консультации для воспитателей
консультация

Филиппова Анна Николаевна

«Особенности понимания и восприятия русских народных сказок у детей среднего дошкольного возраста»

 

Цели и задачи:

- знакомство детей- дошкольников с русской народной сказкой «Самое дорогое»;

- развивать связную речь детей, в частности пересказа;

- расширять кругозор и обогащать словарный запас;

- развивать актёрские способности и внимательность детей;

- обеспечивать целостное восприятие и понимание текста;

- закреплять умение проанализировать, находить основную мысль;

- учить пересказу и творческому рассказыванию;

- воспитывать на примере героев сказки чувства ответственности за своих друзей, желание придти на помощь;

- воспитывать эмоциональному пониманию и восприятию содержанию сказки;

- воспитывать любовь к литературному наследию русского народа;

- формировать у детей художественно – речевые способности;

- воспитывать любовь и уважение к книге, как источнику эстетической культуры.

 

В восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение.

Слушая литературное произведение, ребёнок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того как он правильно сделает, зависит понимание произведения, содержание и идея.

Понимание и восприятие русских народных сказок относится к художественно - эстетическому развитию, поэтому несомненно преобладает интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями.

Сказка – ложь оказывается самой настоящей правдой, она учит нас всех быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, призерать хитрецов и льстицов.

Рассказывания детям сказок о самых невероятных событиях настолько поучительны, а их неправдоподобность служит более яркому их восприятию.

Сказки – произведения большого искусства. Знакомясь с ними и воплощая их в рисунки, дети не замечают их сложного построения, для них они настолько просты и естественны, этому свидетельствует детское мастерство.

Традиционным элементом сказки является зачин (начало), это кладёт чёткую грань между обыденной речью и сказочным повествованием. Также есть середина (основа сказки) и концовка, которая подводит итог развития сказочного действия.

Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образы русского литературного языка. Одним словом, сказки – это сказки. И хочется верить, что прочитанные и рассказанные нами сказки детям помогут им полюбить народное искусство, нашу историю, станут добрее и мудрее.

Дети дошкольного возраста слушатели, а не читатели, и поэтому русские народные сказки доносим им мы с вами педагоги, и этому мы должны предавать особое значение.

Сказки в младшем дошкольном возрасте мы в нашей группе рассказывали, в более старшем возрасте детям мы читаем, так как сказки более новые, длинные по содержанию, воспитателю нелегко запоминать такие сказки. Перед чтением мы помещаем книгу в уголок книги, отдельно иллюстрации, и дети рассматривая пытаются определить, что это за книга, о чём она, и несут её с просьбой о прочтении.

Также в нашей группе есть сундучок сказок, волшебный сундучок с атрибутами к сказкам, дети сами выбирают и играют.

В данной возрастной группе мы с детьми учимся сочинять сказки: по картинке, по картинке с использованием предметов, пересказывать знакомую сказку по одной картинке из какой-либо сказки.

В сочинении сказок предлагаем использовать присказки, фольклор. Это всё поможет детям запоминать и использовать в играх, драматизациях, спектаклях, обогатить речь ребёнка.

На открытом занятии для учителей начальной школы «Мир сказок глазами детей» детям было предложено нарисовать свою сказку в парах, им были даны листы бумаги жёлтого цвета, где нарисованы силуэты – дерево, домик и т.д. Дети рисовали (дорисовывали) с удовольствием, в группе сделали выставку «Сказочная страна».

Повторное чтение отрывков из текста может быть по заявкам детей, при таком чтении ребёнок полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения, другие средства выразительности.

По просьбе воспитателя наши дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, грустном или страшном, пересказывают описание природы, поступки героев, которые им особенно запомнились.

Объяснение незнакомых сказок – обязательный приём, обеспечивающий полноценное понимание и восприятие сказки. Следует объяснять значения слов, основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей.

Сказка-то самое зерно, которое даёт росток любви к чтению. Именно она способна разбудить в сердцах детей радость, восторг.

Так, давайте дадим им такую возможность. И пусть сказка всегда будет путеводной звездой в жизни каждого! Да здравствует сказка!

В заключении хочется сказать, что выбранная мною тема самообразования неслучайна, проводя работу с детьми я на себе ощущаю и вспоминаю тот восторг и ту радость, которую мы все испытали в детстве, где просматривая картинки и слушая сказочную историю я трогательно верила в сказку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...