Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста
статья по теме

Точилова Ирина Михайловна

Статья адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям и студентам педагогических институтов. Раскрывает роль взрослого в игре, с одной стороны, как руководителя познавательным процессом, который организует обучение детей, а с другой. который выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tochilova_i.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Точилова И.М. воспитатель НДОУ «Детский сад №203 ОАО «РЖД», г. Абакан

Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста.

На Российском совещании «Современное начальное образование. Проблемы и перспективы» отмечалось, что 30-40% первоклассников не справляются с программой начальной школы. Причина очевидна: эти дети не готовы к обучению в школе. И дело не в том, что они не читают и не пишут (именно это ставится часто критерием оценки готовности к школе), а в том, что эти дети недостаточно играли в детском саду. Ведь именно в игровой деятельности у ребёнка есть вся необходимые условия для успешного освоения окружающей действительности. Именно в игре ребёнок получает возможность обучения коммуникативному общению со сверстником и взрослым в совместной игровой деятельности». Игровая  технология – это совокупность, специальный набор форм, методов, способов приёмов обучения и воспитательных средств. Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра:

  1. хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека;
  2.  одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры;
  3.  мотивационно по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность;
  4. позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях, и лечить;
  5. многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно;
  6. преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата);
  7. нивелирует значение конечного результата. В игре участника устраивает любой приз. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный;
  8.  в обучении отличается наличием четко поставленной цели и соответствующего ей педагогического результата.

Именно в сюжетно - ролевых играх ребёнок имеет уникальную возможность реализовать себя, как активный участник происходящей деятельности, кроме того в игре ярко проявляется особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающая проблема в общении. Сюжетно - ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Немаловажную роль в поддержании игровой деятельности, внесения в нее творчества, создания интереса к игре, несомненно, принадлежит педагогу. Таким образом, работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляем в двух направлениях:

  • Создание предметно-игровой среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника;
  • Непосредственное руководство играми детей, где организовываем и осуществляем игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая, к случаю. Руководство игровой деятельностью остаётся, но мы перешли от прямых методов (показ, объяснение) к косвенным методам руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт, проблемы (вопросы, советы, напоминания и др.). Иногда, когда дети зацикливаются на одном содержании, «можно применить метод скрытой инструкции». Суть его состоит в том, что в скрытой, ненавязчивой форме предлагаем новые сюжеты, роли, игровые действия посредством рассказа с модифицированным сюжетом на заданную игровую ситуацию, или дети вдруг получают письмо, ситуацию содержания которого можно обыграть, или придумать поездку, экскурсию  и т.д. Рассмотрим основные этапы - развития ролевой игры:
  1. По сути, это переходная ступень от простого подражания действия взрослых с игровыми заместителями к ролевой игре. Сюда относятся игры типа «укачивание малыша», «накладывание еды в тарелку», «вождение машины» и им подобные.
  2. Простые ролевые игры «Дочки-матери», «приход гостей», «покупка продуктов в магазине» - разыгрывание этих и им подобных повседневных ситуаций относится к уровню простых ролевых игр. Здесь уже есть полноценная игровая ситуация и принятие на себя роли взрослых: в игре ребёнок становится то мамой, то папой, то водителем автобуса... На этой стадии малыш полностью отождествляет себя в игре с ролью и стремится точно воспроизвести те действия, которые он видел в жизни или на экране. Этого же он требует и от партнёра по игре, в противном случае ребёнок начинает возмущаться: «ты неправильно играешь!»
  3.  Сюжетно-ролевые игры. Сюжет игры - это связная последовательность игровых ситуаций. От игр предыдущего этапа сюжетно-ролевые игры отличаются тем, что одна игровая ситуация плавно перетекает в другую, связанную с ней по смыслу. Например, игра «поездку на дачу». Сначала  все вместе «едут на дачу»  на «машине или на электричке». Затем «папа» копает или поливает грядки».  «Мама» готовит «еду», а «дети» ловят «кузнечиков». Потом все вместе «идут в лес» за ягодами или за грибами и так далее. На этом этапе усложнение структуры игры - это важный признак развития сознания малыша, показатель его способности связывать разные жизненные ситуации в единое целое и осуществлять в них последовательную линию поведения. Взаимоотношения детей и персонажей усложняются, ведь теперь им надо договариваться не только о том, во что играть и кто какую роль будет исполнять, но и том, как будут развиваться события, какие эпизоды включать в игру, а какие нет, и кто кого победит. Поэтому, играя друг с другом в сюжетно-ролевые игры, дети начинают учиться азам делового общения.
  4. Творческие сюжетные игры. От игр предыдущего этапа творческие сюжетные игры отличаются тем, что ребёнок начинает сам придумывать сюжеты игр и видоизменять их по ходу действий.

