Задачи, виды и содержание трудового воспитания младших дошкольников
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Власова Екатерина Сергеевна

Задачи, виды и содержание трудового воспитания младших    дошкольников

   По мнению Светланы Акимовны Козловой и Татьяны Абросимовны  Куликовой, самообслуживание-это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры).

   Они считают, что в младших группах воспитатель должен показывать способы выполнения действий: как нужно держать колготки, платье, чтобы их было удобно надевать. Показ должен быть поэтапным, с объяснением. Нельзя просто сказать ребенку: «Вот колготки, возьми их вот так и надевай». Для малыша трудно все: и взять, и растянуть резинку, и вставить ноги не в один чулок, а в два. На первых порах взрослый помогает на каждом этапе, а со временем постепенно уменьшает долю своей помощи, поддержки, подсказки.

   По их суждению, ребенку можно ошибиться, чтобы потом вместе проанализировать причины ошибки. Очень важно, чтобы взрослый был терпелив, не сердился на малыша за повторяющиеся промахи. Значит, он плохо объяснил, не увидел, что осталось для малыша непонятным. Очень важно хвалить ребенка за каждую даже самою маленькую удачу на таком трудном для него пути освоения трудовых умений. Они считают, что труд всегда должен быть для малыша радостью достижений, а не обязанностью и выполнением воли взрослого. Иначе очень скоро ребенок начнет отказываться выполнять те или иные действия. В результате возникает конфликт, в котором, по сути, виноват взрослый.

   А Феликс Алексеевич Сохин и Вера Иосифовна Ядэшко дают такое же определение самообслуживанию, как Светлана Акимовна Козлова и Татьяна Абросимовна Куликова. Феликс Алексеевич Сохин и Вера Иосифовна Ядэшко считают, что воспитательное значение самообслуживания заключено в его жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости  действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми, самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

   В младших группах самообслуживание связанно с определенными трудностями (недостаточное развитие мускулатуры пальцев, сложность усвоения последовательности действий, неумение их планировать, легкая отвлекаемость), что тормозит процесс формирования навыков, порой вызывает у ребенка нежелание выполнять необходимые действия. Однако Вера Иосифовна Ядэшко и Феликс Алексеевич Сохин считают, что уже в этом возрасте воспитатель должен начинать развивать умения обслуживать себя, добиваясь аккуратности и тщательности выполнения дополнительных действий, самостоятельности, формировать привычку к чистоте и опрятности. Все это требует от воспитателя терпения, настойчивости и доброжелательности, поддержки малышей в их порой тщетных усилиях. Руководя самообслуживанием детей, воспитатель индивидуально общается с каждым ребенком, устанавливает с ним разнообразные контакты, поддерживает его положительное эмоциональное состояние. Называя предметы одежды и ее частей, проникаются чувством любви и доверия к взрослым, их обслуживающим.

   В средней группе дети достаточно самостоятельны в самообслуживании, и этот вид труда становится их постоянной обязанностью. Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это. Воспитатель формирует у детей приемы взаимопомощи, учит их, как обратиться за помощью к товарищу, как ее оказывать, поблагодарить за услугу.  

 

   По мнению Валентины Геннадиевны Нечаевой самообслуживание- это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать

для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические требования. 

   Младших дошкольников важно научить самостоятельно есть, умываться, одеваться и раздеваться. Чтобы научить детей умываться, требуется немало времени. Воспитатель учит детей совершать действия в определенной последовательности.

   Так же постепенно воспитатель приучает детей правильно пользоваться полотенцем: показывает, как нужно держать полотенце, как вытираться, поощряет их, которые делают правильно.

   По окончании умывания взрослый обращает внимание детей на их внешний вид, отмечает, что они стали чистые, аккуратные, на них приятно смотреть. 

   Малыши очень любят, когда  взрослые  замечают их  достижения.  Поэтому

воспитатели должны внимательно наблюдать за детьми и у каждого найти и отметить что-нибудь положительное.

   Воспитатель закрепляет у детей привычку садиться за стол только с чистыми руками: «Что же ты не вымол руки после игры? Как ты будешь держать хлеб, ложку, салфетку? Сразу все запачкаешь. Скорее вымой руки, а мы все посмотрим, какие они чистые» К 3 годам эта привычка может быть сформирована.

   Культурно-гигиенические навыки формируют у детей и в процессе питания умение самостоятельно и аккуратно есть, правильно держать ложку и т.д.

   Готовясь к обеду или завтраку, хорошо обратить внимание детей на то, как чисто на столах, напомнить, что надо есть аккуратно, не проливать, наклоняться над тарелкой. Воспитатель показывает, как следует пользоваться хлебом, съедая второе блюдо.

   Воспитатель ежедневно следит за тем, кто из детей и как выполняет его указания. Если ребенок забыл какое-либо требование, взрослый в начале завтрака, обеда подходит к малышу, напоминает, как правильно держать ложку, сколько брать пищи. Все это надо делать незаметно, не отвлекая других детей от еды. И тут воспитатель ставит в пример детей, которые правильно веду себя за столом, аккуратно, самостоятельно едят.

   Рассмотрев процесс одевания и раздевания Валентина Геннадьевна Нечаева пришла к тому же заключению как Светлана Акимовна Козлова, Вера Иосифовна Ядэшко. Т.О., постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала

работу, которая для ребенка представляет известную трудность, он делает вместе со взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И, наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.

   В средней группе, помимо закрепления ранее усвоенных навыков, проводиться работа по формированию у детей более сложных навыков самообслуживания. Дети средней группы могут проявлять большую самостоятельность в умывании, одевании, еде. Эти задачи остаются на данной возрастной ступени по-прежнему главными.

   По сколько дети к пяти годам овладевают многими основными навыками самообслуживания, перед ними ставится задача оказания взаимопомощи при одевании. Она является повседневной и может быть реализована всегда, когда сам ребенок не справляется с этим: завязать сзади шарф, застегнуть пуговицы сзади на платье, развязать узелок ленты. То, а чем дети могли обслужить себя сами, делать за них считается предосудительным.

   По наблюдениям Валентины Геннадьевны Нечаевой девочки быстрее осваивают этот навык. Упражнения, которые постоянно проделывают они, играя с куклами, -застегивание пуговиц и крючков, зашнуровывание, завязывание -содействуют развитию у них мягкой мускулатуры руки, поэтому им легче, чем мальчикам, справляться с выполнением этих действий. Девочки с готовностью помогают тем, кто не справляется.

   Роль воспитателя -руководить этим процессом. Надо, чтобы детей, не умеющих шнуровать ботинки, завязывать шнурки, учили дети, которые уже умают это делать. Они охотно обучают своих товарищей и ревниво следят за их успехами.

   Организуя общения пятилетних детей с детьми третьего года жизни, дает возможность первым упражняться в оказании помощи малышам (одевании, уборке игрушек). Это деятельность по оказанию помощи протекает особенно если малышей приучают слушаться старших ребят.

   Умение оказывать помощь в самообслуживании воспитатель формирует у всех детей без исключения. Робкие, нерешительные дети в условиях оказания помощи активизируются, стремятся показать свое умение, точность исполнения.

   Формирование умения оказывать помощь сверстникам и более младшим детям осуществляется в результате активного взаимодействия детей друг с  другом в процессе одевания, раздевания, еды, умывания. Воспитатель дает, например, такие задания: помоги снять рубашку, вывернуть рукава, подскажи, как правильно повесить белье на стул, одежду в шкаф, как пользоваться вилкой и т.д. Эти и подобные им задания создают разнообразие ситуаций, в которых ребята могут накопить опыт самостоятельного поведения в бытовых процессах, приобрести качества, необходимые в повседневной жизни, сформировать достаточно высокий уровень самостоятельности у всех детей.

   Если ребенок не умеет застегивать туфли себе, он не может этого сделать и другому. Таким образом, залогом успешного подключения ребенка в помощ-ники другому является наличие закрепленного навыка по выполнению хорошо знакомого правила самообслуживания. Ребенок действия которого закреплены, умения выработаны, с большим желанием, интересом дает согласие прийти на помощь другому.

    Иногда ребенок даже владея навыками одевания, раздевания, не могут применить усвоенный способ действия по отношению к сверстнику. Дети начинают теряться, чувствуют себя неуверенно, обращаются за помощью к воспитателю. Это объясняется тем, что ребята не научили переносу своих навыков и другие условия, ситуации. Поэтому перед воспитателем стоит задача первое время, привлекая детей к оказанию помощи, напоминать (а может быть, показать и объяснить), что и как надо сделать. Это вселяет в них уверенность в свои силы, убеждает в умении. Примерно во втором полугодии воспитатель все чаще ограничивается общими напоминаниями: «Сделай все так, как ты делаешь это для себя, чтобы было аккуратно, правильно, красиво.»

