СТАТЬЯ "Система работы по эмоциональной отзывчивости детей"
статья по теме

Борисенко Ольга Анатольевна

      У  детей,  имеющих  ОНР,  достаточно  поздно  формируется  регулятивная  функция  речи,  что  ослабляет  самоконтроль  не  только  в  учебной  деятельности,  но  и  в  процессе  общения.  Импульсивность,  неуравновешенность,  усугубляемая  невропатологией,  ведет  не  только  к  частым  детским  конфликтам,  но  и,  самое  страшное,  к  тяжелым  негативным  переживаниям,  обидам,  агрессии,  либо,  напротив,  к  комплексам,  связанным  с  неуверенностью  в  собственных  силах  и  неспособностью  построить  продуктивное  общение  с  окружающими.

      В  связи  с  этим  моя  деятельность  в  качестве  педагога  логопедической  группы  представляется  мне  в  виде  комплекса  мер  по  поддержке,  развитию  и  всесторонней  коррекции  развития  ребенка  в  содружестве  с  психологом  и  логопедом.

      Педагогический  подход,  направленный,  прежде  всего  на  личностное  развитие  детей  с  нарушениями  речи,  позволяет  облегчить  ребенку  переход  к  новому  социальному  статусу  школьника,  часто  ученика  гимназии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Борисенко Ольга Анатольевна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад № 6 Колпинского района Санкт-Петербурга

СТАТЬЯ

Система работы по эмоциональной отзывчивости детей

Известно,  что  дошкольное  детство – важнейший  этап  в  жизни  ребенка,  время  закладки  краеугольных  камней  в  фундамент  развивающейся  личности.  Принято  считать,  что  детство – радостный  и  беззаботный  период  в  жизни  ребенка.  Однако  мои  собственные  наблюдения  последних  лет  за  детьми,  имеющими  диагноз  общее  недоразвитие  речи  и  серьезный  неврологический  статус,  показывает,  что  это  не  всегда  так.

      Даже  исключив  ситуации  детей  из  неблагополучных  семей,  можно  сказать  о  том,  что  эмоциональный  фон,  на  котором  протекает  развитие  детей,  далеко  не  всегда  благополучный.

      У  детей,  имеющих  ОНР,  достаточно  поздно  формируется  регулятивная  функция  речи,  что  ослабляет  самоконтроль  не  только  в  учебной  деятельности,  но  и  в  процессе  общения.  Импульсивность,  неуравновешенность,  усугубляемая  невропатологией,  ведет  не  только  к  частым  детским  конфликтам,  но  и,  самое  страшное,  к  тяжелым  негативным  переживаниям,  обидам,  агрессии,  либо,  напротив,  к  комплексам,  связанным  с  неуверенностью  в  собственных  силах  и  неспособностью  построить  продуктивное  общение  с  окружающими.

      В  связи  с  этим  моя  деятельность  в  качестве  педагога  логопедической  группы  представляется  мне  в  виде  комплекса  мер  по  поддержке,  развитию  и  всесторонней  коррекции  развития  ребенка  в  содружестве  с  психологом  и  логопедом.

      Педагогический  подход,  направленный,  прежде  всего  на  личностное  развитие  детей  с  нарушениями  речи,  позволяет  облегчить  ребенку  переход  к  новому  социальному  статусу  школьника,  часто  ученика  гимназии.

      Государственная  Концепция  содержания  непрерывного  образования  описывает  социальный  портрет  ребенка  накануне  поступления  в  школу.  В  частности  в  Концепции  говориться,  что  «…характерной  чертой  старшего  дошкольника  является  устойчивое  положительное  отношение  к  себе,  уверенность  в  своих  силах,  открытость  внешнему  миру».  Неуравновешенность,   некоторая  импульсивность,  часто  обусловленная  неврологическим  статусом,  недостаточное    развитие  речи  и  задержка  формирования  таких  функций,  как  познавательная,  регулирующая,  является  частой  причиной  отрицательного  эмоционального  фона  одних  детей  и  негативных  тенденций  в  развитии  личности,  связанных  и  излишней  конфликтностью  других.

       Одним  из  психолого-педагогических  подходов  к  формированию  доверия  и  открытости  миру,  развитию  уверенности  в  себе,  является  направление,  связанное  с  развитием  представлений  о  собственных  чувствах  и  эмоциях  и  постепенным  становлении  эмпатийности  ребенка.

