Обмен опытом «Влияние опытно - экспериментальной деятельности на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка на тему

Способствовать развитию познавательных процессов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл обмен опытом49.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Влияние опытно - экспериментальной деятельности на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=424313892-36-72Подготовила воспитатель

                                                               Саенко С.В.

2014 год.

ВВЕДЕНИЕ

Условия возникновения, становления опыта работы

       Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы  наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных  ситуациях. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

 Важнейшим условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установление взаимосвязей существующих в природе, помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его.

Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями используют элементарные опыты.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими  культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.

К сожалению возможности дошкольного детства, в решение этих задач еще недооцениваются. Вместе с тем дошкольный возраст обладает рядом особенностей (восприимчивость, эмоциональность, отзывчивость, подражательность), позволяющих наиболее чувственно воспринимать явления природы.

«Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» ( Р.Эмерсон).  Выбрала я эту тему потому,  что с  младшего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Во многом развитие личности и познавательных способностей  детей осуществляется именно через опыты и  экспериментирование , дети  познают мир через собственные ощущения.

   Актуальность

 На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем  известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

 Это объясняется тем, что старшим дошкольникам  присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Таким образом, в  дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме: «Влияние опытно- экспериментальной деятельности на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста».

Перспективность

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на  возросших требованиях  к универсальности знаний.

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. Согласно требованиям стандарта, которые представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, ребёнок на этапе завершения уровня дошкольного образования проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

      Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, а процесс исследования становится определяющим для построения обучения.

Учитывая ее практическую значимость для всестороннего развития ребенка, мною  были выделены  следующие цели и задачи :

Целью моей работы было: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

        Для достижения поставленной цели я определила ряд  задач:

  1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
  • развитие у детей представления о химических свойствах веществ;
  • выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования;
  • развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, оптика, звук, температура, состояние веществ, сила тяготения, трения, а также электричество и инерция);
  • развитие представлений о свойствах (вода, песок, глина, воздух, камень);
  • развитие элементарных математических представлений (о мерке – как способе измерения объема, массы, длины; о мерах измерения длины);       
  1. Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
  2. Развитие у детей познавательных способностей:
  •  мыслительных операций: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
  • способов познания путем сенсорного анализа.
  1. Развитие ребенка в социально-личностном направлении:
  • развитие коммуникативности;
  • совершенствование самостоятельности, наблюдательности;
  • развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
  1. Активизировать работу по повышению уровня представлений детей о неживой природе через взаимодействие с семьёй.

     Свою работу по организации опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста я строила исходя из следующих принципов:

Принцип научности:

-  предполагает подкрепление всех средств познания  научно-обоснованными и   практически апробированными методиками;

-  содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии     и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике     дошкольного образования.

  1. Принцип доступности:

     - предполагает построение процесса обучения  дошкольников на адекватных   возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей  детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;

    - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности  взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

  1. Принцип систематичности и последовательности:

     - обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач  развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;

     -предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям        применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

    - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных   повторений.

  1.          Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

     - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка -  дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

      -обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт,         создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности  ребенка.

  1. Принцип целостности:

     - основывается на комплексном принципе построения непрерывности и  непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;

     - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

  1. Принцип активного обучения:

 - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой экспериментальной детской  деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

    - обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников,      способствующих развитию  у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

  1. Принцип креативности:

    - предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее       сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать  и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных  задач и проблемных ситуаций.

  1. Принцип результативности:

    - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

         Новизной данной разработки  является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для старших дошкольников.  

     Результативность

В начале проведения опыта работы,  мною  были выделены ожидаемые результаты :

  • Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.
  • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие  - развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
  • Обогатить предметно – развивающую среду.

