опыт работы
учебно-методический материал на тему

представляется опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon baidrakova_opyt.doc202.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с самого малого-

любви к своей семье, к своему жилищу,

к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит

к любви к родной стране, к ее истории, прошлому

и настоящему, ко всему человечеству.

Д. С. Лихачев

Любовь к Родине. И важно, и сложно, и нужно... И не потому, что так решили в правительственных кругах. А потому, что жить так дальше нельзя. Невозможно жить без любви к своему дому, без гордости быть гражданином своей страны, без достоинства осознавать себя патриотом своего Отечества. Наша страна многое растеряла за последние годы. И не будем никого винить за это. Будем смотреть вперед, и строить свою жизнь - такую, какая нам надо.

Сегодняшние дети - это будущее нашей страны. От нас зависит, какими они вырастут, будут ли гордиться страной, в которой родились, заботится о её процветании. А гордиться нам есть чем, и для продвижения страны к цивилизованному обществу предстоит ещё много потрудиться.

 Как бы не менялось общество, воспитание у будущего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны.

К. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и призрением может только человек, не понимающий потребностей ребенка».

Но никакие наши знания не дадут эффекта, если мы сами не будем любить свою страну, свой город, свой народ. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя,- писал К. Ушинский,- потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро не был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, но я в своей работе обращаюсь к отеческому наследию постоянно, так как это воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому со своими детьми изучаю культуру наших предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Опыт моей работы в данном направлении  показывает, что проект актуален не только для развития взаимодействия между системой «педагоги - родители», но и системой «воспитывающие взрослые - дети». Он позволяет перейти от репродуктивного к творческому характеру воспитания и обучения ребенка, что позволяет стимулировать развитие созидательной направленности личности дошкольника, поисковую деятельность, в которой формируется действительное понимание общественного опыта, воспитание качеств гражданина.

Исходя из этого я поставила перед собой следующие цели и задачи:

Цель

Формирование и систематизация знаний детей о семье, родном городе, стране,  культуре, истории и быте русского народа. Развитие партнерских отношений детского сада и семьи в рассматриваемом направлении как ведущее условие развития ответственности,  решительности, уверенности родителей в деле воспитания дошкольника.

Гипотеза

Если показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – то это является главным условием для воспитания нравственно - патриотических чувств.

Задачи

Дать первоначальное представление об истории, культуре, быте народа (задача реализуется в различных видах деятельности).

Формировать представление о своей стране и родном городе. Развивать интерес и уважение к людям.

Воспитывать азы гражданственности, патриотизма.

Сотрудничать с педагогами детского сада и родителями в гражданско-патриотическом воспитании.

Этапы решения задач

Изучение теории и практики по выявленной проблеме.

Создание информационного банка данных по темам: моя семья, мой город, природный мир родного края, Государственная символика .

4.Сохранение лучших традиций и включение инновационных форм и методов в работу детского сада с семьей (тематические педагогические советы, семинары, «Семейные выставки к праздникам»).

5.Диагностика уровня знаний детей по данной теме.

6.Проведением итоговых занятий по данной теме.

7.0тслеживание и обобщение результатов опыта работы.

Методические рекомендации

Работа по нравственно - патриотическому воспитанию является одной из основных задач дошкольного учреждения.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Исходя из этого,  данная работа должна включает целый комплекс задач:

-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детском саду, улице, городу;

формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду;

развитие интереса к народным  традициям и промыслам;

формирование элементарных знаний о правах человека;

расширение представлений о городах России;

знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаю  во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношение с взрослыми и сверстниками.

Использую в работе произведения устного народного творчества - богатый материал для воспитания любви к Родине, развития личности ребенка.

Важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи (Знают ли они, за что их бабушки и дедушки получили медали, знают ли знаменитых предков? и т.д.).

7.        Быть гражданином и патриотом - это непременно быть интернационалистом. К концу дошкольного периода ребенок должен знать:

- нашу страну населяют люди разных национальностей;

-  у каждого народа есть свой язык, обычай и традиции, искусство и архитектура;

- каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

8.        Для того чтобы дети эффективно и системно усваивали знания о своей стране - использовать в работе тематическое планирование.

1 глава. Обзор психилого-педагогической литературы по воспитанию нравственно-патриотических чувств дошкольников.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственно - патриотическое воспитание. Сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Что такое "патриотизм", и какого человека можно назвать патриотам? Ответ на этот вопрос достаточно составленный. Для простоты мнения можно уговориться считать первым, кто более или менее выразительно определил понятие "патриотизм", Владимира Даля, трактовавшего его как "любовь к отчизне". "Патриот" по Далю - "любитель отчизны, борец об удобстве его, отчизнолюб, отечественник  или отчизник".

Советский энциклопедический словарь ничего нового к вышеприведенного понятия ни прибавляет, объясняя "патриотизм" как "любовь к родине". Более современные понятия "патриотизма" связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в места рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как особы.

         Понятие патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводятся. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведёт к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

В своей истории многие народы осуществляют духовно-творческие свершения, переживающие века  (древнегреческое искусство, римское право, германская музыка и т. д.). Каждый народ привносит в культуру своё и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Вот почему национальный гений и его творчество являются предметом особой патриотической гордости и любви: в его творчестве находит сосредоточение и воплощение жизни народного духа. Гений творит от себя, но в то же время за весь свой народ.

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать се5бя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведёт к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачёв ).

Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом продолжающим личность.

         Эмоциональное восприятие первого жилья, своих отцов, своего двора, улицы, района (деревни), звуков птичьего щебетания, трепетания листвы на деревьях, покачивания травы, смены времен года и связанных с этим смен оттенков леса и состояния водоемов, песен и разговоров местного населения, их обрядов, уставов и образы жизни и культуры поведения, характеров, нравов и всего остального, что ни пересчитать, вплывает на развитие психики, а вместе с ей и на становление патриотичного сознания каждого человека, складывая важнейшие части его внутреннего патриотизма, которые закрепляются на его подсознательном уровне.

