«Обеспечение взаимодействия с семьями воспитанников по реализации образовательной области «Физическая культура» ОПЫТ РАБОТЫ
методическая разработка на тему

Сигалева Светлана Владимировна

Народная мудрость гласит: “Здоровье всему голова.”, “Здоровью цены нет.”. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и ведущая задача, стоящая перед дошкольным учреждением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_s_semey_fiz.kult_.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

воспитателя МБДОУ детский сад №17 Сигалевой С.В.

на методическом объединении «Воспитание  и развитие ребенка в физической культуре» (ноябрь 2012года)

по теме:

«Обеспечение взаимодействия с семьями воспитанников по реализации образовательной области «Физическая культура»

             

      Народная мудрость гласит: “Здоровье всему голова.”, “Здоровью цены нет.”. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и ведущая задача, стоящая перед дошкольным учреждением. Однако не все родители  знают, как этого добиться. И в результате дети, особенно дошкольники, часто болеют, растут слабыми, физически плохо развитыми. К сожалению, к этому привыкли как к своеобразной норме. Маленький  - значит слабый, - считают родители, - его надо охранять, защищать, оберегать, но защищают и оберегают чаще всего малыша не от того, от чего следует. Родители внимательно следят, чтобы ребенок не бегал слишком много и слишком быстро (вдруг вспотеет), не прыгал (как бы не ушибся), не лазал (а если упадет?!) и, к сожалению, не очень задумываются о том, что их чрезмерная заботливость не делает ребенка здоровым. Они часто забывают, что ключ к успеху в укреплении здоровья детей лежит в разумном физическом воспитании.

Во многих семьях детская потребность в движениях удовлетворяется не полностью. Проведенный опрос детей в нашем детском саду, о том, чем они занимаются в выходные дни дома: 68% детей показывает, что они смотрят телевизор. Не все оборудовали дома физкультурный уголок своих детей.

        В рамках реализации образовательной области «Физическая культура» основная общеобразовательная программа дошкольного образования предусматривает организацию решения программных образовательных задач в  процессе взаимодействия с семьями детей.    

     Содержание образовательной области "Физическая культура" направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

  • развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
  • накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

     Целесообразна интеграция содержания областей «Физическая культура», «Здоровье» с образовательными областями «Безопасность», «Социализация, «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

Связь с другими образовательными областями

«Здоровье»

Формирование  потребности в здоровом образе жизни,  понятий «полезная и вредная» пища

«Безопасность»

Формирование основ безопасного поведения при проведении соревнований, игр; а также соблюдение правил подвижных игр

«Социализация»

Реализация  партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок», воспитание у детей чувства товарищества, взаимоподдержки и взаимовыручки

«Труд»

Формирование трудовых умений и навыков, связанных с изготовлением атрибутов для подвижных игр, с организацией спортивного пространства для проведения различных соревнований, эстафет (размещение спортинвентаря)

«Познание»

Сенсорное развитие (различение цвета, формы).

Формирование умения рассчитаться на «первый - второй», «первый - третий», «по порядку номеров», элементарных математических представлений

«Коммуникация»

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу организации и проведения подвижных игр, соревнований, эстафет; практическое овладение воспитанниками нормами речи

«Чтение художественной литературы»

Использование художественных произведений для обогащения знаний детей о различных видах спорта (зимних, летних)

«Художественное творчество»

Развитие  детского творчества, умения создавать сюжетные картины с изображением различных видов спорта

«Музыка»

Развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности

Содержание направлений работы с семьёй  по образовательной области

«Физическая культура»

        Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.

        Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку); стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (санки,лыжи, коньки, фитнес), совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

        Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач.

  • Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности.

        Создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий физической культурой и спортом, открывая разнообразные секции и клубы (любителей туризма, плавания и пр.). Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, городе).

Система тесного сотрудничества с семьей является острой необходимостью.  В работу  родители вовлекаются поэтапно.

На первом этапе выявляется уровень осведомленности взрослых в вопросах оздоровления детей, отношения родителей к занятиям физической культурой в детском саду. Чаще всего это происходит путем анкетирования  или опроса (анкета прилагается).

Второй – подразумевает составления перспективного плана и плана работы с родителями.

На третьем -  знакомят родителей с данными о состоянии детей и мероприятиях по решению задач сохранения и укрепления их здоровья.

На четвертом – устанавливаются партнерские отношения между педагогами и родителями с целью организации различных мероприятий посредством физической культуры.

