"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность"
консультация (младшая группа) на тему

Балахонова Наталья Анатольевна

Развитие мелкой моторики оказывает решающее влияние на развитие речи, ловкости пальцев, стимулирует речевые зоны головного мозга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon melkaya_motorika.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников

через изобразительную деятельность».

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т.к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т.д.

Актуальная проблема состоит в том, что у детей дошкольного возраста слабо развита мелкая моторика.

Развитие мелкой моторики – неотъемлемая составляющая развития ребенка. Уровень мелкой моторики определяет готовность ребенка к школе. Развитие мелкой моторики оказывает решающие влияние на развитие речи, ловкости пальцев, стимулирует речевые зоны головного мозга.

Исследования ученых (Новиковой, Бехтерёва,  Антроповой, Рокотовой, Бережной) указывают на то, что мелкая моторика является одной из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом речью ребенка.

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, пальчиковые игры, театральная деятельность, упражнения с предметами, игры на выкладывания, игры на нанизывание, игры с конструктором.

Кроме игр и упражнения, развитию ручной умелости способствуют различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Для того, чтобы изобразительная деятельность стала средством развития мелкой моторики, она должна быть организованна с учетом закономерностей их развития, своеобразия мелкой моторики.

Система коррекционной помощи должна быть систематической и целенаправленной.

В своих исследованиях И.М.Соловьёв обращает внимание на недооценку коррекционно–развивающего значения рисования, лепки, аппликации.

Он говорит о возможности нахождения такого соотношения между разными видами изобразительной деятельности, которое обеспечит его эффективное влияние на развитие познавательных процессов.

Изобразительная деятельность рассматривалась исследователями Морозовой, Петровой в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, и как средство определения степени умственного развития.

Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции всё больше ориентируется на использование изобразительной деятельности в процессе обучения и воспитания дошкольников с нарушением интеллекта.

Своевременность исследования определяется тем, что развитие мелкой моторики связанно с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики.

У дошкольников уровень развития мелкой моторики обуславливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения.

 Развитие тонкой моторики является главным условием осуществления познавательной деятельности, обеспечивающим возможность успешного обучения. Решение данной проблемы у детей старшего дошкольного возраста, наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная.

В детском саду с детьми проводятся занятия по изобразительному искусству.

Дети рисуют красками, карандашами, лепкой из пластилина, аппликацией.

Эти занятия оказывают существенное влияние на развитие мелкой моторики.

Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения; самостоятельности; настойчивости; аккуратности; трудолюбия; умению доводить работу до конца; способствуют формированию изобразительных умений и навыков.

Развитие мелкой моторики у дошкольников будет успешно осуществляться при использовании различных видов деятельности, в процессе которых ребенок осуществляет действия с различными материалами, позволяющими овладеть сложными, дифференцированными навыками и умениями; развивать силу мышечных усилий, ручную умелость. Которые позволяют преодолевать имеющиеся трудности и обеспечат подготовку руки ребенка к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности"

Цель: рассказать об опыте работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные ви ды деятельности....

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста проходит в тот период, когда формируются и развиваются практически все двигательные навыки, которыми владеет человек в течение всей жизни...

Самообразование воспитателя на 2019-2020 уч.год. Тема: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники изобразительного искусства.

Самообразование воспитателя группы «В» компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с ТНР Кузнецовой Натальи Владимировны на 2019-2020 уч.год. Тема: Развитие мелкой моторики...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:

Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:

Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...