           ПАТРИОТИЗМ - (от лат. pater - отец) - благородная любовь к Родине как к месту рождения или же, как к стране, принявшей человека и признаваемой им самим в качестве таковой согласно своему внутреннему чувству принадлежности.

         Ап.Павел, к примеру, связывал сознание своего человеческого достоинства с гражданством родного г. Тарса и в этом смысле был патриотом, но совершенно очевидно для него первенствующее значение небесного гражданства всех христиан.

П.Чаадаев: мы в России в основном «имеем пока только патриотические инстинкты», а не развитое и зрелое патриотическое сознание, вырастающее из свободы духа и продуманности личного выбора, чувства высшей правды и ответственности, самоотверженности и нравственной чистоты.

Вл. Соловьев, Н.Бердяев, Г.Федотов и др. русские философы были людьми, чей патриотизм вытекал из христианской веры в Бога, в замыслах которого Россия имеет особое религиозное призвание. Отсюда - специфически духовное понимание ими русской идеи и убеждение в том, что лишить народ такой идеи - значит сделать его жизнь бессмысленной, превратить ее в бездумное существование.

С.И.Ожегов определял патриотизм как « …преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу».

Г. Бакланов писал, что это «… не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».

В последнее время появился термин « новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он нуждается.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

              Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006- 2010 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 года, определили основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Пути и средства патриотического воспитания русского человека

Изучение истории исследования проблемы патриотического воспитания начато с произведений древнерусской литературы - первых работ, где обобщены некоторые идеи народного  воспитания.

Патриотическое воспитание - это процесс, который должен пронизывать все слои становления и развития личности. Патриотизм немыслим без нравственности, любви... А всё это должно быть каждодневной, ежечасной заботой воспитателей, родителей и всех взрослых, окружающих ребёнка.

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно- патриотического воспитания в семье.

Исходя из выше указанного, я разработала перспективные  планы по нравственно - патриотическое воспитание детей в разных группах, и работе с родителями.

 В чём особенность этого подхода? Многие современные воспитательно-образовательные инициативы, нацелены на качественное наращивание знаний и навыков детей, но параллельно с этим процессом должно идти духовно-нравственное воспитание, в основе которого - развитие личности. Если эта грань недооценивается, то развитие ребенка заметно обедняется и это не так безобидно, как может показаться, поскольку приводит к неумению разрешать жизненные ситуации, отклонениям в психике.

Врач и педагог М, Монтессори в своей книге « Дом ребенка» в 1915 году писала: «Главное в работе с детьми 3-7 лет – воспитание чувств, т.е. динамика от чувств к идеям». Поэтому свою работу по патриотическому воспитанию я начинаю с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка  в детском саду стараюсь наполнить радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувств привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается  формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование- чувство любви к своему Отечеству.

В результате такого подхода мы обнаружили мудрость и глубину народной педагогики: передачу знаний и навыков идет не только на знаниях, но и в ходе естественной жизни коллектива детей. Во главу становится вписанная в коллектив личность ребенка, его всестороннее гармоничное развитие, способность к самосовершенствованию с другими детьми.

Русские народные игры, обряды и танцы, гармонизируют отношение личности и коллектива, развивают творчество.

Моя задача - дать возможность детям соприкоснуться с культурой России. Слушая стихи советских поэтов, любуясь достопримечательностями Новозыбкова мои  дети впитывают духовную нравственность. Очень важны знакомство с основными праздниками, деятельная подготовка к ним и их "проживание". Рассказы о жизни и подвигах великих людей производят на детей большое впечатление и показывают высокие примеры проявления человеческого духа.

Не преждевременно ли уделять внимание патриотическому воспитанию в детском саду? Актуален ли этот вопрос? Да, актуален. Для формирования чувства патриотизма, конечно, важно давать детям начальные знания о Родине, о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом надо не забывать, что сами по себе знания являются только пищей ума, а патриотизма "от ума" не бывает, он бывает только "от сердца". Именно поэтому ранний возраст, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, в силу ещё не утраченной открытости души, наиболее важен для формирования патриотизма. Для общества патриотическое воспитание дошкольников — это фундамент как раз того культурного пространства.

Русские народные игры, обряды и танцы, гармонизируют отношение личности и коллектива, развивают творчество.

А теперь давайте рассмотрим, что же включают в себя «Пути и средства патриотического воспитания русского человека»:

1. Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве. Их использование в воспитательной работе с детьми.

1.2. Роль русских сказок в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.

1.4. Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль

1.5. Русские народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли). 

1.2.Пословицы и поговорки, как значительный нравственный потенциал в патриотическом воспитании дошкольников

Значительный нравственный и эстетический потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках. Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений русского народа. В них, как и в других формах народного творчества, заключен практический опыт народа, его миропонимание и всевозможные знания в красочной и лаконичной форме. Поэтому я  использую пословицы и поговорки в нравственном, эстетическом воспитании дошкольников, так как с их помощью можно сформировать нравственные идеалы, понимание прекрасного и безобразного, то есть способствовать развитию эстетических представлений.          

 На основе отечественных произведений, русских песен, прибауток и т.д.  воспитываются в детях качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство. Для патриотического воспитания полезно использовать народные игры с пением и движением, в которых ребята приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.

Большое значение пословицы и поговорки имеют для трудового воспитания, которое неразрывно связано с нравственным воспитанием. Многие из них посвящены труду:

"Делу - время, потехе - час",

 "Без труда не вынешь и рыбку из пруда",

"Не учи безделью, а учи рукоделью" и другие.

 Особенное внимание в русских пословицах уделяется теме  любви к Родине и защите Отечества. Приведу примеры пословиц и поговорок, которые я использовала на занятиях и в повседневной жизни по воспитанию патриотических чувств у дошкольников:

Одна у человека мать, одна и Родина.