Чтобы научить ребенка играть в сюжетно-ролевые игры в своей работе мы используем наглядный метод. Когда при ознакомлении с какой-либо профессией детское внимание фиксируется не только на предметах и явлениях, но и, в большей степени, на людях, их взаимоотношениях, трудовых действиях, то дети легко играют, отражая в игре полученные знания. Например, после наблюдения за работой медсестры и врача в детской поликлинике, намного пополнило игровые действия в игре «Больница». Раньше дети только делали уколы, ставили градусники, «слушали» кукол фонендоскопом.  А сейчас идут «на прием», ожидая своей очереди, тихо переговаривались с другими «мамами» о своих сыночках и дочках, оставляли детей в больнице, навещали их и т.д. «Врач» при этом выписывал не только рецепты, но и учил больных мыть овощи и фрукты перед едой, не брать немытыми руками пищу. Таким образом, закреплялись знания, полученные на занятиях по валеологии. Распределение детей на роли в игре – дело трудное и щепетильное. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными.  Распределение не должно зависеть от пола ребёнка, возраста, физических особенностей. Многие игры построены на равноправии ролей. Для некоторых игр требуются капитаны, водящие, т.е. командные роли по сюжету игры. Учитывая, какая роль особенно полезна ребёнку, мы  используем следующие приёмы:

  • назначение на роль непосредственно взрослым;
  • назначение на роль через старшего (капитана, водящего);
  • выбор на роль по итогам  игровых конкурсов (лучший  костюм, сценарий);
  • добровольное принятие роли ребёнком, по его желанию;
  • очерёдность выполнения роли в игре.

При распределении командных ролей следуем делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным - проявить активность, недисциплинированным -  стать организованными детьми, чем-то  себя скомпрометировавшими - вернуть потерянный авторитет; новичкам и ребятам, сторонящимся детского коллектива – проявить себя сдружиться со всеми. После посещения музея, библиотеки; прогулки в природу; экскурсии на стройку; так же наблюдения, беседы, обсуждения. Заинтересовавшая ребенка информация о людях, событиях, профессиях являлась движущей силой для развития нового сюжетного содержания игры. В этом случае новые полученные знания и впечатления помогли перенести в условный сюжет игры. Так появились в группе новые игры: «банк», «дизайнеры», «автосалон». В таких играх знания детей обогатились представлениями об окружающей социальной среде, расширился их кругозор, развились навыки взаимодействия, что явилось толчком к самостоятельной игровой деятельности.                                        

Дошкольники всегда играют «во что-то» или «в кого-то» и в этом плане они «зеркало общества». Благодаря  самостоятельному регулированию своих действий ребенок из «полевого»,  зависимого от ситуации игрока, превращается в «волевого». Следовательно, дети, достигшие высокого уровня развития игровой деятельности - будь то до школы или уже в школьные годы, - имеют больше шансов стать самостоятельными развивающимися личностями, умеющими решать жизненные проблемы.

Список литературы:

  1. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром.- М.: Педагогическое общество России, 2007. - 128с.
  2.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М. Народное образование, 1998. – 256с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности,...

Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста

Здесь вы найдете консультацию для родителей, в которой описано, почему сюжетно-ролевая игра важна для детей, как воспитатель должен осуществлять функции руководства игрой, какие педагогические средств...

Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста с ОВЗ

Роль  сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста...

Роль дворовой подвижной игры в воспитании детей дошкольного возраста.

Игры для детей на улице, во дворе или как с ностальгией называют их нынешние взрослые «игры нашего двора» — пожалуй, самая многочисленная и самая интересная группа детских игр.Игры с...