     Выбор  мною  данного  пути  педагогической  работы  позволяет  комплексно  решить  ряд  воспитательных  и  коррекционных  задач,  а  именно:  развитие  и  коррекцию  речи  детей,  развитие  эмоциональной  отзывчивости  и  коммуникативных  навыков,  развитие  чувства  уверенности  в  себе.

      Анализ  современных  практических  материалов  работы  таких  специалистов,  как  Г.Н. Жучкова, О.С. Леференко, С.И. Семенака  и  др.,  позволил  составить  мне  систему  работы  по  развитию  эмоциональной  отзывчивости  и  коррекции  речевого  развития  детей  с  ОНР.

      Целью  последовательно  реализуемых  приемов  работы  стало  развитие  эмпатии  у  детей,  развитие  коммуникативных  навыков,  а  также  развитие  регулятивной  и  познавательной  функций  речи.

Задачи  работы

На  I  этапе:

  1. Проведение  диагностики  уровня  развития  сопереживания  (с  использованием  примера  сказки)
  2. Привлечение  внимания  детей  к  миру  эмоций
  3. Обучение  распознаванию  и  различению  эмоций
  4. Обогащение  и  расширение  словаря  детей
  5. Пополнение  предметно-развивающей  среды  играми,  пособиями  по  знакомству  детей  с  внешними  проявлениями  эмоций  в  различных  образовательных  центрах  (экологическом,  речевом,  изобразительном  и  др.)

На  II  этапе:

  1. Обогащение  литературного  опыта  детей
  2. Развитие  способности  устанавливать  внутренний,  скрытый  смысл  взаимоотношений  героев  рассказов  и  сказок.
  3. Развитие  способности  сопереживать  и  сочувствовать  литературным  героям,  анализировать  их  эмоциональное  состояние.
  4. Обогащение  эмоционального  опыта  детей  посредством  театрализованной  деятельности.
  5. Развитие  сложных  форм  речи:  доказательства,  повествования,  а  также  становление  познавательной  функции  речи.
  6. Привлечение  внимания  родителей  к  миру  переживаний  собственного  ребенка.
  7. Расширение  зоны  театрализованной  деятельности.

На  III  этапе:

  1. Создание  педагогических  условий  для  использования  детьми  опыта  сопереживания  литературным  героям  в  ситуациях  реальной  жизни.
  2. Развитие  регулятивной  и  коммуникативной  функций  речи.
  3. Совместное  с  родителями  наблюдение  за  значимыми  для  ребенка  переживаниями  и  их  обсуждение.

        Предполагаемый  результат  работы  в  соответствии  с  Концепцией  содержания  непрерывного  образования будет  заключаться  в  доброжелательном  внимании  детей  к  окружающим,  отзывчивость  к  переживаниям  другого  человека,  а  также  повышение  качества  коррекционной  работы  на  уровне  развития  словаря  и  связной  речи.

      Планирование  работы  осуществляется  во  всех  трех  блоках  организации  детской  деятельности:  в  блоке  организованной,  совместной,  самостоятельной  деятельности  во  всех  образовательных  областях.

     Приоритет  отдается  работе  в  совместной  и  самостоятельной  деятельности.

      Длительность  течения  каждого  этапа  индивидуализирована  особенностям  личности  каждого  ребенка,  поэтому  в  плане  работы  на  месяц  могут  быть  включены  игры  и  приемы  смежных  этапов  с  учетом  индивидуальных  темпов  развития  детей.

Методы  и  приемы  работы:

  • Развивающие  игры
  • Эмоционально-образные  этюды
  • Психогимнастика
  • Чтение,  обсуждение
  • Беседы  нравственно-этического  содержания
  • Сочинение  загадок,  рассказов,  сказок
  • Театрализованные  игры,  драматизация
  • Изобразительная  деятельность,  ручной  труд
  • Целевые  и  нецелевые  проблемные  ситуации

Содержание работы

I этап

      На  первом  этапе  работа  с  детьми  была  направлена  на  формирование  понимания  и  осознания  различных  эмоциональных  состояний  и  форм  их  внешнего  выражения  в  жестах,  мимике,  позах.  

      Для  этого  была  осуществлена  подборка  разнообразных  игр  и  упражнений,  направленных  на  развитие  эмоциональной  сферы,  а  также  на  расширение  и  обогащение  словаря  детей.

Методические  приемы  и  материалы:

  1. Проведение  диагностики  по   методике  А.Д. Кошелевой  «Эмоциональное  развитие  дошкольника», 1985 г.

