«Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
проект (подготовительная группа) на тему

Альтенгоф Елена Владимировна

Методический семинар

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazkoterapiya.docx68.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Искорка»

«Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

C:\Users\Дом\Pictures\гномики.jpg

Автор-составитель:воспитатель

Альтенгоф Елена Владимировна

2014

«Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

(Педагогический проект Альтенгоф Е.В., воспитателя МБДОУ «Детский сад «Искорка»)

«В сказках видна и душа народа русского, и мудрость.

Они – богатство наше.» (В. А. Жуковский)

  1. Актуальность проекта

          Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от адекватного подбора содержания и применения педагогически выверенных методов и средств.

             На рубеже 60-70-х годов ХХ века появился уникальный метод  работы с внутренним миром ребенка – сказкотерапия, разработанный  М. Эриксоном.

             Сказка – это повествовательное, народнопоэтическое произведение о вымышленных мирах и событиях, преимущественно с участием волшебных сил (Ожегов).

        Мудрецы говорят, что самое главное – напитать душу ребенка добром. Наверное,  это и есть главная задача сказок.

Терапия – уход, забота, лечение.

        В научно – педагогической литературе, сказкотерапия  - это забота  об эмоциональном  и психологическом здоровье личности  средствами народнопоэтических произведений  (т.е. сказками).

        Цель метода сказкотерапии  - активизация творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.

Секрет метода  заключается в том, что в сказкотерапии важно последствие – та мощная сила, стимулирующая развитие личности. Развитие, не зависящее от психолога – собственное развитие.

  1. Цель проекта

Основная цель работы – развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование понимания эмоционального состояния героев сказок и своего собственного;
  • формирование практических навыков и умений двигательного воображения

Развивающие:

  • развитие навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов;
  • развитие детского творчества в различных видах деятельности (продуктивная, речевая, художественная, игровая);
  • совершенствование навыков связной (диалогической, монологической) речи детей

Воспитательные:

  • воспитание  интереса к сказкам;
  • воспитание умения совместно работать над постановкой, выступать вместе с коллективом сверстников.

  1. Описание проекта

        В проекте представлена системная технология развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством погружения ребёнка в сказку через различные виды деятельности: театрально-игровую, речевую, продуктивно-творческую.

        Проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей, воспитателей и специалистов ДОУ, что способствует укреплению связей в едином образовательном пространстве: ребенок – семья – ДОУ.

        Проект содержит перспективные планы  работы с детьми, взаимодействия с родителями, воспитателями и специалистами ДОУ; конспекты занятий, творческие игры и задания.

  1. Ожидаемые результаты

  • формирование у детей понимания эмоционального состояния героев сказок и передачи  их образов, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию);
  • формирование  практических  навыков и умений двигательного воображения;
  • развитие творческих способностей  в различных видах деятельности (художественной, речевой, музыкальной  и игровой);
  • выразительное исполнение монологов, диалогов, реплик;
  • овладение навыками публичных выступлений;
  • формирование   устойчивого  интереса  к сказкам;
  • формирование команды единомышленников: педагогов, детей и родителей;

Исполнители проекта и основные участники:

        В данном проекте примут участие дети дошкольного возраста, их  родители, воспитатели и специалисты ДОУ, что способствует укреплению связей в едином образовательном пространстве: ребенок – семья – ДОУ.

Формы подведения итогов реализации проекта:

  • Показательное  выступление - лучшая  фитбол - сказка, придуманная  детьми и родителями по конкурсу  «Семейное словотворчество»
  •  Диагностика на начало и конец года (приложение 1).

Сроки и этапы реализации проекта:

Раздел

Формы работы

Выход

1.Подготовитель-ный

Диагностика детей, составление плана работы, подготовка практического материала: наглядно– дидактических  пособий, иллюстраций, аудио и видео материалов,  подбор библиотеки,   оформление уголка для родителей по русским народным сказкам-

консультационный материал,  советы, рекомендации.

