Формирование толерантности у детей дошкольного возраста через реализацию образовательного процесса
статья на тему

Жугина Елена Викторовна

В данной статье представлен опыт работы по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста через реализацию образовательного процесса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование толерантности у детей дошкольного  возраста через реализацию образовательного процесса  

Киселева Елена Викторовна,

педагог дополнительного образования,  

центра внешкольной работы Калининского района

Санкт-Петербурга «Академический»

   Наша страна  многонациональное государство , поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям других культур. Этническая принадлежность семьи , ее социально-экономический статус – важный фактор в развитии ребенка, влияющий на интеллект, стиль поведения, ценностные ориентации, мотивы и, в конечном итоге на индивидуальность человека в целом. Сегодня необходимо с пониманием относится к детям, воспитывающимся в разных этнических и социально-экономических условиях. Не различия сами по себе порождают проблемы , а отношение к ним отдельных людей и общества в целом. Различия – естественный атрибут демократического общества, а их уважение –необходимое условие его создания. Свое отношение к человеку иной национальности начинает формироваться у ребенка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредупрежденных знаниях, при этом своебразие национальности лишь подчеркивает значимость общечеловеческого. Обычно дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей.

   Вместе с тем замечены проявления иного отношения: осмеяние, передразнивание, опасения и тд. В основе которых лежат следующие факторы : детская непосредственность, ограниченный жизненный опыт, детская бестактность, отсутствие представлений о людяхдругих национальностей и их культуре, общение с ними. Таким образом проблему толерантности можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходими с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировозрения.

   На базе  ЦВР через созданные основной и дополнительный комплексы образовательных программ творческого объединения «АБВГДейка», разработана система, направленная на воспитание толерантности у дошкольников , которая решает следующие задачи.

-формирование у детей умения видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание , сочувствие другим людям;

-воспитание у детей толерантного поведения, внутренней и внешней правовой культуры;

-повышение культуры межличностного взаимодействия детей в группе;

-закрепление нравственных представлений , навыков социально-преемлемого поведения.

   Данная система ориентирована на развитие интереса к человеку, обществу, учет личных качеств и формирование навыков и норм поведения с другими людьми , что приводит к осознанию и накапливанию своего жизненного опыта.

   Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной необходимо задействовать большой спектр мероприятий по различным видам направлений творческой деятельности .

   На занятиях по театральным играм  с целью знакомства детей с культурой и традициями народов мира , активно используется театрализованная деятельность дошкольников по сценариям , в основе которых лежат сказки народов мира;

   На занятиях по музыкальному фольклору с целью знакомства детей с традициями русского народа проводятся русские народные подвижные игры;

   Проводятся народные обряды такие как: «Масленица», «Рождественские колядования», «Пасхальные игры», в соответствии с народным календарем;

   На занятиях по английскому языку происходит  знакомство с традициями празднования Нового года, Пасхи, Хеллуина, Дня  Св. Валентина в разных странах;

   На занятиях по танцпластике и ритмопластике происходит знакомство детей с элементами танцев народов мира.

   На занятиях по «Этикету»  -  проводятся игры , созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях.

   На занятиях социально-педагогической  и художественно - эстетической направленности  (обучение грамоте, развивающие игры, развитие мелкой моторики, развитие речи, ИЗО) по результатам освоения образовательного курса проводится игра по станциям «Знаем, умеем, делаем»,  одной из задач которой является освоение  и практическое применение способов толерантного поведения.

   Работа по воспитанию толерантности естественно предполагает тесное сотрудничество педагогов творческого объединения и родителей. Для этого используются разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки детских работ, совместные праздники, экскурсии, индивидуальные беседы. Такая согласованность в работе является важнейшим условием полноценного воспитания ребенка, формирование у него нравственных форм поведения, правовой культуры дошкольника вначале к  самому себе, потом к своему окружению, семье,обществу, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас.  А также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении в школе.

       Поскольку Калининский район, как и многие другие районы Санкт-Петербурга, относятся к периферической части города, то для него характерно активное строительство и заселение новых жилых кварталов и комплексов. Последнее время статистика показывает, что большой процент новоселов в Калининском районе составили семьи мигрантов и иммигрантов, где членами семьи являются дети младшего школьного возраста, плохо говорящие на русском языке.

Весной 2012 года по поручению районного отдела образования было принято решение организовать на базе центра внешкольной работы «Академический» бесплатные курсы русского языка для детей мигрантов иммигрантов в целях оказания им помощи для дальнейшего обучения в русскоязычных общеобразовательных учреждениях, а также для адаптации их к новым условиям социальной среды. Учитывая специфику данного учреждения, в программу курсов было включено не только обучение русскому языку, но и практикующие направления в учреждении. Педагогами был разработан целый комплекс образовательных программ, куда вошли следующие направления деятельности социально-педагогической направленности:

- обучение грамоте,

- история Санкт-Петербурга,

- этикет.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоций и социально-нравственного поведения детей через реализацию образовательных областей «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество»

Развитие эмоций и социально-нравственного поведения детей через реализацию образовательных областей «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество»...

Опыт формирования безопасного поведения на дороге через реализацию проекта «Безопасный маршрут дошкольника».

Ни для кого не секрет, что знать и соблюдать правила дорожного движения очень важно и нужно. И чем раньше ребёнок усвоит дорожные хитрости, тем безопаснее  будет его жизнь. Муниципальное дошкольн...

«Формирование семейных ценностей у дошкольников для обогащения социального опыта ребенка через реализацию образовательных проектов» март

laquo;Формирование семейных ценностей у дошкольников для обогащения социального опята ребенка через реализацию образовательных проектов» март...

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с Великой Отечественной войной

В начале нового тысячелетия прогресс, достигнутый человечеством в разных областях, не стал основой для взаимопонимания и взаимосближения людей, имеют место факты насилия, дискриминации, нетерпимости и...

Практика: формирование основ здорового образа жизни через реализацию проекта "Будь здоров, как Максим Орлов", проблемы в ситуации и пути их решения

Уникальность данного проекта заключается в создании творческих условий для гармоничного развития личности посредством использования в воспитательном процессе эксклюзивного авторского подхода к изложен...

Поддержка формирования культуры личности ребенка через организацию образовательного процесса на основе культурных практик через сюжетно-ролевую игру

Формирования культуры личности ребенка - это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества. Нормы поведения определяют, что в действиях члена общества общепринято...