всероссийском конкурсе воспитательных систем Министерства образования и науки Российской Федерации  2004 года. Данная воспитательная система направлена на совершенствование организации воспитательной работы в ДОО, привлечение к проблеме воспитания педагогической, научной и родительской общественности, гуманизацию воспитания на основе личностно – ориентированного подхода, на формирование коммуникативных навыков, правовой культуры детей, педагогов, родителей с целью обеспечения преемственности образовательных программ ДОО и начальной школы. Функционирует 10 лет, постоянно видоизменяясь с учетом требований времени (ФГОС дошкольного образования)  и состояния воспитательно – образовательного процесса в детском саду.

    Воспитательная система состоит из  4-х блоков:

    1 БЛОК: Первоначальным звеном в данной системе является введение детей, начиная с младшей группы, в « мир культуры » через « Уроки вежливости ».

    2 БЛОК: Логическим продолжением данной работы является формирование нравственно – правовой культуры старших дошкольников.

    3 БЛОК: Формирование основ здорового образа жизни.

    4 БЛОК: Развитие у детей экологического сознания.

    Хотела бы остановиться на реализации 2 блока комплексной воспитательной системы, который связан с правовым  воспитанием  детей. Данное направление осуществляется в рамках парциальной программы «Нравственно – правовая культура как средство личностно – ориентированного развития ребенка дошкольника  в условиях преемственности ДОО и начальной школы », разработанной рабочей группой педагогов дошкольного учреждения. Она предназначена для детей старшей и подготовительной групп. Знать свои права ребенок должен  уже в детстве. Однако для этого совсем не обязательно  читать ему нормативные документы. Чтобы воспитать маленького гражданина, сформировать в нем высокие морально – нравственные качества, научить уважать свои права и права других людей, в первую очередь необходимо знание и соблюдение  их взрослыми, окружающими ребенка.  

    В рамках ФГОС дошкольного образования данному вопросу уделяется большое внимание.  Для реализации образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»  я разработала алгоритм организации правовой  недели для детей подготовительной группы  «Мы имеем право».

    Идея о разработке такой недели основывается прежде всего на желании расширить понятие «правовое воспитание» применительно к детскому саду.

    Но следует признать, что сегодня невозможно достичь цели, решить задачи обучения детей без создания условий для самостоятельного присвоения, приобретения и осмысления ими знаний. Большая роль в этом принадлежит интерактивным формам обучения детей, основная задача которых  воспитание социально активной, творческой личности, готовой к конкуренции, самостоятельности в решении жизненных вопросов.

    Поэтому при разработке правовой недели использовали данные формы обучения детей (игры, обыгрывание ролей, анализ конкретных  проблемных ситуаций и др.).  

    Интерактивные формы работы с детьми помогают раскрыть основные приоритеты правового воспитания и решить следующие задачи:

    • Формирование системы элементарных правовых  знаний;
    • Формирование правовых умений и навыков, чтобы они стали привычкой, личностным убеждением.
    • Формирование системы ценностных ориентаций.

    Основная цель правовой недели показать взаимосвязь прав и обязанностей каждого члена общества. А атмосфера праздника помогает осуществить эту цель на фоне высокого эмоционального подъема и радостного настроения детей. Особенность правовой недели как формы праздника состоит в том, что она проводится для детей подготовительной группы и длится в течение недели

    Правовая  неделя « Мы имеем право ».

    Цели:

    1. Углубление  знаний детей о правах и обязанностях.
    2. Воспитание умения считаться с мнениями и интересами других людей.
    3. Формирование доброжелательности, чувства справедливости, уважения друг к другу.

    Предварительная работа с детьми:

    1. Чтение и разучивание произведений художественной литературы и фольклора.
    2. Проведение бесед и занятий на тему « Беседы о правах ребенка».
    3. Знакомство детей с демонстрационным материалом «Права ребенка»
    4. Показ презентаций по данной теме.

    Предварительная организационная работа педагогов:

    1. Планирование и разработка правовой недели.
    2. Разработка сценариев мероприятий.
    3. Подбор игр правового содержания, художественной литературы, фольклорных текстов.
    4. Составление примерного перечня работ для детского творчества.
    5. Подбор демонстрационного материала.
    6. Изготовление сувениров, призов для детей.
    7. Разработка и изготовление правовых маршрутных листов.

    Алгоритм проведения правовой  недели « Мы имеем право ».

    Тема дня

    Мероприятия

    Подготовительная группа

    Игры и занятия во второй половине дня

    1 день

    «Я – человек».

    Общий сбор 9.00 – 9.20

    1. Фотовыставка «Вот мы какие».  