Организуя взаимодействие с семьей по вопросам физического воспитания  детей, мы используем следующие формы работы:

Анкетирование, опросники, тесты

Этот метод позволяет нам получить информацию от родителей по вопросам физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, получить информацию о ребенке, о его жизни в семье, анализировать качество проводимой работы с родителями.

Родительские собрания, конференции, творческие гостиные, «круглые столы»

Это действенные формы работы с родителями, знакомящие с задачами  и методами физической культуры (с учетом возрастных особенностей воспитанников); пропагандирующие лучший опыт семейного воспитания.

Беседа – наиболее доступная и эффективная форма установления связи педагога с семьей, во время которых можно обменяться мнениями или оказать родителям своевременную помощь.

Групповые, индивидуальные и тематические консультации

Организуются с целью получения ответов на все интересующие родителей вопросы.

С учетом специфики работы специалиста, невозможности ежедневного общения с родителями наиболее приемлемыми являются наглядно-информационные формы работы:

Наглядно – информационные формы

      Наглядные формы работы с родителями включают подготовку памяток, папок - передвижек, материала на стендах, фотовыставки и др. Например, можно подготовить для родителей в письменном виде показатели физического развития детей по возрастам или предложить наглядный материал, на формирование осанки, внимания, а также варианты проведения дидактических игр с детьми;

Взаимодействия направлены на обогащение знаний родителей. Общение с родителями здесь не прямое, а опосредованное.

Информационные стенды – информация о программах по физической культуре, используемых в детском саду; перечь рекомендуемой литературы; игры и упражнения, которые можно делать в домашних условиях и др.;

Папки – передвижки – знакомящие родителей с системой по оздоровлению дошкольников; информация о том, чему можно научить ребенка в определенном возрасте;

Результаты диагностических исследований об изменениях в состоянии здоровья детей на всех этапах работы;

Рекомендации, практические советы.

библиотека специальной литературы -

 выставки совместных работ детей и родителей

Фоторепортажи «Хороши спортсмены – малыши» организуются педагогами групп совместно с родительским комитетом.

Фотосессии детей, выполняющих различные физические упражнения.

Использование данных форм общения с родителями играет важную роль в формировании педагогической культуры  родителей, способствует возникновению интереса к физической культуре в ДОУ.

            Семья во многом определяет отношения детей к физической культуре и спорту, как много могут сделать родители для своих детей, пробуждая у них интерес к спорту и физкультуре.

            Этому способствует доверительное общение детей и родителей в различных ситуациях и, естественно, совместная их деятельность:

Совместные занятия физической культурой, развлечения, проведение совместных подвижных игр.

Эти совместные мероприятия благотворно влияют на взаимоотношения в семье, осуществляют тесную связь между дошкольным учреждением и семьей по физическому воспитанию. 

       В качестве  наглядности  хорошо открытое занятие для родителей с детьми или же видеоматериалы фрагментов занятий по физкультуре, следует обратить внимание на дидактический материал, методы обучения детей, сюрпризные моменты на занятиях и т.д.;

Дети особенно восприимчивы к положительному примеру отца и матери. Если меры по укреплению здоровья ребенка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и играми в домашних условиях с учетом индивидуальности ребенка, у детей формируется положительное отношение к занятиям физической культурой. Совместные физкультурные занятия учат общаться друг с другом, повышают эмоциональный настрой, в конечном счете, сплачивают семьи.

       Работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, сочетающая традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями, рассчитаны не на один год. Но уже сейчас стало явным, что изменилось главное – отношение родителей к физической подготовленности своих детей.

       Результатом работы считаем рост активности родителей в работе детского сада.

Наша ближайшая задача – объединить усилия семьи и детского сада в решении задач, связанных с укреплением физического и психического здоровья детей, сформировать у родителей практические умения и навыки, значимые для формирования у детей здорового образа жизни; шире привлекать родителей к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.–

Использовать информационные и коммуникационные технологии в  работе с родителями.

    Таким образом, совместная работа дошкольного образовательного учреждения и семьи  способствует формированию двигательных навыков, освоению специальных знаний в области физической культуры, а также применению их в своей двигательной деятельности.

Зачем заниматься утренней гимнастикой и физкультурой?

        Многие родители, у которых дети часто и подолгу болеют, считают, что слабого здоровьем ребенка не стоит нагружать физическими упражнениями. Это мнение ошибочно: противопоказаний для занятий физкультурой нет. Сейчас разработано множество различных комплексов физических упражнений. Главное, подобрать каждому ребенку необходимую ему физическую нагрузку. Самый простой критерий отбора — хорошее самочувствие и настроение ребенка во время и после занятий. Очень важно также соблюдать принцип постепенности, чтобы физическая активность улучшала работу всех жизненно важных органов.

