КАРТОТЕКА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
учебно-методический материал на тему

Мирицкая Ирина Евгеньевна

Главной составляющей полноценного развития детей в младшем дошкольном возрасте является сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, оно служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.

1. Выкладывание из мозаики на тему «Домики и флажки» (попарно  размещение цветовых элементов)

Цель. Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Материал. Коробки с мозаикой из восьмиугольных элементов. В каждую коробку отобраны по 10 элементов белой и по 10 элементов красной мозаики. Для усложнения условий выбора в каждую коробку дополнительно кладут 3 зеленых, 2 синих, 3 желтых элемента, которые не потребуются при выполнении задания.

Ход игры. Воспитатель, показывая детям элемент белой мозаики, говорит, что такого цвета будут домики; показывая элемент красной мозаики, говорит, что такого цвета будут флажки. Затем произвольно размещает на панели домик, а флажок — над домиком.

Приглашает кого-либо из детей подойти к своему столу, найти сначала домик и разместить его на панели, а затем флажок. Воспитатель предлагает другим детям проконтролировать, правильно ли найден тот или иной элемент мозаики.

Затем поочередно приглашает к своему столу остальных детей и предлагает им это же задание. Таким образом воспитатель выясняет, как каждый из них понял задачу.

Педагог раздает индивидуальный материал и следит за правильностью выполнения малышами задания. В ходе работы обращает внимание детей на правильный подбор элементов мозаики по цвету. Размещение флажка (красного элемента мозаики) может быть несколько различным: либо сверху, либо слева сверху, либо справа сверху.

Индивидуальное руководство заключается в наводящих вопросах, обращенных к детям: «У тебя все домики с флажками?»

Отдельные, самые младшие или неподготовленные дети нуждаются в обучении координации движений мелких мышц руки. В этом случае воспитатель берет своей рукой руку ребенка и помогает ему разместить элементы мозаики в отверстиях панели.

2. Соотнесение предметов двух заданных цветов при выборе из четырех

Цель. Обучать детей выбирать объекты двух заданных цветов из четырех возможных, закреплять умение соотносить разнородные предметы по цвету.

Материал. Четырехцветные столики с грибочками: 2 двухцветных столика составляются вместе продольными сторонами. 20 грибков 4 цветов перемешиваются произвольно.

Ход игры. Для выполнения задания дети объединяются по двое. Воспитатель предлагает каждому ребенку «посадить» грибочки двух цветов. Одни и те же столики поворачиваются различными сторонами. Дети по 3—4 раза выполняют задание с разными сочетаниями цвета. Так, составив столик красного и синего цвета со столиком желтого и зеленого цвета, одному ребенку предлагают разместить красные и синие грибки. После того как ребенок разместит материал в соответствии с заданным цветом, воспитатель поворачивает столики на 90° и дает задание отобрать и разместить красные и зеленые грибки. После очередного поворота столиков еще на 90° перед ребенком ставится задача отобрать грибки желтого и зеленого цвета, и, наконец, последний поворот дает ребенку возможность упражняться в группировке и размещении грибков желтого и синего цвета. Второй ребенок в это время выполняет задание с предметами зеленого и желтого, затем желтого и синего, далее синего и красного и в конце красного и зеленого цвета.

При выполнении задания детьми воспитатель вопросами, указаниями помогает им самостоятельно исправить ошибки: «У тебя все грибки правильно «посажены»?», «Посмотри внимательно, что ты сделал неправильно. Не торопись!»

Особое внимание необходимо обратить на способ выполнения задания. Одни дети берут по 1 предмету в том порядке, в котором они предложены, и размещают объекты в соответствии с их цветовой характеристикой. Этот способ более перспективный, но и более сложный, так как в этом случае дети производят многочисленные сравнения, сопоставления объектов между собой.

Другие дети отбирают грибочки одного цвета, размещают их на соответствующей части столика, затем эту же операцию производят с грибочками другого цвета.

Часть детей может выполнять задание как путем отбора всех объектов одного цвета и их размещения, так и путем последовательного сопоставления цвета каждого грибочка с поверхностью столика.

Воспитатель должен следить, чтобы дети не мешали друг другу при пользовании общим материалом и не подавляли своей инициативностью партнера.

3. Складывание трехместной матрешки

Цель. Учить детей выполнять простые действия с предметами, отличающимися по величине; при этом ориентироваться на слова открой, закрой, большая, маленькая, такая, не такая.

Материал. Трехместная матрешка, вкладыши которой отличаются один от другого высотой в 1,5—2 см.

Ход игры. Воспитатель показывает матрешку, слегка встряхивает ее. В ней что-то гремит. Это заинтересовывает детей. Педагог открывает матрешку и достает вкладыш. Обе матрешки ставит рядом: они красивые, но разные — большая и маленькая. При встряхивании маленькой матрешки оказывается, что в ней тоже что-то есть. Достав еще одну матрешку, воспитатель выстраивает все 3 предмета в один ряд и подчеркивает разницу в величине.

Дети внимательно рассматривают матрешек, любуются ими, затем с помощью взрослого отмечают, что одна матрешка большая, другая маленькая, а между ними еще одна — средняя. Не следует требовать произнесения названий величины, важна лишь практическая ориентировка ребят в свойствах предметов.

Матрешка собирается в обратном порядке: в среднюю прячется самая маленькая. Фиксируется момент, когда остались 2 матрешки: большая и поменьше. Затем взрослый открывает большую матрешку и прячет в ней среднюю.

После предварительного показа детям раздается индивидуальный материал для самостоятельной работы. Открыть большую матрешку помогает воспитатель. После того как малыши вынут из большой матрешки вкладыши меньшего размера, взрослый напоминает, что большую матрешку надо закрыть, и помогает совместить контуры рисунка. При действиях со средней и маленькой матрешками в помощи воспитателя нуждаются лишь некоторые дети. Как правило, это относится к совмещению рисунка или к выстраиванию матрешек в ряд. Наглядный показ действий или сопоставление величины разных предметов сопровождается словами: открой, закрой, маленькая, большая, меньше, больше.

Если дети быстро справляются с заданием и проявляют интерес, можно предложить им выполнить задание еще раз. Усложненные варианты заданий для более старших детей предполагают самостоятельное совмещение рисунка, правильный выбор частей одной игрушки из произвольно размещенных на столе разных деталей и т. д.

Дети с удовольствием играют с народными игрушками, увлекаясь их красочностью, выразительностью. Педагог следит, чтобы в самостоятельных играх малышей закреплялись умения и навыки, полученные ими на занятиях.

4. Размещение больших и маленьких вкладышей разной формы в соответствующих гнездах

Цель. Продолжать закреплять умение группировать по величине однородные и соотносить разнородные предметы.

Материал. 6—8 решеток (размер каждой 17,5х35х0.5 см) с 4 большими (4,5х4,5 см) и 5 маленькими (ЗхЗ см) квадратными отверстиями и с аналогичным количеством вкладышей; 2—3 решетки с прямоугольными большими (3x5 см) и маленькими (2x3 см) отверстиями и с соответствующим комплектом вкладышей; 2—3 решетки с треугольными большими (4,5х4,5x4,5 см) и маленькими (3x3x3 см) отверстиями. Высота всех вкладышей равна 1 см.