   

  Первоначально свою работу по теме я начала в 2010 году, а углубленно начала заниматься этой темой  в 2011 году. Свою работу  я начала с мониторинга  с целью изучения условий организации экспериментальной деятельности детей в средней группе. Выявила причины низкого уровня овладения детьми дошкольного возраста экспериментальной деятельностью:

  • Познавательный интерес неустойчивый;
  • Не всегда дети видят проблему;
  • Малоактивны в выдвижении идей;
  • Стремление к самостоятельности не выражено;
  • Пользуются доказательствами с помощью взрослого.

     Данные диагностики  наглядно показали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности. Дети  испытывали затруднения по многим параметрам: не могли видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель и т.д.

Свою работу по опытно – экспериментальную деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям:

  • живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);
  • неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);  
  • человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства,       преобразование предметов и явлений и др.)

        Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный).

В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

В -  третьих, они практически безопасны.

В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

  • Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы:
    • внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
    • тайна, сюрприз;
    • мотив помощи;
    • познавательный момент (почему так?);
    • ситуация выбора.

      Методические рекомендации по проведению НОД с использованием экспериментирования встречается в работах разных авторов Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой. Данными  авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный воспитателем, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как  возникает по инициативе взрослого. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.

     После пяти лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление – превращается в игру, второе – в осознанное экспериментирование.

     Эксперимент, самостоятельно проведенный ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений  для человека и самого себя.

     Из всего, вышеизложенного, можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

     Опытно – экспериментальная  деятельность — это интегрирующийся с другими видами детской деятельности вид деятельности.  Наблюдение является  одной из форм экспериментальной деятельности, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Однако,  само наблюдение может происходить и без эксперимента.

     Интеграция  между экспериментом и трудом на первый взгляд, как будто не видна: труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.

     Опытно – экспериментальная  деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?», « Чудесный мешочек», «Свет,» и другие.

Словесные игры:  "Что лишнее?", "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы.

     В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.

     Занимательные игры - опыты и игры - эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества «Назови глину», «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом», и другие.

     Очень тесно связаны между собой экспериментирование и коммуникация. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.  Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами. Возможны следующие сочетания:  чтение небольшого художественного произведения, вводящего в конкретную тему, затем, собственно  опыты и  эксперименты;

     Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, так как в процессе экспериментирования большое значение     имеет художественное слово, которое помогает организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас.

     Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. В подготовительной группе особое внимание  я уделяю обучению детей измерению и сравнению, т.к.  дети 6-7 лет переходят от непосредственной оценки величин к их более точной количественной характеристике, которую получают путем измерения. Измерение позволяет детям понять относительность числа, его зависимость от избранной меры.

     Опытно – экспериментальная  деятельность как стержневая может быть «обрамлена» другими видами деятельности:  опытно – экспериментальная  деятельность, затем продуктивная деятельность, продолжающая тему (рисование, аппликация, конструирование, лепка);

     Связь детского экспериментирования с художественным творчеством  тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента. В то же время чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.    

                         

     Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.

             

Формы работы по опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

 

     Содержание этой работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:

  • специально организованная образовательная деятельность в образовательной области «Познание»  по формированию целостной картины мира с включенными опытами по заданной теме (НОД);
  • совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со сверстником;
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

     При проведении НОД у детей вызывался  интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.

В процессе самостоятельной деятельности необходимо привлечь детей к способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?

А затем в совместной деятельности – закрепляли   полученные ранее представления.

Предлагаю  подробнее остановиться на каждой из форм работы подробнее.

Блок организованного обучения в форме НОД.

Основной формой  детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставлю проблему:  слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили  опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

      Важнейшим условием при проведении НОД познавательного цикла необходимо учесть общие задачи познавательного развития  и облечь содержание в такую форму, чтобы оно привлекало ребенка, стимулировало его активность.

      Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту,  развитию социальной и познавательной деятельности.

     Предлагая детям поставить опыт, я сообщала  им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Даю время на обдумывание, и затем привлекала  детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы можно делать в словесной форме,  а иногда избирать другие способы, например, фиксирование результатов графически, т.е. оформление в рисунках, схемах.

Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах:

  • дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;
  • дети вначале предсказывают вариант, а затем проверю, правильно ли они мыслили.

