" Организация дежурств и их роль в воспитании детей"
статья на тему

Труд для ребёнка-это то, что развивает маленького человека, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не даётся от природы, а воспитывается с самого раннего детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_dezhurstv_i_ikh_rol_v_vospitanii_detey.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

Организация дежурств и их роль в воспитании детей.

Личный пример взрослых – важный метод воспитания. Взрослые должны знать: чтобы привить детям желание трудиться, надо, прежде всего, самим быть для них примером.

           Руководствуясь «Программой воспитания и обучения в детском саду»,       педагоги  дошкольных  учреждений должны воспитывать у детей трудолюбие, умение выполнять трудовые поручения добросовестно, с чувством ответственности, прививать любовь и уважение к чужому труду. Уже в младшей группе мы старались развить у детей предпосылки трудовой деятельности, желание участвовать в труде, при этом уделяли особое внимание одной из форм хозяйственно-бытового труда – дежурству.

Воспитательная значимость хозяйственно-бытового труда заключается в его направленности т.е.  это труд для других ( для нужд группы), включающий поддержание чистоты,  наведения порядка в вещах, игрушках, которыми пользуются дети, подготовка к обеду, занятиям.  Успех воспитания во многом зависит от полной согласованности в требованиях к детям со стороны помощника воспитателя и двух воспитателей. Были  поставлены следующие задачи:

- прививать детям элементарные навыки самостоятельности, необходимые в самообслуживании;

- приучать детей соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада;

- учить выполнять поручения, с тем, чтобы подготовить их к дежурству.

На четвёртом году жизни дети, как известно, стремятся к проявлению самостоятельности, с удовольствие выполняют небольшие поручения взрослых – (разложить карандаши, постелить салфетки на столы) и тд. Обращали внимание ребят на то, какую работу выполняет помощник воспитателя, как она это делает аккуратно.  Воспитывающее влияние примера в сочетании с направляющим словом взрослого огромно: у детей возникает желание делать так же, они повторяют её действия, стремятся ей помочь. А неоднократные наблюдения за её трудом помогли детям усвоить последовательность сервировки стола.

В воспитании трудовых навыков, как известно, важнейшее значение имеет чёткость наших требований к детям, мы стремимся сделать их доступными и конкретными, учитываем их жизненную целесообразность. Важно, чтобы ребёнок понимал, что от него хотят, для чего это необходимо, как выполнить то или иное требование?  При этом необходимо не забывать одобрять правильные действия детей. Подобные оценки воспитывают в детях уверенность, самостоятельность. В феврале ввели дежурство по столовой. Чтобы вызвать у детей интерес к новому делу, в их присутствии оформили доску дежурных, попросили родителей сшить фартучки. Особое удовольствие дети получали, когда на доске дежурств видели свою фотографию, и с удовольствием принимались за работу. К концу пребывания в младшей группе, в основном все дети овладели навыками хозяйственно-бытового труда и могли под контролем взрослых, выполнять обязанности дежурных.