Конспекты занятий, консультации, наглядно-иллюстрированный материал, дидактические игры:

 «Узнай сказку»

«Собери сказку»

«Кто лишний»

«Узнай по силуэту»

2. Основной

Совместная  деятельность

 взрослых  и  детей:

фронтальные, подгрупповые, индивидуальные  занятия,

прослушивание  русских

народных сказок  в  аудиозаписи, драматизация сказок, показ настольного театра, проведение совместных  мероприятий    с родителями: мастер-класс,

семейное словотворчество,

совместно-продуктивное творчество (конкурсы  рисунков, творческая мастерская по изготовлению   атрибутов, декораций, афиш к спектаклю, разных видов театра.

Открытые мероприятия, выставка детских рисун-ков по теме «Моя люби-мая сказка»,  наполнение предметно–развивающей  среды  костюмами, декорациями, атрибутами к спектаклю,  разными видами театра

3.Заключитель-ный

Показательное выступление: лучшая фитбол-сказка, придуманная  детьми и родителями по конкурсу: «Семейное словотворчество»; проведение диагностики на конец года  с целью отслеживания  результатов работы

Рефлексия (самоанализ)

Перспективный план работы с детьми

№ п/п

Тема

Цель

Формы  работы

Месяц

1

Знакомство со  сказкой

 «Теремок»

Познакомить  детей с действием сериации (выстраивание  объектов  в порядке возрастания и убывания какого - либо признака) – одно из первых мыслительных действий в дошкольном возрасте;  развитие творческого воображения  и речи.

8 занятий: 1.читаем сказку и отвечаем на вопросы; 2.раскла-дываем картинки; 3.замещаем персонажей сказки; 4.моделируем сказку; 5.разыгрываем сказку

6.рассказываем фрагменты сказки; 7.рассказываем всю сказку; 8.рызыгрываем сказку

с помощью фитбол – мячей (здоровьесберегающие технологии)

сентябрь

2

Сказка  с

шумовым сопровождением «Заяц в лесу».

Комплексное   развитие

ребенка: мелкой моторики, слуховой  памяти,

 творческой  фантазии,

формирование навыков

сотрудничества и творчества.

Чтение сказки, используя между паузами звуковые эффекты

октябрь

3

«Просто так» (стретчинг(это вид аэробики, представляющий собой комплекс упражнений на растягивание) с элементами сказкотерапии)

Укрепление  здоровья,

развитие  двигательной

памяти,  творческого мы-шления  и воображения.

Специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме под  речитатив сказок

ноябрь

4

Сказка «Три медведя»

Развитие мышления,

творческого воображения  и речи.

8 занятий:

1. читаем сказку и отвечаем на вопросы;

2.раскладываем картинки; 3.подбираем предметы по величине;

4.моделируем сказку; 5.разыгрываем сказку; 6.рассказываем фрагменты сказки; 7.рассказываем всю сказку; 8.рызыгрываем сказку с помощью театра-масок или  магнитного театра

декабрь

5

«Сказки

вместе сочиняем, а потом мы в них

играем»

«Звери шли к теремку  и

оставили следы»

Развитие  творческого

воображения и мышления

Закрепление пройденного материала (сказка «Теремок»), развитие творческого воображения

Семейное словотворчество

Игры на прогулке (дети оставляют следы на снегу)

январь

6

Сказка «Три

поросенка»

Развитие мышления,

творческого воображения  и речи.

8 занятий:

1. читаем сказку и отвечаем на вопросы;

 2.раскладываем картинки; 3.подбираем предметы по величине;

4.моделируем сказку; 5.разыгрываем сказку; 6.рассказываем фрагменты сказки; 7.рассказываем всю сказку; 8.рызыгрываем сказку с помощью кукольного театра

февраль

7

«Моя любимая сказка»

Сказка «Репка»

Учить выражать своё отношение к героям, отображать свои эмоции в рисунках, формировать и развивать творческий

замысел и фантазию.