Нет земли краше, чем Родина наша.

В гостях хорошо, а дома лучше.

При солнышке тепло, при матери добро.

Дружная семья гору сдвинет.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Береги землю любимую, как мать родимую.

Жить - Родине служить.

Родина-мать, умей за нее постоять.

Эти пословицы любимы в народе и дошли до нашего времени.

1.3.  Роль русских сказок в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.

Огромной любовью пользуется у детей сказка. Нет, вероятно, ребенка, который без замирания сердца, без интереса воспринимал бы сказку. Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои бьются. Сказка, как показано в работе Д.М. Аранорской-Дубовис, как средство воздействия на ребенка часто обладает преимуществами над другими воспитательными приемами.

В русской народной сказке заключено богатое содержание  и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и другими).

 Например: красна девица; ясный сокол; конь-волчья сыть, травяной мешок; встань передо мной, как лист перед травой и тому подобное, которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию ее образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников; и в отношении нравственно-эстетических аспектов, раскрываемых тем и идей.

ВЛ. Аникин указывал, что «сказки - своего рода нравственный кодекс народа, их героика - это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Выдумка сказочника вышла из помыслов о торжестве сил жизни, труда и честности над бездельем, низостью».

Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи.

Все это возбуждает творческую активность ребенка дошкольника, заставляет делать выводы, которые, как отмечает Д.М. Арановская-Дубовис, недоступны для него в других обстоятельствах. За счет того, что ребенок входит внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принимает участие в действиях героев, переживает их радости и печали, у него формируется чувство меры, чувство той грани, «которую не должно переходить воображение в искусстве, и вместе с тем у него начинают складываться реалистические критерии эстетических оценок».

Сказка, по мнению А.В. Запорожца, «выполняет важнейшую роль в развитии воображения - способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого». Все это указывает на большие возможности сказки в нравственно - эстетическом воспитании дошкольников.

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности начинаю с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям.

        

         Знакомлю детей с русскими народными сказками, побуждая детей выражать свое отношение к героям произведений. При драматизации сказок ребята входят в образ персонажа, изображая те или иные действия сказочных героев. Но прежде чем приступить к работе над сказкой  с детьми провожу словарную работу по выявлению трудных для восприятия слов, рассматриваем иллюстрации к данной сказке, непосредственно знакомимся с самим произведением и его героями. Выявляем положительные и отрицательные поступки, героизм, смелость и трусость, смекалку, желание оказать помощь слабым и т.д.

В этике существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуются как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут  показать:
• как дружба помогает победить зло ("Зимовье");
• как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят");
• что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка").

Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных.

Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.

Для девочек это красная девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка "Репка" учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми;

Сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить -можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации;

Сказки "Теремок", "Зимовье зверей" учат дружить.

Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках "Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Снегурочка", "Терешечка".

Страх и трусость высмеиваются в сказке "У страха глаза велики", хитрость - в сказках "Лиса и журавль", "Лиса и тетерев", "Лисичка-сестричка и серый волк" и тд.

Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается ("Хаврошечка", Мороз Иванович", "Царевна-лягушка"), мудрость восхваляется ("Мужик и медведь", "Как мужик гусей делил", "Лиса и козел"), забота о близком поощряется ("Бобовое зернышко").

Во всех сказках есть персонаж, который помогает положительному герою со- хранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец. "Старец всегда появляется в тот момент, когда герой находится в безнадежном и отчаянном положении, из которого его спасти может только глубокое размышление или удачная мысль.

         Но так как из-за внутренних и внешних причин герой не может справиться с этим сам, знания приходят в форме персонифицированной мысли, например в форме проницательного и способного помочь старца. Он помогает герою пройти через трудную ситуацию, в которую тот попал по своей вине, или, по крайней мере, помогает ему добыть такие сведения, которые пригодятся герою в его странствиях. Старец помогает общаться с животными, особенно с птицами. Он предупреждает о подстерегающих опасностях и снабжает средствами, необходимыми для того, чтобы встретить их во всеоружии... Часто в сказке старец задает вопросы типа "Кто? Почему? Откуда? Куда?" для того, чтобы вызвать саморефлексию и мобилизовать моральные силы, а еще чаще он дает неожиданное и невероятное средство для достижения успеха, являющееся... одной из особенностей целостной личности" (КГ. Юнг).

Старец не только помогает положительному персонажу сохранить свои моральные ценности, но и сам олицетворяет такие моральные качества, как добрая воля и готовность помочь. Он также испытывает нравственные качества других ("Мороз Иванович").

Существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств у маленького ребенка:

 запрет - нарушение - кара.

 Они постепенно из внешних, формальных преобразуются во внутренние качества (самоконтроль, самонаказание, саморегулирование). Это страшные сказки, или "страшилки". Они включаются в фольклорный репертуар детей 5 - 6 лет (не раньше!). Взрослые иногда отрицательно относятся к "страшилкам", но они так же традиционны, как и волшебные сказки или сказки о животных (вспомним крестьянские былички об утопленниках, мертвецах и домовых, которые так любили рассказывать и дети, и взрослые в XIX веке).

 В страшных сказках силы зла беспрепятственно проникают в дом, когда нет родителей (они умерли, уехали или уснули), т.е. когда нарушается целостность домашнего мира. Этим они очень похожи на другие сказки, в которых почти никогда нет полной семьи; внучка живет с дедушкой и бабушкой, отец - с тремя сыновьями, девочка - с отцом и мачехой. Поэтому с ними и случаются всякие неприятности. Чувство защищенности дают только полная семья, только присутствие матери.В страшилках нет добрых помощников и пощады не бывает, если дети не одумаются, т. е. ответственность за нарушение запрета или за невыполнение поручения ложится на самого ребенка.

         При правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно-художественной ценности пpоизведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки  оказывают огромное воспитательное воздействие на ребенка. Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

1.4. Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль.

Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются  в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в игровой форме знакомят  детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе.

 Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом, я в своей работе использую народные песни, пляски, хороводы. Все это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, черты характера.

Ученый, деятель культуры и народного образования Н.В.Никольский утверждал, что народная песня - это верный путь к осознанию человеком своей национальной принадлежности. Народная песня учит любить то, о чем поет народ, и тот язык, которым он пользуется.

        Музыкальное искусство жило в народе задолго до появления профессиональных сочинителей музыки – композиторов. Песни и наигрыши украшали быт и увеселения молодежи и старших поколений, служили важной составной частью свадебных ритуалов, земледельческих обрядов. В течение веков одни из песен забывались, другие возрождались.

Работая по программе воспитания, я повседневно уделяю большое внимание русской народной музыке, которая оказывает большое влияние  на формирование вкуса ребенка.

Большинство малышей к моменту прихода в детский сад уже имеют небольшой багаж  впечатлений, связанных с народным музыкальным фольклором: слышали колыбельную песню матери, веселое подпевание плясовой музыки.

Эти первые впечатления я стараюсь закрепить и   расширить с первого дня пребывания в детском саду, давая понятные и близкие  по смыслу  народные песни, потешки, попевки, пляски, мелодии, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа.

Например:

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька,

Пройди по дороженьке,

Топни, Катя, ноженькой.

Вот и лето красное,

Жарким стало солнце ясное.

Землю- матушку согрело,

Сладка ягодка поспела,

Тут и красна земляничка,

Тут и черная черничка.

Еду-еду к бабе, к деду

На лошадке в красной шапке,

По ровной дорожке

На одной ножке,

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам,

Все прямо и прямо,

А потом вдруг…в яму

Бух!..

С русскими народными песнями и мелодиями детей начинаю знакомить уже в младшей группе. Вместе с музыкальным руководителем осуществляю знакомство с песнями на музыкальных и других занятиях, в повседневной жизни, во время проведения досугов, в  процессе народных праздников, проводимых с детьми.

Например : к празднику осени разучиваем « Огородную- хороводную»,к весеннему « Земелюшка- чернозем», вне занятий вместе с детми поем « Зайка серенький», « Вышла курочка гулять» и др.

 Постепенно, в зависимости от возраста детей, расширяю представления детей о русских народных песнях, и мелодиях.

Эмоциональное воздействие произведений русских композиторов, которым всегда была свойственна любовь к Родине, к народу велико и значимо. Вместе с музыкальным руководителем знакомим детей с музыкой М.Глинки, М.Мусоргского, П.Чайковского, Д.Шостаковича, С.Прокофьева и др. Я думаю, что это знакомство также  важно для воспитания патриотических чувств дошкольников. П.И. Чайковский – это композитор, бесконечно любивший русскую песню, русскую природу, русского человека. Его музыка, полная песенной красоты, с нежной мелодией, наиболее доступна детскому пониманию.

Еще в своей работе по воспитанию патриотических чувств у ребят я уделяю внимание современной песне. Известно, что дети любят песенный репертуар взрослых, с удовольствием его слушают и исполняют. Среди популярных в детском саду песен есть такие, что ненавязчиво учат любить свою страну и родной дом. Это песни О.Газманова, Ю. Антонова, С.Ротару,  группы  «Любэ», песни периода Великой Отечественной войны.

После слушания, исполнения таких песен провожу беседы с детьми о том, кто и когда их пел, почему эти песни пользуются народной любовью.

1.5. Русские народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли).

Былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче воспитывают гордость за родную землю, способствуют формированию патриотического сознания.

Знакомство детей с былинами начинаю с объяснения, что это такое, как они появилялись, исполнялись и где использовались. Рассказываю, что слово “Былина” означает “быль”, т. е. правдивое повествование. Раньше былины пелиcь под гусли, поэтому в исполнении присутствует плавность и напевность повествования.

Всего былин больше ста с лишним, а пришли они к нам из времен дальних, передавались народом из уст в уста. А для нас их сберегли собиратели былин, что ездили по городам и селам и записывали их от простых крестьян-сказителей.

Главными героями былин являются народные герои– богатыри. Богатыри любят родную землю, стоят на страже её границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Они являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть!

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай-сват, Василий Казимирович, Сухман –вызывают у нас восхищение, радость, веру в силы народные.

Итак, былины – это прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли.

Знакомлю детей с самыми известными былинами : “Добрыня и Змея”, “Алеша Попович и Тугарин Змеевич”, “Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча”, “Илья Муромец и Соловей-разбойник” и многие другие.

Глава 2. Использование в своей работе средств, форм и методов по нравственно-патриотическому воспитанию.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв.

Детство- это то, что дается каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это то чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаем его следующему поколению.  

Самое главное, то, что я сама люблю свою Родину, свой край, город. Всегда гордилась тем, что живу в таком богатом, красивом уголке нашей России. Вспоминаются слова академика Д.С.Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение, перекати- поле».

         Поэтому от нас, взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут  с собой по жизни и передадут своим детям.  Начиная работу, я сама знакомилась, изучала природные, культурные, экономические и социальные особенности города Новозыбкова, Брянской области.

Систему работы я составила следующим образом:

семья→детский сад→ родной город→родная страна.

          Воспитывать патриотизм начинаю с раннего детства, не забываю о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И моя задача  сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания я строю свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

«Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста).

Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.

Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Сочетание научности и доступности исторического материала.

Наглядность.

Рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.

Систематичность и последовательность. Воспитание эффективно, если оно системно.

Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, городу, краю.

Принцип от близкого к далекому.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

          Свою работу по патриотическому воспитанию я распределила   по блокам:

1 блок - «Моя семья»

2 блок - «Детский сад»

3 блок - «Родной город»

4 блок - «Родная страна»

            Каждая из тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка, так как воспитание патриотических чувств не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий.    

В настоящее время свою работу выстраиваю при помощи проектного метода: «Семейный альбом», «Родной город».