Ход игры. Воспитатель, сконцентрировав внимание детей, показывает им решетку с большими и маленькими квадратными отверстиями. Объясняет, что в «домике» (решетке) имеются большие и маленькие «окна». Затем демонстрирует большие и маленькие вкладыши квадратной формы. Поясняет, что окошки можно закрыть. Большим вкладышем можно закрыть большое окошко. Дети смотрят, как это действие выполняет педагог, предварительно примерив вкладыш к отверстию. Маленькое окошко тоже можно закрыть. Маленький квадрат помещается в маленьком гнезде.

После общего объяснения и показа воспитатель предлагает кому-либо из детей взять любой вкладыш (большой или маленький), рассмотреть его внимательно, затем посмотреть на решетку и, сравнив предмет с отверстиями на ней, найти окошко такой же величины, примерить вкладыш и закрыть окно. Аналогичные действия производятся с другим вкладышем.

Педагог выясняет, как дети поняли задание: каждый из них размещает в соответствующих гнездах по 1 большому и по 1 маленькому вкладышу.

Затем для самостоятельной работы каждому ребенку дается решетка с комплектом больших и маленьких вкладышей.

Малышам, испытывавшим на прежних занятиях затруднения при выполнении задания, предлагаются именно те решетки, которые использовались при объяснении задания, т. е. решетки с большими и маленькими квадратными отверстиями. Остальным детям предоставляются решетки с большими и маленькими прямоугольными отверстиями, а также с большими и маленькими треугольными отверстиями.

В данной игре воспитатель помогает детям методом «рука в руке» размещать вкладыши определенной формы (квадратной, прямоугольной, треугольной) в соответствующих гнездах, соотнося углы предметов и протяженность прямоугольников.

Каждый ребенок действует одновременно только с квадратными, или прямоугольными, или треугольными предметами двух величин — большими и маленькими. Форма предметов не называется. Весь материал может называться общим словом игрушки. Показ каждого предмета сопровождается словами такой, не такой, большой, маленький. В основе объяснения лежит наглядный показ предметов, слова носят вспомогательный характер, употребляются только по мере надобности. К месту употребленное слово организует, углубляет восприятие. Детям, довольно быстро справившимся с заданием, предоставляется возможность выполнить его еще раз, но уже с другим материалом: вместо квадратной формы предложить прямоугольную или треугольную; испытывающим затруднения при размещении больших и маленьких вкладышей квадратной формы можно предоставить возможность выполнить задание еще раз с этим же материалом, но повернув решетку таким образом, чтобы отверстия, находившиеся справа, оказались бы с левой стороны.

Воспитатель фиксирует результаты выполнения заданий, выявляя успехи ребят (особенно тех малышей, которые на первых занятиях испытывали большие затруднения).

5. Нанизывание колец одинакового размера

Цель. Продолжать учить детей действиям с предметами: снимать и надевать на стержень кольца с широким отверстием. Развивать координацию движений рук под зрительным контролем; совершенствовать осязание.

Материал. Одноцветные пирамидки из 5 колец одинакового размера из расчета 1 пирамидка на ребенка. Цвет пирамидок следующий: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный.

Ход игры. Воспитатель показывает детям пирамидку красного цвета, поясняет, что пирамидка очень красивая, вот такая. Сосредоточив внимание на предмете, начинает снимать кольца, предлагая малышам поочередно помочь ему в этом. Затем кольца вновь надевают на стержень. Педагог в случае затруднения помогает детям.

Собранная пирамидка отставляется в сторону как образец, а детям раздается индивидуальный материал для самостоятельной деятельности. Воспитатель помогает каждому ребенку начать выполнение задания.

В ходе работы педагог подбадривает некоторых детей: «Правильно!», «Молодец!», «Снимай колечко, а теперь надевай» и т. д. Эти указания последовательно согласуются с действиями ребят. Несколько иная помощь может потребоваться малышам, недавно поступившим в детское учреждение. Необходимо постоянно сосредоточивать их внимание, оказывать конкретную помощь, координируя методом «рука в руке» процесс выполнения задания.

Данное задание может быть выполнено дважды. При этом меняется цвет пирамидок. Варианты возможны самые разнообразные, но нужно учитывать избирательное отношение ребенка к цвету: если малыш просит пирамидку другого цвета из имеющихся в наличии, воспитатель обязательно должен дать ему этот предмет.

Задание считается выполненным, если ребенок снимает и нанизывает кольца пирамидки самостоятельно или с периодической помощью взрослого. Не следует требовать от детей абсолютно самостоятельных действий. Педагог следит, чтобы все дети проявляли эмоциональное отношение к цвету предметов, стремление выполнить то или иное действие.

Приобретенные умения закрепляются в самостоятельной деятельности при нанизывании колец на стержень; детям можно предложить и пирамидки, которые использовались на занятии. Однако не следует отвлекать их от интересных игрушек, навязывая пирамидки. Эти предметы можно дать только тем детям, кто изъявил желание поиграть с ними.

6. Соотнесение предметов двух заданных форм при выборе из четырех.

Цель. Учить детей выбирать объекты двух заданных форм из четырех возможных. Закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме. Формировать навык выполнения задания вместе с другим ребенком.

Материал. 8—10 комплектов решеток с вкладышами соответствующей формы из расчета по 1 комплекту на каждого ребенка. Комплекты включают следующие сочетания форм: круг — квадрат, круг — треугольник, круг — прямоугольник, квадрат — треугольник, квадрат — овал, треугольник — прямоугольник, треугольник — овал.

Ход игры. Воспитатель показывает детям 2 решетки, сложенные вместе продольными сторонами, обращая их внимание на разную форму отверстий. Затем демонстрирует разные вкладыши, поясняя, что ими можно закрыть все окна. Фиксируя внимание детей на форме вкладыша, воспитатель берет один из них и, отыскав необходимое гнездо, закрывает его. При показе предметов конкретной формы воспитатель пользуется словами такой, разные.

После объяснения и показа воспитатель приглашает к своему столу двух детей, дает им по круглому вкладышу, предлагает рассмотреть предметы, найти в решетке такой же формы отверстия и закрыть их. Аналогичная работа проводится с другой формой.

Остальные дети также по двое выполняют задания на столе педагога. Затем каждой паре детей воспитатель раздает индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания: две решетки, составленные продольными сторонами, и соответствующее количество вкладышей 3—4 форм.

Размещаются дети за столом так же, как и на предшествующем занятии. Более умелого ребенка можно объединить с тем, кто испытывает затруднения. Педагог следит за проявлением активности и самостоятельности обоими детьми.

По мере выполнения парой детей задания воспитатель вынимает вкладыши, поворачивает по часовой стрелке решетки на 90° и предлагает выполнить задание снова с другим сочетанием форм. Так, если сначала один из детей размещал вкладыши круглой и квадратной формы, то при повороте решеток на 90° он выполняет задание с объектами круглой и треугольной формы, при очередном повороте этот ребенок оперирует с треугольными и овальными предметами. И наконец, при последнем повороте ребенок может разместить овальные и квадратные вкладыши.