   Систематическая работа по включению детей в помощь друг другу оказывает положительное влияние на формирование умения приходить на помощь и без постоянно повторяющихся требований воспитателя, самостоятельно.

   К концу пятого года жизни дети не просто стремятся выполнить задание взрослого помощь кому-то, но и пытаются «научить» опекаемого, как и какие действия нужно произвести. Форма оказания помощи становится более высокой: помимо непосредственных практических действий, все чаще появляются элементы обучения.

   Взрослый постепенно учит ребят самих оценивать свои достижения в самообслуживании и по собственной инициативе исправлять недостатки. Воспитанию у детей в средней группе самооценки помогает вся атмосфера жизни в группе сверстников. Если кто-то из ребят допустил неправильное отношение к своим обязанностям (плохо убрал постель, долго не одевался и задержал детей), воспитатель вместе с детьми осуждают его.

   По-прежнему дети средней группы подражают старшим в выполнении труда по самообслуживанию, но делают они это уже более осознанно. Воспитатель становится для ребят авторитетом. Они в точности повторяют

его действия, подражают даже в мелочах. Важно, чтобы дети чувствовали в тоне взрослых обязанность выполнения их требований. В этом возрасте от

ребят уже можно потребовать значительно больше, чем от маленьких.

 

   По мнению Светланы Акимовны Козловой и Татьяны Абросимовны Куликовой хозяйственно-бытовой труд-это та деятельность взрослых, которая наиболее доступна пониманию ребенка. Когда дети наблюдают за взрослым, у них появляется желание подражать и делать все «как мама»: мыть посуду, поднимать, стирать. Никогда не следует отказывать ребенку. И хотя вначале его действия мало похожи на трудовые, но участие в труде взрослого делает их привлекательными для малыша. Трудовыми эти действия становятся, когда ребенок прилагает усилия и добивается какого-то результата.

  Хозяйственно-бытовой труд детей младших групп по содержанию представляет собой помощь взрослому в протирании мебели, расстановке игрушек, стирке мелких предметов, уборке снега на участке, украшении участка. В процессе такого труда воспитатель формирует у детей умение сосредотачивать внимание на одном занятии, доводить с помощью взрослого дело до конца. Очень важно положительная оценка, похвала.

   Дети среднего возраста считают Светлана Акимовна Козлова и Татьяна Абросимовна Куликова, что способны к более разнообразному хозяйственному труду и меньше нуждаются в помощи взрослого. Они могут заниматься уборкой групповой комнаты (протирать пыль, мыть игрушки, расставлять легкую мебель), участка (сгибать снег, убирать листья); принимать участие в приготовлении пищи (салатов, винегрета, изделий из теста), в труде по ремонту книг, игрушек одежды.

   Современный бытовой труд  облегчает техника. Она есть и в дошкольном учреждении (пылесос, механическая щетка для мытья окон и др.). Дома в семье у многих детей есть стиральная и посудомоечная машины, микроволновая печь и др. Ребенок видит, как такой техникой пользуются взрослые. Полезно и детей приучать пользоваться бытовыми машинами. Нужно только обязательно познакомить детей с правилами безопасности и стараться не оставлять их один на один с техникой. Но под наблюдением взрослого и вместе с ним ребенок может, пользуясь техникой, заниматься хозяйственно-бытовом трудом.

 

 

   По мнению Феликса Иосифовича Сохина и Веры Иосифовны Ядэшко

хозяйственно-бытовой труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

   В младших группах воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т.д. Воспитатель обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей: «Наташа и Сережа хорошо помогли нашей няне, какие молодцы!», «Ирочка- заботливая девочка, аккуратная. Как старательно она убирала игрушки!» Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных ситуациях.

   В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т.д. Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активность и инициативу в выполнении порученных дел.

  

Валентина Геннадьевна Нечаева считает, что хозяйственно-бытовой труд формирует у детей бережное отношение к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его.

   Вторая младшая группа у детей от 3до4 лет расширяются и углубляются знания о хозяйственно-бытовом труде взрослых в детском саду и семье. Детей продолжают знакомить с трудом няни, повара, трудом родителей дома. Воспитатель обращает внимание на трудовые операции, на действия, необходимые в работе (няня моет дверь, стены водой с мылом, смывает чистой водой, сухо вытирает их). Вместе с тем дети должны наглядно видеть результат труда (няня вымыла стены, двери, они стали чистыми).

   Воспитатель учит детей называть трудовые действия взрослых: родителей, работающих в детском саду повара, дворника, няни; рассказывать о том, что делают взрослые. У детей углубляется интерес к хозяйственно-бытовому труду, возникает желание принять в нем посильное участие. Они усваивают, что взрослые в детском саду и дома заботятся о детях, взрослым надо помогать.

   Воспитатель систематично, приобщает ребят к подготовке материалов к занятиям (разложить, а затем собрать коробки с карандашами, кисти, доски для лепки, поставить стулья для занятия). Дети помогают няне накрыть столы: разложить ложки, салфетки, расставить хлебцы, убрать после еды на хозяйственный стол чайную посуду. К концу года это ставится содержание работы дежурных по столовой.

   В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда усложняется в

основном за счет увеличения количества процессов этого труда. Так, вначале под наблюдением воспитателя, а к концу года дети самостоятельно поддерживают порядок в групповой комнате и на участке, принимают участие в их уборке: протирают тряпкой стулья, строительные материалы; моют игрушки, стирают кукольную одежду и т.д. В течение года детям поручают раскладывать чистые салфетки, вешать полотенца, осенью на участке сгребать опавшие листья, зимой расчищать дорожки от снега. Расширение количества процессов хозяйственно-бытового труда создает возможность для систематического вовлечения всех детей группы в работу, воспитания у них привычки ежедневно трудиться.

   В данной возрастной группе дети осваивают целостные процессы хозяйственно-бытового труда (стирают кукольную одежду, моют игрушки, накрывают на стол, подготавливают материалы к занятиям). Систематическое включение детей в хозяйственно-бытовой труд позволяет воспитывать привычку к трудовому усилию и такие качества личности, как самостоятельность, проявление заботы друг о друге, оказание услуги взрослым, стремление сделать для них что-то приятное. У детей воспитывают уважительное отношение к труду взрослых- домашней работе близких и обслуживающего персонала детского сада. Воспитатель обращает внимание ребят на качество трудовых операций работающих: няня старательно моет пол, двери, окна, чтобы везде было чисто, уютно; мама быстро готовит еду, чтобы вовремя всех накормить. Так воспитатель акцентирует внимание на общественной направленности труда, обеспечивает формирование у детей положительного отношения к работе, ее результатам, желание трудиться для другого.  

 

   Труд в природе, по мнению Светланы Акимовны Козловой и Татьяны Абросимовна Куликовой является уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.  

   Валентина Геннадьевна Нечаева также считает, как Светлана Акимовна

Козлова и Татьяна Абросимовна Куликова. И она выделила следующие

трудовые процессы:

-чистка клеток птиц и других животных (вычистить выдвижное дно, посыпать песком, вычистить жердочки), мытье кормушки, поилки, ванночки для купания, наполнение их водой;

-кормление птиц и животных по указанию воспитателя и самостоятельно, выращивание зеленого корма, подкармливание птиц на участке (осенью, зимой), изготовление и вывешивание кормушек (с помощью воспитателя);

-подготовка корма для кормления мелких животных (вымыть и нарезать корнеплоды, приготовить зелень);

-участие в уходе за домашними животными на участке (собака, куры, утки и др.);

-помощь взрослому при смене воды в аквариуме (выловить рыбок, поместить

их в таз с водой комнатной температуры, промыть ракушки, камешки); уход за рыбками (кормить их осторожно, кружечкой снимать верхний слой воды, доливать свежую воду);

-поливка комнатных растений, мытье их, опрыскивание, обрезка сухих листьев, рыхление земли; выращивание растений из черенков;

-участие в перекопке земли, подделке гряд и клумб; посев крупных и мелких семян овощей и цветов, высадка рассады и пересадка растений;

-уход за посевами и посадками на своем огороде, в цветнике, саду (поливка, рыхление, прополка, прореживание, окучивание, подвязывание и др.).