2.1. Блок - «Моя семья».

        Значение семьи в государственной политике России можно определить по последним строчкам завещания императора Александра 111 своему сыну Николаю «Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства». Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, к отцу, бабушке, дедушке. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:

- корни каждого - в истории и традициях семьи;

- семья- ячейка общество, хранительница национальных традиций;

- счастье семьи - счастье и благополучие народа.

К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны. Вот почему так важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи.

Знакомство с семьей будущего воспитанника начинаю задолго до его прихода в детский сад. Сначала изучаю документально состав семьи, их условия жизни, а затем посещаю семью индивидуально, выясняя их семейные обычаи и традиции.

Набрав новичков детей в группу, провожу индивидуальные беседы :

-Как тебя зовут? Как твоя фамилия? Как зовут твою маму? Как зовут твоего папу? Во время таких бесед-разговоров следила за тем, чтобы дети различали понятия «имя», «фамилия», не объединяя их.

В младших группах основное внимание уделяла воспитанию любви к самому близкому в семье человеку- маме. Проводила беседы: « Моя мама», « Хочу быть как мама», « Маленький помощник» и др.

Обращала внимание на то, что мама заботится обо всех членах семьи - она поддерживает  порядок в доме, готовит, стирает, занимается с детьми. Старалась научить детей не только восхищаться мамой, но и иметь желание оказывать ей посильную помощь - убрать игрушки, самостоятельно сложить одежду и т.д. Объясняла детям, что чем больше научатся сами, тем больше смогут помочь маме.

Так же проводила беседы и о других членах семьи - папе, бабушке,

 дедушке, сестричках и братьях: « Моя семья», « Мы отмечали праздник»,

« У нас в гостях бабушка» и др.

Предложила принести семейные фото. Рассматривая их, дети рассказывают о членах семьи, которые  изображены на фото. Итогом стало создание альбома « Моя семья». Таким образом, я подвела детей к пониманию того, что такое семья.

Тема ознакомления детей с понятием «Семья» пронизывывает все виды деятельности детей, такие как: рисование, аппликация, ознакомление с художественной литературой, музыкальной деятельность.

 Например:

при чтение таких произведений, как: потешки « Этот пальчик бабушка…», « Дед хотел уху сварить» и т.д.;сказки «Волк и козлята» , « Гуси-лебеди»; рассказы К.Ушинский «Петушок с семьей», Д.Грабина «Мама», стихотворения Л.Квитко «Бабушкины руки», Е.Благининой « Солнышко»,  и др.;

 на занятиях по развитию речи составляли  рассказы по картинам «Моя семья», « Маленький помощник» и др.;

в лепке: «Ладушки, ладушки, испечем оладушки…», «Бусы и колечки»

в аппликации: «Моей мамочке», « Для папы»;

в играх: « А ты кто такой?», « Кому что надо?» (о профессиях);

в сюжетно-ролевых: « Дочки-матери», «Семья», « День рождения Мишки», «Путешествие» или «Мы отдыхаем»;

     

       В старшем дошкольном возрасте продолжаю работу по данным темам, но с более углубленными понятиями: родственные взаимоотношения, генеалогическое древо и т.д.

Например:

при чтении сказок « Сестрица Аленушка братец Иванушка», « Три медведя», были Л.Толстого « Косточка», « Котенок», стихотворений А.Барто

 « Все на всех», У Благинина « Вот какая мама» и многие другие произведения.

на занятиях по развитию речи составляем рассказы по картинам: «Моя семья», «Семейный праздник» и др.;

в продуктивной деятельности это: лепка «Я и моя семья»;аппликация «Моей мамочке», «Цветы в вазе», « Летит самолет»;рисование « Платок для бабушки», « Моя семья»; конструирование «Мебель для кукол», изготовление открыток к праздникам.

В различных видах игр «Кем быть?», « Кто где работает?», «Семья», «Почта» и др.

         В свободное время от занятий провожу беседы: «Традиции и любимые занятия моей семьи», «Праздник в семье», « У нас – дружная семья», « Я хочу быть похож на свих родителей».

Вместе с детьми и родителями продолжаю подборку семейных фотографий, устраиваем фотовыставки к традиционным праздникам нашего ДОУ: «День пожилых людей», «День матери», «День защитника Отечества» и другие.

Постепенно у детей складывается « образ собственного дома», с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство любви к родительскому дому кладется  в основу любви к Родине, Отчизне.

2.2. Блок – « Детский сад»

Маленькие дети, придя в детский сад, испытывают чувства страха, одиночества, эмоционального дискомфорта. Чтобы создать психологический комфорт в группе я начинаю  знакомить  детей друг с другом. Для  лучшего контакта организовываю игру « Кто в теремке живет?» Сначала рассказываю сказку « Теремок», а потом предлагаю поиграть в игру. Дети стучатся в теремок, как зверушки из сказки, но называют свои имена. Игру провожу до тех пор, пока дети не запомнят имена друг друга.

В начале учебного года знакомлю детей с помещением группы и их назначением; с предметами, находящимися в группе; с помещениями, с участком, территорией детского сада, с его зданием. Эту работу провожу в виде экскурсий,  беседы, игры, целевых прогулок, трудовой деятельности.

Обращаю внимание на то, что в группе все  сделано так, чтобы детям было удобно, хорошо. О детях заботятся сотрудники детского сада, люди разных профессий, все они добрые, помогают друг другу, живут дружно, как большая семья. Они делают многое для того, чтобы ребята чувствовали себя здесь уютно и комфортно. Поэтому все, что окружает, необходимо беречь. В итоге подвожу к понятию того, что детский сад- это маленький город, где есть участки, на которых  дети играют, маленький стадион, где занимаются спортом, есть клумбы. Дети любят и берегут свой маленький городок - детский сад.

