Конспект проведения открытого мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Вторая мировая война закончилась 70 лет назад. Все меньше и меньше ветеранов собирается каждый год на свой самый значимый праздник, все меньше остается очевидцев тех страшных событий. И как здорово, если в Вашей семье еще остался в живых тот человек, кто своими руками Победу выковал, ходил в разведку, защищал нашу страну от врага, защищал свой дом, свою семью. Ведь, если бы не Великая Победа, как знать, что было бы с нашей страной. Я считаю, что молодому поколению будет интересно узнать, от кого защищали деды и прадеды нашу страну,  почему наш город оказался в блокадном кольце, и как люди жили во время блокады.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_prezentatsii_2.docx23.78 КБ
Файл blokada_leningrada_1.pptx2.95 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения открытого мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда

Воспитатель: Никитина Татьяна Александровна

Цель: расширение представления детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятием «блокада», «Дорога жизни»
  2. Продолжать знакомить детей с музыкальными произведениями этого времени
  3. Развивать любознательность, интерес к истории своей страны
  4. Развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов
  5. Воспитывать уважение к героям Великой Отечественной войны, чувство гордости за народ, победивший врага.

Материалы и оборудование: кусочек черного хлеба, свечи, цветы, метроном, записи песен «Священная война», «Эх, Ладога, родная Ладога», вой сирены, голос Левитана, проектор, мультимедийная презентация.

Предварительная работа: разучивание стихов о блокаде Ленинграда.

Образовательные области: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие

Ход мероприятия:

Дети входят в зал и рассаживаются на стульчики. Начинается демонстрация слайдов с комментариями воспитателя.

Слайд 1

Здравствуйте, ребята. Как называется наш город? (Санкт - Петербург)

А знаете ли вы, что раньше наш город назывался Ленинградом? Сегодня наша с вами встреча посвящена жителям блокадного Ленинграда. Мы с вами узнаем, что такое блокада, и как люди жили во время блокады. Давайте посмотрим, как все начиналось.

Слайд 2

Был прекрасный июньский день. Светило солнце. На улице было много людей. Многие из них просто гуляли. Но, у каждого из них были свои дела и заботы, планы и надежды. И никто не мог себе представить, что их ждет дальше. А дальше началась война…

Слайд 3

Рано утром, 22 июня 1941 года, фашистская Германия напала на нашу мирную страну. Фашисты хотели ее захватить и превратить наш народ в рабов. Тогда весь народ поднялся на защиту Родины: и наша армия, и женщины, и старики, даже дети. Послушайте стихотворение, которое подготовили для вас ребята из 11 группы. Ребята читают стихотворение «Опять война, опять блокада…»

Слайд 4

При проводах бойцов на фронт Ансамблем песни и пляски Красной Армии им. Александрова исполнялась песня, которая называется «Священная война». Эта песня призывала народ сражаться с врагом. Давайте ее послушаем. Дети слушают запись.

Слайд 5

Итак, враги начали наступление на нашу страну. Началась война. Гитлер захотел захватить наш город. Давайте посмотрим на карту. Защитники Ленинграда остановили врага в нескольких километрах от города. Вот наш город – Ленинград. Он обозначен красным цветом. Розовый цвет – это незахваченные земли врагами, серый цвет – захваченные земли. Посмотрите, наш город окружен со всех сторон. Он оказался в кольце. Это и есть блокада. Немцы разбомбили склады, на которых хранились мука, сахар, хлеб и другие продукты. В результате Ленинград оказался без запасов. На город обрушился страшный голод, т.е. людям стало нечего есть. А вы знаете, что без еды человек долго не проживет. Единственное место, откуда город мог ждать помощь – это Большая Земля. Она тоже обозначена розовым цветом. С Большой Землей нас соединяет Ладожское озеро.

Слайд 6

И тогда, чтобы выжить и отстоять свой родной город, ленинградцы стали доставлять хлеб через Ладожское озеро с Большой Земли. Коричневый цвет – это земля, захваченная врагами, а это Большая земля, с которой возили нам хлеб. Другой еды практически не было. Вы видите, что Ладожское озеро, которое соединяло нас с Большой землей, тоже обстреливалось вражескими самолетами.

Слайд 7

Осенью в город по этому пути пришли первые баржи с продовольствием, и пока штормы не сделали судоходство невозможным, по Ладожскому озеру шли баржи. Баржа - это открытый корабль, спрятаться там было некуда. Продовольствие, которое привозили на баржах, не могло накормить город, так как не все баржи доплывали до города. Их бомбили, они тонули вместе с хлебом.  От голода люди умирали прямо на улицах.