Второй ребенок размещает соответственно вначале овальные и треугольные вкладыши, затем овальные и квадратные, далее квадратные и круглые и, наконец, круглые и треугольные.

Дети могут выполнять задание в ходе занятия двумя способами. Первый, более простой способ заключается в отборе 5 предметов одной формы и размещении их в соответствующих отверстиях. Затем ребенок отбирает 5 предметов второй формы и размещает их в соответствующих гнездах. В этом случае дети один раз соотносят форму объекта с отверстиями, потом как бы автоматически, без постоянного сравнения и сопоставления каждого вкладыша с соответствующим гнездом, по принципу группировки отбирают остальные вкладыши этой же формы и, уже в большей степени ориентируясь на место, размещают их в соответствующих отверстиях.

Более сложный способ — это ежеразовое полное обследование сенсорных свойств и качеств предметов при размещении их в соответствующих гнездах. Второй способ более трудный, с ним справляются лишь некоторые дети. Он свидетельствует об умении более продолжительно и качественно совершать умственные операции, в основе которых лежат сенсорные действия.

7. Размещение грибков двух цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета

Цель. Закреплять умение группировать однородные объекты по цвету соотносить по цвету разнородные предметы.

Материал. 8—10 двухцветных столиков с грибочками.

Ход игры. Воспитатель демонстрирует столик, выкрашенный красным и синим цветом. Показывает и поясняет, что часть столика одного цвета, а другая часть другого цвета. Затем показывает грибки красного и синего цвета и объясняет, что часть столика и некоторые грибки одинакового цвета. Так, «посадив» красный грибок, воспитатель подчеркивает, что грибок «спрятался», его не видно. Далее размещает синий грибок на части столика, окрашенной в синий цвет. («Грибок тоже «спрятался», его не видно».)

Педагог приглашает по очереди к столу детей и предлагает каждому разместить 2 грибочка разного цвета на части столика такого же цвета.

После объяснения и показа воспитатель раздает детям индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. Вначале дети размещают грибки резко различных цветовых сочетаний: красный — синий.

По мере выполнения детьми первого задания воспитатель предоставляет им, возможность выполнить задание повторно.

8. Знакомство с формой предметов

Цель. Учить детей выполнять простейшие действия с предметами. Обращать их внимание на сенсорную характеристику игрушек, вызывая эмоционально-положительный отклик.

Материал. Ведерко с крышкой и мелкие, удобные для захватывания предметы разной формы и цвета: пирамидка, кубик, брусок (кирпичик), грибочек, цилиндр, яичко, мячик. Высота ведерка — 10—12 см; размер предметов для вкладывания — 3—5 см.

Ход игры. Взрослый показывает ребенку ведерко, закрытое крышкой, и поясняет, что в нем что-то есть. Снимая крышку, демонстрирует предметы, находящиеся в ведерке. Они лежат в такой последовательности, чтобы ребенок мог достать вначале более устойчивые предметы — кубик, брусок, пирамидку, грибочек; затем катающиеся — цилиндр, яичко, мячик.

Педагог предлагает малышу опустить руку в ведерко и достать какую-нибудь игрушку. Ребенок вынимает кубик или брусок. Взрослый радостно восклицает: «Какая красивая игрушка! Молодец, что достал ее из ведерка!» — вызывая у малыша эмоциональный отклик.

Предоставив возможность рассмотреть кубик, поиграть им, педагог просит малыша положить его на стол и обращает внимание на то, что он стоит устойчиво. Напоминает, что в ведерке есть и другие игрушки, можно достать еще что-нибудь.

В процессе игры ребенок накладывает кубик на кирпичик и ставит на него пирамидку или грибочек. По собственной инициативе он может попытаться наложить один на другой круглый и овальный предметы, постигая на практике, что они не накладываются, но зато хорошо катаются.

Когда все предметы будут рассмотрены, можно сложить их в ведерко. Вначале взрослый проделывает это сам, затем подключает ребенка, далее полностью предоставляет ему инициативу. Если же малыш пассивен на занятии и не проявляет желания сложить игрушки, педагог может мягким движением обхватить руку ребенка своей рукой и таким образом выполнить все необходимые действия. Важно, чтобы у ребенка при этом было хорошее настроение.

Занятие заканчивается складыванием всех игрушек в ведерко. Если ребенок откажется, взрослый делает это сам. Особенно понравившуюся игрушку, например, мячик, можно оставить для самостоятельной игры.

Иногда малыш изъявляет желание снова достать игрушки. В этом случае занятие повторяется. Общая продолжительность занятия не должна превышать 5—8 мин.

Игра  может проводиться с одним и тем же материалом 3—4 раза. При частичной или полной смене игрушек оно бывает интересным более длительный период.

9. Знакомство с величиной предметов

Цель. Продолжать учить детей простейшим способам действий с предметами (вынимать и вкладывать). Обогащать сенсорный опыт малышей в процессе знакомства с большими и маленькими игрушками.

Материал. Большое и маленькое ведерки с комплектом разных кубиков (4 больших и 5 маленьких). Высота большого ведерка — 16 см, маленького — 10 см. Размер большого кубика — 4,5x4,5x4,5 см, маленького — 3x3x3 см.

Ход игры. Показывая ребенку большое ведерко, закрытое крышкой, педагог поясняет, что в нем есть игрушки. Предлагает ребенку открыть крышку и достать их. По мере выполнения действий воспитатель хвалит малыша. Когда все кубики будут рассмотрены, воспитатель просит малыша сложить их в ведерко и закрыть его крышкой. При необходимости педагог помогает выполнить задание.

Похвалив ребенка, воспитатель ставит рядом с большим ведерком маленькое. Малыш с помощью взрослого открывает крышку и, вынимая предметы по одному, рассматривает их. Затем воспитатель выкладывает на стол рядом с маленькими большие кубики и объясняет, что игрушек много: больших и маленьких.

Педагог вместе с ребенком сортирует предметы по величине: большие кубики складывает в большое ведерко, оставшиеся маленькие кубики ребенок сам складывает в маленькое ведерко.

Если ребенка заинтересовало задание, он может повторить его. В этом случае ему дают оба ведерка. Педагог следит, как малыш открывает крышки, и при необходимости помогает ему. Ребенок должен раскладывать игрушки на столе в поле своего зрения, не нагромождая их друг на друга. Воспитатель придвигает к ребенку маленькое ведерко и предлагает сложить в него маленькие кубики, обращая внимание на величину игрушек. После отбора маленьких кубиков ведерко закрывается крышкой, и малыш начинает складывать. оставшиеся большие кубики в большое ведерко. Дети охотнее действуют с небольшими предметами, так как их удобнее захватывать. Поэтому вначале воспитатель сам складывает большие кубики, а ребенок оперирует с маленькими, более удобными, во втором случае воспитатель предлагает малышу отобрать маленькие предметы и сложить их в маленькое, придвинутое ближе к ребенку ведро. Не следует требовать от ребенка непременно точного отбора различных предметов. Достаточно, чтобы он накапливал осязательный опыт и учился при захватывании игрушек раскрывать ладонь соответственно их величине.

10. Размещение более близких по форме вкладышей в отверстиях соответствующей формы

Цель. Закреплять умение группировать однородные по форме объекты и соотносить разнородные предметы.

Материал. 6—8 комплектов решеток с вкладышами разной формы: круглой и овальной, прямоугольной и квадратной.

Ход игры. Воспитатель показывает детям решетку с круглыми и овальными отверстиями, обращает их внимание на разную их форму. Показывая детям вначале круглый, затем овальный вкладыш, взрослый поясняет, что они тоже разной формы. Обведя рукой круглый вкладыш, поясняет, что игрушка такая. Далее подчеркивает жестом форму овала и говорит, что эта игрушка другой формы — вот такая.

Затем воспитатель, примерив вкладыши к отверстиям, размещает по одной вкладке разной формы в соответствующих гнездах, объясняя детям, что одними игрушками можно закрыть одни окна, а другими — другие.

Подозвав к своему столу кого-либо из детей, дает ему вначале овальный вкладыш, предлагает примерить его к отверстию и закрыть такое же окошко. Далее ребенку предлагается круглый вкладыш разместить в отверстии соответствующей формы.

По одному к столу воспитателя подходят остальные дети и проводят аналогичную работу. Если необходимо, воспитатель может использовать развернутую инструкцию по обследованию сенсорных свойств предметов: рассмотреть вкладыш, затем рассмотреть отверстие, сравнить их и т. д.

Затем воспитатель раздает детям индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. Младшим детям лучше дать тот же материал, который демонстрировался при объяснении. Более старшим можно предложить комплекты решеток и вкладышей квадратной и прямоугольной формы.

По мере необходимости воспитатель помогает детям размещать вкладыши в отверстиях решеток, обращая внимание на совмещение углов, линий квадратных и прямоугольных вкладышей с гнездами. Так, если ребенок может легко размещать круглые вкладыши, то углы квадрата у него могут попадать в гнездо не сразу. В этом случае воспитатель берет своей рукой руку ребенка и помогает ему найти тот ракурс предметов, когда углы и линии легко совмещаются, т. е. вкладыш свободно входит в соответствующее отверстие.

После того как дети выполнят задание с одной разновидностью предметов близкой формы, им предоставляется возможность выполнить задание еще раз с другими игрушками. Так, если вначале ребенок оперировал с круглой и овальной формой, то затем ему можно предложить комплект предметов квадратной и прямоугольной формы.

11. Нанизывание больших и маленьких колец

Цель. Обращать внимание детей на величину предметов, учитывать это свойство при выполнении действий с игрушками; формировать умение правильно ориентироваться на слова большой, маленький.

Материал. Однородные пирамидки, состоящие из колец большого и маленького размера. Диаметр большого кольца — 4,5 см, маленького — 3 см.

Ход игры. Показывая детям пирамидку, воспитатель говорит, что она красивая, состоит из колец. Начинает разбирать пирамидку, снимая маленькие кольца. Объясняет: «Вот маленькое колечко и еще маленькое колечко» и т. д. Снятые кольца размещает справа от стержня. Затем привлекает внимание детей к большим кольцам, поясняет, что они не такие, как прежние, они другие, вот какие: большое колечко, еще большое колечко, еще и еще (складывает их справа от маленьких колец).

Потом педагог собирает пирамидку. Надев одно большое кольцо, предлагает кому-либо из детей надеть такое же колечко. То же задание выполняет и другой ребенок. Затем надеваются маленькие кольца.

Когда вся пирамидка собрана, взрослый предоставляет возможность каждому ребенку выполнить задание самостоятельно. Педагог следит, чтобы при разборе пирамидки дети правильно раскладывали кольца разного размера. Если они затрудняются, напоминает, что надо сначала надеть большое кольцо, затем еще такое же и т. д.

Размещение оставшихся маленьких колец на стержне не представляет особой трудности для детей, прошедших обучение на предшествующих занятиях. Кто быстро справился с заданием и проявил при этом определенный интерес, выполняет его еще раз.

Снятые кольца обязательно должны быть разложены в один ряд по размерам. При быстром и правильном выполнении задания старшим детям предлагают усложненные варианты. Они могут выбирать большие из перемешанных колец разного размера.

Для закрепления знаний детям предоставляется возможность поиграть с пирамидками в свободное время.

12. Выкладывание из мозаики на тему «Гуси с гусятами»

Цель. Фиксировать внимание детей на характерных цветовых свойствах предметов. Учить чередовать объекты по цвету, осуществляя выбор элементов 3 заданных цветов из 5 предложенных.

Материал. Коробки с мозаикой из восьмиугольных элементов. В каждой коробке 10 элементов желтой, 10 — белой, 5 — красной, 5 — синей, 5 — зеленой мозаики.

Ход игры.  Показывая детям, элементы синей мозаики, воспитатель поясняет, что такого цвета бывает речка. Затем отбирает все элементы синей мозаики, размещает их в левой части панели сверху вниз. Показывает 1 элемент белой мозаики, поясняет, что такого цвета бывает гусь.

Далее демонстрирует элемент желтой мозаики и тоже объясняет, что такого цвета бывает гусенок.

Разместив на панели элементы белой и желтой мозаики поочередно, воспитатель говорит детям: «Гусь пошел и гусенка повел». После этого приглашает к своему столу всех детей поочередно и предлагает им найти по 1 элементу белой и желтой мозаики (гуся с гусенком) и разместить их на панели.

Когда все элементы будут поочередно размещены, воспитатель читает детям четверостишие из стихотворения М. Клоковой «Гуси».

Белые гуси на речку идут,

Белые гуси гусяток ведут.

Белые гуси вышли на луга,

Крикнули гуси: «Га-га-га!»

Затем воспитатель дает каждому ребенку комплект мозаики для самостоятельной работы.

Задание считается успешно выполненным, если ребенок чередует объекты по цвету самостоятельно или с незначительной помощью взрослого. В том случае, если ребенку требуется поэлементный диктант, с ним проводится индивидуальная работа в свободное время.

13. Размещение вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях

Цель. Закреплять умение группировать объекты по величине, обучать детей соотносить разнородные предметы по величине, осуществляя выбор из 2 величин одинаковой формы.

Материал. 6—8 решеток с большими и малыми отверстиями и комплектами соответствующих вкладышей. В каждой решетке имеется 4 больших и 5 маленьких отверстий.

Ход игры. Воспитатель показывает детям решетку с большими и маленькими круглыми отверстиями, затем большие и маленькие круглые вкладыши. Поясняет, что в решетке есть разные окна, большие и маленькие, вкладыши тоже разного размера и ими можно закрыть все, окна: большими — большие, маленькими — маленькие. Воспитатель размещает по одному большому и маленькому вкладышу в соответствующих гнездах. Далее взрослый обращает внимание детей на то, что если вкладыш окажется не на своем месте, то окно будет закрыто плохо.

После показа и объяснения педагог приглашает к своему столу по одному всех детей и предлагает каждому взять большой вкладыш, закрыть им соответствующее отверстие. Затем дает ребенку маленький вкладыш и снова предлагает закрыть окно, но теперь уже другой величины.

Потом воспитатель раздает детям индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. Одни дети размещают в соответствующих отверстиях большие и маленькие круги, другие оперируют с большими и маленькими квадратами, третьи - с овалами, четвертые — с прямоугольниками, пятые — с треугольниками. При дифференцированном подходе младшие дети вначале размещают круглые вкладыши, которые входят в гнезда легко. Только потом этим детям дается другой материал.

Более старшим детям воспитатель сразу может предложить для размещения в отверстиях большие и маленькие квадраты или прямоугольники, где требуется не только соотнесение по величине, но и пространственное соотнесение углов и сторон разнородных предметов: вкладышей и отверстий. Тем детям, которые затрудняются при вкладывании квадрата в квадратное отверстие, воспитатель помогает: взяв своей рукой руку ребенка, поворачивает предмет до совмещения углов и сторон.

Детям, разместившим вкладыши одной разновидности, предоставляется возможность выполнить задание еще раз, но уже с другим материалом. Так, если ребенок вначале размещает круглые вкладыши разной величины, то ему можно предложить квадратные вкладыши, затем треугольные или прямоугольные.

14. Нанизывание колец, убывающих по величине

Цель. Учить детей выполнять простые действия с предметами: снимать и нанизывать кольца. Обогащать зрительно-осязательный опыт малышей. Закреплять положительное отношение к занятиям.

Материал. Коническая пирамидка из 5 колец на цилиндрической основе (пирамидка обыкновенная). В занятии используются одноцветные пирамидки: красная, оранжевая, желтая, зеленая, синяя, фиолетовая, черная и белая.

Ход игры. Воспитатель показывает детям одну из пирамидок и говорит, что она красивая. Предлагает снять с пирамидки колечки. Поскольку подобное занятие проводится не в первый раз, то этот процесс не представляет для детей особой трудности. Воспитатель заостряет внимание на том, что кольца разные. Сняв первое, показывает его детям и поясняет, что оно маленькое (кладет его рядом с основанием пирамидки справа). Затем снимает следующее кольцо, снова показывает его детям и объясняет, что оно побольше (кладет его рядом с первым, справа от него). Постепенно демонстрирует каждое последующее кольцо, которое чуть больше предыдущего, сопровождая показ словами: большое кольцо, вот какое. И т. д.

На столе все кольца раскладываются ровно, по возрастающей величине справа от пирамидки. Затем в соответствующем порядке пирамидка собирается. Педагог поясняет: «Вот самое большое кольцо, вот поменьше, а это еще меньше, а вот самое маленькое». Закрыв пирамидку вершиной, предлагает детям провести рукой вдоль поверхности сверху вниз, чтобы они почувствовали, что книзу пирамидка расширяется: все колечки на месте, пирамидка собрана правильно.

Когда дети приступают к самостоятельным действиям с индивидуальными пирамидками, педагог дает указания, как снять вершинку, куда ее положить (справа, рядом с основанием пирамидки). При снятии колец он обращает внимание на их величину (самое маленькое колечко положить рядом с вершинкой, справа) . Воспитатель может показать место, куда надо положить кольцо. Когда все кольца будут сняты, он предлагает детям посмотреть, как много колечек и как красиво они выстроились в ряд: вначале лежит самое большое (показывает жестом на кольцо соответствующего размера), затем поменьше, еще меньше и, наконец, самое маленькое. Дети вслед за взрослым указывают размер колец.

При захватывании большого кольца ребенок широко раскрывает ладонь, а воспитатель интонационно выразительно подчеркивает: «Вот какое большое!». Дойдя до самого маленького кольца, педагог предлагает снова показать ей самое маленькое колечко, которое «прячется в ладошке».

При повторном выполнении задания цвет предметов меняется. В конце игры  дети могут отнести и поставить пирамидки на соответствующую полку.

С детьми старше 1 г. 6 мес. проводятся более сложные игры: они собирают пирамидку, выбирая кольца необходимого размера из произвольно перемешанных предметов; на следующем этапе собирают пирамидки из перемешанных колец любых двух цветов.

15. Раскладывание однородных предметов, резко различных по форме, на две группы

Цель. Учить детей фиксировать внимание на форме предметов; формировать у них простейшие приемы установления тождества и различия однородных объектов, сопоставлять форму по наличному образцу, ориентируясь на слова форма, такая, не такая, разные, одинаковые.

Материал. Круги и квадраты, прямоугольники и треугольники, одинаковые по величине, цвету, фактуре, следующих размеров: круг диаметром 3 см, квадрат со сторонами 3x3 см, прямоугольник — 3x5 см, треугольник — 3 X 3 X 3 см; высота деревянной основы фигур 1 см. Индивидуальный материал: по 5 кругов и по 5 квадратов или по 5 прямоугольников и по 5 треугольников на каждого ребенка.

Ход игры. Воспитатель организует группу занимающихся от 3—4 до 8 детей, в зависимости от возраста, показывает им 5 кругов и 5 квадратов, перемешанных произвольно, и объясняет, что у него разные игрушки. Отобрав из общего материала 1 кружок, демонстрирует его детям: «Вот какая игрушка». Затем отбирает квадрат и, показав его, поясняет, что есть еще и такие игрушки. Акцентирует внимание детей на том, что оба предмета разные: такие и вот такие. Непосредственный показ сопровождается названными словами.

Затем воспитатель приступает к группировке предметов. Показав детям круг, он объясняет, что такие игрушки он будет класть в одну сторону. Затем, показав квадрат, говорит, что такие игрушки он будет класть в другую сторону. Сначала педагог выполняет действие сам, при этом спрашивает детей, куда положить круг, а куда — квадрат. Важно показать детям каждый предмет. Так, демонстрируя круг, он спрашивает: «Где у нас лежит такая игрушка? Куда мы ее положим?» Наложив круг на круг, воспитатель показывает их и поясняет, что эти игрушки одинаковые. С третьей пары к группировке предметов по форме привлекаются дети.

Подозвав малыша к своему столу, воспитатель показывает ему, что в одной стороне лежат одни игрушки (кружочки), а в другой стороне другие (квадраты), предлагает ребенку взять из общего материала любой предмет и положить его к таким же (кругам либо квадратам). Аналогичное задание ребенок выполняет с предметом другой формы. Средством контроля за правильностью группировки предметов оказывается наложение предметов одинаковой формы.

Все дети поочередно раскладывают перед воспитателем по 1 кругу и 1 квадрату, присоединив их к предметам соответствующей формы.

При объяснении формы круг и квадрат называются игрушками. Различие в их форме подчеркивается словами такой, не такой, разные, одинаковые. Место на столе, где раскладываются формы, обозначается словом сюда. Основной методический прием, который использует педагог,— непосредственный показ предметов разной формы. При этом словесная инструкция сводится к минимальному количеству слов. В отдельных случаях воспитатель может употребить слова-названия круг, квадрат, но от детей нельзя требовать повторения и запоминания этих слов.

После объяснения и показа действий воспитателем каждому ребенку для группировки по форме предлагается индивидуальный материал: 5 предметов одной и 5 предметов другой формы. Важно, чтобы у детей, сидящих рядом, был разный материал. Если один ребенок группирует квадраты и круги, то рядом сидящий может группировать прямоугольники и треугольники.

