Календарный план на один день, в соответствии с «Методическими рекомендациями по гендерному воспитанию детей» средней группы.
календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему

Предлагаю вашему вниманию пример календарного плана на один день с учетом гендерного подхода к детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarnyy_plan.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарный план на один день,

в соответствии с «Методическими рекомендациями по гендерному воспитанию детей» средней группы.

Составлен воспитателем Богдановой Ю. А.

Условные обозначения: ТД- типичные девочки, НГ – недифференцированный гендер, УО – условно одаренные, ТМ – типичные мальчики

Вид занятий. Программное содержание:

Методические указания

Предварительная работа к занятию ознакомление с окружающим по разделу «Социальный мир»:

обогатить словарный запас  детей «НГ» и ТД», обогатить субъективный опыт детей «НГ» и «ТД».

Предварительная работа к занятию по лепке:

познакомить детей с произведением К. Чуковского «Федорино горе».

Дид.игры «Посуда», «Магазин посуды».

Использовать метод эмпатии при чтении стихотворения для детей «НГ», «ТМ»: «Как ты думаешь, что чувствовала посуда, когда ее обижали?», «А что ты сделал бы, чтобы помочь посуде?»

О

Б

Р

А

З

О

В

А

Т

Е

Л

Ь

Н

А

Я

Д

Е

Я

Т

Е

Л

Ь

Н

О

С

Т

Ь

Ознакомление с окружающим.

Тема: «Посуда»

Формировать представления детей о разновидности посуды (чайная, кухонная), ее назначении, качествах и свойствах, материалах для изготовления посуды (пластмасса, стекло, керамика, метал), о связи материала с назначением посуды;

Воспитывать осторожное, бережное обращение с предметами посуды.

Лепка

Тема: «Чашка и блюдце»

Продолжать учить лепить шар, вдавливать в него большой палец и получать отверстие, выравнивать края пальцами;

Раскатывать пластилин в столбик и прикреплять его к другой детали;

Учить скатывать шар и сплющивать его в диск, вдавливая середину;

Закреплять умение пользоваться стекой; Воспитывать отзывчивость и доброту.

Игровой сюрпризный момент: приходит грустная кукла Катя и рассказывает, что пригласила гостей на чай, но не знает, как сервировать стол, какая посуда для этого нужна, просит помощи у детей. «ТД» предложить первыми ответить на этот вопрос.

Обследовательские действия: Катя принесла коробку с посудой, по очереди достает предметы из коробки, просит назвать предметы и их назначение. Отобрать отдельно чайную и кухонную посуду. Уделить особое внимание доказательности собственных утверждений у «ТД» и «НГ».

Предоставить возможность «ТМ» высказаться первыми.

Поощрять «УО» за выдержку и корректность.

Игра «Накроем стол»: предлагаем детям накрыть стол и пригласить Катю на чаепитие. Обратить внимание детей на осторожное, бережно отношение с предметами посуды (может разбиться, можно порезать руку и т.п.).

Привлечь девочек «НГ» к выполению задания, поощряя за аккуратность выполнения.

Уделить особое внимание доказательности собственных утверждений у «ТД» и «НГ».

Объяснять «ТМ», что уважающий себя человек не грубит, поэтому к нему относятся с уважением.

Чтение отрывка из произведения К. Чуковского «Федорино горе»:

Мимо курица бежала

И посуду увидала:

«Куд-куда! Куд-куда!

Вы откуда и куда!»

И ответила посуда:

Было нам у бабы худо,

Не любила нас она,

Била, била нас она,

Запылила, закоптила,

Загубила нас она!»

Поощрять «УО» за выдержку, спросить у «ТМ» о чувствах, которые испытывала посуда Федоры.

Спросить у детей:- Какой стала Федора в конце сказки?

Направить вопрос мальчикам «ТД» и «НГ», выслушать их высказывания.

Поощрять «УО» и «ТМ» за яркие полные высказывания.

Предложить вернуть Федоре убежавшие чашки и блюдца. Показываем процесс лепки чашки и блюдца с подробным комментарием.

Уделить внимание качеству и аккуратности выполнения технических приемов и работы в целом «УО» и «НГ».

Предложить «ТД» украсить поделку дополнительными элементами.

Учить «ТМ» видеть достоинства в своей поделке.

Поощрять «УО» за способность радоваться чужому успеху.

У

Т

Р

О

Дидактическая игра «Угадай, что это?»

