«Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
проект (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Искорка»
«Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Автор-составитель:воспитатель
Альтенгоф Елена Владимировна
2014
«Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
(Педагогический проект Альтенгоф Е.В., воспитателя МБДОУ «Детский сад «Искорка»)
«В сказках видна и душа народа русского, и мудрость.
Они – богатство наше.» (В. А. Жуковский)
- Актуальность проекта
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от адекватного подбора содержания и применения педагогически выверенных методов и средств.
На рубеже 60-70-х годов ХХ века появился уникальный метод работы с внутренним миром ребенка – сказкотерапия, разработанный М. Эриксоном.
Сказка – это повествовательное, народнопоэтическое произведение о вымышленных мирах и событиях, преимущественно с участием волшебных сил (Ожегов).
Мудрецы говорят, что самое главное – напитать душу ребенка добром. Наверное, это и есть главная задача сказок.
Терапия – уход, забота, лечение.
В научно – педагогической литературе, сказкотерапия - это забота об эмоциональном и психологическом здоровье личности средствами народнопоэтических произведений (т.е. сказками).
Цель метода сказкотерапии - активизация творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.
Секрет метода заключается в том, что в сказкотерапии важно последствие – та мощная сила, стимулирующая развитие личности. Развитие, не зависящее от психолога – собственное развитие.
- Цель проекта
Основная цель работы – развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии.
Задачи:
Образовательные:
- формирование понимания эмоционального состояния героев сказок и своего собственного;
- формирование практических навыков и умений двигательного воображения
Развивающие:
- развитие навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов;
- развитие детского творчества в различных видах деятельности (продуктивная, речевая, художественная, игровая);
- совершенствование навыков связной (диалогической, монологической) речи детей
Воспитательные:
- воспитание интереса к сказкам;
- воспитание умения совместно работать над постановкой, выступать вместе с коллективом сверстников.
- Описание проекта
В проекте представлена системная технология развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством погружения ребёнка в сказку через различные виды деятельности: театрально-игровую, речевую, продуктивно-творческую.
Проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей, воспитателей и специалистов ДОУ, что способствует укреплению связей в едином образовательном пространстве: ребенок – семья – ДОУ.
Проект содержит перспективные планы работы с детьми, взаимодействия с родителями, воспитателями и специалистами ДОУ; конспекты занятий, творческие игры и задания.
- Ожидаемые результаты
- формирование у детей понимания эмоционального состояния героев сказок и передачи их образов, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию);
- формирование практических навыков и умений двигательного воображения;
- развитие творческих способностей в различных видах деятельности (художественной, речевой, музыкальной и игровой);
- выразительное исполнение монологов, диалогов, реплик;
- овладение навыками публичных выступлений;
- формирование устойчивого интереса к сказкам;
- формирование команды единомышленников: педагогов, детей и родителей;
Исполнители проекта и основные участники:
В данном проекте примут участие дети дошкольного возраста, их родители, воспитатели и специалисты ДОУ, что способствует укреплению связей в едином образовательном пространстве: ребенок – семья – ДОУ.
Формы подведения итогов реализации проекта:
- Показательное выступление - лучшая фитбол - сказка, придуманная детьми и родителями по конкурсу «Семейное словотворчество»
- Диагностика на начало и конец года (приложение 1).
Сроки и этапы реализации проекта:
Раздел | Формы работы | Выход |
1.Подготовитель-ный | Диагностика детей, составление плана работы, подготовка практического материала: наглядно– дидактических пособий, иллюстраций, аудио и видео материалов, подбор библиотеки, оформление уголка для родителей по русским народным сказкам- консультационный материал, советы, рекомендации. | Конспекты занятий, консультации, наглядно-иллюстрированный материал, дидактические игры: «Узнай сказку» «Собери сказку» «Кто лишний» «Узнай по силуэту» |
2. Основной | Совместная деятельность взрослых и детей: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия, прослушивание русских народных сказок в аудиозаписи, драматизация сказок, показ настольного театра, проведение совместных мероприятий с родителями: мастер-класс, семейное словотворчество, совместно-продуктивное творчество (конкурсы рисунков, творческая мастерская по изготовлению атрибутов, декораций, афиш к спектаклю, разных видов театра. | Открытые мероприятия, выставка детских рисун-ков по теме «Моя люби-мая сказка», наполнение предметно–развивающей среды костюмами, декорациями, атрибутами к спектаклю, разными видами театра |