  1. Картотека  игр  по  разделам:
  • Психогимнастические  упражнения,  этюды,  направленные  на  развитие  эмоций  («Баба-яга» - на  выражение  гнева;  «Гадкий  утенок» - печаль, презрение; «Сравни  героев  сказки», «Лица», «Школа  улыбок» и т.д.)
  • Игры,  направленные  на  обогащение  лексикона  детей,  словами  характеризующими  поведение  человека  («Скажи  наоборот» и т.д.)
  • Упражнения  на  развитие  умений  различать  и  понимать  внутреннее  содержание  эмоций  («Фотография», «Встреча  эмоций»)

  1. «Веера»  с  пиктограммами (с  использованием  опыта  работы  О.С. Лиференко).

    «Кубик  эмоций» - для  различения  и осознания  возможной  смены  настроения  и  умения  передавать  эмоциональное  состояние  в  речи.

  1. Игра  «Притворщик» - для  реализации  возможности  детей  самостоятельно  придумывать  и  составлять  портреты  людей  с  разным  настроением,  а  также  актуализации  в  речи  личного  опыта  пережитых  эмоций.
  2. «Добрый  злой  клоун»  и  «Кубик  жестов» - направлены  на  различение  эмоций  и  на  умение  соотносить  эмоции,  выраженные  мимикой,  с  эмоциями,  передаваемыми  движением  тела.  Развитие  пантомимике  у  детей  способствовало  придумыванию  загадок  об  эмоциональных  состояниях,  выраженных  позой,  мимикой  («Отгадай,  что  я  делаю»,  «Что  мы  делаем,  не  скажем»  и  др.)
  3. Настольные  игры:  «Зоопарк  настроения»,  «Встреча  эмоций»,  «Театр  настроения»,  «Сказочное  лото».  Игры  помогали  детям  дифференцировать  эмоциональные  состояния  сказочных  героев,  расширять  диапазон  понимаемых  и  переживаемых  эмоциональных  состояний  в  речи.
  4. В  совместной  деятельности  с  детьми  и  родителями  было  положено  начало  изданию  альбомов  под   общим  названием  «Энциклопедия  эмоций».  На  страницах  альбомов  дети  могли  изобразить  разные  эмоциональные  состояния  сказочных  героев.  Поделиться  своими  высказываниями  о  том,  что  их  больше  радует,  когда  им  бывает  грустно  и  почему,  чему  они  удивляются  и  т.д.  Основной  задачей  этих  альбомов  была  актуализация  соотнесения  личного  и  литературного  опыта  детей  и  развитие  способности  сравнивать  с  помощью  речи  свои  переживания  и  переживания  героев  сказок.
  5. Подбор  и  чтение  произведений  художественной  литературы.  Для  осознания  переживания  литературных  героев  и  определения  их  эмоциональных  состояний,  использовался  прием – «прерванное  чтение»,  позволяющий  детям  глубже  дифференцировать  состояние  героев  и  отразить  в  речи  свое  отношение  к  ним.  Например,  разыгрывались  ситуации,  в  которых  действенная  помощь  героям  заключалась  в  участии  детей  в  продуктивной  деятельности (Хаврошечке  помочь  «наткать»  цветного  полотна,  т.е.  нарисовать  полотно  с  помощью  красок  или  выполнить  изонитью)

Таким  образом,  результатом  I  этапа  работы  стало  расширение  диапазона  понимаемых  и  переживаемых  эмоций.  Появились  предпосылки  адекватной  оценки  нравственно-эмоционального  содержания  поступков  героев.  В  повседневной  деятельности  дети  стали  чаще  обращать  внимание  на  проявления  эмоционального  состояния  друг  друга  и  пытаться  объяснить  причины,  вызвавшие  ту  или  иную  эмоцию.

II этап

    Основная  задача  второго  этапа  состояла  в  развитии  у  детей  способности    сопереживать  и  сочувствовать,  а  также  в  обогащении  эмоционального  опыта  детей  в  театрализованной  деятельности.