Слайд 8

А зимой, когда Ладожское озеро покрывалось льдом, по нему начинали ездить машины. Лёд на Ладожском озере был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вёз только 2-3 мешка с продовольствием, лёд проламывался, и часто были случаи, когда грузовики тонули. Каждый их рейс был подвигом, потому что постоянно летали вражеские самолеты, которые сбрасывали бомбы на идущие машины. Немцы не хотели, чтобы в город поступала любая помощь, т. к. они хотели уморить жителей голодом.

Слайд 9

По льду Ладожского озеро привозили не только продукты для осажденного города, но и вывозили людей в более безопасное место-эвакуировали. В основном это были женщины и дети. Они также подвергались риску, ведь в любой момент в их машину могла попасть бомба. Но с риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы. Эту дорогу назвали "Дорогой Жизни". Благодаря этой дороги, наш город выжил во время войны.

Слайд 10

Про Ладогу сложена песня. Давайте споем ее все вместе.

Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней.

Слайд 11

Самой тяжелой оказалась первая блокадная зима. Были очень сильные морозы, температура воздуха опускалась до -40 градусов. Ленинград занесло снегом. Транспорт не ходил. Троллейбусы и автобусы стояли. В домах не было отопления. В печках сжигали столы, стулья, шкафы, диваны. А затем и книги.

Слайд 12

Вода, которая поступала по трубам в дома, замерзла. Город остался без питьевой воды. Теперь ее можно было брать только из реки Невы и каналов. Люди продалбливали лед в реке, делали прорубь и набирали воду в емкости: в чайники, в кастрюли. У кого, что осталось. На слайде вы видите, что люди стоят за водой в очереди. Один из жителей блокадного города вспоминает: «Мне было десять лет.  Я ходил за водой с чайником. Была такая слабость, что пока донесу воду, несколько раз отдыхаю. Раньше, поднимаясь по лестнице, бежал, перепрыгивая через ступеньки. А теперь, поднимаясь по лестнице, часто садился и отдыхал. Больше всего боялся – вдруг не смогу донести чайник с водой, упаду, расплескаю. Люди были настолько обессилены, что не знали, хватит ли им сил дойти до дома.

Слайд 13

На следующем слайде изображён кусочек блокадного хлеба на ладони взрослого человека. За этим маленьким кусочком хлеба надо было отстоять многочасовую очередь на морозе, которую занимали ранним утром.  Были дни, когда из-за постоянных бомбежек хлебозаводы не работали и матери ни с чем возвращались домой, где их ждали голодные дети. Ведь других продуктов практически не было.

Слайд 14

Дети, наравне со взрослыми, страдая от холода и голода, не сидели сложа руки, не ждали, когда их освободят, а как могли, боролись за родной город. Они вставали к заводским станкам, заменяя погибших или ушедших на фронт отцов, изготавливали детали для пулеметов, автоматов. А чтобы дети могли достать до станка, для них делали подставки, на которые они вставали.

Слайд 15

С весны до поздней осени школьники прямо в городе делали грядки, чтобы обеспечить город овощами. Огороды тоже бомбили. Когда начинался налет, то по крику учителя дети снимали панамки и ложились лицом в землю. Было все: и жара, и дождь, и заморозки, и грязь. Но ребята ничего не боялись, продолжали работать, даже перевыполняли норму, собирали большие урожаи.

Слайд 16

Школьники приходили в госпиталь (больница для военных) к раненым. Они убирали в палатах, кормили тяжелораненых.  Пели им песни, читали стихи, писали письма под диктовку. Раненые солдаты, которые не могли вставать, говорили, что писать, а дети записывали.

Слайд 17

В самые суровые дни блокады зимы в осажденном городе работали школы.

Слайд 18

Занятия проходили в необычной обстановке. Часто во время урока раздавался вой сирены, который возвещал о воздушной тревоге. Во время воздушной тревоги налетали самолеты и бомбили дома (включить запись). Под вой сирены ученики и взрослые быстро спускались в бомбоубежище. Такой звук слышали все жители города и делали тоже самое. Бомбоубежище находилось в подвалах зданий. Многие люди не успевали спуститься или дойти до него и погибали. После того, как воздушная тревога заканчивалась, все возвращались домой, в классы, к работе.