         Систематические занятия, посильные для малыша физические упражнения непременно укрепят его здоровье, сделают сильным, ловким, выносливым. Как родители могут организовать оздоровление ребенка с помощью физической культуры? Средства эти давно известны: утренняя зарядка, бег трусцой, плавание, катание на велосипеде, турпоходы и экскурсии, зимой — ходьба на лыжах, катание на коньках. Нужно только применять эти средства не от случая к случаю, а постоянно, чтобы они вошли в ваш семейный обиход, стали необходимыми и привычными для вас и вашего ребенка.

          Учите ребенка навыкам самоконтроля за состоянием собственного здоровья. Например, он должен уметь проверять свою осанку и следить за ней. Вы, конечно же, знаете этот прием. Встать спиной к стене, плотно прижав к ней пятки, ягодицы, лопатки и голову. Зафиксировать это положение и, отойдя от стены, запомнить. При многократном повторении вырабатывается мышечная «память». Взрослые должны закрепить навык контроля осанки собственным примером — сами должны правильно сидеть, ходить, держать спину, делать зарядку, укрепляющую мышцы.

Отечественный врач и педагог Е.А. Аркин указывал: «Как физическая постановка нашего тела, так и душевная установка по отношению к окружающему миру — всецело дело воспитания, результат тех примеров и образцов, которые ребенок видит и слышит со стороны родителей».

Пусть ваш малыш будет здоровым и счастливым!

«ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ ПО ПРОСТОРАМ…»

Известно, маленький человек – деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. И первые представления о мире приходят к ребенку через движения. Чем они разнообразнее, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.

Одним из средств физического воспитания являются прогулки-походы, в ходе которых развиваются физические качества, формируется потребность в движениях, развиваются любознательность, инициатива, творчество, трудолюбие и самостоятельность, морально-волевые качества, дружеские взаимоотношения между детьми и родителями.

Прогулки-походы выходного дня помогают восполнить недостатки общения родителей и педагогов. В семейных прогулках-походах важную роль играют отцы. Их участие в прогулках разноплановое – заботливые костровые, сильные и ловкие, строгие, но доброжелательные. Часто дети даже не представляют, что их мамы и папы умеют играть в футбол, волейбол, что они когда-то занимались спортом. Увидев родителей в новой роли, пересматривают свое отношение к ним, начинают ими гордиться. И родители тоже видят своих детей совсем иными – ловкими, подвижными, знающими и умеющими совсем не так мало, как им казалось.

Оздоровительный, познавательный и тренирующий эффект от прогулок-походов бесспорен, но главное – это приобретение детьми коммуникативного опыта, гармонизация отношений родителей с детьми, создание взаимопонимания в группе единомышленников.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с семьями воспитанников по реализации образовательной области "Физическая культура"

Взаимодействие с семьями воспитанников по реализации образовательной области "Физическая культура" тетради с рекомендациями по организации совместной деятельности в семье...

Обеспечение взаимодействия с семьями воспитанников по реализации образовательной области «Физическая культура». Выступление на методобъединении

В рамках реализации образовательной области «Физическая культура» основная общеобразовательная программа дошкольного образования предусматривает организацию решения программных образовательных задач в...

Обеспечение взаимодействия с семьями воспитанников по реализации образовательной области «Физическая культура» Презентация

Обеспечение взаимодействия с семьями воспитанников по реализации образовательной области «Физическая культура»Содержание образовательной области "Физическая культура" направлено на достижение целей фо...

Формы и направления взаимодействия с семьями воспитанников по реализации образовательной области «Познание».

В соответствии с ФГОС дошкольного образования социальная среда дошкольного образовательного учреждения должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности, в том числе посред...

"Формы взаимодействия с семьями воспитанников при реализации образовательной области «Познавательное развитие»

Памятка для воспитателей к презинтации «Интеграция образовательных областей в планировании роботы воспитателей в условиях введения ФГТ»...

Сценарий педагогического совета на тему "Система взаимодействия с семьями воспитанников по реализации образовательной области "Физическое развитие"

Предлагаемый сценарий педагогического совета включает в себя использование интерактивных технологий взаимодействия с педагогическими кадрами, а именно технологии критического мышления.В данном сценари...