Семинар "Психолого - педагогические основы общения с детьми"
методическая разработка на тему

В материале предоставлены теоретические основы психолого - педагогического общения с детьми. Стили педагогического общения. методы эффективного общения с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khod_seminara.docx36.17 КБ
Office presentation icon psikhologo_-_pedagogicheskie_osnovy_obshcheniya_s_detmi.ppt275.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар

«Психолого-педагогические основы общения педагогов с детьми»

Дата:  

Цель:

1. Углубление знаний воспитателей о психолого-педагогических основах общения.

2. Ознакомление с функциями, формами и условиями оптимального педагогического общения.

3. Обеспечение активности воспитателей и участия их в диалоге по проблеме педагогического общения.

4. Изучение разных стилей общения воспитателя с детьми и самодиагностика стиля педагогического общения.

5. Углубление знаний об условиях оптимизации педагогического общения и «педагогике сотрудничества».

СЛАЙД  1.

          Я приглашаю вас сегодня к разговору на тему «Психолого – педагогическое общение педагогов с детьми».

          Эту тему я считаю очень важной, т. к. общение с детьми является сутью нашей профессии. И от того, насколько эффективно нам удается это общение организовать, зависит не только самочувствие наших воспитанников, но и наша удовлетворенность собой как профессионалом, наша самооценка и наше самочувствие.

СЛАЙД  2.

Тематический план семинара

  1. Теоретические основы педагогического общения. Формы общения воспитателя с детьми.
  2. Стили педагогического общения (результаты диагностики).
  3. Педагогика сотрудничества.
  4. Методы эффективного общения с детьми.
  5. Теоретические выводы семинара «Психолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми» и пути решения по оптимизации общения с детьми.

СЛАЙД  3

            Общение – взаимодействие людей друг с другом в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

            Под педагогическим общением мы будем понимать систему взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка микроклимата в группе дошкольного учреждения.

             Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка.

СЛАЙД  4

            На протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают и сменяют друг друга несколько уровней форм общения детей и взрослых (М.И.Лисина):

  • Непосредственно-эмоциональное общение с близкими взрослыми (младенческий возраст). В основе данного общения лежит потребность ребенка во внимании и доброжелательном отношении к себе со стороны окружающих. Общение младенца со взрослыми составляет ведущую деятельность ребенка данного возраста. Эта форма общения имеет большое значение в психическом развитии ребенка. Основными средствами общения на этом этапе являются мимические движения. Общение ребенка со взрослым теряет свою непосредственность уже во 2-й половине младенчества: оно начинает опосредоваться предметами.

СЛАЙД  5

  • Ситуативно-деловая форма общения детей со взрослыми (6 месяцев – 3 года). Главной особенностью этого вида общения детей со взрослыми следует считать практическое взаимодействие ребенка и взрослого. Помимо внимания и доброжелательности ребенок раннего возраста начинает испытывать нужду еще и в сотрудничестве взрослого (просьба о помощи, приглашение к совместным действиям, обращение за разрешением). Это помогает детям узнавать предметы, осваивать способы действия с ними. В этот период очень важна положительная оценка, поскольку она оказывает влияние на усвоение действий с предметами.       К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным с ним и объективно (поскольку ему необходима практическая помощь взрослого), и субъективно (поскольку нуждается в оценке взрослого, его внимании и отношении). Это противоречие находит свое разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество, или совместную деятельность ребенка и взрослого. На 2-ом году содержание совместной предметной деятельности ребенка и взрослого определяется усвоением общественно-выработанных способов употребления предметов. Своеобразие новой социальной ситуации развития, по словам Д. Б.Эльконина, заключается в том, что теперь ребенок «...живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью. Взрослый делает не вместо него, а совместно с ним». Взрослый становится для ребенка не только источником внимания и доброжелательности, не только «поставщиком» самих предметов, но и образцом человеческих, специфических предметных действий. В ходе такого сотрудничества ребенок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребенка, и главное — новые, адекватные способы действия с предметами. Взрослый теперь не только дает ребенку в руки предметы, но вместе с предметом передает способ действия с ним. Достижения ребенка в предметной деятельности и признание их со стороны взрослых становятся для него мерой своего Я и способом утверждения собственного достоинства. У детей появляется отчетливое стремление к достижению результата, продукта своей деятельности. Конец этого периода знаменуется кризисом 3-х лет, в котором выражает себя возросшая самостоятельность ребенка и целенаправленность его действий.