Учить детей правильно формулировать вопросы, анализировать информацию, делать выводы, передавать в речи свои умозаключения.

Игровая ситуация «История со счастливым концом»

Продолжать знакомить детей с опасными предметами, которые находятся дома, учить правильно пользоваться некоторыми из них, пояснить, что существуют предметы домашнего обихода, представляющие опасность для детей.

Практическое упражнение «Нет микробам!»

Формировать культурно-гигиенические навыки, обсудить с детьми, почему руки необходимо мыть с мылом, рассказать о том, что мыльная пена уничтожает многие микробы. Продолжать учить правильно мыть руки и лицо.

Дежурство в уголке природы: полив цветов, рыхление почвы.

Учить дежурных самостоятельно и ответственно выполнять обязанности, формировать соответствующие навыки трудовой деятельности. Воспитывать трудолюбие, поощрять стремление приносить пользу.

Обогатить словарный запас, дать возможность высказывать свою точку зрения «ТМ» и «НГ».

Поощрять «УО» за выдержку дать возможность высказываться другим детям.

Предложить «УО» предположить где еще можно использовать предметы посуды.

Использовать метод эмпатии для детей «НГ», «ТМ»: «А как бы ты поступил?»

Дать возможность высказаться «ТД», поощрять за поддержание разговора «ТМ».

Поощрение «НГ» и «ТМ» за аккуратность, чистоту рук.

Дать возможность «ТД» высказать свою точку зрения, а «УО» поощрить за непредвзятое отношение к мнению других детей

Поручить контроль за выполнение работы «НГ».

Основную работу предложить «ТМ» и «УО», вызвать жалость к цветам с сухой почвой.

П

р

о

г

у

л

к

а

(1)

Наблюдение: лужи на асфальте.

Познакомить детей с различными свойствами воды (способность отражать предметы, испарение), предложить детям рассмотреть лужи после осеннего дождя, посмотреть на свое отражение в луже, обсудить, почему лужи осенью долго высыхают.

Подвижные игры: «Кролики и волк».

Трудовые поручения: подметание асфальтированной дорожки.

Учить детей подметать дорожку веником, соблюдая правила безопасности и гигиены, учить рассказывать о ходе и результатах работы.

Сюжетно-ролевая игра: «Почта».

Учить детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы и атрибуты, совершенствовать умение объединяться в игре. Продолжать работу по развитию и обогащению сюжета игры, развивать диалогическую форму речи.

Индивидуальная работа с Ромой, Димой (ТМ) и Аней (НГ): дидактическая игра «Что изменилось?»

Закреплять умение определять пространственное расположение предметов, характеризовать его в речи.

Побуждать «ТМ» и «НГ» к образности речи, поощрять их за подобранные эпитеты, сравнения.

Похвалить «ТМ»и «УО» за умение дисциплину, умение дослушать до конца.

Поощрить «ТД» за эмоциональность.

Поощрять за роль волка «НГ», а «УО» и «ТМ» за умение спокойно принять проигрыш».

Использовать прием соревнования: чья дорожка самая чистая.

Похвалить детей «УО» и «ТД» за проявленную фантазию, воображение в процессе создания сюжета игры.

Предложить «НГ» выполнить главную роль в игре, поощрять за появление лидерских качеств.

Побуждать детей к выразительности речи. Обогащать активный словарь детей

В

е

ч

е

р

Дидактическая игра «Посуда»

Учить детей понимать суть задания, распределять предметы на карточках, объединяемые понятием «посуда» по классам (чайная, столовая, кухонная). Активизировать в речи и уточнить названия отдельных предметов посуды.

Творческая мастерская: изготовление поделок из природного материала.

Учить детей изготавливать поделки из природного материала (коры, шишек, каштанов, и т.д.), подбирать необходимые материалы, руководствуясь рисунком-образцом. Развивать воображение, зрительное восприятие.

Чтение русской народной сказки «Лиса и журавль»

Познакомить детей  с новым художественным произведением, учить внимательно слушать, давать оценку поступкам героев, отвечая на вопросы воспитателя.

Уделить особое внимание доказательности собственных утверждений у «ТД» и «НГ».

Предоставить возможность «ТМ» высказаться первыми.

Поощрять «УО» за выдержку и корректность.

Помочь «ТМ» и «НГ» выбрать необходимый материал для выполнения поделки, уделить внимание качеству и аккуратности выполненной работы, а также помочь увидеть достоинства в выполненной поделке. Обязательно похвалить их.