Укрепление  здоровья,

 развитие  двигательной

 памяти и творческого воображения

Изобразительная деятельность

Разыгрываем сказку с

помощью фитбол – мячей (здоровьесберегающие технологии)

март

8

Игровые занятия: «Сказка  за

 сказкой»;

«Сказка  по

кругу» (с мя-чом);

«Вы попали в сказку»;

Игра-танец «Мы  из сказки»;

Игры в уголке ряженья (переодевание в  костюмы

 персонажей сказки)

Продолжать    знакомить

 детей с разными чертами характера литературного персонажа.

Учить рассказывать новую сказку, передавая мяч друг другу.

Развивать  творческое

мышление  детей

Учить  выполнять ритмико- двигательные движения, проявляя творческую   импровизацию

Игровая деятельность

Художественная деятельность

апрель

9

Игровая деятельность

Д/игры: «Узнай сказку», «Собери сказку», «Кто

 лишний»,

«Узнай   по

силуэту».

Закрепить знания о героях сказки. Учить по силуэту, характерной   форме узнавать сказочных  героев, описывать их внешний вид и характерные признаки.

Игровая деятельность

апрель

10

Аппликация: пригласительная открытка на спектакль

Воспитывать интерес к театрально-игровой деятельности,   желание

создавать открытки-приглашения для родителей, поддерживать стремление проявлять  свою творческую  фантазию, воображение в изготовлении приглашений.

Ручной труд

май

11

«Фитбол-сказки» (придуманные детьми и родителями)

Развитие двигательного воображения, творческого мышления

Художественная деятельность

май

Краткая аннотация проекта

В проекте  представлены разработанные занятия с элементами сказкотерапии, а также эффективные формы обучения детей дошкольного возраста, направленные на активизацию творческого потенциала личности ребенка, что отвечает современным запросам системы образования и социальному заказу общества.

        После комплексной работы по методу сказкотерапии дети учатся думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, вставать на место другого, и видеть мир с разных сторон. Дети становятся более раскованными, они свободнее вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками.

Перспективный план работы с родителями

№ п/п

Форма работы

Тема

Сроки

1

Консультация – рекомендация на информационном стенде

«Роль сказки в жизни ребенка»

сентябрь

2

Работа библиотеки «В помощь родителям»

«Играем в сказку» (сборник Д/игр, заданий, вопросов, аудио-сказок,  игровых ситуаций по сюжетам сказок).

сентябрь - октябрь

3

Консультация

«Речевые игры по мотивам русских народных сказок»

ноябрь

4

Консультация –практикум

«Сказки на кончиках пальцев»

ноябрь

5

Консультация в форме презентации

«Вкусная сказка из теста»

декабрь

6

Семейное словотворчество

Сказки вместе сочиняем, а потом мы в них играем.

январь

Родительская Мастерская (изготовление атрибутов, костюмов, декораций для спектакля)

Мастерим для театра

февраль -март

Изготовление театральной афиши  (детско-родительское творчество)

«Спешите видеть!»

апрель

Фоторепортаж

«Готовимся к спектаклю»

май

Просмотр спектакля и отзывы родителей на премьеру

«Мы спектакль посмотрели..»

май

Перспективный план работы с воспитателями и специалистами ДОУ:

№ п/п

Форма работы

Тема

Сроки

1

Консультация

«Сказкотерапия  как мощный инструмент формирования и развития личности ребенка»

сентябрь

2

Семинар-аукцион

«Ребенок. Сказка. Творчество»

ноябрь

3

Семинар-практикум (Упражнения с массажным  мячом по мотивам русских сказок)

«Сказочные мячики»

декабрь

4

Презентация

«Кукольный театр своими руками»

декабрь

5

Мастер-класс (персонажи кукольного театра)

«Сказки на картоне»                            

январь

6

Оформление картотеки

«Подвижные игры по мотивам русских народных сказок»                                

февраль

Список литературы:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Театрализованные занятия и игры в детском саду. - М.: АРКТИ, 2010.- 144 с.
  2. Новиковская  О. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет.- СПб.: Паритет, 2007.-112с.
  3. Организация творческой деятельности детей 3-7 лет / авт.- сост. И.П.Посашкова. – Волгоград: Учитель, 2009.- 222с.
  4.  «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозайка-Синтез, 2011г. –336 с.
  5. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович. - СПб.: Речь, 2004.-

224с.