А сейчас ребята прочитают стихотворение: «Февраль, как длинная зима»

Слайд 19

В осажденном замерзшем городе проводились новогодние елки. Звучала музыка, перед ребятами выступали артисты. Но главное, что в пригласительных билетах было написано, что ребят ждет обед. Ребята получали небольшую порцию супа, каши. Дети ели медленно, не теряя ни крошки. Это был самый лучший подарок от Деда Мороза.

Слайд 20

Ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Продолжали работать заводы, которые выпускали военную продукцию.

Слайд 21

Продолжали свою работу театры. На слайде вы видите выступление артистов. Ленинградцы хотели доказать врагам, а главное, самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить!

Слайд 22

Во время блокады была написана известная симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, названая "Ленинградской". (Рассказ музыкального руководителя о том, как создавалась симфония и почему.) Затем дети ее слушают.

Слайд 23

Во время войны постоянно были слышны звуки метронома (показ инструмента). Давайте послушаем звук этого инструмента. Он напоминает звук биения сердца, говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался.

А еще, все блокадные дни работало ленинградское радио, где выступали поэты и писатели. Собиралось очень много людей. А помните, в начале нашей встречи, мы с вами слушали песню «Священная война»?

Радио все годы войны каждый день начинало свои передачи в 6 часов утра с этой песни, которая призывала идти на войну и сражаться с врагами.

Слайд 24

В один из таких дней люди по радио услышали, что блокада снята. 27 января – день снятия блокады. Диктор Левитан сообщил об этом всему нашему народу. Давайте послушаем, как это было.

Слайд 25

 На слайде мы видим радостных людей. Жители Ленинграда обнимают наших солдат за их подвиг. Говорят им спасибо.

Слайд 26

Они мужественно защищали наш город. Благодаря их смелости и отваги, враги стали отступать, и наши герои прорвали кольцо блокады. Этому событию посвящен этот памятник.

Дети читают стихотворение «В блокадные дни под обстрелом, в снегу…»

Слайд 27

Наш народ мужественно сражался и победил. Чтобы никто не забыл доблестных героев и их подвиги, в нашем городе было сооружено много памятников в память о героях блокадного города.

Это памятник «Цветок жизни», в память о детях блокадного города, перенесших весь ужас войны. Если мы подойдем ближе, то на одном из каменных лепестков увидим лицо мальчугана, а рядом начертаны слова: «Пусть всегда будет солнце». Детям блокадного города этого очень не хватало.

Слайд 28

Возле памятника “Цветок жизни” высажено 900 берез, по одной березе за каждый день блокады, ведь блокада длилась 900 дней. До сих пор березы украшают алыми галстуками.

Слайд 29

Здесь захоронены жители Ленинграда, погибшие от голода, холода, болезней и бомбёжек во время блокады, также здесь захоронены защитники Ленинграда.

Слайд 30

В честь прорыва блокады был дан праздничный салют.

За залпом залп.

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут.

А Ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика-

Гремит салют над Ленинградом.

Далее дети читают стихотворение: «Пусть пулеметы не строчат…»

Ребята, с каждым годом все меньше остается участников тех страшных дней: много лет прошло со дня снятия блокады Ленинграда. Наше правительство заботиться о своих героях, помогает им. Вы тоже должны с уважением и благодарностью относиться к участникам войны и ко всем пожилым людям. Они защищали нашу Родину и сберегли мир на Земле. Никто не забыт, ничто не забыто.  На этом наша встреча подошла к концу. Я желаю вам расти честными, мужественными и смелыми.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Блокада Ленинграда 8 сентября 1941 - 27 января 1944

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект творческого мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда

Конспект творческого мероприятия, посвященного Дню снятия блокады ЛенинградаТема музыкально-патриотического мероприятия рассчитана на старший и подготовительный возраст Цель:-расширить представле...

Конспект творческого мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда

Целью данной работы является: -расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны; формировать чувство патриотизма. За...

Сценарий мероприятия, посвященного дню снятия блокады Ленинграда.

Мероприятие проводилось в виде литературной гостиной....

Сценарий мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда

Данное мероприятие проводится для детей старших и подготовительных групп...

Конспект творческого мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда «Подвиг города»

Цель: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны; формировать чувство патриотизма....

Стихи для проведения мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда

Данные стихи посвящены Дню снятия блокады Ленинграда...

План-конспект мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда

Материал посвящен героическому подвигу жителей блокадного Ленинграда в годы ВОВ.        ...