С помощью экскурсий на кухню, в прачечную, кабинеты медсестры, методиста, заведующей, плотника знакомимся с именами сотрудников, с содержанием и важностью их работы. Воспитываю уважение к сотрудникам детского сада, желание им помочь, доставить радость.

Во время экскурсий па территории детского сада обращаю внимание детей на чистоту и порядок. Привлекаю к уборке участка: осенью - собираем листья, зимой - чистим дорожки, а весной и летом собираем камушки и веточки. Еще у меня есть своя клумба, за которой я ухаживаю. Поэтому организовываю  ребят в  желании мне помочь ухаживать за растениями (пропалывать, поливать, сажать и т.д.)

Я стараюсь, чтобы дети чувствовали себя в детском саду комфортно, чтобы полюбили его, как родной дом, чтобы шли к нам с радостью и желанием.

Считаю очень важным в воспитании нравственно-патриотических чувств выполнение норм и традиций в жизни группы, сфера социальных  отношений.

В группе существует три обязательных правила:

- нельзя бить и обижать людей;

-нельзя ломать и портить результаты других людей;

-нельзя без разрешения брать чужие личные вещи.

Решая с детьми различные игровые  ситуации, анализируя содержание художественных произведений, русских народных сказок, подвожу к тому, что людям, живущим вместе, будет хорошо только в том случае, когда каждый из них станет учитывать интересы других и сдерживать  свои желания и настроения.

2.3. Блок – « Родной город»

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а, живя в городе,  селе он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Думается,  это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это я стараюсь передать детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

Н. К. Крупская, ориентируя воспитателей на расширение детского кругозора, подчёркивала, что основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Краеведческий материал должен стать основой понимания детьми своеобразия своего города,  края, области.

Детям младшего возраста трудно еще представить себе, что такое город, но я считаю, что знакомить их с этим понятием уже необходимо.

 Знакомить начинаю с близлежащих улиц, домов, учреждений. С маленькими детьми трудно выйти за пределы детского сада, поэтому наблюдения провожу непосредственно возле учреждения. Обращаю внимание на то, что вокруг много домов, они расположены на определенных улицах. Улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома свой номер. Поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. В течении года ,совместно с родителями учим детей запоминать свои адреса. Всю работу по этому блоку провожу вне занятий.

 После городских праздников провожу беседы, интересуюсь, как провели праздник и с  кем, что интересное видели, как был украшен город.

Вместе с детьми рассматриваем фотографии, обращаю на красоту, чистоту нашего города.

В старших группах работу по ознакомлению города усложняю.

На занятиях знакомлю с историей образования города, с тем, как дали название улицам, с природой, достопримечательностями, символикой города.

Я разработала и теперь занимаюсь внедрением  проекта «Мой город». Создала альбом  «Мой родной город», где собрала  фото с изображением различных уголков нашего города.

Огромную помощь в ознакомлении с родным городом оказывают целевые прогулки по городу. Во время которых знакомлю детей с ближайшими улицами, объектами, которые расположены на этих улицах: художественная школа, библиотека, музей и др., рассказываю об их назначении.

Провожу экскурсии к памятникам 307 дивизии, П. Дыбенко ,объясняю в честь кого они воздвигнуты.

Организовываю походы в музей, где ребята познают историю, природу нашего края.

Во время наблюдений за трудом взрослых, учу детей осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей промыслами края, народными умельцами.  У нас в детском саду есть комната быта, изостудия, где я знакомлю ребят предметами старинного быта, с народно-прикладным искусством.

С помощью различной литературы о нашем крае знакомлю с бытом, традициями нашего народа.

 В старших группах  строю свою работу так, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы не верно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой страны, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима.

 Обязательно подчеркиваю, что, каким бы особенным ни был родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:

- люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах;

-они всегда готовы помочь друг другу;

 -результаты труда людей этого края необходимы не только тем, кто живёт в данной местности;

- в родном городе как и в других местах, соблюдают народные традиции; отмечают общенародные знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т. д.;

- здесь, как и по всей  стране проявляют работу о детях;

- в родном краю могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;

- здесь, как и по всей нашей стране, люди должны беречь и охранять природу;  

- каждый человек, любящий Родину, должен проявить уважение к труду, интерес к культуре родного народа.

Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путём простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной город является частью страны,  даю им некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории страны - рассказываю о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении: вокруг находится много лесов, есть речка, богатая рыбой и т.д.;

Беседуя с родителями, объясняю им значимость участия детей в праздновании Дня города или других событиях, чтобы ребята имели возможность окунуться атмосферу радости, веселья.

В информационном стенде для родителей размещаю советы и рекомендации, обращаюсь к родителям с такими  просьбами: « Умные папы и добрые мамы, гуляя по городу, покажите и расскажите, чем привлекателен наш город, обратите внимание на красоту зданий, скверов, церквей»;

или « Приучайте детей к правильному переходу перекрестка. Обращайте их внимание на то, кто приводит город в порядок. Понаблюдайте за работой дворника. Своим поведением достойного горожанина покажите пример детям».

Затем все эти впечатления предлагаю детям отобразить в продуктивной деятельности детей. Например:

Провожу конкурс рисунков «Мой город», «Улицы родного города» и др., аппликации на тему о городе «Праздничный город», «Улица, на которой я живу». Затем рассматриваем их с детьми и анализируем.

В итоге работы по данному блоку провожу беседу « За что я люблю свой город». В ходе которой дети вспоминают все, что узнали о городе.

2.4. Блок - «Родная страна»

 Понятие « страна» для детей младшей группы также сложно, как и понятие « город». Поэтому к жизни своей страны приобщаю детей через участие в праздниках, каких-либо общественных событиях. Привлекаю детей к украшению группы к каким-либо праздникам. После прохождения праздников провожу беседы, где они были на праздник, что видели. Такие разговоры вызывают у детей чувство сопричастности к большим событиям страны.