3.Заключитель-ный | Показательное выступление: лучшая фитбол-сказка, придуманная детьми и родителями по конкурсу: «Семейное словотворчество»; проведение диагностики на конец года с целью отслеживания результатов работы | Рефлексия (самоанализ) |
Перспективный план работы с детьми
№ п/п | Тема | Цель | Формы работы | Месяц |
1 | Знакомство со сказкой «Теремок» | Познакомить детей с действием сериации (выстраивание объектов в порядке возрастания и убывания какого - либо признака) – одно из первых мыслительных действий в дошкольном возрасте; развитие творческого воображения и речи. | 8 занятий: 1.читаем сказку и отвечаем на вопросы; 2.раскла-дываем картинки; 3.замещаем персонажей сказки; 4.моделируем сказку; 5.разыгрываем сказку 6.рассказываем фрагменты сказки; 7.рассказываем всю сказку; 8.рызыгрываем сказку с помощью фитбол – мячей (здоровьесберегающие технологии) | сентябрь |
2 | Сказка с шумовым сопровождением «Заяц в лесу». | Комплексное развитие ребенка: мелкой моторики, слуховой памяти, творческой фантазии, формирование навыков сотрудничества и творчества. | Чтение сказки, используя между паузами звуковые эффекты | октябрь |
3 | «Просто так» (стретчинг(это вид аэробики, представляющий собой комплекс упражнений на растягивание) с элементами сказкотерапии) | Укрепление здоровья, развитие двигательной памяти, творческого мы-шления и воображения. | Специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме под речитатив сказок | ноябрь |
4 | Сказка «Три медведя» | Развитие мышления, творческого воображения и речи. | 8 занятий: 1. читаем сказку и отвечаем на вопросы; 2.раскладываем картинки; 3.подбираем предметы по величине; 4.моделируем сказку; 5.разыгрываем сказку; 6.рассказываем фрагменты сказки; 7.рассказываем всю сказку; 8.рызыгрываем сказку с помощью театра-масок или магнитного театра | декабрь |
5 | «Сказки вместе сочиняем, а потом мы в них играем» «Звери шли к теремку и оставили следы» | Развитие творческого воображения и мышления Закрепление пройденного материала (сказка «Теремок»), развитие творческого воображения | Семейное словотворчество Игры на прогулке (дети оставляют следы на снегу) | январь |
6 | Сказка «Три поросенка» | Развитие мышления, творческого воображения и речи. | 8 занятий: 1. читаем сказку и отвечаем на вопросы; 2.раскладываем картинки; 3.подбираем предметы по величине; 4.моделируем сказку; 5.разыгрываем сказку; 6.рассказываем фрагменты сказки; 7.рассказываем всю сказку; 8.рызыгрываем сказку с помощью кукольного театра | февраль |
7 | «Моя любимая сказка» Сказка «Репка» | Учить выражать своё отношение к героям, отображать свои эмоции в рисунках, формировать и развивать творческий замысел и фантазию. Укрепление здоровья, развитие двигательной памяти и творческого воображения | Изобразительная деятельность Разыгрываем сказку с помощью фитбол – мячей (здоровьесберегающие технологии) | март |
8 | Игровые занятия: «Сказка за сказкой»; «Сказка по кругу» (с мя-чом); «Вы попали в сказку»; Игра-танец «Мы из сказки»; Игры в уголке ряженья (переодевание в костюмы персонажей сказки) | Продолжать знакомить детей с разными чертами характера литературного персонажа. Учить рассказывать новую сказку, передавая мяч друг другу. Развивать творческое мышление детей Учить выполнять ритмико- двигательные движения, проявляя творческую импровизацию | Игровая деятельность Художественная деятельность | апрель |
9 | Игровая деятельность Д/игры: «Узнай сказку», «Собери сказку», «Кто лишний», «Узнай по силуэту». | Закрепить знания о героях сказки. Учить по силуэту, характерной форме узнавать сказочных героев, описывать их внешний вид и характерные признаки. | Игровая деятельность | апрель |
10 | Аппликация: пригласительная открытка на спектакль | Воспитывать интерес к театрально-игровой деятельности, желание создавать открытки-приглашения для родителей, поддерживать стремление проявлять свою творческую фантазию, воображение в изготовлении приглашений. | Ручной труд | май |
11 | «Фитбол-сказки» (придуманные детьми и родителями) | Развитие двигательного воображения, творческого мышления | Художественная деятельность | май |
Краткая аннотация проекта
В проекте представлены разработанные занятия с элементами сказкотерапии, а также эффективные формы обучения детей дошкольного возраста, направленные на активизацию творческого потенциала личности ребенка, что отвечает современным запросам системы образования и социальному заказу общества.
После комплексной работы по методу сказкотерапии дети учатся думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, вставать на место другого, и видеть мир с разных сторон. Дети становятся более раскованными, они свободнее вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками.