СЛАЙД  6  

  • Внеситуативно-познавательная форма общения (3-6 лет). Признаками появления третьей формы общения может служить возникновение у ребенка вопросов о предметах, их разнообразных взаимосвязях. Важнейшим средством общения на данном этапе является речь, потому что она одна открывает возможности выйти за пределы одной частной ситуации и осуществить то «теоретическое» сотрудничество, которое составляет суть описываемой формы общения. При этом виде общения ребенок обсуждает со взрослыми предметы и явления мира вещей. Сюда относятся и сообщения новостей, познавательные вопросы, просьбы почитать, рассказы о прочитанном, виденном, фантазии.
  • Внеситуативно-личностная форма общения (6-7 лет). Это общение служит целям познания социального, а не предметного мира. Мира людей, а не вещей. Этот вид общения существует самостоятельно и представляет собой коммуникативную деятельность. Ведущие мотивы -личностные. Взрослый человек как особая человеческая личность – вот то основное, что побуждает ребенка искать с ним контакты. При внеситуативно - личностном общении предметом обсуждения является человек. В основе его лежит потребность ребенка в эмоциональной поддержке, его стремление к взаимопониманию и сопереживанию.

2. Стили педагогического общения.

Стиль педагогического руководства можно определить как приемы воспитательного воздействия, проявляющиеся в типичном наборе требований и ожиданий соответствующего поведения воспитанников. Он воплощается в характерных формах организации и общения детей и имеет соответствующие способы реализации отношения педагога к личности ребенка, связанные с достигнутым уровнем профессионально – педагогической деятельности. Рассмотрим подробнее каждый стиль.

СЛАЙД  7  

Традиционно выделяют демократический, авторитарный и либеральный стили.

СЛАЙД  8

Наиболее эффективным считается демократический стиль взаимодействия. Для него характерен широкий контакт с воспитанниками, проявления доверия и уважения к ним. Воспитатель стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Демократичный педагог умеет признавать допущенные ошибки. В группах воспитателей, которым свойственны демократические тенденции, создаются оптимальные условия для формирования детских взаимоотношений, положительного эмоционального климата группы. Демократический стиль ставит педагога и воспитанника в позицию дружественного взаимопонимания, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.

СЛАЙД  9

Педагоги с авторитарным стилем общения, напротив, проявляют ярко выраженные установки, избирательность по отношению к детям, они значительно чаще используют запреты и ограничения, злоупотребляют отрицательными оценками; строгость и наказание – основные педагогические средства. Авторитарный воспитатель ожидает только послушания. Авторитарные тенденции приводят к конфликтности, недоброжелательности в отношениях детей, создавая тем самым неблагоприятные условия для воспитания дошкольников. Авторитарность педагога часто является следствием недостаточного уровня педагогической культуры, с одной стороны, и стремлением ускорить темп развития детей вопреки их индивидуальным особенностям – с другой.  Причем педагоги прибегают к авторитарным приемам, как правило, из самых благих побуждений: они убеждены в том, что ломая детей и добиваясь от них максимальных результатов здесь и сейчас, скорее можно достигнуть желаемых целей. Ярко выраженный авторитарный стиль ставит педагога в позицию отчуждения от воспитанников. Каждый ребенок испытывает состояние незащищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе. Это происходит потому, что  педагоги, недооценивая у детей таких качеств, как инициативность и самостоятельность, преувеличивают такие качества, как недисциплинированность, лень и безответственность.

