«Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников»
консультация по теме

Кривоносова Валентина Яковлевна

Консультация для воспитателей.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. ФГОС  выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию дошкольников. Одна из главных задач педагога для обеспечения социально- лчностного развития - это умение организовывать и создавать различные ситуации, использовать жизненные обстоятельства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tekhnologii.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №7 «СКАЗКА»

Консультация на тему:

«Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников»

Воспитатель:

Кривоносова В.Я.

г. Троицк

2014г.

В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников.

Что такое социально-личностное развитие дошкольника? Это формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания. Процесс довольно сложный и требует немалых затрат труда.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Важно отметить, если ребенок находится в положительно-эмоциональных контактах с окружающим, в любви, в поддержке, активном познании, в самостоятельной деятельности по интересам, то социально-личностное развитие ребенка происходит благоприятно. Т.е., чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающим - со взрослыми и сверстниками. Социально-личностное развитие происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т.е., включения во все моменты образовательного процесса.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную (это освоение диалектики общения);

- самореализации в игре, как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);

- диагнозтическую (выявление отклонений от нормативного поведения);

- функцию коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);

- межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей);

- социализации (общественные отношения, усвоение норм человеческого общения).

Большинству игр присущи четыре главные черты:

- свободная развивающая деятельность, т.е., по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не от результата.

- творческий (импровизация, очень активный характер этой деятельности)

- эмоциональная приподнятость деятельности (соперничество, состязательность, конкуренция и т.д.)

- наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры.

Значение игры невозможно исчерпать. Являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в человеческие отношения.

В нашем детском саду решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности, при проведении режимных моментов, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы;

- как элементы более обширной технологии;

- в качестве непосредственно организованной деятельности или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технологии проведения развлечений ("Зов джунглей").

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса есть следующие группы игр:

1. обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

2. познавательные, воспитательные, развивающие;

3. репродуктивные, продуктивные, творческие;

4. коммуникативные, диагностические.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные.

Социально-личностному развитию в детском саду уделяется большое внимание. Педагоги работают над решением следующих задач:

1. развитие игровой деятельности

2. формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности;

3. формирование первичных представлений о труде взрослых;

4. приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

Для организации в группе работы по социально-личностному развитию детей, воспитатели оборудуют развивающую среду.

В игровой, трудовой деятельности детей формируются морально-нравственные качества, собственные убеждения, развивается речь детей.

Хочется подчеркнуть, что нашим помощником в социально-личностном развитии детей является семья. Можно использовать такие формы сотрудничества с родителями, как "оформление альбомов", проведение семейных праздников, творческих проектов "Птица семейного счастья", "Здоровая спортивная семья", "Я - взрослый, ты - ребенок" и т.д.

Проводить мониторинг для того, чтобы наблюдать, как происходит социально-личностное развитие ребенка, выявить трудности, определить, насколько продвинулось его социальное развитие.

1. Игры на формирование у детей культуры общения:

 "Жизнь в лесу", "Добрые эльфы", "Ожившие игры"

2. Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы:

"Назови себя", "Позови ласково", "Волшебный стул", "Передача чувств"

3. Игры для развития коммуникативных способностей детей:

"Зайчики и лиса", "Звери на болоте", "Совушка-сова"

4. Контроль движения:

"Холодно-горячо", "Вправо-влево", "Обыграй превращение"

Игра - одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир.

С целью развития игровой деятельности воспитатели должны уметь:

- создавать в течение дня условия для свободной игры детей;

- определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;

- наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события дня отражаются в игре;

- отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо;

- косвенно  руководить игрой.

Играя с детьми надо создавать условия, чтобы каждый ребенок мог проявить себя, показать свои возможности.

Никого не исключать из игры, никто не становится "неудачником". Основная цель игры - не достижение совершенства, а развитие, чтобы каждый ребенок получал удовольствие от игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников»

В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Государственного стан...

«Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников»

материал взят для самообразования по социально-личностному развитии и коммуникации дошкольников....

«Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников»

Сформировать у слушателей семинара представление о специфике средств, методов, приемов социально-личностного развития детей в условиях Центра игровой поддержки дошкольников....

"Использование игровых технологий в социально- личностном развитии дошкольников"

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Государственного стандарта дошкольного образова...

статья "Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников. "

Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников....

«Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников»

Консультативный материал для педагогов по социально-личностному развитию дошкольников...