Детям, быстро справившимся с заданием, можно предложить сгруппировать предметы другой формы. Если ребенок затрудняется в группировке, воспитатель помогает такому ребенку, акцентируя его внимание на форме путем прикладывания предметов вплотную друг к другу.

16. Раскладывание однородных предметов более близких цветовых тонов на две группы

Цель. Продолжать формирование у детей простейших приемов установления тождества и различия цвета однородных предметов.

Материал. Палочки 8 цветов (см. предшествующее занятие). Детям предлагают цветовые сочетания: красный - оранжевый, оранжевый — желтый, синий — фиолетовый, желтый — белый, черный — фиолетовый, зеленый — синий и др.

Количество материала зависит от количества детей (из расчета по 5 палочек двух цветов на каждого ребенка).

Ход игры.  Воспитатель показывает детям красные и оранжевые палочки, перемешанные произвольно, объясняет, что они разного цвета: такого (показывает красную палочку) и такого цвета (показывает оранжевую палочку). Первые две пары воспитатель группирует сам, раскладывая предметы одного (красного) цвета в одну сторону, а предметы другого (оранжевого) цвета в другую сторону. Начиная с третьей пары, воспитатель привлекает к группировке палочек кого-либо из детей и предлагает вначале предмет одного цвета приложить к соответствующей группе, а затем предмет другого цвета приложить к другой цветовой группе.

Все дети поочередно на столе педагога раскладывают по паре предметов, присоединяя их к группам в соответствии с цветом. Затем дети самостоятельно выполняют задания с индивидуальным материалом. Желательно, чтобы каждый малыш группировал палочки разного цвета и в разнообразных сочетаниях. Как и на предыдущем занятии, детям, затрудняющимся в группировке, предлагается прием прикладывания предметов вплотную для установления их тождества или различия.

Каждый ребенок на данном занятии оперирует с объектами 4—6 цветов, группирует 20—30 палочек. Дети, быстро справившиеся с работой, наблюдают за тем, как выполняют задание рядом сидящие товарищи.

17. Раскладывание однородных предметов разной формы на две группы

Цель. Фиксировать внимание на форме предметов, формировать у детей простейшие приемы установления тождества и различия формы однородных предметов, учить сопоставлять форму по образцу, ориентируясь на слова такая, не такая, разные, одинаковые.

Материал. Деревянные круги, квадраты, овалы, треугольники, прямоугольники одинакового размера, цвета, фактуры. Каждому ребенку для занятия необходимо 5 предметов одной и 5 другой формы.

Ход игры. Воспитатель показывает детям перемешанные произвольно 5 кругов и 5 квадратов. Обращает внимание на тот факт, что предметы разной формы. Затем объясняет детям, что все их надо рассортировать, отложив предметы одной формы в одну сторону, а другой формы — в другую сторону.

Воспитатель показывает детям кружок и говорит: «Такие игрушки я буду класть в одну сторону, вот сюда». При показе квадрата следует пояснение: «А такие игрушки я буду класть сюда, в другую сторону».

Приглашая к своему столу по очереди всех малышей, воспитатель предоставляет им возможность положить в соответствии с образцом по 2 предмета разной формы.

Затем раздает всем индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. Различным детям раздается для группировки разный материал. Сначала детям предлагают предметы резко различной формы. Одни получают круги и квадраты, другие оперируют с квадратами и овалами, третьим предлагают овалы и треугольники. Тот, кто выполнил задание, делает его повторно, но уже с предметами более близкой формы: кругами — овалами, квадратами — прямоугольниками и т. п.

18. Выкладывание из мозаики на тему «Елочки и грибочки»

Цель. Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, учить чередовать объекты по цвету.

Материал. Коробки с мозаикой из восьмиугольных элементов. В каждой коробке отобраны 10 элементов зеленой, 10 — красной, 5 — белой, 5 — желтой, 5 — синей мозаики.

Ход игры.  Воспитатель показывает детям мозаику, поясняет, что елочки бывают такого (зеленого) цвета, и размещает у себя на панели зеленую мозаику. Затем воспитатель показывает детям элементы красной мозаики, поясняет, что такого цвета бывают грибочки. Вслед за елочкой на панели воспитатель размещает грибочек — элемент красной мозаики. Затем снова берет элемент зеленой мозаики (елочку), размещает его, чередуя по цвету елочки и грибки. Воспитатель повышает эмоциональную активность малышей словами: «Елочки нарядные стали все в рядок, и за каждой елочкой красненький грибок».

После объяснения дети по очереди выполняют задание на столе воспитателя, в чередующемся порядке размещают по 2 элемента зеленой и по 2 элемента красной мозаики.

Затем педагог раздает каждому ребенку коробку с мозаикой для самостоятельной работы.

Дифференцированное руководство осуществляется различными методами в зависимости от степени успешности выполнения детьми задания. При единичных ошибках достаточно вопроса: «У тебя все правильно? Посмотри внимательно!» В других случаях дети могут правильно разместить 2—3 пары элементов, затем начинают ошибаться. «Почему два грибка вместе?» — спрашивает воспитатель, помогая исправить ошибки.

19. Выкладывание из цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята»

Цель. Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.

Материал. Коробки с мозаикой из восьмиугольных элементов. В каждую коробку помещают 1 элемент белой и 6 элементов желтой мозаики. Панель с отверстиями для размещения элементов мозаики.

Ход игры.  Воспитатель начинает занятие с исполнения песенки «Цыплята». (Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.)

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки —

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

Съели толстого жука,

Дождевого червяка.

Выпили водицы —

Полное корытце.

Воспитатель показывает детям белую мозаику и говорит: «Такого цвета у нас будет курочка». Демонстрируя элементы желтой мозаики, поясняет: «Такого цвета у нас будут цыплятки». Воспитатель размещает в отверстии панели 1 элемент белой мозаики и еще раз объясняет, что курочка будет такого цвета.

Затем размещает за курочкой 1 элемент желтой мозаики — цыпленка. Предлагает кому-либо из детей подойти к его столу и найти 1 цыпленка, взять его и разместить на панели позади курочки. Если ребенок выполняет задание неуверенно, то ему помогают и просят найти еще цыплят.

После того как все цыплята будут найдены и размещены «гуськом» за курочкой, детям раздают индивидуальный материал для самостоятельного выполнения такого же задания. В течение занятия это задание они могут выполнить дважды.

Если кто-либо из детей допускает ошибки при выполнении индивидуального задания, то воспитатель может подсказать: «У тебя все цыплятки одинаковые? Разве такого цвета цыпленок?» и т.п.

20. Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы

Цель. Фиксировать внимание детей на величине предметов, формировать у них простейшие приемы установления тождества и различия величины. Учить детей понимать слова такой, не такой, большой, маленький.

Материал. Деревянные круги, квадраты, прямоугольники, овалы и треугольники больших и маленьких размеров. Каждому ребенку на занятии одновременно необходимы 5 больших и 5 маленьких предметов одной разновидности: одинаковой формы, фактуры и цвета.