СЛАЙД  10

Для либерального воспитания характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог забывает о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей. Не проверяет выполнение своих требований. Оценка детей либеральным воспитателем зависит от настроения: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом – негативные. Все это может привести к падению авторитета педагога в глазах детей. Однако такой воспитатель стремится ни с кем не портить отношений, в поведении ласков и доброжелателен со всеми. Воспринимает своих воспитанников, как инициативных, самостоятельных, общительных, правдивых.

Стиль педагогического общения как одна их характеристик человека не является врожденным (предопределенным биологически) качеством, а формируется и воспитывается в процессе практики на основе глубокого осознания педагогом основных законов развития и формирования системы человеческих отношений. Однако к формированию того или иного стиля общения предрасполагают определенные личностные характеристики. Так, например, люди самоуверенные, самолюбивые, неуравновешенные и агрессивны склонны к авторитарному стилю. К демократическому стилю же предполагают такие черты личности, как уравновешенность, доброжелательность, чуткость и внимательность к людям.

Исследования показали, что после ушедшего педагога – «автократа» не рекомендуется ставить «либерала», а после «либерала» - «автократа» - возможно. «Демократа» можно назначить после любого предшественника.

В жизни каждый из названных стилей педагогического общения в «чистом» виде встречается редко. На практике часто бывает, что отдельный педагог проявляет так называемый «смешанный стиль» взаимодействия с детьми. Смешанный стиль характерен преобладанием двух каких-либо стилей: авторитарного и демократического или демократического и либерального. Редко сочетаются друг с другом черты авторитарного и либерального стилей.

СЛАЙД  11

26 ноября была проведена диагностика педагогов «Стили педагогического общения».

Результаты представлены на слайде (гистограмма).

СЛАЙД  12

3. Педагогика сотрудничества.

«Педагогика сотрудничества» - это, прежде всего педагогическое творчество.

Сотрудничество – это не просто открытость и настроенность воспитателей на детей, это еще и способность организовать совместное творчество через определенную систему принципов и методов:

  • Увлечение ребят яркой, интересной, перспективной совместной деятельностью.
  • Определение индивидуальных зон творческого развития коллектива в целом и каждого ребенка в отдельности.
  • Общие подходы к предстоящей деятельности, поиск вариантов оптимального решения, совместное обсуждение условий предстоящей деятельности и вариантов решения задач в ситуации психологического равноправия воспитателей и детей, т. е. без ведущих и ведомых.
  • Уважительное отношение к разнообразным подходам к проблеме, выдвигаемой в ходе совместного творчества, обязательное обсуждение каждого мнения, результатов совместной творческой деятельности.

Воспитатель выступает не просто как педагог, который учит, а как искренне увлеченный творчеством человек, который привлекает к творчеству своего младшего коллегу.

4. Методы эффективного общения педагогов с детьми

СЛАЙД  13 - 19

5. Теоретические выводы семинара «Психолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми» и пути решения по оптимизации общения с детьми.

СЛАЙД  20 - 22

Памятка педагогам: "Несколько советов воспитателю по оптимизации общения с детьми".