   В младших группах у детей воспитывают интерес к работе по выращиванию растений, уходу за животными и обучают элементарным правилам ее выполнения. Надо, чтобы простые дела (посев крупных семян, полив растений, кормление животных и др.) были для детей источниками радости.

     Детям четвертого года жизни объясняют, что за птицами надо ухаживать: кормить зернами, травой, поить чистой водой, учат наспать вкормушку зерна, наливать в поилку воды ставить их в клетку.

   При уходе за рыбками дети под наблюдением воспитателя набирают ложечкой корм и осторожно насыпают в кормушку, чтобы не загрязнять аквариум; могут мыть камешки при имени воды в аквариуме.

   Обучение детей уходу за растениями начинают с процесса полива, с усвоением детьми приемов этой работы: правильно держать небольшую леечку, носиком лейки упираться в край горшка. Воспитатель учит ребенка

отличать сухую почву от влажной (обследовать почву по цвету и на ощупь) и устанавливать необходимость поливки. При этом важно показать детям, что при отсутствии влаги растения теряют упругость, поникают. Поливать нужно до тех пор, пока вода не появится на поддоне. Дети этого возраста могут поливать растения, не разветвленные в нижней части стебля.

   Обучение приемам выполнения этой работы Валентина Геннадьевна Нечаева считает лучше начинать с протирания больших, плотных, гладких листьев. Растения моют теплой водой. Дети видят, что вначале вода была чистая, прозрачная, а затем становится чрезмерной. Чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в уходе за растениями, их должно быть достаточное количество.

   Вначале малышам дается однородная работа: все обмывают листья, каждому хочется делать то, что делает сосед. К концу года ребенок приучается к выполнению порученной ему работы независимости от того, что делают остальные.

   Также привлекать детей к рыхлению почвы и выкапыванию сорняков. Выполнять такую работу можно лишь изредка и с познавательной целью. Например, во время прокопки бобов воспитателем дети начинают интересоваться, где бабы, где травка. Они сами просят назвать, какая это травка. Взрослый должен ответить на вопросы детей и показать им 3-4 разных сорняка. Дети быстро отличают, например, бобы от пахучей ромашки, подорожника. Такое элементарное умение различать и называть растения заметно изменяет поведение детей: они начинают приглядываться к

Окружающей природе; гуляя на участке, замечают, что трава бывает разная, радуются, когда находят то или другое знакомое растение, наклоняются к нему трогают листья, рассматривают цветы. Часто, увидев неизвестные растения, просят назвать их.

   Дети также наблюдают, как старшие собирают урожай на огороде, и сами принимают в этом участие: выдергивают лук, морковь, свеклу, редис, вылущивают семена подсолнечника, помогают собрать мусор с огорода, цветника. Сухие ветки, прутья, камни, щепки ребята на маленьких тачках увозят в определенное место.

   С детьми надо вести наблюдения за тем, как ведут себя оставшиеся на зиму птицы (вороны, воробьи). Каждый день в определенное время насыпать корм на расчищенную от снега и посыпанную песком площадку, кормовой столик или низко повешенную кормушку. Весной вывешиваются скворечники, дуплянки, чтобы птицы гнездились на участке. Птиц, живших зимой в уголке природы, на лето можно переселить на участок, устроив для них вольер. Дети так же принимают участие в кормлении кроликов, живущих в крольчатнике на участке. Можно предложить детям покормить их, нарвать травы, принести еду.

   Малыши участвуют и в сезонном труде на своем участке. Зимой на прогулках они совместно с воспитателем участвуют в расчистке дорожек (сметают снег, отвозят, его на детских санках). Детям объясняют, что после уборки будет удобно играть на участке, он станет чище, красивее.

   По мнению Валентины Геннадьевны Нечаевой зимой внимание детей сле-

дует направлять на заснеженные деревья и кустарники. На участке при детях надо окучивать деревья снегом, объясняя им, что, когда станет тепло, снег растает и деревья смогут  «напиться водички».

    В средней группе у детей этого возраста воспитывают устойчивый интерес к предметам и явлениям природы, сознательное отношение к труду по выращиванию растений и уходу за животными.

   Воспитатель организует наблюдения детей в природе, руководит ими, учит детей сравнивать и группировать знакомые предметы по характерным признакам. Так, наблюдая за птицами на участке, дети отмечают: холодно, метель, корма нет- птицы голодные, их нужно подкармливать. В этой группе изменяются формы организации труда детей; наряду с участием в труде взрослых они выполняют ежедневные поручения по уходу за обитателями уголка.

   Уже с начала года воспитатель систематически привлекает ребят к поливу растений, рыхлению земли, кормлению животных.

   Давая поручения, надо учитывать особенности детей: тем у кого внимание неустойчивое, дать несложные задания (нарезать овощи для кроликов, заготовить воду для поливки, посмотреть, съеден ли корм животными). Умеющим доводить начатое до конца дают более сложные поручения (ложечкой насыпать корм рыбкам, полить растения и др.). Иногда детям предлагаются индивидуальные задания: выделяют кому-то из них растение для ухода, несколько бороздок на огороде. Выполнение индивидуальных заданий и поручений повышает самостоятельность, воспитывает инициативу детей в

использовании полученных знаний и умений. Этому способствуют и отчеты детей по уходу за животными и растениями перед сверстниками, которым они должны рассказать, что делать, как, почему и когда.

   По мнению Валентины Геннадьевны Нечаевой ухаживая за посевами и посадками, ребенок должен систематически наблюдать за ними, привыкать ответственно относиться к порученному делу. Необходимо постепенно подводить детей к пониманию того, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия (почва, свет, тепло, влага и т.д.). Воспитатель должен помочь детям понять значение каждого процесса труда, приема ухода и формировать у них умение видеть и чувствовать своевременность проведения того или другого действия.

   При обучении детям рыхлению обращают их внимание на то, что уплотненная земля плохо пропускает воду к корням растений, они хуже растут, что рыхление надо проводить осторожно, аккуратно. Вначале рыхлят землю у крупных растений, находящихся далеко друг от друга. Эта работа требует сосредоточенности, координированных размеренных движений, что трудно дается детям, особенно легковозбудимым, подвижным. Если их привлекают к рыхлению систематически, они научаются контролировать свои движения и не повреждать растения. Можно привлечь ребят к удалению омертвевших частей растений, сухих листьев, стеблей.

   По мнению Валентины Геннадьевны Нечаевой растения в уголке природы расставляют так, чтобы было легко ухаживать за ними. Они должны быть разнообразные, чтобы дети могли устанавливать их сходства и различие по

форме, величине, окраске листьев и цветков.

   В уголке природы дети ухаживают за животными (с помощью воспитателя). Они должны знать, какой корм необходим животным, как он называется, где и как хранится.

   Под контролем воспитателя дети готовят корм: нарезают листья капусты, корнеплодов, рвут траву, по мерке дети насыпают корм рыбкам, зерна птицам.

   Дети должны знать дозировку пищи и уметь распределять ее в течение суток. Они должны обращать внимание на поведение животных: птичка беспокойно кричит -нет воды или корма; рыбка поднимается к поверхности воды и высовывает голову -не хватает кислорода.

   Чтобы животные были здоровы, надо мыть поилки, кормушки теплой водой, наливать свежей чистой воды, менять подстилку. Наблюдая за сменой воды в аквариуме, дети моют вместе с воспитателем камешки, ракушки, укладывают их и насыпают песок на дно аквариума, частично заменяют в

нем воду. Можно организовать общую уборку уголка природы, распределив работу между детьми: одни моют поилки, кормушки, горшки и поддоны, другие выбирают листья растений, третьи поливают, рыхлят землю.

   По мнению Валентины Геннадьевны Нечаевой во второй половине года, если дети освоили необходимые умения и навыки по уходу за растениями и животными, вводится новая форма систематической работы- дежурства. Готовность детей к дежурствам обеспечивается предшествующей повседневной работой в уголке природы.

   На занятии посвященном введению дежурств, воспитатель уточняет обязанности дежурных, напоминает правила ухода за каждым обитателем уголка природы, рассказывает им о том, как важно выполнять все требования. Особый интерес вызывает у детей растения, выращенные ими в уголке природы.

   В этом возрасте повышается сознательность действий, самостоятельность, стремление к достижению поставленной цели. Опора на опыт позволяет детям лучше понять содержание и назначение труда, охотнее выполнять работу.