    2. Рисование тему «Мой автопортрет».

    3. Просмотр презентации  «Дети в картинах русских художников».

    Цель: учить детей воспринимать произведения искусства, познакомить детей с работами известных художников, которые изображали на своих картинах детей.

    4.Чтение сказки «Похищенное имя».

    Цель: формировать интерес к чтению произведений художественной литературы.

    9.30 – 10.00  

    Место проведения: музыкальный зал.

    Игра – «Я – человек».

    Цель: укрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходства между людьми.

     

    2 день

    « Дружная семья»

    Общий сбор 9.00 – 9.20

    1. Рассматривание альбомов: « Моя семья».

    2. Чтение художественных произведений о семье: «Заболел сынок», «Мой папа», «Старшая сестра», «дедушка», «Бабушка».

    3. Выставка генеалогических деревьев.

    9.30 – 10.00

    Место проведения:

    Групповая комната..

    Заседание «Клуба Почемучек» - «Моя семья»

    Цель: формировать у детей представление о семье как об «островке безопасности», гаранте прав ребенка.  

    3 день

    «Конвенция о правах ребенка».

    Общий сбор 9.00 – 9.20

    1. Вернисаж рисунков детей и родителей «Знаки, которые нам помогают жить»

    2. Чтение рассказа Т.А. Шорыгиной «Мои права».

    9.30 – 10.00

    Место проведения: музыкальный зал.

    Игра -  « Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

    Цель: показать детям на взаимоотношениях сказочных героев  действие статей о правах ребенка.

    4 день

    «Права и обязанности»

    Общий сбор 9.00.- 9.20

    1. Рисование -  коллективная работа «Дружные ребята».

    Цель: учить детей коллективному творчеству; дать возможность ощутить радость поиска наилучших решений; поощрять независимую обоснованную позицию.

    2. Презентация для детей «Наши права».

    3. Игры: «Ласковые имена», «Комплименты», «Солнечный зайчик» и др.

    9.30. – 10.00

    Викторина  «Права и обязанности ».

    Цель: закрепить знания о Конвенции ООН о правах ребенка; закрепить знания о правах ребенка на жизнь, на имя и фамилию, семью, медицинское обслуживание, образование, отдых и досуг; закрепить знания детей  об обязанностях

    Место проведения: групповые комнаты.

    5 день

    « Город счастья»

    9.30 – 10.20

    Место проведения: музыкальный зал.

    Театрализованное представление « Город счастья».

    Цель: Закрепить знания  детей о Конвенции ООН о правах ребенка, об основных правах, перечисленных в ней. Воспитывать чувство доброты, сопереживания и сопричастности ко всему, что нас окружает. Помочь детям понять, насколько серьезна и важна проблема прав и обязанностей, осознать, что окружающий социальный мир зависит от поступков  каждого человека и каждый в ответе за тот мир, в котором мы живем. Вызывать желание следовать тому, что достойно подражания и объективно оценивать недостатки поведения и деятельность. Проверка полученных знаний, умений и навыков и их комплексное совершенствование в праздничной обстановке.

    Вручение призов и сувениров.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацелен, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. В результате проведенной работы мы получили положительные изменения у детей в  их отношении к себе и другим людям, дети овладели элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме, создана благоприятная морально – психологическая  обстановка для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.  

    Список литературы:

    1. Зеленая Н.Г., Осипова  Л.Е. Я – ребенок, и я … и я имею право!.. -  М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. -  стр. 32.
    2. Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ. -  М.: ТЦ Сфера, 2006. -  стр. 5, стр.16.
    3. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. М.:ТЦ Сфера, 2007. – стр. 34.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Описание опыта работы по теме "Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игры и игровые упражнения"

    В данной работе я описала как приобщить детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игры и игровые упражнения"...

    Описание опыта работы по теме "Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игры и игровые упражнения"

    В данной работе я описала как приобщить детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игры и игровые упражнения"...

    Тезисы к докладу «Знакомство детей с их правами и обязанностями» для педагогического совета «Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками»

    Тезисы к докладу  «Знакомство детей с их правами и обязанностями» для педагогического совета  «Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам  и правилам взаимоотношений со сверстн...

    «Способность управлять своим поведением на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения».

    Статья: Учёт возрастных и психологических особенностей обучающихся в организации работы по обучению безопасному поведению на улице....

    Правовая неделя «Мы имеем право»

    Правовая неделя «Мы имеем право»Цели:1.Обобщение и систематизация знание детей  о правовой культуре.2. Углубление знаний детей о правах и обязанностях.3. Воспитание умения считаться с ...