В средней группе начатую работу возобновили. Однако, некоторое время спустя, стали замечать, что интерес у детей к дежурству пропадает. Не все дети с желанием включались в трудовую деятельность, не все могли рационально организовать свои действия: носили по одной ложке, тарелке и тд., не было самостоятельности в выполнении трудовых операций. Проанализировав результаты собственных наблюдений за детьми и методы, которые мы применяли, пришли к выводу, что мы сконцентрировав своё внимание на узком вопросе, выпустили из виду другие вопросы воспитания. В этом была причина неудачи. Нужно срочно перестраиваться: важно воспитывать у детей не только трудовые навыки и умения, но и правильное отношение к труду. «Оценивая работу, развитие элементов труда в дошкольном возрасте, необходимо не упустить из вида, что смысл труда для взрослого, организующего его, и для ребёнка в очень многих случаях оказывается разным. То, что ребёнок усваивает определённые навыки, не даёт основания для вывода о том, что у него сложилась трудовая деятельность. До известного момента дети руководствуются интересом к самому процессу действий, желанием быть похожим на взрослого, не осознавая того значения, которое имеет результат труда»(В.С.Мухина). Известно, что отношение ребёнка к труду во многом зависит от его навыков и умений. Поэтому, на определённом этапе было вполне оправдано такое большое внимание к формированию у детей трудовых навыков и умений. Однако следовало одновременно уделять внимание и воспитанию трудолюбия, положительного отношения к труду дежурных, представления о пользе их труда для всех детей.  Поощряли действия ребёнка, его отношение к труду, при всех детях отмечали значение выполненных обязанностей для коллектива. Учитывая, что для детей важен характер общения с ними. Так, на замечание или высказывание неудовольствия дети обычно реагируют негативно, у них пропадает желание трудиться. Зато подсказка в мягкой форме наиболее действенна. Мы понимали, что самостоятельность детей снижается в нестандартных условиях, поэтому меняли условия, используя это как приём закрепления, совершенствования навыков в процессе дежурства.(например: коллективное празднование дня рождения). Поскольку круг обязанностей дежурных по сравнению с предыдущей возрастной группой значительно возрос, то необходимо использовать всё многообразие путей и средств воспитания.  Ведущим методом –была игра.  Когда мы видели, что детям начинает надоедать однообразная работа, например, уборка группы, проводили её в виде игры:  « Мы ждём гостей» или «Помоги игрушкам найти домик», так же положительно влияет на трудовую активность, некое соревнование между мальчиками и девочками-«Чья команда быстрее соберёт игрушки?» Организовывали с детьми мастерскую по ремонту книг, где дети имели возможность не только подклеить порвавшуюся страничку, но и при желании нарисовать «новую обложку» к одной из книг. Чтобы кукольные платья были всегда опрятными «открыли» прачечную «Чистюля»-дети с удовольствием стирали не только кукольную одежду, но и с охотой помогали помощнику воспитателя  постирать салфетки. Этот приём хорош и тем, что дети сами контролируют друг друга, помогают тем, у кого ещё недостаточно хорошо получается. Взрослые являются для детей образцом трудолюбия, отношения к делу, к людям. При случае мы привлекали внимание детей к примерам, достойным подражания (ведь они не всегда способны самостоятельно заметить это). Побуждали помогать взрослым, облегчая их труд.  Чтобы воспитать положительное отношение к дежурству, требовалась соответствующая работа и с родителями. Вначале не все мамы и папы понимали наши требования, некоторые считали: «Что дети могут? Они ещё маленькие» Или: «  Что ж я сына стирать заставлю-ведь он мальчик!»  Разъясняли родителям, что в воспитании нет мелочей, что дежурства способствуют воспитанию у детей ответственности и чувства долга, организованного поведения и дисциплинированности, заботливости и внимания к окружающим.   Подготовили папку-передвижку:       «Что может ребёнок 4-5 лет по хозяйству», «Воспитание детей в труде».

Можно с уверенностью сказать, что труд помог объединить детей общими интересами, привить им  трудолюбие и самостоятельность, терпение и упорство.  Начатая работа найдёт своё продолжение в следующих возрастных  группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительская любовь и её роль в воспитании детей

Доклад для родительского собрания...

"Роль отца в семье и его роль в воспитании детей"

В докладе описаны примеры, которые помогают в воспитании детей мужества и умения преодолевать трудности....

Русские народные подвижные игры. Их роль в воспитании детей.

Детские народные подвижные игры прекрасно подойдут для детского сада, прогулок на улице, любых детских праздников, когда хочется занять детей чем – то необычным и простым. Дети любят двигаться, ...

Роль музыкального воспитания детей в развитии детей с ОВЗ

Консультация для родителей и педагогов...

Консультация для родителей "Стили семейного воспитания и их роль в воспитании детей"

Данный материал полезен родителям как дошкольников, так и учеников школы. Материал содержит описание существующих стилей семейного воспитания, особенности влияния каждого стиля на развитие личности ре...