Методические  приемы  и  материалы:

  1.  Картотека  игр – сказок  (рекомендуемых  Г.Н. Жучковой)  с  элементами  драматизации.  Исполнение  ролей  детьми.  Передача  настроения  героев  помогала  детям  понять  внутренний  смысл  отношения   героев.
  2. В  процессе  обсуждения  художественного  произведения  использовался  прием:  «Напиши  письмо  сказочному  персонажу»  с  целью  формирования  у  детей  умения  активно  выражать  сострадание.
  3. Расширение  содержания  работы  в  «Энциклопедиях  эмоций»  с  помощью  бесед – обсуждений  на  тему:  «Доброе  слово  творит  чудеса»,  «Что  можно  сказать,  чтобы  вернуть  хорошее  настроение».  Работа  в  альбомах  «Где  живут  «Радость», «Горе», «Злость»»,  привлечение  в  работу  с  альбомами  личного  эмпатийного  опыта  родителей.
  4. Изменение  сюжета  сказки,  влияние  на  ход  событий  с  помощью  приема  «Волшебное  зеркало»,  «Волшебный  фонарик».  Обогащение  эмоционально-коммуникативного  опыта  детей.
  5. Повторное  проведение  диагностического  исследования  с  целью  выявления  уровня  проявления  сопереживания  у  детей.

  Результатом  II  этапа  работы  стала  актуализация  эмпатийных  процессов  понимания  детьми  в  некоторых  случаях  мотивов  поступков  героев,  влияющее  на  появление  эмоционального  отношения.  

     Участие  у  играх-драматизациях  способствовало  более  полной  индетификации  с  героем  на  фоне  пережитого  и  выражению  сочувствия.  

      Так  же  у  некоторых  детей  проявилось  стремление  оказать  действенную  помощь  персонажу,  которая  выражалась  в  написании  писем,  подборе  слов,  в  преобразовании  сюжета.

   

III этап

    Основным  направлением  работы  III  этапа  стала  отработка  полученного  детьми  опыта  осознания  связи  между  внешними  проявлениями  эмоций  и  их  внутренним  содержанием,  а  так  же  использование  полученного  опыта  сопереживания  героям  литературных  произведений  в  ситуациях  повседневной  жизни.

Методические  приемы  и  материалы:

  1. Использование  проблемных  ситуаций.  Накопление  банка  нецелевых  проблемных  ситуаций  для  актуализации  эмпатийного  опыта  ребенка  в  повседневной  жизни.
  2. Создание  книги  детских  рассказов  на  основе  пережитых  детьми  эмоционально-ярких  событий  (книга  создавалась  с  участием  родителей).
  3. Создание  дидактического  пособия  «Правила  поведения  в  группе»  в  виде  набора  иллюстраций  к  рассказам  и  сказкам.  Основой  для  подбора  картинок,  иллюстрирующих  правила  поведения  стали  наиболее  частые  конфликтные  ситуации,  возникающие  к  группе,  предложенные  детьми.  При  составлении  правил  учитывались  индивидуальные  особенности  характера  отдельных  детей.

      Результатом  работы  III  этапа  стало  перенесение  некоторыми  детьми  эмоционального  отношения  к  литературным  героям  в  реальные  ситуации.  Основная  часть  детей  усвоили  правила  общения  в  группе,  что  сделало  их  поведение  более  осознанным  и  произвольным.

     Итог  реализации  системы  предполагает   совершенствование  коммуникативных  навыков  детей  через  развитие  эмпатии,  совершенствование  коммуникативной,  познавательной,  регулирующей  функции  речи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОЙ ОПЫТ РАБОТЫ . Тема: «Эмоциональная отзывчивость старших дошкольников через развитие средствами музыкального фольклора».

"Дошкольное детство – период развития человека, в течение которого происходит первоначальное ознакомление с ценностями и нормами общей культуры, обретение ребенком своего «Я», формируется активность в...

ОПЫТ РАБОТЫ "РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕГРАТИВНОГО КАЧЕСТВА "ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОТЗЫВЧИВЫЙ"...

Презентация "Опыт работы "Формирование эмоциональной отзывчивости дошкольников в театрализованной деятельности"

Вы познакомитесь с целями, задачами, схемами построения НОД, правилами распределения ролей, оборудованием театральных зон....

"Работа с бумагой как средство воспитания эмоциональной отзывчивости детей с аутизмом."

В статье представленны рекомендации по работе с бумагой как средством воспитания эмоциональной отзывчивости у детей с аутизмом....

Работа с бумагой как средство воспитание эмоциональной отзывчивости детей с аутизмом.

Работа с бумагой как средство воспитание эмоциональной отзывчивости детей с аутизмом....

Выступление на методическом объединении музыкальных руководителей. Обобщение опыта работы: «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку детей дошкольного возраста»

Особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно  воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, явля...

План по самообразованию педагога Тема: «Игровая деятельность, как средство развития эмоциональной сферы и формирования эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста»

План по самообразованию педагогаТема:«Игровая деятельность, как средство развития эмоциональной сферы и формирования эмоциональной отзывчивости детей младшего дошкольного возраста»...