ИОМ
методическая разработка по теме

индивидуальный образовательный маршрут

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie_individualnogo_obrazovatelnogo_marshruta.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование индивидуального образовательного маршрута

Проблема индивидуально-дифференцированного обучения детей не является новой в современной педагогике и психологии. Сегодня признанной считается невозможность развития субъектности ребенка в условиях авторитарно-фронтального педагогического воздействия на воспитанников, которое в традиционных педагогических системах обучения продолжает доминировать.

Низкая эффективность таких воздействий побуждает многих педагогов и психологов к поиску оптимальных путей организации образовательного процесса для различных, в том числе и проблемных детей.

При организации работы по решению поставленной задачи, перед нами возник ряд проблем:

   Обособленность в действиях специалистов разных систем, осуществляющих сопровождение; недостаточная связь между компонентами сопровождения.

   Разрозненность информации о ребёнке.

Можно определить основную цель работы по преодолению противоречий: объединение усилий воспитателей, специалистов и родителей на основе создания единого информационного пространства.

И задачи:

   массовая диагностика воспитанников силами педагогов по проблемам развития;

   выявление групп детей, требующих особого внимания;

   проектирование индивидуальных образовательных маршрутов с учетом выявленных особенностей развития ребёнка;

   реализация индивидуального образовательного маршрута в педагогическом процессе.

 

Определение понятий и соотношения между ними

Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.

Поскольку построение индивидуального образовательного маршрута обусловливается учетом индивидуальных особенностей личности, таких как: состояние здоровья и уровень физического развития ребенка, особенности развития психических процессов, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности, и как следствие – уровень усвоения программного материала, необходимо создание документа, отражающего все вышеперечисленные параметры. В настоящее время в большинстве дошкольных образовательных учреждений существует следующая практика сбора информации: специалисты, которые ведут образовательную, коррекционную, развивающую работу с детьми, диагностируют свои, узкие параметры и используют полученные данные в своей работе. В результате чего мы можем наблюдать разрозненность информации и, как следствие, - обособленность в действиях специалистов разных систем.

Методика работы с ИКР

Может ли идти речь о наличии системы сопровождения в данном случае? Думаю, нет. В попытке найти оптимальный способ создания единого информационного пространства, нам необходимо разработатьиндивидуальную карту развития ребенка – документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике. Цель использования карты – выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных  особенностей воспитанника, уровня психического развития,  усвоения программного материала и как результат -  проектирование индивидуального образовательного маршрута в рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения.

Индивидуальная карта развития заводится один раз при поступлении воспитанника в дошкольное образовательное учреждение и заполняется на каждого на протяжении всего периода посещения детского сада специалистами, которые ведут образовательную, коррекционно-развивающую работу с ребенком. В карту вносятся показатели развития на начало и конец учебного года, рекомендации специалистов по проектированию индивидуального образовательного маршрута.

В настоящий документ могут быть включены следующие показатели

Показатели (разделы ИКР)

Специалист, ответственный за заполнение раздела

На основании чего заполняется раздел

Периодичность заполнения

Характер адаптации ребёнка к условиям ДОУ

Воспитатели, медицинский работник

Лист адаптации, анкетирование родителей

1 раз при поступлении ребенка в учреждение

Данные о состоянии здоровья ребенка, нарушения (осанки, развития стопы, зрения)

Медицинский работник

Медицинская карта

Два раза в год

Данные об уровне физического развития ребенка

Инструктор по физическому воспитанию

Справка по результатам диагностики

Два раза в год

Показатели уровня психического развития (познавательных процессов, свойств и качеств личности, уровень развития общения и деятельности)

Педагог-психолог

Заключение по результатам диагностики

На этапах развития, требующих сопровождения, по запросы участников педагогического процесса

Показатели уровня усвоения ребенком программного материала

Воспитатели и специалисты

Справка по результатам диагностики

Два раза в год

Показатели эффективности дополнительного образования

Руководители кружков

Заключения руководителей кружков и студий  дополнительного образования

При необходимости по запросу участников педпроцесса

Уровень готовности ребенка к обучению в школе

Педагог-психолог Старший воспитатель

Заключение по результатам диагностики

Два раза –

первичная и итоговая

Решения психолого-педагогических консилиумов

Педагог-психолог

Экспертное заключение специалистов ПМПк

Не регламентирована

 

Методика проектирования индивидуального образовательного маршрута

Универсального рецепта создания ИОМ в настоящий момент нет. Способ построения индивидуального образовательного маршрута  ребенка, по моему мнению, должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направления, например, в первой младшей группе на все 5 лет дошкольного образования, поскольку сущность его построения, на мой взгляд, состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.

Трудно отрицать факт, что в группе, как правило, есть дети, у которых по результатам диагностики выявляются сходные показатели развития тех или иных психических процессов,  а так же одинаковые проблемы и особенности усвоения программного материала. Это означает, что, проектируя педагогический процесс, специалист, работающий с группой детей, может объединять их в соответствующие подгруппы, дифференцируя таким образом необходимую психолого-педагогическую помощь. Следовательно, можно говорить о вариативных образовательных маршрутах. 

Условная дифференциация воспитанников на эти группы не отражает строго психологических критериев классификации детей. Она нужна лишь для того, чтобы помочь педагогу организовать дифференцированное обучение с учетом необходимой детям помощи и выбрать оптимальные формы и методы взаимодействия.

При необходимости на основании результатов, отраженных в индивидуальных картах развития, проектируется индивидуальный образовательный маршрут.

Структура индивидуального образовательного маршрутавключает следующие компоненты:

       целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);

       содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в МБДОУ, в том числе программ дополнительного образования);

       технологический(определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);

       диагностический(определение системы диагностического сопровождения);

       результативный(формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).