Опыт работы: Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по теме

Дьякова Нияра Изетовна

Формирование мотивации к изучению истории, культуры и традиций малой родины, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx232.95 КБ

Предварительный просмотр:

Дьякова Нияра Изетовна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад  № 3    комбинированного вида города Валуйки Белгородской области

Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей дошкольного возраста

                Автор опыта: 

                                     Дьякова Нияра Изетовна,

                                                           воспитатель МДОУ детский сад№3

                                            комбинированного вида города

                                            Валуйки Белгородской области

Валуйки, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Информация об опыте……………………………………………………..3
  1. Условия возникновения и становления опыта……………………3
  2. Обоснование актуальности опыта………………………………….4
  3. Ведущая педагогическая идея опыта…………………………….…5
  4. Длительность работы над опытом……………………………….....5
  5. Диапазон опыта……………………………………………………...6
  6. Теоретическая база опыта…………………………………………...6
  7. Новизна опыта……………………………………………………….9
  1. Технология опыта ………………………………………………………...10
  2. Результативность опыта…………………………………………………..14
  3. Библиографический список………………………………………………16
  4. Приложение к опыту……………………………………………………...17

  1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

  1. Условия возникновения и становления опыта

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. С этой точки зрения работу воспитателя трудно переоценить, именно ему присуща роль «проводника» в мир детского восприятия окружающего мира, приобщению ребенка к красоте и любви своего родного края.

Задача воспитателей и родителей:

- пробудить в растущем человеке любовь к родной земле;

- формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества;

- воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

- развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

 «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В.А. Сухомлинского как нельзя точно отражают специфику и суть работы педагогического коллектива детского сада в работе по патриотическому воспитанию детей.

Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики среди воспитанников средней группы «А» в 2011 году по результатам анализа игровых тестовых заданий (см Приложение 1). По итогам исследований было определено: высокий уровень – 26%, средний уровень – 54%, низкий уровень – 20%. Следующим этапом работы послужило проведение анкетирования родителей дошкольников по теме «Уровень патриотического воспитания». Анализ результатов исследований свидетельствовал о том, что в дошкольном образовательном учреждении необходимо активизировать работу по воспитанию патриотических чувств и любви к родному краю.

Источником формирования у ребенка любви к родным местам является его участие в общественно-полезном труде, а также гражданская ответственность родителей, близких.  В основе патриотического воспитания лежит развитие нравственных чувств. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.  Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству…

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой  малыш,  чему  он  изумляется  и  что  вызывает  отклик  в  его  душе.  И  хотя многие впечатления еще  не  осознаны  им  глубоко,  но,  пропущенные  через  детское восприятие,  они  играют  огромную  роль  в  становлении  личности  патриота.

С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности, т.к. взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания: на занятиях - вопросы, связанные с умственным развитием ребенка, в игре – навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга.      

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны такие процессы как обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период- знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.         

        Начиная работу по воспитанию любви  к родному краю у дошкольника, необходимо проанализировать качество знаний детей о родном крае, продумать этапы работы, направленные на рациональноедонесение материала по формированию культурной личности наиболее характерное для данной местности. Успех патриотического воспитания детей во многом зависит от атмосферы, которая царит дома, в детском саду.

  1. Обоснование актуальности опыта

Малая Родина... У каждого человека она своя,

но для всех является той путеводной звездой,

которая на протяжении всей жизни

определяет очень многое, если не сказать - всё

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.

Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта  жизни  в своем Отечестве, усвоение  принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

Наряду с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота-гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышать работу по воспитанию любви  к родному краю и недостаточной проработкой этого процесса в условиях учебно-познавательной деятельности дошкольников.

        Одним из путей решения проблемы нам видится:

- создание предметно-развивающей среды в детском саду, способствующей воспитанию гражданина, патриота;

- разработка перспективного тематического планирования по реализации системы работы;

- установление тесных связей с семьей.

  1. Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта – формирование мотивации к изучению истории, культуры и традиций малой родины, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

  1. Длительность работы над опытом

 Работа над опытом охватывает период с сентября 2011 года, когда дети перешли во вторую младшую группу, по сентябрь 2014 года, когда дети перешли в подготовительную группу. Чтобы реализовать поставленные задачи, были определены этапы работы.

1 этап – начальный (констатирующий) – срок с сентября 2011 года по май 2012 года.

На данном этапе происходило знакомство с ближайшим окружением: семьей, ее членами, значением имен детей.

2 этап – основной (формирующий) – срок с сентября 2012 года по май 2013 года.

На данном этапе изучались достопримечательности родного города,  профессии родителей, а также постигались знания о Белгородской области: флора и фауна родного края, областной центр и города Белгородской области.

3 этап – заключительный (контрольный) – срок с сентября 2013 года по май 2014 года.

На данном этапе происходило знакомство с земляками, почетными тружениками родного города, ветеранами Великой Отечественной войны.  

Итогом всех этапов послужило проведение тестирования среди дошкольников и их родителей. Результат исследования приведен в приложении 1.

  1. Диапазон опыта

Представленный опыт представлен системой занятий по воспитанию патриотических чувств и любви к родному краю у детей дошкольного возраста.

  1. Теоретическая база опыта

В основу опыта легли рекомендации Л.В.Лосевой, М.В.Корепановой, А.М. Яценко, а также концепция дошкольного воспитания.

Основные понятия, используемые при реализации опыта:

Патриотизм – (от греч. - соотечественник, родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам (философский словарь).

Гражданин– 1.Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей. 2.Взрослый человек, а также форма обращения к нему(Толковый Словарь Русского Языка)

Воспитание патриотических чувств, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к родному поселку и к родной стране - одна из задач нравственного воспитания. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Ребенок буквально впитывает культуру своего народа: мама поет ему народные песни, он играет в народные игры, следует народным традициям и обычаям. Это - базовый компонент патриотического воспитания.

Патриотизм, применительно к старшему дошкольнику, определяется исследователями как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, живой природы, как наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознания себя частью окружающего мира. Нравственно-патриотическое воспитание детей, в широком смысле, ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее героическому прошлому. Формирование основ патриотического воспитания является одной из важнейших задач нравственного воспитания.

По определению одного из глубочайших знатоков русской культурной традиции В.И. Даля, «патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его». В другом месте своего фундаментального труда он поясняет: «ревнитель усердный защитник, старатель, поборник, сподвижник».

Здесь важен акцент не только на пассивно-созерцательной любви, но и любви деятельной, отдающей, а не себе только угождающей. Такая любовь бессмысленна с точки зрения потребительского сознания, но на наш взгляд, только она создает Человека с большой буквы. В такой постановке патриотическое воспитание важно не только для успешного развития общества и государства, но, прежде всего, для самого человека, как необходимая составная часть развитой личности.

Проблема патриотического воспитания одна из сложнейших в педагогике. Сложность ее связана, прежде всего, с самим понятием патриотического воспитания, с тем содержанием, которое вкладывается в определенный период времени и которое определяет методы, средства, формы работы с детьми. Стоит отметить, что патриотическое воспитание востребовано всегда.

Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Необходимо понимать, в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте. Глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников является базой для формирования любви к Родине.

В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, Г.Н. Волков, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

В исследованиях, проведенных учеными В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой, А.А.Анциферовой, Н.Ф.Виноградовой, В.Г.Пушминой и др., воспитание патриотизма рассматривалось как одна из сторон нравственного воспитания в процессе формирования у детей общественных представлений. В их работах большое внимание уделялось формированию положительного отношения детей к различным явлениям нашей социальной действительности и отмечалось, что именно в этой области нравственного воспитания наиболее отчетливо выступает взаимосвязь нравственного и интеллектуального компонентов личности. Наиболее полно такое взаимодействие чувств и сознания было отражено в концепции патриотического воспитания С.А.Козловой. Она основывается на интегрированности патриотического чувства, объединяющего в единое целое все стороны развития личности: нравственную, трудовую, умственную, эстетическую и физическую. Это позволяет говорить о патриотизме как о сложном нравственном качестве, включающем в себя совокупность чувств и сознания во всех формах его проявления. С.А.Козлова показала, что в основе патриотического воспитания лежит механизм нравственного воспитания. Поэтому можно предположить, что формирование патриотизма возможно не только через знания, но и через эмоции, особенно на ранних этапах развития ребенка.

Нравственно-патриотическое воспитание можно считать одним из самых сложных направлений по ряду причин:

- особенности дошкольного возраста;

- многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире;

- отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

В наше время этой проблемой занимаются Л.А. Кондрыкинская, Н.Г. Комратова, Е.Ю. Александрова, Э.П. Костина, Н.Н. Кочнева, Л.Г. Каримова, Л.Л. Семенова, Ю.М. Новицкая, Р.И. Жуковская и другие.

В современной России нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Для формирования чувства нравственности и патриотизма очень важно обеспечить дошкольников знаниями о Родине, дать базисные представления о стране, народе, обычаях, истории, культуре.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время существует достаточное количество методической литературы по данному вопросу. Проблема патриотизма отражена в современных программах воспитания и обучения дошкольников: «Истоки», «Детство», «Из детства - в отрочество», «Наследие». Современная концепция патриотического воспитания в контексте всестороннего развития личности отражена в программе «Я - Человек». В этих методиках зачастую освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей, и отсутствует единая система подхода к воспитательному процессу в этом направлении. Можно предположить, что это обусловлено многогранностью понятий нравственности и патриотизма в современном обществе: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.

        Теоретический анализ, проведенный по проблеме исследования в процессе становления опыта, позволил выделить следующие задачи, стоящие перед воспитателем:

1. Создание в окружении ребенка эмоционально благополучной атмосферы, включающую в себя книги, иллюстрации, оформление интерьера.

2. Подбор художественной литературы, методических пособий, где рассказывается об истории, искусстве, знаменитых людях Белогорья, о  малой родине дошкольника - городе Валуйки.

3. Организация деятельности детей, способствующей развитию духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семьей, детскому саду.

  1. Новизна  опыта

Новизна опыта заключается  в  разработке  системы  работы  по воспитанию  гражданско-патриотических  чувств  детей  к  родному  городу в условиях дошкольного образовательного учреждения.

  1. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Целью педагогической деятельности является создание условий предметно-развивающей среды в детском саду, способствующих воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.

        Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:  

  • формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
  • развивать у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
  • воспитывать чувство патриотизма, уважения и благодарности к подвигу  соотечественников в годы Великой Отечественной Войны, к воинам Российской Армии.

Нравственно-патриотическое воспитание детей – разносторонний педагогический процесс, в основе которого лежит развитие как нравственных, так и патриотических чувств. Исходя из этого, работа по теме «Воспитание нравственно - патриотических чувств через ознакомление с родным краем» включает целый ряд тем:

-воспитание любви и привязанности к своей семье, к детскому саду, поселку, городу, к родному краю;

-формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание чувства уважения к труду;

-расширение представлений о малой родине;

-знакомство с символами города.

Работа над данными темами проходит через все виды детской деятельности, как в повседневной жизни, так и на занятиях. Уровень представлений детей о нравственности и патриотизме во многом зависит от того, какое содержание отобрано, какие методы используются, как организованна предметно – развивающая среда в группе.

Педагогические средства, используемые в опыте:

1. Формы проведения: занятия, развлечения, викторины, экскурсии, чтение художественных произведений, дидактические игры, самостоятельная игровая деятельность.

2. Форма организации: коллективная, групповая, подгрупповая, индивидуальная.

3. Методы:

- словесные – беседы, рассказы,  чтение художественной литературы, прослушивание аудиокассет, встречи с горожанами.

-  наглядные – рассматривание книг, иллюстраций, фото, слайды.

-  практические – дидактические игры.

4. Приемы: разъяснения, указания.

Работа по воспитанию нравственно-патриотических чувств началась с детьми младшего дошкольного возраста. Быть патриотом - значит чувствовать привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей семье, к своей Родине. Уже с этого возраста неоспоримое влияние на воспитание оказывает фольклор: сказки, потешки, прибаутки. Через фольклорные произведения  из поколения в поколение передаются такие нравственные качества как добро, дружба, трудолюбие. На действия героев данных произведений автор старается вызвать эмоциональный отклик, желание помочь, сделать хорошее для кого-то. В старшем дошкольном возрасте используется художественная литература и фольклор. Они несут в себе черты национальных традиций, содержат информацию о родном крае, культуре народа, помогают узнать детям традиции, обряды. Ребята с удовольствием участвуют в народных праздниках с играми, плясками, песнями .

Ребенок начинает познавать Родину также через ближайшее окружение: свою семью, детский сад. Прежде всего, происходит знакомство детей со взрослыми людьми: их внешним видом, действиями, взаимоотношениями через рассматривание фотовыставки «Моя семья», беседы «С кем я живу». Дети учатся наблюдать за работой взрослых в детском саду: няни, повара, дворника. Затем дети узнают, где и кем работают их родители и члены семьи. Необходимо донести до ребенка, что все они делают так для того, чтобы наш город становился красивее, и людям в нем жилось лучше. Далее происходит знакомство детей с историей города. Проводятся экскурсии по улицам, ребята знакомятся с достопримечательностями города, названиями улиц. Необходимо стараться вызвать у детей гордость за героев–земляков (Ватутин Николай Фёдорович, полковник Александр Гаврилович Полегин, генерал Филипп Яковлевич Крюков, старший лейтенант Иван Андреевич Григорьев, лейтенант Владимир Иванович Волынский, генерал Михаил Иосифович Суржиков, генерал Иван Афиногенович Таранов), в честь которых названы улицы. Особое внимание уделяется встречам с участниками ВОВ и участниками трудового фронта, рассказывается о вкладе земляков в победу над фашистами. На разных этапах этой работы проводятся выставки рисунков детей «Улица, где я живу», «Рисуют дети войну»

Через экскурсии в парковую зону города дети знакомятся с растениями, деревьями нашей зоны, рассматривают насекомых. Везде, где проходили экскурсии и прогулки, дети наблюдали за состоянием территории. Далее проводились беседы о значении содержания её в чистоте. Детей нужно подвести к выводу: «Только от нас зависит, будет ли наш край красивым». Знакомство с родным краем вызывает у ребят положительные чувства и эмоции, а также стремление изобразить то, что увидели. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему краю, родной природе, позволяют им создать выразительные образы, основанные на собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

Изучая родной город, где слышна разная речь, дети узнают, что в нем живут люди разных национальностей. Используя карту Белгородской области, знакомим детей с местоположением города и его символикой (герб, гимн, флаг).

В работе по нравственно-патриотическому  воспитанию огромное значение имеет семья. Осознанное включение родителей в единый, совместный  процесс воспитания ребенка позволило значительно повысить его эффективность. Девизом группы стали слова «Родитель  в группе не гость, а полноправный член коллектива». Для того чтобы выяснить отношение родителей к вопросам патриотического воспитания в детском саду и его реального осуществления проведено анкетирование. В работе с родителями активно использовались различные формы опросов, анкетирование, наглядная информация (стенды, выставки и др.), организационные собрания. Также использовались активные формы: тематический вечер  «Дети - наша радость», семейная викторина «Мама, папа и я – Валуйская семья».В неформальной обстановке родители имели возможность делиться информацией о способах взаимодействия с ребенком в семье, знакомиться с опытом других семей. Кроме этого для родителей были подготовлены рекомендации на тему: «Воспитание дошкольников – граждан Белгородчины», «О днях воинской славы», «Патриотическое воспитание дошкольников», «Как организовать свой досуг».

Семья - первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. Поэтому предметом особого разговора с родителями было обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе), к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху.

Стало доброй традицией проведение с детьми и родителями тематических бесед с использованием фотографий, иллюстраций. Мы побуждали детей делать выводы, давать нравственные оценки. Немало рассказов было о подвигах людей, именами которых названы улицы. Для того чтобы знания  были более глубокими и прочными, много внимания уделялось предварительной работе. В этом снова помогали родители. Папам предлагалось рассказать о военной технике; мамам - рассмотреть красивые здания на улице, подготовить рассказ на тему: «Как город готовится к празднику».Родители старались стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где живешь. Это была одна из задач, которая стояла перед автором опыта. Совместно с родителями мы старались научить детей искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, учили детей самостоятельно решать проблемы, возникающие в жизни. Всё это, является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.

Участие родителей в экскурсиях, составлениях альбомов о родном городе, народных праздниках вызывает у детей большой эмоциональный отклик, заставляет глубже сопереживать, любить свою Родину. Родители помогли в создании и оформлении патриотического уголка,  в котором содержится информационный материал и наглядный материал, необходимый для проведения занятий. Были подобраны произведения русского фольклора, т.к. они имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Это  русские народные пословицы, поговорки, отражающие лучшие стороны характера русского человека: смелость, честность, доброта, трудолюбие, любовь к матери, к Родине.

Таким образом, к концу дошкольного периода дети  узнают об истории возникновения поселка, его достопримечательностях; имеют представление о территории Белгородской области как составляющей  территории России; знают о природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края, называют города, знаменитых людей края.

Работа с детьми была организована на основе тематического планирования, что позволило увидеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-этические, художественно-эстетические и др. При реализации проекта по гражданско-патриотическому воспитанию были использованы разнообразные формы работы: занятия, экскурсии и прогулки по городу, чтение литературных произведений.

Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольника, то в свободное от занятий время работа по закреплению ведущей темы месяца продолжается и в играх: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, играх-драматизациях. Поэтому совместно с детьми оформлены развивающие познавательные игры «Прогулка по улицам района», «Достопримечательности города». Работа с дошкольниками строилась в форме путешествий по родному городу, где дети имели возможность любоваться красотой города, учились беречь и любить свою малую родину. Дети принимали участие в праздновании Дня города и в других событиях, они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. Свои впечатления дети отразили в рисовании, конструировании, изготовлении макетов и подарков, которые вручили ветеранам в День Победы. В жизни много радостных переживаний, рассказывая о них ребенку, мы приобщаем его к своим делам.

  1. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно принять полученные знания в доступной практической деятельности.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек. Следовательно, критерием результативности опыта является уровень знаний дошкольников о родном крае. Анализ знаний детей о родном крае отображен в диаграммах 1-4.

Диаграмма 1

Знания об истории родного края

Комментарий к диаграмме:

Этапы работы: 1 этап – май 2012 года; 2 этап – май 2013 года; 3 этап – май 2014 года. Знания об истории родного края рассчитывались в количественном соотношении (количество знаний и фактов о родном крае).

Вывод: на протяжении всей работы по воспитанию патриотических чувств и любви к родному краю (2012-2014 годы) наглядно видно из диаграммы, знания дошкольников об исторических событиях родного края увеличились.

Диаграмма 2

Количество знаний о символах

Комментарий к диаграмме:

Этапы работы: 1 этап – май 2012 года; 2 этап – май 2013 года; 3 этап – май 2014 года. Знания о символах родного края рассчитывались в количественном соотношении (количество знаний символах родного края).

Вывод: в начале работы дошкольники не были знакомы с символикой родного края. Итогом трехлетней работы стало знакомство и изучение символики родного края (герб, гимн, флаг)

Диаграмма 3

Количество знаний о достопримечательностях

Комментарий к диаграмме:

Этапы работы: 1 этап – май 2012 года; 2 этап – май 2013 года; 3 этап – май 2014 года. Знания о достопримечательностях родного края рассчитывались в количественном соотношении).

Вывод: в начале работы дошкольники называли только одну достопримечательность (Свято-Никольский пристанический монастырь), в конце работы их знания расширились до пяти и более  фактов

Диаграмма 4

Количество знаний о героях города

Комментарий к диаграмме:

Этапы работы: 1 этап – май 2012 года; 2 этап – май 2013 года; 3 этап – май 2014 года. Знания о героях  родного края рассчитывались в количественном соотношении.

Вывод: в начале работы дошкольники называли одного героя родного края (Н.Ф. Ватутин), к концу работы они узнали о шести героях родного края, этому послужили походы в историко-краеведческий музей города Валуек, встречи с ветеранами.

Предпосылкой для положительной динамики повышения знаний воспитанников о родном крае стала систематическая работа, сотрудничество с родителями и доброжелательное отношение к детям.

В процессе организации работы по развитию представлений о Малой Родине посредством ознакомления детей с историей, культурой, народными традициями родного края были решены следующие проблемы:

- обогатился и активизировался словарь детей;

- сформировался интерес к своей малой Родине – городу, улицам, жилым домам; расширились представления об окружающем мире.

В рамках данной темы разработан и систематизирован методический инструментарий:

- перспективный план работы;

- конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с малой родиной;

- цикл экскурсий и наблюдений;

- консультационный материал для родителей и педагогов ДОУ;

- анкета для родителей по патриотическому воспитанию;

- оформлен фотоальбом «Герб моей семьи»; «Родословное дерево»;

- оформлены авторские выставки родителей, фотогазеты.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. Д., Постникова М. П., Попова Г. П. Система патриотического воспитания в ДОУ/ Е. Ю. Александрова Е. Д. Гордеева М. П., Постникова Г. П. Попова. – Волгоград: «Учитель», 2007. – 203 с.
  2. Антонов, Ю. Е., Левина, Л. В., Розова, О. В., Щербакова, И.А. Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура») / Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова – М.: АРКТИ, 2003. – 168с.
  3. Ветохина А. Я., Дмитриенко З. С. Нравственно-патриотическое воспитание  детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО изд-во «Детство – ПРЕСС», 2011. – 192 с.
  4. Ватаман В. П.. Воспитание детей на традициях народной культуры/В. П. Ватаман. – Волгоград: «Учитель», 2008. – 181 с.
  5. Газзаева З. Ш., Абрамочкина О. Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника// «Управление ДОУ». – 2010. №7. – 97 с.
  6. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ под ред. Л. А. Кондрыкинской – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.
  7. Данилина, Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан РФ»/ Г. Н. Данилина. - М.: АРКТИ, 2003. – 184с.
  8. Комратова Н. Г., Грибова, Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие/ Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2007. – 224 с.
  9. Соловьева Е. В., Царапенко Л. И. Наследие. И быль и сказка: пособие по нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традиций отечественной культуры/ Е. В. Соловьева, Л. И. Царапенко. – М.: Обруч, 2011. – 144 с.
  10. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотичеких чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов. ДОУ //Авт.- сот. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 – 205с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Приложение 1 – диагностическая карта исследования по теме опыта «Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей дошкольного возраста»
  2. Приложение 2 – Проект «Герб моей семьи».
  3. Приложение 3 – НОД в подготовительной группе «С чего начинается Родина?».
  4. Приложение 4. – развлекательный этап опыта.
  5. Приложение 5 – скриншот страниц сайтов интернета с ресурсными данными по опыту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Воспитание патриотических чувств и любви к родному городу Тимашевску у детей дошкольного возраста».

Новизна опыта заключается в разработке системы работы по воспитанию гражданско-патриотических чувств детей к родному городу Тимашевску  в условиях дошкольного образовательного учреждения....

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей дошкольного возраста».

Воспитание патриотических чувств и любвик родному краю у детей дошкольного возраста, его содержание, формы и методы....

«Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей дошкольного возраста»

Выступление на тему: «Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей дошкольного возраста»....

Консультация для воспитателей на тему «Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю»

Консультация для воспитателей   на тему        «Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю»...

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю».

laquo;Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю». Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Отве...

Опыт работы «Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей дошкольного возраста»

Актуальность проблемы патриотического воспитания в современном мире.                                    ...