   Здесь нет необходимости напоминать о конечной цели труда (дети ее хорошо помнят). Вместе с воспитателем дети готовят землю, пригодную для посева и посадки лука, насыпают ее в ящики, коробки, сеют семена и сажают луковицы, поливают их. В процессе работы воспитатель напоминает (словом, показом) о соблюдении правил выполнения работы, предлагает детям поучиться друг у друга, отмечает аккуратную работу.

   Дети сажают корнеплоды с целью получения зелени для обитателей уголка природы. Весной нужно привлекать детей к устройству огорода и цветника, рыхлению граблями перекопанной земли и полок, разметке борозд для посева. Дети могут также посеять крупные семена и семена средней величины (огурцов, свеклы, редиса, ноготков); они проводят поливку и рыхление.

   В развитии трудовой направленности ребенка среднего дошкольного возраста наблюдается несколько этапов. Вначале у многих детей отсутствует интерес к этому труду, что выражается в отказе от работы, но заметен

интерес к процессуальным действиям. Далее наблюдается смена  игровых и трудовых процессов с постепенно возрастающим интересом к трудовым действиям. Затем появляется собственно трудовая деятельность, не прерываемая игровыми действиями, где ясна цель, не теряется установка на результат. Полученные детьми навыки по уходу за растениями уголка природы не переносятся в работу на участке.

   В работе на участке у детей долгое время наблюдается стремление к игровым действием. Они почти безразлично относятся к тому, как надо выполнять трудовые операции. Слушай взрослого, схватывают лишь общую установку (надо копать, сеять, рыхлить и т.д.) и, взяв сельскохозяйственный инвентарь, часто воспроизводят внешнюю сторону трудовых действий (копают землю, снимая верхней слой; рыхлят перевернутыми граблями, размахивают лейкой при поливе и не направляют струи воды на растения, нуждающихся во влаге). Действия детей проходят в игровом плане.

   Чтобы по-настоящему заинтересовать детей трудовым процессом, им нужно показывать результат какого-либо труда, выполненного воспитателем совместно с детьми. Работая вместе с группой детей из трех человек, воспитатель имеет возможность показать каждому ребенку результаты конкретного трудового задания: правильно вскопанную часть участка, красиво сделанную грядку, клумбу, ровные и прямые междурядья, хорошо взрыхленную землю, чистые всходы овощей и цветов.

   На первых порах не так важно, сколько ребенок сделает, будет ли работать до конца, выполняя трудовые поручения. Важно, чтобы он принял участие в

этом труде, почувствовал затрату сил. Ребенка увлекает сам трудовой процесс, а желание работать еще не связывается с заботой о растениях. Поэтому при выполнении трудовых заданий иногда происходят срывы: ребенок может прервать трудовые действия и уйти играть, а затем вернуться и продолжить работы.

 

   Ручной и художественный труд по мнению Светланы Акимовны Козловой и Татьяны Куликовой является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление подделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. Результатам своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки. Художественный труд они разделили на два направления: дети изготавливают подделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выставки и др.

   По их мнению отдельные элементы ручного и художественного труда можно вводить уже в младших группах. При этом участие взрослого обязательно. Точнее говоря, дети помогают взрослому в создании подделок. И хотя активность детей этого возраста минимальна, но приобщение к такому интересному труду очень полезно. Малыш видит, как в руках воспитателя простая палочка вдруг превращается в куклу, а шарик- в голову

смешного клоуна. Это «волшебство» по их мнению завораживает детей, восхищает к собственной деятельности.

   Светлана Акимовна Козлова и Татьяна Абросимовна Куликова считают, что уже в дошкольном возрасте можно говорить и о зарождении умственного труда. Ведь любой труд характеризуется усилием, направленным на достижение результата. Результат может быть материализованным (изготовленный ребенком предмет, выращенное растение), может быть представленным через улучшение качества (постиранное кукольное белье, почищенная клетка птицы), а может и выступать в виде логического решения какой-то задачи (математической, житейской, собственной «открытие» ребенка, полученное в результате обдумывания и др.). Воспитатель приучает детей «думать прежде, чем делать», объяснять для себя и других ход своих мыслей, делать выводы и умозаключения, и, наконец, получать удовлетворение от самостоятельно найденного решения («додумался»). Умственный труд сопровождает любой другой вид детского труда, если мы хотим, чтобы он выполнялся сознательно. Необходимо воспитывать у детей интерес и уважение к умственному труду, показывать его значение для людей и для конкретного ребенка. Умственный труд ребенка имеет все структурные компоненты трудовой деятельности: мотив, цель, процесс, результат. Осуществляется он как в ходе учебной деятельности, так и в повседневной жизни. Как и любой другой вид труда, он имеет свои формы организации.  

    Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что самообслуживание самого себя, умывание, одевание, раздевание. Дети в младшей группе сами должны учится самостоятельно пользоваться мылом, полотенцем, раздеваться, одеваться, учится правильно умываться. При приеме пище правильно держать ложку, самостоятельно и аккуратно есть. Необходимо детей поощрять, нельзя ругать его если у него что то не получается. Наоборот нужно хвалить. Проявлять к ребенку терпение, относится к нему доброжелательно, поддерживать его.

   В средней группе дети более самостоятельные, и эти задачи уже усложняются. При одевании и раздевании детей уже учат складывать аккуратно свои веши, выворачивать одежду, оказывать помощь друг другу ( застегнуть пуговицу, расстегнуть молнию, завязать шнурки). Просить о помощи и благодарить за помощь. Так же взрослый учит ребят постепенно самим оценивать свои достижения в самообслуживание и по собственной инициативе исправлять недостатки.

    А хозяйственно – бытовой труд включает умение поддерживать и наводить порядок в помещении, на участке, дома. Взрослые формируют у детей бережное отношение к вещам, умение заметить беспорядок и по собственной инициативе устранить его. Дети в младшей группе протирают мебель, помогают в уборке участка, сметают снег со скамейки, собирают листья, накрывают на стол. Так же в этом возрасте детей знакомят с трудом взрослых (няни, повара, дворника) с трудом родителей. Знакомят с трудовыми действиями, у детей углубляется интерес к хозяйственно – бытовому труду, возникает еще больше желание принимать в нем участие. Так необходимо детям давать положительную оценку, помогать им показывать и выполнять, трудовые действия вместе с ним.

   В средней группе дети уже меньше нуждаются в помощи взрослого. Дети в средней группе уже полностью сервируют стол самостоятельно. Готовят все необходимое для занятия. На прогулке не только сметают снег со скамеек но и расчищают дорожки. Собирают листья, подметают дорожки. Детей привлекают к оценке деятельности своей и других.

   Труд в природе – это уход за растениями и животными.

В уходе за животными дети помогают взрослому в чистке клеток для птиц. Они моют дно, полки, ванночки. Так же в кормлении птиц и животных. Под контролем воспитателя дети готовят корм для животных капусту, рвут траву, насыпают корм. Дети средней группы должны знать дозировку пищи.

   Так  же дети помогают в уходе за рыбками. Помогать сменить воду, выловить рыбок, промыть ракушки, камушки, помогают кормить рыбок.

   Так же дети помогают в поливке комнатных растений. Дети учатся правильно держать лейку, отличать сухую почву от влажной. Так же Деи помогают взрослому в посадке растений, в рыхлении земли, пересадки растений.

     Детям очень нравится трудится ухаживать за растениями и животными. Важно детей хвалить за любой труд и поощрять чтобы им хотелось трудится и помогать другим. Так же рекомендуется организовывать общую уборку уголка природы с подгруппой детей распределять обязанности между ними: одни моют полки, кормушки, другие вытирают пыль с листьев растений, третьи поливают и рыхлят землю.

   Ручной труд в него входят изготовления подделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд можно ввести с младшей группы. Он направлен на развитие мелкой моторики рук детей, мышления, внимания и других психический процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx39.17 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи, виды и содержание трудового воспитания младших    дошкольников

   По мнению Светланы Акимовны Козловой и Татьяны Абросимовны  Куликовой, самообслуживание-это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры).

   Они считают, что в младших группах воспитатель должен показывать способы выполнения действий: как нужно держать колготки, платье, чтобы их было удобно надевать. Показ должен быть поэтапным, с объяснением. Нельзя просто сказать ребенку: «Вот колготки, возьми их вот так и надевай». Для малыша трудно все: и взять, и растянуть резинку, и вставить ноги не в один чулок, а в два. На первых порах взрослый помогает на каждом этапе, а со временем постепенно уменьшает долю своей помощи, поддержки, подсказки.