  1. Как вид общения, всякое занятие с детьми - это передача информации (знаний), формирование навыков и умений. Чтобы занятие возбуждало интерес детей, укрепляло стремление заниматься, необходимо
    разнообразить формы его проведения. Если же вы изо дня в день общаетесь с детьми одним и тем же способом, это быстро наскучит вашим детям, да и вам самим.
  2. В общении с детьми на занятиях возникают нередко ситуации, которые, как бы специально испытывают воспитателя на сдержанность, терпение, умение владеть собой. Иногда при объяснении нового задания
    одному-двум детям приходится несколько раз делать замечания, и нередко воспитатель не сдерживается, он устал от непослушания, ему надоело повторять несколько раз одно и то же, и он срывается на крик и угрозы. Нужно помнить: "Крик - это самый верный признак отсутствия культуры
    человеческих отношений" (В.А.Сухомлинский).
  3. Большое значение в общении с детьми имеет настроение. Воспитатель должен следить за своим настроением. Он обязан немедленно перестраивать своё грустное, подавленное настроение. В этом случае неплохо овладеть искусством перевоплощения, которым в совершенстве владеют актёры. Насколько важно этому научиться, понятно каждому (Наше настроение заразительно, оно передаётся детям, влияя на их восприятие, готовность понять, следовать указаниям педагога.
    Дети всегда тянутся к людям, которым свойственно повышенное весёлое настроение, и, наоборот, избегают людей хмурых, неулыбчивых, скучающих. Детей сковывает настроение грусти, подавленности взрослых.
  4. Если педагог хочет сохранить уважение и любовь своих он не должен ни одним словом, взглядом, жестом, показывать свою расположенность или неприятие к кому-то из них. Надо относиться одинаково ко всем и к каждому в отдельности. Вместе с тем необходимо удовлетворять желание каждого ребёнка, чтобы его любили, чтобы он чувствовал, что его любят и любят несколько особенно.
  5. Работая с детским коллективом, воспитатель должен знать индивидуальные особенности своих детей. Плохо, если педагог начнёт всех "причёсывать под одну гребёнку", "подгонять" индивидуальные свойства того или иного ребёнка под общую линию. Бережное отношение к личности ребёнка - это прежде всего признание его непохожести, особенностей проявления характера, воли, мышления, поступков, отличающих одного ребёнка от всех других в детском коллективе.
    Педагогу надо считаться с индивидуальностью каждого ребёнка, а тем более ярко выраженной индивидуальностью.
  6. Важным условием оптимизации общения с ребёнком является внимательность, проникновенность и неторопливость. Ребёнок хочет нам что-то сказать, а мы, взрослые, обременённые множеством дел, обычно бросаем обратившемуся к нам: "Погоди, некогда, потом!" При этом мы забываем, что у каждого человека возникает ситуация, когда ему исключительно важно с кем-либо поговорить, когда очень хочется поделиться своими наблюдениями, открытием, мнением.

Литература

  1. Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. М., 2002.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
  3. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000.
  4. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М. : МАСС-МЕДИА, 1995.
  5. Дубрава В. П., Милашевич Е. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении.- М., 1995.
  6. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб. : ООО Издательство "Речь", 2000.
  7. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб. : ООО Издательство "Речь", 2000.
  8. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1999.
  9. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003.
  10. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студентов средних пед. учебных заведений. – М.: Изд. центр "Академия", 1999

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого - педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста. Презентация на тему: "Особенности общения с застенчивыми детьми".

Презентация содержит в себе материал на тему: "Особенности общения с застенчивыми детьми", где расскрываются - понятие застенчивости, что оно в себя включает, причины застенчивости, особенности п...

Семинар - практикум "Психолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми и коррекция эмоционального развития".

Семинар - практикум на тему: "Психолого - педагогические основы общения воспитателей с детьми и коррекция эмоционального развития"....

Психолого-педагогические основы работы с детьми, имеющими ЗПР

Настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тем, что увеличи...

Психолого - педагогические основы общения. "Условия оптимизации педагогического общения".

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Именно в общении происходят восприятие, понимание и оценка человека человеком. Целью педагогиче...

Консультация на тему: «Основы общения с детьми во время самоизоляции летом»

В условиях самоизоляции трудно удержать баланс в детско-родительских отношениях, а особенно тем родителям, у которых растут дошкольники. Жизнь многих родителей, чьи дети ещѐ не ходят в школу, и так ма...

Практикум «Психолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми» и пути решения по оптимизации общения с детьми.

Практикум «Психолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми» и пути решения по оптимизации общения с детьми. Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов...