МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Принципы построения среды в детском саду"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Гришанович Елена Николаевна

Предметно-развивающая среда ДОУ - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования; а также на деятельность всех участников образовательного процесса в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   детский сад №8 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением  деятельности по физическому

развитию детей Пушкинского района Санкт-Петербурга

Статья  по теме:

Организация предметно-развивающей среды по программе  «От рождения до школы»

в условиях реализации ФГОС ДОУ

младшая группа

Принципы построения среды

 в детском саду

Статью подготовила

                воспитатель ГБДОУ № 8

Гришанович Елена Николаевна

2015 год Санкт-Петербург

Принципы построения среды в детском саду

Предметно-развивающая среда ДОУ - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования; а также на деятельность всех участников образовательного процесса в ДОУ.

         Принципиальным показателем высокого качества образовательной среды является ее способность обеспечивать весь комплекс потребностей детей, создавать мотивацию их активной деятельности.

Таблица 1

 (по В. А. Петровскому, С.Л. Новоселовой, 1993)

№ п/п

Принцип

Функция

1

Дистанции позиции при взаимодействии

Поддержание визуальной связи взрослый-ребенок создание условий для доверительного общения взрослый - ребенок, ребенок-ребенок. Возможность выбора дистанции взаимодействия с учетом своих представлений

2

Активности

Включение всех помещений в действующую среду. Предоставление возможности свободно и самостоятельно моделировать среду, действовать в ней. Использование активного фона в горизонтальных и вертикальных плоскостях. Интенсивное насыщение проблемными и незавершенными образами, стимулами движений

3

Стабильности и динамичности

Использование в пространстве с постоянными габаритами переменных и заменяемых элементов убранства.

4

Комплексирования и гибкого зонирования

Использование кассетной системы, позволяющей детям одновременно заниматься разными видами деятельности Использование оборудования для обеспечения непересекания сфер активности

(или, наоборот, пepeсекания).

5

Индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия

Предоставление «личного пространства». Предоставление возможности уединиться, заняться любым делом. Использование стимулов личностного развития факторов  психического и физического оздоровления. Наличие игрушки-символа

6

Открытости-закрытости

Взаимодействие и связь с природой. Введение элементов культуры своей страны, края. Предоставление возможности родителям принимать участие в организации среды. Предоставление возможности ребенку выражать свое «Я». Исключение всего, что ведет к нарушению прав ребенка

7

Учета половых и возрастных различий

Трехуровневое моделирование. Ориентация на зону ближайшего развития. Обеспечение полной или частичной изоляции мальчиков и девочек в спальне, туалетной. Обеспечение мальчиков и девочек равноценными по значению игрушками, сведениями, информацией

Оборудование нашей группы позволяет реализовать организацию воспитания ребенка младшего возраста на научной основе по следующим принципам:

 Принцип обеспечения здорового образа жизни и физического развития

Оборудование группы мебелью и пособиями  отвечает задачам развития всех систем организма, повышению двигательной активности, своевременному овладению ведущими навыками, способствовать охране нервной системы ребенка.

Принцип обеспечения воспитания и развития ребенка в условиях детского сообщества

Интерьер группы рассчитан на одновременное присутствие 20 детей  раннего возраста. При этом учтены нормальные условия жизни как для одного отдельного ребенка, так и для группы детей в целом.

Принцип обеспечения педагогического процесса в условиях общественного воспитания

Оборудование группы способствует соблюдению условий жизни малышей, входящих в одну группу, но живущих по разным режимам соответственно их возрасту и состоянию здоровья. Способствует методам последовательности и индивидуальной постепенности в обслуживании детей, возможности индивидуального общения с одним ребенком в системе работы с группой детей в целом.

Принцип надежности и безопасности

Интерьер группы включает предметы мебели и оборудования, конструкции которых обеспечивают надежность и безопасность их использования для маленького ребенка: исключены случаи падения с высоты, выпадения с боковых поверхностей изделий, удары и ушибы в результате неустойчивости последних, травмирование об острые углы и т.п.

Принцип гигиенического соответствия

Предметы мебели и оборудование выполнены из экологически чистых материалов, имеют водоотталкивающее покрытие, при гигиенической обработке не терять структуры материалов, из которых они изготовлены, и не деформируются.

Принцип эргонометрического соответствия

Предметы мебели и оборудование выполнены на основе размеров, утвержденных Министерством здравоохранения России для детей первых лет жизни. Современные, новые конструкции изделий, соответствуют эргонометрическим возрастным показателям, утвержденным в качестве государственного стандарта.

Принцип вариативности.

Предметы мебели и оборудование удобны для ребенка, создают ощущение комфорта. В их конструкции заложен принцип вариативности, позволяющий в случае необходимости изменять пространственные характеристики изделий в секциях. Принцип вариативности позволяет менять размеры частей изделий по мере роста и взросления малышей.

Принцип гарнитуры

Необходимое комплектование всех изделий, входящих в один гарнитур, по стилю, цветовому решению, обеспечение сочетаемости предметов мебели, их секционного перестроения соответственно техническим характеристикам. Важна и сочетаемость предметов мебели с общим убранством группового помещения.

Принцип рациональности

Оборудование и  мебель выполнены по принципу рационального использования, облегчающего труд персонала, обслуживающего одновременно 20 детей раннего возраста. Любое изделие, входящее в комплект оборудования, рационально расположено для работающего взрослого.

Принцип складирования

Оборудование легко в использовании, с одной стороны - обладает устойчивостью, с другой – мобильностью.

Принцип возрастного и гендерного соответствия.

Остановимся на этом принципе подробнее. Как бы ни была красива групповая комната, но если она организована без учета возраста детей и задач воспитания, т.е. без функциональной направленности, - в ней не создана развивающая среда для малышей. Иными словами, сколько игрушек и какие уголки должны быть в группе, нужно каждый раз решать заново.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Основные требования к организации среды"

Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Художественно-эстетическое развитие."

В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр. ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Развитие речи."

Развивающая речевая среда.  Способствовать развитию речи как  средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Двигательной деятельности."

У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространствен...

Статья по теме: Организация предметно-развивающей среды по программе «От рождения до школы» в условиях реализации ФГОС ДОУ

Особенности организации предметно-пространственной среды для обеспечения эмоционального благополучия и развития ребенка....