   По их суждению, ребенку можно ошибиться, чтобы потом вместе проанализировать причины ошибки. Очень важно, чтобы взрослый был терпелив, не сердился на малыша за повторяющиеся промахи. Значит, он плохо объяснил, не увидел, что осталось для малыша непонятным. Очень важно хвалить ребенка за каждую даже самою маленькую удачу на таком трудном для него пути освоения трудовых умений. Они считают, что труд всегда должен быть для малыша радостью достижений, а не обязанностью и выполнением воли взрослого. Иначе очень скоро ребенок начнет отказываться выполнять те или иные действия. В результате возникает конфликт, в котором, по сути, виноват взрослый.

   А Феликс Алексеевич Сохин и Вера Иосифовна Ядэшко дают такое же определение самообслуживанию, как Светлана Акимовна Козлова и Татьяна Абросимовна Куликова. Феликс Алексеевич Сохин и Вера Иосифовна Ядэшко считают, что воспитательное значение самообслуживания заключено в его жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости  действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми, самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

   В младших группах самообслуживание связанно с определенными трудностями (недостаточное развитие мускулатуры пальцев, сложность усвоения последовательности действий, неумение их планировать, легкая отвлекаемость), что тормозит процесс формирования навыков, порой вызывает у ребенка нежелание выполнять необходимые действия. Однако Вера Иосифовна Ядэшко и Феликс Алексеевич Сохин считают, что уже в этом возрасте воспитатель должен начинать развивать умения обслуживать себя, добиваясь аккуратности и тщательности выполнения дополнительных действий, самостоятельности, формировать привычку к чистоте и опрятности. Все это требует от воспитателя терпения, настойчивости и доброжелательности, поддержки малышей в их порой тщетных усилиях. Руководя самообслуживанием детей, воспитатель индивидуально общается с каждым ребенком, устанавливает с ним разнообразные контакты, поддерживает его положительное эмоциональное состояние. Называя предметы одежды и ее частей, проникаются чувством любви и доверия к взрослым, их обслуживающим.

   В средней группе дети достаточно самостоятельны в самообслуживании, и этот вид труда становится их постоянной обязанностью. Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это. Воспитатель формирует у детей приемы взаимопомощи, учит их, как обратиться за помощью к товарищу, как ее оказывать, поблагодарить за услугу.  

   По мнению Валентины Геннадиевны Нечаевой самообслуживание- это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать

для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические требования.  

   Младших дошкольников важно научить самостоятельно есть, умываться, одеваться и раздеваться. Чтобы научить детей умываться, требуется немало времени. Воспитатель учит детей совершать действия в определенной последовательности.

   Так же постепенно воспитатель приучает детей правильно пользоваться полотенцем: показывает, как нужно держать полотенце, как вытираться, поощряет их, которые делают правильно.

   По окончании умывания взрослый обращает внимание детей на их внешний вид, отмечает, что они стали чистые, аккуратные, на них приятно смотреть.  

   Малыши очень любят, когда  взрослые  замечают их  достижения.  Поэтому

воспитатели должны внимательно наблюдать за детьми и у каждого найти и отметить что-нибудь положительное.

   Воспитатель закрепляет у детей привычку садиться за стол только с чистыми руками: «Что же ты не вымол руки после игры? Как ты будешь держать хлеб, ложку, салфетку? Сразу все запачкаешь. Скорее вымой руки, а мы все посмотрим, какие они чистые» К 3 годам эта привычка может быть сформирована.

   Культурно-гигиенические навыки формируют у детей и в процессе питания умение самостоятельно и аккуратно есть, правильно держать ложку и т.д.

   Готовясь к обеду или завтраку, хорошо обратить внимание детей на то, как чисто на столах, напомнить, что надо есть аккуратно, не проливать, наклоняться над тарелкой. Воспитатель показывает, как следует пользоваться хлебом, съедая второе блюдо.

   Воспитатель ежедневно следит за тем, кто из детей и как выполняет его указания. Если ребенок забыл какое-либо требование, взрослый в начале завтрака, обеда подходит к малышу, напоминает, как правильно держать ложку, сколько брать пищи. Все это надо делать незаметно, не отвлекая других детей от еды. И тут воспитатель ставит в пример детей, которые правильно веду себя за столом, аккуратно, самостоятельно едят.

   Рассмотрев процесс одевания и раздевания Валентина Геннадьевна Нечаева пришла к тому же заключению как Светлана Акимовна Козлова, Вера Иосифовна Ядэшко. Т.О., постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала

работу, которая для ребенка представляет известную трудность, он делает вместе со взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И, наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.

   В средней группе, помимо закрепления ранее усвоенных навыков, проводиться работа по формированию у детей более сложных навыков самообслуживания. Дети средней группы могут проявлять большую самостоятельность в умывании, одевании, еде. Эти задачи остаются на данной возрастной ступени по-прежнему главными.

   По сколько дети к пяти годам овладевают многими основными навыками самообслуживания, перед ними ставится задача оказания взаимопомощи при одевании. Она является повседневной и может быть реализована всегда, когда сам ребенок не справляется с этим: завязать сзади шарф, застегнуть пуговицы сзади на платье, развязать узелок ленты. То, а чем дети могли обслужить себя сами, делать за них считается предосудительным.

   По наблюдениям Валентины Геннадьевны Нечаевой девочки быстрее осваивают этот навык. Упражнения, которые постоянно проделывают они, играя с куклами, -застегивание пуговиц и крючков, зашнуровывание, завязывание -содействуют развитию у них мягкой мускулатуры руки, поэтому им легче, чем мальчикам, справляться с выполнением этих действий. Девочки с готовностью помогают тем, кто не справляется.

   Роль воспитателя -руководить этим процессом. Надо, чтобы детей, не умеющих шнуровать ботинки, завязывать шнурки, учили дети, которые уже умают это делать. Они охотно обучают своих товарищей и ревниво следят за их успехами.

   Организуя общения пятилетних детей с детьми третьего года жизни, дает возможность первым упражняться в оказании помощи малышам (одевании, уборке игрушек). Это деятельность по оказанию помощи протекает особенно если малышей приучают слушаться старших ребят.

   Умение оказывать помощь в самообслуживании воспитатель формирует у всех детей без исключения. Робкие, нерешительные дети в условиях оказания помощи активизируются, стремятся показать свое умение, точность исполнения.

   Формирование умения оказывать помощь сверстникам и более младшим детям осуществляется в результате активного взаимодействия детей друг с  другом в процессе одевания, раздевания, еды, умывания. Воспитатель дает, например, такие задания: помоги снять рубашку, вывернуть рукава, подскажи, как правильно повесить белье на стул, одежду в шкаф, как пользоваться вилкой и т.д. Эти и подобные им задания создают разнообразие ситуаций, в которых ребята могут накопить опыт самостоятельного поведения в бытовых процессах, приобрести качества, необходимые в повседневной жизни, сформировать достаточно высокий уровень самостоятельности у всех детей.

   Если ребенок не умеет застегивать туфли себе, он не может этого сделать и другому. Таким образом, залогом успешного подключения ребенка в помощ-ники другому является наличие закрепленного навыка по выполнению хорошо знакомого правила самообслуживания. Ребенок действия которого закреплены, умения выработаны, с большим желанием, интересом дает согласие прийти на помощь другому.

    Иногда ребенок даже владея навыками одевания, раздевания, не могут применить усвоенный способ действия по отношению к сверстнику. Дети начинают теряться, чувствуют себя неуверенно, обращаются за помощью к воспитателю. Это объясняется тем, что ребята не научили переносу своих навыков и другие условия, ситуации. Поэтому перед воспитателем стоит задача первое время, привлекая детей к оказанию помощи, напоминать (а может быть, показать и объяснить), что и как надо сделать. Это вселяет в них уверенность в свои силы, убеждает в умении. Примерно во втором полугодии воспитатель все чаще ограничивается общими напоминаниями: «Сделай все так, как ты делаешь это для себя, чтобы было аккуратно, правильно, красиво.»

   Систематическая работа по включению детей в помощь друг другу оказывает положительное влияние на формирование умения приходить на помощь и без постоянно повторяющихся требований воспитателя, самостоятельно.

   К концу пятого года жизни дети не просто стремятся выполнить задание взрослого помощь кому-то, но и пытаются «научить» опекаемого, как и какие действия нужно произвести. Форма оказания помощи становится более высокой: помимо непосредственных практических действий, все чаще появляются элементы обучения.

