Дисциплина: причины нарушения и конструктивные способы реагирования
методическая разработка на тему

Тимофеева Тамара Владимировна

Представлен приктический мастериал для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар - практикум.

"Дисциплина: причины нарушения и конструктивные способы реагирования"

Подготовили: Тимофеева Т.В., педагог-психолог Киселева Е.В.

       Приучить детей к дисциплине всегда считалось  одной из основных  задач педагогики. Дисциплина – это тренировка ума и характера, чтобы  ребенок стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества. Примерно с трехлетнего возраста у детей формируется правилосообразное поведение и нормативная деятельность. Ребенок путем простого подражания взрослым усваивает  как нужно, что  можно, чего нельзя. Причем усвоение норм и правил происходит в основном  3 -4 года.  К 5 – 7 годам ребенок имеет уже определенный набор поведений в разных ситуациях и можно говорить о выборе того или иного поведения в различных ситуациях.

     Многие психологи  предлагают сложные и подробные объяснения плохого поведения: впечатлительностью,  бессознательными мотивами, наследственностью, окружающей средой и воспитанием. Отчасти они правы.   Но нам не дано возвращать прошлое детей и изменять их жизнь вне детского сада.  Как же нам сделать так чтобы все дети вели себя хорошо или хотя бы уменьшить количество ситуаций  подходящих под определение "плохое поведение".

      Для этого нам необходимо знать совсем немного.

  1. Дети сами выбирают поведение. Т.е. люди события и условия предлагают определенное поведение, но эти предложения отвергает или принимает сам человек, Когда мы поймем, что поведение базируется на выборе мы, сможем начать влиять на решения наших детей о том, как вести себя более эффективно.  Право выбора должно быть всегда выбор существует и у нас. Мы можем продолжать действовать как раньше , а можем  что то изменить в своем поведении и научиться взаимодействовать с детьми.

2. Любое поведение подчинено общей цели – чувствовать себя, принадлежащим к жизни группы.  То есть чувствовать свою важность и значимость, поскольку люди существа соцальные, то эта потребность естественна для каждого человека. Ежедневно на протяжении 4 – 5 лет , большую часть дня дети находятся детском саду и вполне естественно желание занять свое место в этой общности. Если личностные потребности не реализуются дома, то дети  должны получить в детском саду  то чего им не хватает: добрые взаимоотношения со сверстниками и с взрослыми,  в конечном итоге осознать себя полноценной личностью.

3.  Нарушая дисциплину, дети по большей части осознают,  что они делают  что – то неправильно, но не осознают  какие цели ими движут.  Многолетние наблюдения и исследования помогли установить причины "плохого поведения":

     -привлечение внимания.

      - власть

      – месть

      – избегание неудачи    

 Я предлагаю немного разобрать  каждую из этих целей.

Привлечение внимания – некоторые дети выбирают плохое поведение , чтобы получить особое внимание воспитателя. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая вести занятия,  ребятам понимать  воспитателя.

 Власть – некоторые дети плохо вдут себя , потому что для них главное быть главным. Они пытаются установить свою власть над воспитателем, над всей группой. Часто демонстрируют своим поведением "Ты мне ничего не сделаешь" и разрушают тем самым установленный порядок.

Месть – для некоторых детей главной целью присутствия в саду становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому – то из воспитателей ребят или всему миру.

Избегание неудачи – некоторые дети так боятся повторить поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Им кажется ,  что они не удовлетворяют требованиям воспитателей,, родителей, или своим собственным чрезмерно завышенным требованиям. Они часто  мечтают, чтобы все оставили их в покое, и  остаются в изоляции неприступные, непробиваемые никакими методическими ухищрениями педагога. Эти четыре мотива выделил американский психолог Рудольф Дрейкус.  Каковы бы ни были цели плохих  поступков учеников , мы должны как то взаимодействовать с ними. Если мы научимся правильно идентифицировать цель нарушении поведения, мы сможем правильно строить общение с ребенком, заменяя неконструктивный способ общения, на правильный и эффективный.

Пять шагов к решению проблемы.

    1.Диагностика – наблюдение и описание.  

    2. Определение мотива поведения в каждой конкретной ситуации.

    3. Выбираем технику экстренного вмешательства.  Это не наказание.  Педагогическое вмешательство имеет две цели: остановить неприемлемое поведение  в тот момент, когда оно имеет место и повлиять на дальнейший выбор более приемлемого поведения в будущем.

     4. Разрабатываем стратегию поддержки для формирования самоуважения. Строится на принципе замены неприемлемых способов участия в жизни группы. Ребенок должен чувствовать свою состоятельность в учебной деятельности; строит и поддерживает хоть какие-то отношения с детьми и взрослыми, вносит свой вклад в жизнь группы.

    5. Привлечение родителей.

Характеристика поведения направленного на привлечение внимания.

 Мы все нуждаемся во внимании, но есть дети, которым сколько внимания ни дай – им все мало. Они используют множество способов для получения особого внимания суть выходок – демонстративность.

  Педагогическое воздействие.

 Как ни странно , но естественным образом реагируя на такое поведение, мы тем самым подкрепляем  его , закрепляя такой тип поведения.

  • Игнорируйте такое поведение. Если вы видите, по ситуации что ничего страшного не произойдет, если вы просто не будете обращать внимание на ребенка, то смело примените это способ.
  • Контакт глазами. Пристально посмотрите, взгляд должен означать "хватит"
  • Встаньте рядом.  Физическое приближение, без слов. Без взгляда.
  • Используйте имя. Вставляя в контекст беседы или объяснения
  • Пошлите секретный сигнал.
  • Доведите до предела демонстрационную выходку.
  • Присоедините всю группу к выходке.
  • Начните говорить тише.
  • Измените ваш голос.
  • Временно прекратите занятие.
  • Отвлекание ребенка
  • Похвалите другого ребенка, который в этот момент делает что - то хорошее.
  • Сделайте доску почета на день
  • Пересаживайте.
  • Стул размышлений (если ребенок не идет туда, то его мотив власть надо менять реагирование)

Характеристика властолюбивого поведения.

          Властолюбивые дети постоянно задевают воспитателей, бросают ему вызов. Тактики медлительность, недоделанная работа, шум, когда остальные работают, иногда они бормочут ругательства, могут просто не считаться с вашим мнением, действуют на публику, провоцируют перед всей группой, используют вспышки гнева: демонстрируя свое негодование криком. Визгом, катанием по полу и нежеланием ничего слушать. Это может быть и, откровенное хамство, обзывательства.

       Но это могут быть и тихие проявления: дети улыбаются, говорят нам то, что мы хотим услышать, а делают что нужно им.  Они провоцируют нас на бой, наша реакция гнев и желание пусть даже путем физических действий немедленно прекратить выходку. Ребенок же продолжает свое пока не удовлетворится тем, что сохранил свое лицо, он уверен в том, что зрители это видели  и только тогда  прекратит выходку,  когда сам захочет.

       Принципы педагогического вмешательства основаны на  избегание и снижение уровня конфронтации, а так же позволение проявлять власть и руководить разрешенными способами.

Характеристика мстительного поведения

      Дети, которые демонстрируют поведение, направленное на привлечение внимания и даже властолюбивые дети могут быть симпатичными и обаятельными и вполне нормальными.  Детей, выходки которых продиктованы местью, обычно симпатичными не назовёшь. Они выглядят злыми угрюмыми даже когда бездействуют. Они самый тяжелый случай для воспитания.

 Проявления :

  • Прямые   и непрямые физические акты насилия.
  • Психологические акты насилия (оскорбления и хамство),
  • Оскорбление действиями (подвергнуть атаке то, что дорого, чистоплотность – грязь, изрисовать любимую книгу, опоздания и т д.)

Способы педагогического реагирования, когда цель власть или месть.

        Конфронтации и оскорбительный характер поведения пожирают нашу энергию и уверенность в своих педагогических  способностях.

 Ищите изящный уход от конфликта, когда никто не победил, и никто не проиграл: признайте силу ребенка, уберите зрителей, перенести  обсуждение на потом. Если это не помогло, то используйте технику временной изоляции, можно просто переместить его вне поля зрения остальных детей,  удаление в другое помещение, другую группу более старшую.   Удаление с применением силы.

 Санкции.

  1. Последствия должны быть связаны с нарушением поведения.

 2.санкции это не наказание, если соразмерны поступку и связаны с проступком. Смысл. Когда ты делаешь это – за ним следует это.

 Санкции могут быть:

  • Лишение или отлагательство прав ребенка на деятельность, использование предметов, доступа куда – то.
  • Лишение  свободы взаимодействия: с другими детьми
  • Возмещение убытка.

Характеристика поведения  направленного  на избегание неудачи

       Опознать избегание неудачи, как скрытую цель нарушения поведения непросто.

Эти дети  не приносят беспокойства, они не нарушают правила и требования. Проблема лишь в том, что они редко вступают в контакт с воспитателями и детьми,  они остаются в изоляции в группе, на прогулке, на других занятиях

 Проявления:

  • Откладывание, на потом (я мог бы, если бы захотел),
  • Не доведение дела до конца,
  • Временная неспособность,
  • Медицинские диагнозы.

Педагогические тактики и стратегии, когда цель избегание неудачи

  1. Дать почувствовать свою состоятельность в учении, для этого можно:
  • изменить методы объяснения,
  • ввести дополнительные методы обучения,
  • учить, позитивно рассказывать о себе  и о том, что ты делаешь,
  • сделать ошибки нормальным и нужным явлением,
  • формировать веру в успех, отмечать достижения.
  1.  Установить нормальные коммуникативные отношения и почувствовать свою коммуникативную состоятельность: принятие, внимание, уважение, одобрение, прикосновения.
  2. Учить вносить свой вклад в жизнь группы.

 

Практическая часть.

  1. Ребенок сидит и плачет на занятии. Мотив этого поведения можно определить лишь по дополнительным сведениям:

Если вы подошли к ней,  и плач затих – это «привлечение внимания»

Если вы подошли к ней, и плач стал громче – это «власть»

 Если все происходит на открытом занятии или в присутствии комиссии – это может быть « месть»

 Если нужно отвечать на занятии, а она боится – это может быть «избегание неудачи».

          Приведите примеры, и мы их все вместе разберем

Мотивы  "плохого" поведения

Мотивы плохого поведения

Привлечение внимания

Власть

Месть

Избегание неудачи

Социальные

причины

Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется «плохому» , а не хорошему поведению

Мода на «сильную личность», отсутствие примеров конструктивного подчинения в  окружении ребенка

Рост насилия в обществе

Слишком высокие требования родителей и педагогов

Сущность поведения

Получать особое внимание

«Ты мне ничего не сделаешь»

Вредить в ответ на обиду.

Не буду и пробовать, все равно не получится

«Сильные стороны» поведения

Потребность в контакте с взрослым

Смелость, сопротивление влияниям

Способность защищать себя от боли и обид

Нет

Реакции педагога: эмоции

Раздражение, негодование

Гнев, негодование, может быть страх

Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху

Професси –

ональная  беспомощность

Реакции педагога: импульс

Сделать замечание

Прекратить выходку с помощью физического воздействия

Немедленно ответить силой или уйти от ситуации

Оправдаться и объяснить неудачу при помощи специалиста

Реакции ребенка

временно прекращают

Прекращают выходку, когда сами решат

Прекращают выходку, когда сами решат

Попадают в зависимость от педагогов. Продолжают ничего не делать.

Способы

предотвращения

Учить детей просить внимания приемлемыми способами. Оказывать внимание за хорошее поведение

Уходить от конфронтации. Отдавать часть своих организационных функций

Строить отношения с ребенком по типу заботы о нем

Поддержка ребенка, чтобы его установка «Я не могу» сменилась на «Я могу»

 Литература:

  1. А.Адлер Практика и теория индивидуальной психологии. Москва, 2010 г.
  2. С.В. Терпигорьева "Психологическая компетентность воспитателей", Волгоград, 2010 г.
  3. Н.В. Клюева программа социально-психологического тренинга для педагогов, Ярославль, 1994 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Капризы и истерики детей: причины, способы реагирования и профилактики"

материал содержит определение кприза и истрики, их отличия, способы реагирования и профилактики...

«Причины нарушения дисциплины детьми дошкольного возраста»

За период своего взросления ребёнок включается в различные системы значимых для него отношений, которые определяют процесс формирования его личности. С поступлением в школу ребёнок включается в новую ...

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ НАРУШЕНИЯ

Нарушение фонематического слуха – весьма распространенная проблема, возникающая в детском возрасте. Ее можно и нужно устранять, но делать это надо вовремя, желательно при первом же обнаружении....

Консультация для педагогов " Причины нарушения дисциплины детьми дошкольного возраста"

Дисциплина играет важную роль в формировании личности, пормогая воспитывать такие ее стороны , как способность подчиняться общим требованиям коллектива , выполнять установленные правила жизни в нем, с...

Консультация: "Причины нарушения фонематического слуха у детей с тяжелыми нарушениями речи и способы его коррекции"

Консультация на тему:"Причины нарушения фонематического слуха у детей с тяжелыми нарушениями речи и способы его коррекции"...

Причины нарушения дисциплины детьми дошкольного возраста

Дисциплина играет важную роль в формировании личности...