Ход игры.  Воспитатель показывает детям 5 больших и 5 маленьких кругов и поясняет, что у него много разных кружков. Показывая детям вначале большие, а затем маленькие круги, он поясняет, что предметы разной величины: такие (большие) и такие (маленькие). Перемешав круги, объясняет, что их надо положить таким образом, чтобы в одной стороне были большие, а в другой — маленькие предметы.

Воспитатель приглашает к своему столу кого-либо из детей, предлагает взять по 1 предмету разной величины и положить на соответствующее место. Каждый раскладывает по 1 паре предметов разной величины в соответствии с образцом (группой предметов такой же величины). Взрослый раздает индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. При этом разные дети получают для группировки предметы разной формы: одни сортируют по величине круги, другие — квадраты, третьи — овалы, четвертые — треугольники, пятые — прямоугольники. Каждый одновременно оперирует с 5 предметами одной и 5 предметами другой величины одинаковой формы.

Выполнив задание на группировку больших и маленьких кругов, ребенок может упражняться в группировке больших и маленьких треугольников или квадратов, а также овалов или прямоугольников. На одном занятии малыш может сгруппировать 2—3 разновидности больших и маленьких предметов.

21. Соотнесение предметов двух заданных форм и величин при выборе из четырех

Цель. Обучать детей выбирать объекты двух заданных сенсорных свойств — величины и формы — из четырех возможных. Закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме и величине.

Материал. 8—10 решеток с вкладышами (из расчета 1 комплект на ребенка). Комплекты решеток и вкладышей следующих сенсорных характеристик: большие и малые круги, квадраты, прямоугольники, треугольники, овалы.

Ход игры.  Для выполнения задания дети объединяются по двое. Воспитатель составляет две решетки вместе продольными сторонами. В одной решетке имеются 4 больших и 5 маленьких круглых отверстий, в другой — 4 больших и 5 маленьких квадратных отверстий. Присоединяются решетки одна к другой таким образом, чтобы отверстия одной величины располагались по диагонали, а не рядом. Так, если крайними правыми окажутся малые квадраты, то левее будут находиться большие квадраты, верхними левыми будут малые круги и верхними правыми — большие круги.

Составив решетки вместе, воспитатель берет соответствующие вкладыши четырех разновидностей и обращает внимание детей на то, что сегодня «дом» (решетки) большой, новый и есть много игрушек (вкладышей). Далее он поясняет, что все окна в доме можно закрыть, но сначала надо посмотреть внимательно: окна есть большие и маленькие. Воспитатель жестом обводит разные отверстия, затем объясняет, что окна разные не только по величине, но и по форме. Показывая на круглые отверстия, воспитатель поясняет: «Вот такие, круглые». Продемонстрировав квадратные гнезда, он подчеркивает: «Эти окошки вот такие, они другой формы».

Подзывает к своему столу двух детей, предлагает им взять по любому большому предмету, отыскать соответствующие окошки и закрыть их, затем маленькими вкладышами этой же формы предлагает закрыть соответствующие отверстия.

Постепенно к столу воспитателя по двое подходят остальные дети и также размещают вначале по одному большому и по одному маленькому вкладышу одинаковой формы. При систематической работе по предлагаемой методике, как правило, на занятиях уже нет необходимости в расчлененном обследовании формы и величины, как это делалось прежде. Процесс рассматривания вкладышей, затем отверстий решетки, их сопоставление, сравнение протекают быстро. Однако некоторые дети могут нуждаться в помощи воспитателя, направленной на организацию последовательного анализа свойств и качеств предметов.

После того как воспитатель объяснит задание и выяснит, как дети поняли его, он раздает материал для самостоятельной работы. Важным оказывается подбор пар детей для выполнения задания. Более старших детей можно объединить с младшими, но решающей в данном случае является правильность выполнения предшествующих заданий. Успешно справляющихся с заданиями целесообразно объединить с детьми, испытывающими трудности. Пару, систематически допускавшую ошибки прежде, объединять вместе для выполнения следующих заданий не следует.

Объединив детей по двое, воспитатель должен обеспечить активность более слабого ребенка, проследить, чтобы сильный ребенок не подавлял его инициативу, не выполнял бы все задание один за двоих. Сажать детей за стол лучше всего таким образом, чтобы они находились не друг против друга, а за сторонами стола, расположенными под углом 90°.

Итак, двум детям предлагаются 2 решетки, составленные продольными сторонами с большими и маленькими круглыми и квадратными отверстиями. Решетки составляются таким образом, чтобы справа от каждого ребенка находились бы большие отверстия. По отношению к общей площади стола решетки образуют ромб. Все вкладыши размещаются на углу стола, ближайшего к обоим детям.

Воспитатель предлагает одному из детей вначале закрывать все круглые отверстия, второму — только квадратные отверстия обоих размеров. Педагог показывает каждому ребенку вкладыши и часть общей решетки, где их надо разместить. Малыши отбирают себе заданные вкладыши из общего материала, предназначенного для двоих. После того как дети разместят вкладыши в соответствующих гнездах, воспитатель вынимает вкладыши, поворачивает обе решетки на 90° и предлагает снова выполнить задание, но уже с другим сочетанием формы и величины предметов. Решетки поворачивать лучше всего в одном и том же направлении, по часовой стрелке.

Так, если в первом случае один из детей размещал круглые вкладыши разной величины, то при повороте решеток на 90° он будет оперировать с большими кругами и маленькими квадратами. При очередном повороте решеток на 90° этот же ребенок будет размещать малые и большие квадраты. И, наконец, последний поворот решеток позволит ему выполнить задание с большими квадратами и малыми кругами.

22. Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы

Цель. Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.

Материал. Палочки 8 цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого. Подгруппа детей обеспечивается дидактическим материалом из расчета по 10 палочек (5 одного и 5 другого цвета) на каждого ребенка.

Ход игры.   Воспитатель показывает детям 5 палочек одного (синего) и 5 палочек другого (красного) цвета, перемешанных произвольно. Внимание детей фиксируется на том, что палочки разные. Показывая детям палочку красного цвета, воспитатель объясняет, что у него еще есть палочки такого цвета. Продемонстрировав предмет синего цвета, он говорит, что у него есть игрушки и такого цвета. Затем педагог группирует предметы, откладывая палочки одного цвета в одну, а другого в другую сторону. Воспитатель показывает каждый предмет, сопровождая его словами такой цвет, разные. Так, показав детям палочку красного цвета, он поясняет, что у него уже отложен в сторону предмет такого же цвета. Приложив одну палочку красного цвета к другой такой же, воспитатель поясняет, что предметы одинакового цвета, и кладет их вместе.

Таким же образом детям показывается прием группировки объектов синего цвета. После общего объяснения и показа воспитатель выясняет, как каждый ребенок понял задание. Он подзывает к своему столу кого-либо из детей и предлагает взять любую палочку, рассмотреть ее, а также две группы предметов, уже рассортированных, определить, куда надо положить данный предмет. Когда ребенок найдет идентичную по цвету группу и присоединит к ней свой предмет, ему можно предложить взять палочку другого цвета и выполнить задание еще раз.