 

Совместная деятельность взрослого с детьми.

      Блок совместной деятельности взрослого с детьми является, на мой взгляд, основным в формировании у детей опытно - экспериментальных  навыков. К этому блоку относятся опыты и эксперименты, игры - эксперименты, игры – опыты. Также я отношу к этому блоку реализуемые совместно с родителями проекты. Именно совместная  содержательная деятельность взрослого и ребенка является своего рода школой передачи социального опыта в сфере влиянии неживой природы на все живое.

Самостоятельная деятельность детей

     Планирование этой работы предполагает  в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели в группах  организованы «Детские  лаборатории» .

    Особую значимость для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды   имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности.

Рассмотрим несколько примеров:        

  • Наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.
  • «Чудесная коробка» с  предметами;
  • Совместное начинание

После того, как у детей сформировались навыки самостоятельной деятельности по решению познавательных задач, мы переходим на реализацию полученных знаний в совместной  деятельности.

Методы и приемы  работы

     В своей работе я использую как традиционные методы, так и инновационные.

  • Использование элементов ТРИЗ. При проведении опытов по знакомству детей с разными агрегатными состояниями воды мы используем прием «маленькие человечки» для обозначения жидкого, твердого и газообразного состояния воды.
  • Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.
  • При проведении НОД  используются отдельные приемы мнемотехники - мнемотаблицы и коллажи;
  • В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.  Намного интереснее не просто послушать  рассказ  воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.  Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает  маленький естествоиспытатель.

      Непосредственно образовательная деятельность по экспериментированию для детей стали открытием, они  их ждут с нетерпением. Сформированные представления, полученные в процессе НОД дети  «проверяют» в самостоятельной, экспериментальной деятельности.

      Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала, учебное – познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах и играх-экспериментах знания  о связях, свойствах, качествах природных объектов  явлений неживой природы становятся более сознанными и прочными.

      Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме: «Влияние опытно- экспериментальной деятельности на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста», я пришла к выводу, что опыт  работы в данном направлении  эффективен для развития познавательной активности детей в процессе опытно – экспериментальной  деятельности. Что подтверждается итоговой диагностикой. Отмечается положительная динамика по всем критериям  овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью.

      Дети научились  фиксировать результаты опытов, рисуя увиденное, выражая свое отношение: розовый кружок – нравится, синий  - не очень. Дети стали пользоваться опорными схемами в дидактических играх, в определении последовательности проводимого опыта и эксперимента.

     Меня радует то, что воспитанники стали использовать результаты проведения опытов и экспериментов в игровой деятельности: очищение воды, в сюжетно – ролевых играх «Семья», «Детский сад», «Больница». При помощи вертушек в подвижных играх  «Самолетики», «Вертолетики» определяют направление ветра, рисуют на мокром песке, делают лабиринты в песочнице и др.

     Количественные данные  позволяют  проследить эффективность  работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.

     Подводя итог экспериментальной работы в конце обучения (2014 г.), я отметила, что используя системный, спланированный подход в обучении по разделу «Влияние опытно- экспериментальной деятельности на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста», используя приборы, оборудование, объекты неживой природы, наглядность в виде картин, иллюстраций, альбомов, слайдов, разнообразных дополняющих друг друга приемов, видов и форм обучения с учетом уровня знаний, возраста и индивидуального подхода к каждому ребенку, я получила хороший результат.

Мониторинг позволяет говорить о создании определенной системы работы по организации развития экспериментальной деятельности старших дошкольников.

Применение экспериментирования также оказало влияние на:

  • повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
  • повышение уровня развития познавательных процессов;
  • совершенствование речевого развития старших дошкольников (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
  • развитие личностных характеристик воспитанников (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);
  • углубление и расширение знаний детей о неживой природе;
  • повышение  компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной  активности старших дошкольников  в процессе  экспериментирования дома.

В заключении хочу отметить, что положительные результаты проведенной данной экспериментальной деятельности с детьми свидетельствуют об эффективности моей работы.