  1. Рисуем кукольный спектакль: комплексные занятия, сюжетно- ролевые и дидактические игры/авт.-сост. Л.Г. Киреева, О.А. Саськова. - Волгоград:  Учитель, 2008. – 127с.
  2. Ребенок в мире сказок/авт.- сост.О.П. Власенько.- Волгоград: Учитель, 2009-44с.
  3. Сказочный театр физической культуры: физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок/ авт.-сост. Н.А. Фомина –Волгоград: Учитель, 2011.- 91с.
  4. Театрализованная деятельность. Занимательные материалы/ авт-сост. Р.А. Жукова-Волгоград: ИДТ «Корифей».-112с.
  5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков: Фолио; М.:ООО АСТ, 2000.- 464с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика выявления уровней умений и навыков по  театрализованной деятельности детей дошкольного возраста

Оценка творческой деятельности воспитанников отслеживается через диагностику уровней умений и навыков дошкольников по театрализованной деятельности (адаптированная диагностика Комаровой Т.С. и Антипиной Е.А), которая проводится на основе творческих заданий, бесед с детьми, отражений своих впечатлений в рисунках, наблюдений во время проектной деятельности(таблица 1).

Таблица 1

1. Основы театральной культуры

Высокий уровень:

3 балла

Средний уровень:

2 балла

Низкий уровень:

1 балл

1.

Проявляет устойчивый

Интерес к театрально-

игровой     деятельности

(с удовольствием участвует в драматизации сказки)

Интересуется театральной деятельностью

Не проявляет интереса к театральной

деятельности

2.

Называет различные виды театра, знает различия, с их помощью может

разыгрывать сказку

Использует свои знания в театрализованной

деятельности

Затрудняется назвать

различные виды театра, отказывается прини-мать участие в игре, драматизации

2. Речевая культура

1.

Понимает главную

идею  литературного произ-ведения, поясняет свое высказывание

Понимает главную идею литературного произведения

Понимает содержание произведения

2.

Дает подробные словесные характеристики  главных и второстепенных героев

Дает словесные харак-теристики главных и второстепенных героев

Различает главных и второстепенных героев

3.

Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения

Выделяет и может

охарактеризовать едини-цы сюжета

Затрудняется выделить единицы сюжета

4.

Умеет  пересказывать про-изведение от разных лиц, используя языковые и интонационно - образные средствавыразительности

речи

В пересказе использует средства языковой

выразительности (эпите-ты, сравнения, образные

выражения)

Пересказывает произведение

с помощью педагога

3. Эмоционально-образное развитие

1.

Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различныхэмо-циональных состояниях и характерегероев,использу-етразличные средства

воспитателя

Владеет знаниями о различных эмоциональ-ных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требует-сяпомощь в вырази-тельности

Различает эмоциональ-ные состояния и их характеристики,но

затруднятся ихпро-демонстрировать сред-ствами мимики, жеста, движения

2.

Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластичес-кие образы

Передает в свободных пластических движениях характер  музыки

Затрудняется всозда-ниипластических

образов всоответствии с характером музыки

4. Основы коллективной творческой деятельности

1.

Проявляет инициативу,

согласованность действий с партнерами, творческую

активность на всех этапах работы над спектаклем

Проявляет инициативу и согласованность дейст-вий с партнерамив

планированииколлетив-ной деятельности

Непроявляетинициа-тивы, пассивен на всех этапах работы над

спектаклем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект "Сказкотерапия, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Практический материал по реализации проекта с детьми подготовительного возраста...

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год...

Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

С результатами творческого проекта вы можете ознакомиться по ссылке в приложенном документе....

Сказкотерапия, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Сетка

Тема инновационной работы (самообразование): Сказкотерапия, как средство развития творческих способностей  детей дошкольного возрастаЦель. Активизация творческого созидающего начала детей дошколь...