«УО» предложить выполнить небольшой сюжет.

Похвалить «ТМ» за усидчивость во время слушания сказки.

Похвалить «УО» и ТД» за возможность высказаться другим детям, не перебивать сверстников.

Побуждать «ТМ» к эмоциональности высказывания.

П

р

о

г

у

л

к

а

(2)

Наблюдение за птицами.

Учить детей различать птиц, отмечать характерные особенности внешнего строения, поведения, повадки. Учить отвечать на вопросы воспитателя по результатам наблюдения, ориентируясь на структуру и содержание вопроса.

Подвижная игра «Птички и кошка»

Учить детей двигаться в соответствии с текстом игры, обращать внимание на необходимость быть внимательными, двигаться осторожно, избегать столкновений. Обогащать двигательный опыт детей, учить выступать в качестве организаторов игр.

Свободная деятельность.

Дать возможность в первую очередь высказаться «УО» и «ТМ» на предложенные вопросы.

«ТД» и «НГ» учить отстаивать свою точку зрения.

Поощрять «ТМ» за активное участие в процессе разговора, побуждать их к этому  вопросами соревновательного характера.

Поощрять за роль кошки «НГ», а «УО» и «ТМ» за умение спокойно принять проигрыш».

Поощрять «УО» и «ТМ» за двигательную активность.

Предоставить детям на выбор игрушки и пособия для свободной деятельности.

Поощрять «УО» и ТД» за терпимость и умение предложить играть вместе детям «НГ».

Сравнительный анализ характеристик гендерных типов «типичного мальчика» и «типичной девочки» в подготовительной группе.

«Типичный мальчик»

Задачи развития и психологического взаимодействия

Биологическая девочка

  • Устойчивый интерес у девочек к играм интеллектуального характера;
  • Склонность к манипулированию в отношениях;
  • Проявление вербальной и   невербальной агрессии;
  • Стремление к лидерству в игровой и двигательной деятельности;
  • Низкая эмпатия;
  1. Предоставить возможность в первую очередь высказаться по проблеме и теме обсуждения.
  2. Использование метода эмпатии;
  3. Поощрять за эмоциональность, полные, яркие высказывания, сочувствие к другим;
  4. Объяснять, что уважающий себя человек не грубит, не говорит резких слов, поэтому и к нему относятся с уважением;
  5. Систематическое использование дидактических игр типа «Хорошо-плохо», «Маятник»
  6. Делать особый упор подбору описательных прилагательных и поощрение за натболее нестандартные;
  7. Уделить особое внимание на оценку результатов выполняемых упражнений, произвольности действий;
  8. Поощрять способность  радоваться успехам товарищей и собственным;

Биологический мальчик

  • Низкая эмпатия;
  • Отсутствие ярких реакций на переживания других людей;
  • Проявление вербальной и   невербальной агрессии;
  • Высокий уровень понимания проблемных ситуаций в литературных текстах;
  • Хорошая память;
  • Стремление к лидерству;
  • Способность настаивать на своей точке зрения;

«Типичная девочка»

Задачи развития и психологического взаимодействия

Биологическая девочка

  • Устойчивый интерес к продуктивным видам деятельности;
  • Дисциплинированны, умеют самостоятельно самоорганизовываться;
  • Словарный запас на высоком уровне;
  • Чувствительность к переживаниям других людей;
  • Отсутствуют яркие претензии на лидерство;
  • Повышенная эмпативность;
  1. Предварительная работа с целью обогащения субъективного опыта ребенка.
  2. Запланировать методы, активизирующие высказывания каждого ребенка;
  3. Уделять особое внимание доказательности речи;
  4. Предоставить возможность выказаться в первую очередь мальчикам данного типа, поощряя их при этом;
  5. Стимулировать к ярким и образным высказываниям;
  6. Перед каждым занятием давать установку, повышающую самооценку детей, веру в свои силы;
  7. Учить видеть достоинства своей работы, а затем и остальных детей;
  8. Первым предлагать задания на ассоциативное мышление, творческое воображение;
  9. В качестве предвартельной работы давать домашние задания по продумыванию темы, образов, средств изображения;

Биологический мальчик

  • Склонность к пассивности, меланхолии и плаксивости в ситуации неуспеха или кризиса;
  • Стремление держаться подальше от агрессивных действий сверстников;