Перспективный план работы с родителями
№ п/п | Форма работы | Тема | Сроки |
1 | Консультация – рекомендация на информационном стенде | «Роль сказки в жизни ребенка» | сентябрь |
2 | Работа библиотеки «В помощь родителям» | «Играем в сказку» (сборник Д/игр, заданий, вопросов, аудио-сказок, игровых ситуаций по сюжетам сказок). | сентябрь - октябрь |
3 | Консультация | «Речевые игры по мотивам русских народных сказок» | ноябрь |
4 | Консультация –практикум | «Сказки на кончиках пальцев» | ноябрь |
5 | Консультация в форме презентации | «Вкусная сказка из теста» | декабрь |
6 | Семейное словотворчество | Сказки вместе сочиняем, а потом мы в них играем. | январь |
Родительская Мастерская (изготовление атрибутов, костюмов, декораций для спектакля) | Мастерим для театра | февраль -март | |
Изготовление театральной афиши (детско-родительское творчество) | «Спешите видеть!» | апрель | |
Фоторепортаж | «Готовимся к спектаклю» | май | |
Просмотр спектакля и отзывы родителей на премьеру | «Мы спектакль посмотрели..» | май |
Перспективный план работы с воспитателями и специалистами ДОУ:
№ п/п | Форма работы | Тема | Сроки |
1 | Консультация | «Сказкотерапия как мощный инструмент формирования и развития личности ребенка» | сентябрь |
2 | Семинар-аукцион | «Ребенок. Сказка. Творчество» | ноябрь |
3 | Семинар-практикум (Упражнения с массажным мячом по мотивам русских сказок) | «Сказочные мячики» | декабрь |
4 | Презентация | «Кукольный театр своими руками» | декабрь |
5 | Мастер-класс (персонажи кукольного театра) | «Сказки на картоне» | январь |
6 | Оформление картотеки | «Подвижные игры по мотивам русских народных сказок» | февраль |
Список литературы:
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Театрализованные занятия и игры в детском саду. - М.: АРКТИ, 2010.- 144 с.
- Новиковская О. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет.- СПб.: Паритет, 2007.-112с.
- Организация творческой деятельности детей 3-7 лет / авт.- сост. И.П.Посашкова. – Волгоград: Учитель, 2009.- 222с.
- «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозайка-Синтез, 2011г. –336 с.
- Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович. - СПб.: Речь, 2004.-
224с.
- Рисуем кукольный спектакль: комплексные занятия, сюжетно- ролевые и дидактические игры/авт.-сост. Л.Г. Киреева, О.А. Саськова. - Волгоград: Учитель, 2008. – 127с.
- Ребенок в мире сказок/авт.- сост.О.П. Власенько.- Волгоград: Учитель, 2009-44с.
- Сказочный театр физической культуры: физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок/ авт.-сост. Н.А. Фомина –Волгоград: Учитель, 2011.- 91с.
- Театрализованная деятельность. Занимательные материалы/ авт-сост. Р.А. Жукова-Волгоград: ИДТ «Корифей».-112с.
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков: Фолио; М.:ООО АСТ, 2000.- 464с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методика выявления уровней умений и навыков по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста
Оценка творческой деятельности воспитанников отслеживается через диагностику уровней умений и навыков дошкольников по театрализованной деятельности (адаптированная диагностика Комаровой Т.С. и Антипиной Е.А), которая проводится на основе творческих заданий, бесед с детьми, отражений своих впечатлений в рисунках, наблюдений во время проектной деятельности(таблица 1).
Таблица 1
1. Основы театральной культуры | |||
Высокий уровень: 3 балла | Средний уровень: 2 балла | Низкий уровень: 1 балл | |
1. | Проявляет устойчивый Интерес к театрально- игровой деятельности (с удовольствием участвует в драматизации сказки) | Интересуется театральной деятельностью | Не проявляет интереса к театральной деятельности |
2. | Называет различные виды театра, знает различия, с их помощью может разыгрывать сказку | Использует свои знания в театрализованной деятельности | Затрудняется назвать различные виды театра, отказывается прини-мать участие в игре, драматизации |
2. Речевая культура | |||
1. | Понимает главную идею литературного произ-ведения, поясняет свое высказывание | Понимает главную идею литературного произведения | Понимает содержание произведения |
2. | Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев | Дает словесные харак-теристики главных и второстепенных героев | Различает главных и второстепенных героев |
3. | Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения | Выделяет и может охарактеризовать едини-цы сюжета | Затрудняется выделить единицы сюжета |
4. | Умеет пересказывать про-изведение от разных лиц, используя языковые и интонационно - образные средствавыразительности речи | В пересказе использует средства языковой выразительности (эпите-ты, сравнения, образные выражения) | Пересказывает произведение с помощью педагога |
3. Эмоционально-образное развитие | |||
1. | Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различныхэмо-циональных состояниях и характерегероев,использу-етразличные средства воспитателя | Владеет знаниями о различных эмоциональ-ных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требует-сяпомощь в вырази-тельности | Различает эмоциональ-ные состояния и их характеристики,но затруднятся ихпро-демонстрировать сред-ствами мимики, жеста, движения |
2. | Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластичес-кие образы | Передает в свободных пластических движениях характер музыки | Затрудняется всозда-ниипластических образов всоответствии с характером музыки |
4. Основы коллективной творческой деятельности | |||
1. | Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем | Проявляет инициативу и согласованность дейст-вий с партнерамив планированииколлетив-ной деятельности | Непроявляетинициа-тивы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Презентация...
Образовательный проект "Сказкотерапия, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Практический материал по реализации проекта с детьми подготовительного возраста...
Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год
Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год...
Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
С результатами творческого проекта вы можете ознакомиться по ссылке в приложенном документе....
Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
По данной ссылке можно ознакомиться с результатами творческого проекта...
Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
По данной ссылке вы можете ознакомиться с результатом творческого проекта...
Сказкотерапия, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Сетка
Тема инновационной работы (самообразование): Сказкотерапия, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возрастаЦель. Активизация творческого созидающего начала детей дошколь...