Рассматриваем с детьми иллюстрации с изображением природы родной страны в разные времена года. Сообщаю детям название страны и часто его повторяю. Рассматривая картины художников  Репина, Саврасова, учу восхищаться красотой различных пейзажей. Рассказываю русские народные сказки « Репка», « Маша и медведь», « Теремок» и др. Читаю и разучиваю народные песенки, потешки, прибаутки.

Например:                                          …

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка.

Что ты рано встаешь?

Громко песни поешь?

Деткам спать не даешь.

Киса, кисонька, коток,

Киса – серенький хвосток,

Приди, киса, ночевать,

Приди Васеньку качать.

Ой, люли, люли, люли

прилетели журавли.

Как они летели - все на них глядели,

Журавли курлыкали,

Киски все мурлыкали.

 Рассматриваем предметы народно-прикладного искусства, постоянно подчеркиваю, что все это придумал, сделал русский народ.

В старшей группе объем знаний о Родине значительно увеличивается.

         Продолжаю данную работу со знакомства детей с другими городами России, со столицей нашей Родины- Москвой.

В ознакомлении с символикой нашей страны использую  занятия, беседы, наблюдения, а также моделирования и пиктографии.

Например, объясняя детям значение цветов флага, рядом с белым цветом располагаю рисунок с изображением голубя, улыбки, означающих мир, чистоту совести; с синим цветом - лебедя, символизирующего верность, правду; с красным - русского богатыря, олицетворяющего собой силу и отвагу.

Беседуя о  флаге России, объясняю детям, что по цвету флага можно сказать какие люди живут в нашей стране. Если красный цвет означает мужество и отвагу, значит люди у нас мужественные и отважные, если синий цвет означает верность и правду, значит  – верные и правдивые, по белому мы можем сказать, что люди у нас – миролюбивые, честные и справедливые.

Знания о значении герба России , в котором отображена история нашего государства, даю детям в сказочной форме: еще в давние времена дедушки и бабушки рассказывали детям сказку о сильном и отважном Егории, победившим ужасного змея. Всадник , изображенный на гербе, - Святой Георгий- прототип сказочного героя.

Рассматривая герб, провожу беседу:

-кот изображен на гербе нашей страны в самом центре? (двуглавый орел);

- почему у него две головы? (государство большое, и орел смотрит и на запад, и на восток нашей страны);

-что на груди орла? (щит);

- кто изображен на щите? (всадник на коне);

-как зовут всадника? ( Георгий Победоносец);

- что он держит в лапах? (коне);

-зачем оно ему? (чтобы победить черного змея).

Делая выводы и анализируя сказки, дети понимают, что герб  символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Использование таких приемов развивает у детей любознательность, интерес к истории России, к жизни человека в прошлом.

В старших группах символику вывешиваю в патриотический уголок, чтобы дети ежедневно могли все рассматривать и знакомиться вне занятий.  

 При ознакомление с природой родной страны делаю акцент на ее красоту и разнообразие, на ее особенности ( по какому дереву можно определить Россию, какие цветы цветут на российских  лугах, какие животные обитают в наших лесах..)

      Героика - патриотическая тема была и всегда остается актуальной в воспитании подрастающего поколения. Все, что связано с армией, находит горячий отклик в душе ребят.

Героизм, мужество, стойкость, готовность идти на подвиг во имя Родины - это характерные черты понятны старшим дошкольникам и вызывают в них желание подражать воинам, быть такими же, как они.

 Такие важные понятия, как «долг перед Родиной», « любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д., необходимо прививать   на конкретных фактах из жизни старших членов семьи. Поэтому на различные праздники в детском саду приглашаю участников ВОВ. Важно, чтобы ребята поняли, что мы победили в войне потому, что мы любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники

Организовываю праздники героико-патриотической тематики ко Дню защитников Отечества, ко Дню Победы, где одновременно обучаю и воспитываю детей. Здесь они по-настоящему играют в военных, маршируют в почетном строю, поют военные песни. На праздник приглашаю настоящих военных, ветеранов, бывших военнослужащих.

Важное место в патриотическом воспитании отвожу восприятию произведений, отражающих события Великой Отечественной войны. Песни Великой Отечественной войны – это произведения огромной нравственной силы, пробуждающей чувство гордости за свой народ, воспитывающие мужество и стойкость. По рекомендациям программы воспитания, вместе с музруководителем,  подбираем соответствующий репертуар (отечественных композиторов, образцов народной музыки). Данный подбор воспитывает в ребенке любовь к родным местам, к людям, чувство гордости за историю страны.

Огромное воспитательное значение имеют произведения художников, поэтов, писателей. Рассматривая картины  « Оборона Севастополя» А. Дайнеко, « Отдых после боя, Ю. Непримцева и др.беседуем с детьми о том, как холодно солдатам  лежать день и ночь в окопах, как хотелось домой, но у них был долг-защищать Родину, матерей, детей, и они не могли поступить иначе.

Или, читая отрывок из поэмы А.Твардовского:

…Знаешь сам, Василий Теркин,

Что туда дороги нет.

Нет дороги, нету права

Побывать в родном селе.

Страшный бой идет, кровавый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле,

подчеркиваю и объясняю значение слов «нету дороги», « нету права», и « смертный бой не ради славы, ради жизни на земле». Рассказываю о тысячи солдат, погибших в годы войны, о братских могилах, оставшихся на полях сражений. Знакомлю с великими защитниками Отечества- А.В.Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков и др.

 В ознакомлении с Россией использую искусство: музыка - Чайковского, Прокофьева), художественные произведения- стихи Пушкина, Есенина, Блока, изобразительное искусство – картины Левитана, Шишкина.

Важной частью работы по данному блоку считаю формирование у детей представлений о людях родной страны, тех людях, которые прославили нашу Родину, таких как: Ю.А. Гагарин, челюскинцы. Все это отражается в слушании художественных произведений, в рассматривании иллюстраций, беседах, а так же рисование, игры-путешествия.