   Взрослый постепенно учит ребят самих оценивать свои достижения в самообслуживании и по собственной инициативе исправлять недостатки. Воспитанию у детей в средней группе самооценки помогает вся атмосфера жизни в группе сверстников. Если кто-то из ребят допустил неправильное отношение к своим обязанностям (плохо убрал постель, долго не одевался и задержал детей), воспитатель вместе с детьми осуждают его.

   По-прежнему дети средней группы подражают старшим в выполнении труда по самообслуживанию, но делают они это уже более осознанно. Воспитатель становится для ребят авторитетом. Они в точности повторяют

его действия, подражают даже в мелочах. Важно, чтобы дети чувствовали в тоне взрослых обязанность выполнения их требований. В этом возрасте от

ребят уже можно потребовать значительно больше, чем от маленьких.

   По мнению Светланы Акимовны Козловой и Татьяны Абросимовны Куликовой хозяйственно-бытовой труд-это та деятельность взрослых, которая наиболее доступна пониманию ребенка. Когда дети наблюдают за взрослым, у них появляется желание подражать и делать все «как мама»: мыть посуду, поднимать, стирать. Никогда не следует отказывать ребенку. И хотя вначале его действия мало похожи на трудовые, но участие в труде взрослого делает их привлекательными для малыша. Трудовыми эти действия становятся, когда ребенок прилагает усилия и добивается какого-то результата.

  Хозяйственно-бытовой труд детей младших групп по содержанию представляет собой помощь взрослому в протирании мебели, расстановке игрушек, стирке мелких предметов, уборке снега на участке, украшении участка. В процессе такого труда воспитатель формирует у детей умение сосредотачивать внимание на одном занятии, доводить с помощью взрослого дело до конца. Очень важно положительная оценка, похвала.

   Дети среднего возраста считают Светлана Акимовна Козлова и Татьяна Абросимовна Куликова, что способны к более разнообразному хозяйственному труду и меньше нуждаются в помощи взрослого. Они могут заниматься уборкой групповой комнаты (протирать пыль, мыть игрушки, расставлять легкую мебель), участка (сгибать снег, убирать листья); принимать участие в приготовлении пищи (салатов, винегрета, изделий из теста), в труде по ремонту книг, игрушек одежды.

   Современный бытовой труд  облегчает техника. Она есть и в дошкольном учреждении (пылесос, механическая щетка для мытья окон и др.). Дома в семье у многих детей есть стиральная и посудомоечная машины, микроволновая печь и др. Ребенок видит, как такой техникой пользуются взрослые. Полезно и детей приучать пользоваться бытовыми машинами. Нужно только обязательно познакомить детей с правилами безопасности и стараться не оставлять их один на один с техникой. Но под наблюдением взрослого и вместе с ним ребенок может, пользуясь техникой, заниматься хозяйственно-бытовом трудом.

   По мнению Феликса Иосифовича Сохина и Веры Иосифовны Ядэшко

хозяйственно-бытовой труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

   В младших группах воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т.д. Воспитатель обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей: «Наташа и Сережа хорошо помогли нашей няне, какие молодцы!», «Ирочка- заботливая девочка, аккуратная. Как старательно она убирала игрушки!» Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных ситуациях.

   В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т.д. Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активность и инициативу в выполнении порученных дел.

   

Валентина Геннадьевна Нечаева считает, что хозяйственно-бытовой труд формирует у детей бережное отношение к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его.

   Вторая младшая группа у детей от 3до4 лет расширяются и углубляются знания о хозяйственно-бытовом труде взрослых в детском саду и семье. Детей продолжают знакомить с трудом няни, повара, трудом родителей дома. Воспитатель обращает внимание на трудовые операции, на действия, необходимые в работе (няня моет дверь, стены водой с мылом, смывает чистой водой, сухо вытирает их). Вместе с тем дети должны наглядно видеть результат труда (няня вымыла стены, двери, они стали чистыми).

   Воспитатель учит детей называть трудовые действия взрослых: родителей, работающих в детском саду повара, дворника, няни; рассказывать о том, что делают взрослые. У детей углубляется интерес к хозяйственно-бытовому труду, возникает желание принять в нем посильное участие. Они усваивают, что взрослые в детском саду и дома заботятся о детях, взрослым надо помогать.

   Воспитатель систематично, приобщает ребят к подготовке материалов к занятиям (разложить, а затем собрать коробки с карандашами, кисти, доски для лепки, поставить стулья для занятия). Дети помогают няне накрыть столы: разложить ложки, салфетки, расставить хлебцы, убрать после еды на хозяйственный стол чайную посуду. К концу года это ставится содержание работы дежурных по столовой.

   В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда усложняется в

основном за счет увеличения количества процессов этого труда. Так, вначале под наблюдением воспитателя, а к концу года дети самостоятельно поддерживают порядок в групповой комнате и на участке, принимают участие в их уборке: протирают тряпкой стулья, строительные материалы; моют игрушки, стирают кукольную одежду и т.д. В течение года детям поручают раскладывать чистые салфетки, вешать полотенца, осенью на участке сгребать опавшие листья, зимой расчищать дорожки от снега. Расширение количества процессов хозяйственно-бытового труда создает возможность для систематического вовлечения всех детей группы в работу, воспитания у них привычки ежедневно трудиться.

   В данной возрастной группе дети осваивают целостные процессы хозяйственно-бытового труда (стирают кукольную одежду, моют игрушки, накрывают на стол, подготавливают материалы к занятиям). Систематическое включение детей в хозяйственно-бытовой труд позволяет воспитывать привычку к трудовому усилию и такие качества личности, как самостоятельность, проявление заботы друг о друге, оказание услуги взрослым, стремление сделать для них что-то приятное. У детей воспитывают уважительное отношение к труду взрослых- домашней работе близких и обслуживающего персонала детского сада. Воспитатель обращает внимание ребят на качество трудовых операций работающих: няня старательно моет пол, двери, окна, чтобы везде было чисто, уютно; мама быстро готовит еду, чтобы вовремя всех накормить. Так воспитатель акцентирует внимание на общественной направленности труда, обеспечивает формирование у детей положительного отношения к работе, ее результатам, желание трудиться для другого.  

   Труд в природе, по мнению Светланы Акимовны Козловой и Татьяны Абросимовна Куликовой является уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.  

   Валентина Геннадьевна Нечаева также считает, как Светлана Акимовна

Козлова и Татьяна Абросимовна Куликова. И она выделила следующие

трудовые процессы:

-чистка клеток птиц и других животных (вычистить выдвижное дно, посыпать песком, вычистить жердочки), мытье кормушки, поилки, ванночки для купания, наполнение их водой;

-кормление птиц и животных по указанию воспитателя и самостоятельно, выращивание зеленого корма, подкармливание птиц на участке (осенью, зимой), изготовление и вывешивание кормушек (с помощью воспитателя);

-подготовка корма для кормления мелких животных (вымыть и нарезать корнеплоды, приготовить зелень);

-участие в уходе за домашними животными на участке (собака, куры, утки и др.);

-помощь взрослому при смене воды в аквариуме (выловить рыбок, поместить

их в таз с водой комнатной температуры, промыть ракушки, камешки); уход за рыбками (кормить их осторожно, кружечкой снимать верхний слой воды, доливать свежую воду);

-поливка комнатных растений, мытье их, опрыскивание, обрезка сухих листьев, рыхление земли; выращивание растений из черенков;

-участие в перекопке земли, подделке гряд и клумб; посев крупных и мелких семян овощей и цветов, высадка рассады и пересадка растений;

-уход за посевами и посадками на своем огороде, в цветнике, саду (поливка, рыхление, прополка, прореживание, окучивание, подвязывание и др.).

   В младших группах у детей воспитывают интерес к работе по выращиванию растений, уходу за животными и обучают элементарным правилам ее выполнения. Надо, чтобы простые дела (посев крупных семян, полив растений, кормление животных и др.) были для детей источниками радости.

     Детям четвертого года жизни объясняют, что за птицами надо ухаживать: кормить зернами, травой, поить чистой водой, учат наспать вкормушку зерна, наливать в поилку воды ставить их в клетку.

   При уходе за рыбками дети под наблюдением воспитателя набирают ложечкой корм и осторожно насыпают в кормушку, чтобы не загрязнять аквариум; могут мыть камешки при имени воды в аквариуме.

   Обучение детей уходу за растениями начинают с процесса полива, с усвоением детьми приемов этой работы: правильно держать небольшую леечку, носиком лейки упираться в край горшка. Воспитатель учит ребенка

отличать сухую почву от влажной (обследовать почву по цвету и на ощупь) и устанавливать необходимость поливки. При этом важно показать детям, что при отсутствии влаги растения теряют упругость, поникают. Поливать нужно до тех пор, пока вода не появится на поддоне. Дети этого возраста могут поливать растения, не разветвленные в нижней части стебля.

   Обучение приемам выполнения этой работы Валентина Геннадьевна Нечаева считает лучше начинать с протирания больших, плотных, гладких листьев. Растения моют теплой водой. Дети видят, что вначале вода была чистая, прозрачная, а затем становится чрезмерной. Чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в уходе за растениями, их должно быть достаточное количество.

   Вначале малышам дается однородная работа: все обмывают листья, каждому хочется делать то, что делает сосед. К концу года ребенок приучается к выполнению порученной ему работы независимости от того, что делают остальные.

   Также привлекать детей к рыхлению почвы и выкапыванию сорняков. Выполнять такую работу можно лишь изредка и с познавательной целью. Например, во время прокопки бобов воспитателем дети начинают интересоваться, где бабы, где травка. Они сами просят назвать, какая это травка. Взрослый должен ответить на вопросы детей и показать им 3-4 разных сорняка. Дети быстро отличают, например, бобы от пахучей ромашки, подорожника. Такое элементарное умение различать и называть растения заметно изменяет поведение детей: они начинают приглядываться к

Окружающей природе; гуляя на участке, замечают, что трава бывает разная, радуются, когда находят то или другое знакомое растение, наклоняются к нему трогают листья, рассматривают цветы. Часто, увидев неизвестные растения, просят назвать их.

   Дети также наблюдают, как старшие собирают урожай на огороде, и сами принимают в этом участие: выдергивают лук, морковь, свеклу, редис, вылущивают семена подсолнечника, помогают собрать мусор с огорода, цветника. Сухие ветки, прутья, камни, щепки ребята на маленьких тачках увозят в определенное место.

   С детьми надо вести наблюдения за тем, как ведут себя оставшиеся на зиму птицы (вороны, воробьи). Каждый день в определенное время насыпать корм на расчищенную от снега и посыпанную песком площадку, кормовой столик или низко повешенную кормушку. Весной вывешиваются скворечники, дуплянки, чтобы птицы гнездились на участке. Птиц, живших зимой в уголке природы, на лето можно переселить на участок, устроив для них вольер. Дети так же принимают участие в кормлении кроликов, живущих в крольчатнике на участке. Можно предложить детям покормить их, нарвать травы, принести еду.

   Малыши участвуют и в сезонном труде на своем участке. Зимой на прогулках они совместно с воспитателем участвуют в расчистке дорожек (сметают снег, отвозят, его на детских санках). Детям объясняют, что после уборки будет удобно играть на участке, он станет чище, красивее.

   По мнению Валентины Геннадьевны Нечаевой зимой внимание детей сле-

дует направлять на заснеженные деревья и кустарники. На участке при детях надо окучивать деревья снегом, объясняя им, что, когда станет тепло, снег растает и деревья смогут  «напиться водички».

    В средней группе у детей этого возраста воспитывают устойчивый интерес к предметам и явлениям природы, сознательное отношение к труду по выращиванию растений и уходу за животными.

   Воспитатель организует наблюдения детей в природе, руководит ими, учит детей сравнивать и группировать знакомые предметы по характерным признакам. Так, наблюдая за птицами на участке, дети отмечают: холодно, метель, корма нет- птицы голодные, их нужно подкармливать. В этой группе изменяются формы организации труда детей; наряду с участием в труде взрослых они выполняют ежедневные поручения по уходу за обитателями уголка.

   Уже с начала года воспитатель систематически привлекает ребят к поливу растений, рыхлению земли, кормлению животных.

   Давая поручения, надо учитывать особенности детей: тем у кого внимание неустойчивое, дать несложные задания (нарезать овощи для кроликов, заготовить воду для поливки, посмотреть, съеден ли корм животными). Умеющим доводить начатое до конца дают более сложные поручения (ложечкой насыпать корм рыбкам, полить растения и др.). Иногда детям предлагаются индивидуальные задания: выделяют кому-то из них растение для ухода, несколько бороздок на огороде. Выполнение индивидуальных заданий и поручений повышает самостоятельность, воспитывает инициативу детей в

использовании полученных знаний и умений. Этому способствуют и отчеты детей по уходу за животными и растениями перед сверстниками, которым они должны рассказать, что делать, как, почему и когда.

   По мнению Валентины Геннадьевны Нечаевой ухаживая за посевами и посадками, ребенок должен систематически наблюдать за ними, привыкать ответственно относиться к порученному делу. Необходимо постепенно подводить детей к пониманию того, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия (почва, свет, тепло, влага и т.д.). Воспитатель должен помочь детям понять значение каждого процесса труда, приема ухода и формировать у них умение видеть и чувствовать своевременность проведения того или другого действия.

   При обучении детям рыхлению обращают их внимание на то, что уплотненная земля плохо пропускает воду к корням растений, они хуже растут, что рыхление надо проводить осторожно, аккуратно. Вначале рыхлят землю у крупных растений, находящихся далеко друг от друга. Эта работа требует сосредоточенности, координированных размеренных движений, что трудно дается детям, особенно легковозбудимым, подвижным. Если их привлекают к рыхлению систематически, они научаются контролировать свои движения и не повреждать растения. Можно привлечь ребят к удалению омертвевших частей растений, сухих листьев, стеблей.

   По мнению Валентины Геннадьевны Нечаевой растения в уголке природы расставляют так, чтобы было легко ухаживать за ними. Они должны быть разнообразные, чтобы дети могли устанавливать их сходства и различие по

форме, величине, окраске листьев и цветков.

   В уголке природы дети ухаживают за животными (с помощью воспитателя). Они должны знать, какой корм необходим животным, как он называется, где и как хранится.

   Под контролем воспитателя дети готовят корм: нарезают листья капусты, корнеплодов, рвут траву, по мерке дети насыпают корм рыбкам, зерна птицам.

   Дети должны знать дозировку пищи и уметь распределять ее в течение суток. Они должны обращать внимание на поведение животных: птичка беспокойно кричит -нет воды или корма; рыбка поднимается к поверхности воды и высовывает голову -не хватает кислорода.

   Чтобы животные были здоровы, надо мыть поилки, кормушки теплой водой, наливать свежей чистой воды, менять подстилку. Наблюдая за сменой воды в аквариуме, дети моют вместе с воспитателем камешки, ракушки, укладывают их и насыпают песок на дно аквариума, частично заменяют в

нем воду. Можно организовать общую уборку уголка природы, распределив работу между детьми: одни моют поилки, кормушки, горшки и поддоны, другие выбирают листья растений, третьи поливают, рыхлят землю.

   По мнению Валентины Геннадьевны Нечаевой во второй половине года, если дети освоили необходимые умения и навыки по уходу за растениями и животными, вводится новая форма систематической работы- дежурства. Готовность детей к дежурствам обеспечивается предшествующей повседневной работой в уголке природы.

   На занятии посвященном введению дежурств, воспитатель уточняет обязанности дежурных, напоминает правила ухода за каждым обитателем уголка природы, рассказывает им о том, как важно выполнять все требования. Особый интерес вызывает у детей растения, выращенные ими в уголке природы.

   В этом возрасте повышается сознательность действий, самостоятельность, стремление к достижению поставленной цели. Опора на опыт позволяет детям лучше понять содержание и назначение труда, охотнее выполнять работу.

   Здесь нет необходимости напоминать о конечной цели труда (дети ее хорошо помнят). Вместе с воспитателем дети готовят землю, пригодную для посева и посадки лука, насыпают ее в ящики, коробки, сеют семена и сажают луковицы, поливают их. В процессе работы воспитатель напоминает (словом, показом) о соблюдении правил выполнения работы, предлагает детям поучиться друг у друга, отмечает аккуратную работу.

   Дети сажают корнеплоды с целью получения зелени для обитателей уголка природы. Весной нужно привлекать детей к устройству огорода и цветника, рыхлению граблями перекопанной земли и полок, разметке борозд для посева. Дети могут также посеять крупные семена и семена средней величины (огурцов, свеклы, редиса, ноготков); они проводят поливку и рыхление.

   В развитии трудовой направленности ребенка среднего дошкольного возраста наблюдается несколько этапов. Вначале у многих детей отсутствует интерес к этому труду, что выражается в отказе от работы, но заметен

интерес к процессуальным действиям. Далее наблюдается смена  игровых и трудовых процессов с постепенно возрастающим интересом к трудовым действиям. Затем появляется собственно трудовая деятельность, не прерываемая игровыми действиями, где ясна цель, не теряется установка на результат. Полученные детьми навыки по уходу за растениями уголка природы не переносятся в работу на участке.

   В работе на участке у детей долгое время наблюдается стремление к игровым действием. Они почти безразлично относятся к тому, как надо выполнять трудовые операции. Слушай взрослого, схватывают лишь общую установку (надо копать, сеять, рыхлить и т.д.) и, взяв сельскохозяйственный инвентарь, часто воспроизводят внешнюю сторону трудовых действий (копают землю, снимая верхней слой; рыхлят перевернутыми граблями, размахивают лейкой при поливе и не направляют струи воды на растения, нуждающихся во влаге). Действия детей проходят в игровом плане.

   Чтобы по-настоящему заинтересовать детей трудовым процессом, им нужно показывать результат какого-либо труда, выполненного воспитателем совместно с детьми. Работая вместе с группой детей из трех человек, воспитатель имеет возможность показать каждому ребенку результаты конкретного трудового задания: правильно вскопанную часть участка, красиво сделанную грядку, клумбу, ровные и прямые междурядья, хорошо взрыхленную землю, чистые всходы овощей и цветов.

   На первых порах не так важно, сколько ребенок сделает, будет ли работать до конца, выполняя трудовые поручения. Важно, чтобы он принял участие в

этом труде, почувствовал затрату сил. Ребенка увлекает сам трудовой процесс, а желание работать еще не связывается с заботой о растениях. Поэтому при выполнении трудовых заданий иногда происходят срывы: ребенок может прервать трудовые действия и уйти играть, а затем вернуться и продолжить работы.

 

   Ручной и художественный труд по мнению Светланы Акимовны Козловой и Татьяны Куликовой является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление подделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. Результатам своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки. Художественный труд они разделили на два направления: дети изготавливают подделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выставки и др.

   По их мнению отдельные элементы ручного и художественного труда можно вводить уже в младших группах. При этом участие взрослого обязательно. Точнее говоря, дети помогают взрослому в создании подделок. И хотя активность детей этого возраста минимальна, но приобщение к такому интересному труду очень полезно. Малыш видит, как в руках воспитателя простая палочка вдруг превращается в куклу, а шарик- в голову

смешного клоуна. Это «волшебство» по их мнению завораживает детей, восхищает к собственной деятельности.

   Светлана Акимовна Козлова и Татьяна Абросимовна Куликова считают, что уже в дошкольном возрасте можно говорить и о зарождении умственного труда. Ведь любой труд характеризуется усилием, направленным на достижение результата. Результат может быть материализованным (изготовленный ребенком предмет, выращенное растение), может быть представленным через улучшение качества (постиранное кукольное белье, почищенная клетка птицы), а может и выступать в виде логического решения какой-то задачи (математической, житейской, собственной «открытие» ребенка, полученное в результате обдумывания и др.). Воспитатель приучает детей «думать прежде, чем делать», объяснять для себя и других ход своих мыслей, делать выводы и умозаключения, и, наконец, получать удовлетворение от самостоятельно найденного решения («додумался»). Умственный труд сопровождает любой другой вид детского труда, если мы хотим, чтобы он выполнялся сознательно. Необходимо воспитывать у детей интерес и уважение к умственному труду, показывать его значение для людей и для конкретного ребенка. Умственный труд ребенка имеет все структурные компоненты трудовой деятельности: мотив, цель, процесс, результат. Осуществляется он как в ходе учебной деятельности, так и в повседневной жизни. Как и любой другой вид труда, он имеет свои формы организации.  

    Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что самообслуживание самого себя, умывание, одевание, раздевание. Дети в младшей группе сами должны учится самостоятельно пользоваться мылом, полотенцем, раздеваться, одеваться, учится правильно умываться. При приеме пище правильно держать ложку, самостоятельно и аккуратно есть. Необходимо детей поощрять, нельзя ругать его если у него что то не получается. Наоборот нужно хвалить. Проявлять к ребенку терпение, относится к нему доброжелательно, поддерживать его.

   В средней группе дети более самостоятельные, и эти задачи уже усложняются. При одевании и раздевании детей уже учат складывать аккуратно свои веши, выворачивать одежду, оказывать помощь друг другу ( застегнуть пуговицу, расстегнуть молнию, завязать шнурки). Просить о помощи и благодарить за помощь. Так же взрослый учит ребят постепенно самим оценивать свои достижения в самообслуживание и по собственной инициативе исправлять недостатки.

    А хозяйственно – бытовой труд включает умение поддерживать и наводить порядок в помещении, на участке, дома. Взрослые формируют у детей бережное отношение к вещам, умение заметить беспорядок и по собственной инициативе устранить его. Дети в младшей группе протирают мебель, помогают в уборке участка, сметают снег со скамейки, собирают листья, накрывают на стол. Так же в этом возрасте детей знакомят с трудом взрослых (няни, повара, дворника) с трудом родителей. Знакомят с трудовыми действиями, у детей углубляется интерес к хозяйственно – бытовому труду, возникает еще больше желание принимать в нем участие. Так необходимо детям давать положительную оценку, помогать им показывать и выполнять, трудовые действия вместе с ним.

   В средней группе дети уже меньше нуждаются в помощи взрослого. Дети в средней группе уже полностью сервируют стол самостоятельно. Готовят все необходимое для занятия. На прогулке не только сметают снег со скамеек но и расчищают дорожки. Собирают листья, подметают дорожки. Детей привлекают к оценке деятельности своей и других.

   Труд в природе – это уход за растениями и животными.

В уходе за животными дети помогают взрослому в чистке клеток для птиц. Они моют дно, полки, ванночки. Так же в кормлении птиц и животных. Под контролем воспитателя дети готовят корм для животных капусту, рвут траву, насыпают корм. Дети средней группы должны знать дозировку пищи.

   Так  же дети помогают в уходе за рыбками. Помогать сменить воду, выловить рыбок, промыть ракушки, камушки, помогают кормить рыбок.

   Так же дети помогают в поливке комнатных растений. Дети учатся правильно держать лейку, отличать сухую почву от влажной. Так же Деи помогают взрослому в посадке растений, в рыхлении земли, пересадки растений.

     Детям очень нравится трудится ухаживать за растениями и животными. Важно детей хвалить за любой труд и поощрять чтобы им хотелось трудится и помогать другим. Так же рекомендуется организовывать общую уборку уголка природы с подгруппой детей распределять обязанности между ними: одни моют полки, кормушки, другие вытирают пыль с листьев растений, третьи поливают и рыхлят землю.

   Ручной труд в него входят изготовления подделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд можно ввести с младшей группы. Он направлен на развитие мелкой моторики рук детей, мышления, внимания и других психический процессов.

   

   

 

       

                 

 

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ задач, структур и содержания программ воспитания и обучения в детском саду.

«Программа воспитания и обучение в детском саду» (Под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.) представляет собой вариативную программу и построена на принципе личностно - ориентирова...

Консультация. «Содержание трудового воспитания дошкольников.» Подготовила и провела:Воспитатель Безносюк Т.А.

Радость труда - могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой не мысленн...

План проводимых мероприятий творческой группы. По работе над второй годовой задачи детского сада «НРАВСТВЕННО – ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

План проводимых мероприятий творческой группы № 2По работе над второй годовой задачи детского сада«НРАВСТВЕННО – ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...

Выступление на педагогическом совете "Содержание трудового воспитания дошкольника."

Содержание трудового воспитания дошкольника. Хозяйственно-бытовой труд Трудовое воспитание дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и...

Выступление на педагогическом совете Содержание трудового воспитания дошкольника. Хозяйственно-бытовой труд.

Выступление на педагогическом совете Содержание трудового воспитания дошкольника. Хозяйственно-бытовой труд.Содержание трудового воспитания дошкольника. Хозяйственно-бытовой труд. Трудовое воспит...

Виды и приёмы трудового воспитания детей младших групп ДОУ

Виды и приёмы трудового воспитания детей младших групп ДОУВ первой и второй группах младшего дошкольного возраста используются такие виды труда:Самообслуживание. Сюда входят умывание, раздевание и оде...