Воспитатель приглашает к своему столу остальных детей и предлагает им по очереди выполнить задание таким же образом, как это делал первый ребенок. Затрудняющимся ребятам он помогает словесной инструкцией. Может быть также использован прием прикладывания объектов вплотную для установления их тождества или различия.

Дальше в ходе занятия воспитатель раздает малышам индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. Дети оперируют с предметами следующих цветовых сочетаний: красный — синий, желтый — зеленый, черный — белый, оранжевый — фиолетовый.

После того как дети рассортируют палочки предложенного цвета, им предоставляется возможность выполнить задание еще 1—2 раза, но уже с новыми сочетаниями более близких цветовых тонов: красный — оранжевый, оранжевый — желтый, желтый — зеленый, зеленый — синий, синий — фиолетовый и т. д.

Если кто-либо из детей будет употреблять слова — названия цвета неправильно, то воспитатель должен поправить ребенка, но требовать от детей обязательного их запоминания и употребления не следует. Так, если ребенок оранжевый цвет называет красным, то воспитатель говорит: «Нет, это не красный, это оранжевый. Такого цвета бывают морковка и апельсины». Пояснение должно быть кратким, не отвлекающим от выполнения задания ни данного ребенка, ни остальных детей.

23. Знакомство с цветом предметов

Цель. Накапливать у детей цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятиям.

Материал. Ведерко с крышкой, комплект мелких предметов красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого цвета (помидор, апельсин, лимон, огурец, слива, цветок, жук, снеговичок). Высота ведерка - 12 см, размер предметов-вкладышей — 3—4,5 см. Предметы яркие, их окраска примерно одинаковой насыщенности.

Ход игры. Показывая ребенку ведерко, воспитатель предлагает открыть его и посмотреть, что там.

Малыш снимает крышку, достает мелкие предметы и с помощью взрослого раскладывает их на столе таким образом, чтобы они были в поле его зрения и не закрывали друг друга. Воспитатель называет те игрушки, которые ребенок вынимает из ведерка, отмечает, какие они красивые.

Предметы размещаются на столе в соответствии с цветовой характеристикой: слева перед ребенком красный помидор, затем оранжевый апельсин, далее желтый лимон, зеленый огурец, синяя слива, фиолетовый цветок. Черного жука и белого снеговика размещает сам ребенок.

Предоставив возможность полюбоваться яркими игрушками, воспитатель предлагает малышу снова собрать их. Придвинув к малышу ведерко, воспитатель сначала сам кладет туда одну игрушку, малыш следует его примеру. Когда все игрушки будут собраны, ведерко закрывается крышкой. Если ребенок проявляет интерес к предметам, то педагог вместе с ребенком встряхивает ведерко, перемешивая в нем игрушки. Малыш снова открывает ведерко и достает игрушки, размещая их на столе.

Поведение детей на занятии воспитатель регулирует словами: открой, достань, положи, закрой. Важно поддержать интерес и радостные эмоции ребенка, выражая свое отношение к его действиям: «Молодец!», «Правильно», «Красивая у тебя игрушка».

24. Раскладывание однородных предметов более близкой формы на две группы

Цель. Продолжать фиксировать внимание детей на форме предметов, учить их простейшим приемам установления тождества и различия однородных объектов, сопоставлять форму предметов с наличным образцом, ориентируясь на слова форма, такая, не такая, разные, одинаковые.

Материал. Одинаковые по цвету, величине, фактуре квадраты и прямоугольники, круги и овалы, овалы и прямоугольники. Индивидуальный материал из расчета по 5 предметов одной и по 5 предметов другой формы на каждого ребенка.

Ход игры.  Подгруппе занимающихся (4—8 детей, в зависимости от возраста и степени обученности на предшествующих занятиях) воспитатель демонстрирует 5 кругов и 5 овалов, перемешанных произвольно. Поочередно показывая детям 1 круг и 1 овал, он поясняет, что игрушки разные. При показе круга внимание детей фиксируется на его форме. Обводя круг рукой, воспитатель поясняет: «Посмотрите, какой кружок у меня, вот такой». Показывая овал, обводит его рукой и поясняет, что игрушка другая, она как огурчик (использует опредмеченное слово-название). Далее внимание детей фиксируется на том, что одни игрушки (кружки) размещаются в одном месте, а другие (овалы) — в другом.

Для установления тождества или различия можно использовать прием накладывания предметов одинаковой формы.

После показа и объяснения воспитатель подзывает к своему столу кого-либо из детей и предлагает взять круг (овал), рассмотреть его, определить, куда положил воспитатель такую же игрушку, и присоединить круг к предмету такой же формы. То же проделывается с объектом другой формы. Когда ребенок правильно разместит рядом предметы, воспитатель подчеркивает, что они одинаковые.

Поочередно каждый занимающийся на столе педагога выполняет задание. Важна последовательность выполнения упражнения: взяв предмет из общего материала, ребенок должен рассмотреть его, затем внимательно посмотреть на круг и овал, размещенные в разных местах на столе педагога, сравнить свой предмет с ними, найти такой же предмет и потом положить их вместе. Иногда дети улавливают лишь внешнюю, манипулятивную сторону выполнения задания: берут объект в одном месте и кладут в другое, не обращая внимание на его сенсорные свойства, в данном случае на форму. Поэтому необходимо фиксировать их внимание на тщательном рассматривании предметов.

После того как все дети разместят по одному объекту разной формы (по одному кругу и по одному овалу) на столе воспитателя, им раздается индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания на группировку предметов в соответствии с их формой.

Во время самостоятельного выполнения задания детьми воспитатель осуществляет дифференцированное руководство. Большинству детей он оказывает периодическую помощь. В случае если ребенок неправильно разместил 1—2 предмета, воспитатель выбирает их из групп однородных объектов, предлагает посмотреть внимательно и показать, куда надо положить такие предметы. В данной ситуации дети успешно выполняют задание, но если отвлекаются, то могут «потерять» задание, т. е. его сенсорную сторону, соскользнув на более примитивную манипулятивную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Игры и упражнения для развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»

«Игры и упражнения для развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»  Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных ха...

Консультация для родителей «Упражнения и развивающие игры на развитие сенсорных способностей для детей третьего года жизни»

В данной консультации представлены интересные и простые упражнения и игры на развитие сенсорных способностей детей раннего возраста....

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

Дидактические игры и упражнения по развитию сенсорных способностей

Игры и упражнения на развитие тактильных ощущений, для закрепления понятия формы, величины, цвета....

Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3—5 лет

Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3—5 летКомплекс наглядно-дидактических материалов для индивидуальных занятийРазвивающие игры и упражнения, предлагаемые вашему вниманию...

КАРТОТЕКА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

эти игры и упражнения  помогут воспитателям  развивать у детей  сенсорные способности...

Картотека развивающих игр и упражнений на развитие эмоциональной сферы детей и снятие напряжения «Радуюсь, грущу, удивляюсь»

Картотека развивающих игр и упражнений на развитие эмоциональной сферы детей и снятие напряжения «Радуюсь, грущу, удивляюсь»Содержание: №1 Игра «Детский сад»№2 Игра «...