 Приобщение дошкольников к трудовой деятельности с общественной мотивацией. Труд ребёнка дошкольника невелик и несложен. Старшие дошкольники могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и направленные на общую пользу. Мы взрослые приучаем их добросовестно относиться к любой работе, добиваясь поставленной цели.

 Формирование бережного отношения к природе (подкормка птиц, выращивание цветов, уход за животными, работа на огороде) должно сочетаться с воспитанием любви к родному краю и желанием работать вместе со взрослыми, благоустраивая участок, улицу.
Реализация этих подходов позволит успешнее складывать предпосылки формирования подлинно гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которые затем лягут в основу личности взрослого человека-гражданина своей страны.

2.5. Сотрудничество с родителями - как одна из форм работы с родителями по вопросам нравственно- патриотического воспитания.  

Огромное значении в воспитании патриотических чувств, имеет пример взрослых, и особенно – близких людей.

Свою работу строю в тесном содружестве с семьей. Я считаю, что совместное сотрудничество педагога, детей и родителей способствует зарождению и воспитанию нравственно-патриотических чувств.

« В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и мысль должно приходить к детям»- эту заповедь А.С. Макаренко я использую при работе с родителями.

Для выяснения необходимости внедрения данного направления в свою воспитательную работу провела среди родителей  анкету на тему: «Актуальность патриотического воспитания».

Исходя из анализа просмотра анкет   составила план работы с родителями.

Для повышения уровня компетентности родителей в данном вопросе, провожу индивидуальные беседы, выступления на родительских собраниях.

         Оформляю и выставляю папки-передвижки с консультациями о нравственно- патриотическом воспитании дошкольников.

Родители активно участвуют во всех мероприятиях: народных праздниках, выставках, экскурсиях, проектах « Моя семья», «Наши дети», «Наш город» .

 Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению благополучных отношений.

Подключение родителей к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др.

Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Уже в 6-7 лет дошкольник должен знать, что все близкие его трудятся, что государство оказывает помощь детям, больным и престарелым, что российские люди не бросают друзей в беде. На этой основе будет складываться постепенно крепнущее сознание встречной ответственности перед народом, ждущим от будущего гражданина доброты, честности, трудолюбия.

Раньше считалось, что малышам нельзя показывать отрицательные стороны жизни. Конечно, специально фиксировать внимание на негативных проявлениях людей не следует, но и боязнь объяснить детям, что в окружающей жизни не всё прекрасно, ведёт к тому, что у ребят не развиваются реалистические представления и не воспитывается оценочное отношение к общественным явлениям. Поэтому я подчёркиваю, что в основе формирования гражданских чувств и осознания понятия «человек-гражданин» лежит не формальное восхищение достижениями страны, а гражданская позиция, основанная на необходимости знать горести и беды Отчизны и желать их устранить. Этому способствуют беседы родителей с детьми, раскрывающие красоту человеческих поступков.

«Готовясь к беседе о гражданственности, - писал В. А. Сухомлинский, - я стараюсь всеми силами своей души постичь смысл  того, о чём будут рассказывать, глубоко осмыслить самую суть гражданской красоты, доблести, подвига, чтобы всё по-новому пережить. Это очень важное правило  воспитательного влияния».

Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, посёлка. Изучать с детьми места, где живёшь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители.

При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «Вот здесь жил когда-то...», «Здесь строится...», «Это исторический  музей» и т. д.

Дошкольнику интересно и полезно побывать на местной выставке, в музее. Такое посещение должно стать для него событием, праздником, поэтому родители ограничивают время пребывания в музее, объём информации, помня о быстрой утомляемости ребёнка. В краеведческом музее для посещения выбрать один раздел: «Наш край в древности», или «Природа родного края», или «Великие и знаменитые люди нашего края». Разговор с ребёнком не должен быть назидательным, это - совместное обсуждение, раздумье. Дошкольнику нужно показать естественную заинтересованность взрослого. Такое «равноправие» в выражении мыслей и чувств необходимо для развития у ребёнка самостоятельности мыслительной деятельности и личностного отношения к событиям и фактам.

Родителям советую и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии и целью знакомства с историческими местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея.

Семья - первый коллектив ребёнка, и в нём он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. Поэтому предметом особого разговора с родителя выделяю обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе), к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи.

Постепенно ребёнок пронимает, что он - частица большого коллектива - детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках.

Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.    

Анализируя свою работу, пришла к выводу, что ее надо продолжать среди детей и взрослых.

Чтобы и в дальнейшем продолжать прививать у детей любовь к Родине, развивать интерес к прошлому нашей страны, в будущем хочу организовать проект: « Древо моей семьи», планирую привлечь родителей и детей совместно создать герб своей семьи.

Я считаю, что решение задач нравственно-патриотического воспитания во многом зависит от взрослых. Если поистине любить свою Родину, быть ей преданным, уметь наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно добиться эффективности воспитательно-образовательной работы.

Я думаю, что, воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-созидатель нашего государства. И от того, как мы будем решать задачи нравственно-патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.

Заключение.

Исходя из выше изложенного материала я наметила следующие приоритеты в своей работе:

1.    Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

2.        Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости,  трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим  нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат  как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

 Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3.       Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4.       Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Таким образом, если показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – то это и является главным условием для воспитания нравственно - патриотических чувств.

Литература:

Н. В. Алешина « Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной  

                              действительностью».                                                      

                                  Москва 2005г.

Н. В. Алешина « Патриотическое воспитание дошкольников».

                             Москва  2005 г.

Н. Г. Зеленова  « Мы живем в России».

Л. Е. Осипова     Москва 2008 г.

Н. Г. Комратова  « Патриотическое воспитание детей 4-6 лет».

Л. Ф. Грибова        Москва  ТЦ « Сфера» 2007 г.

Е. Ю. Александрова « Система патриотического воспитания в ДОУ».

Е. П. Гордеева                 Волгоград. Учитель,2007 г.

Под редакцией Л. А. Кондрыкинской « С чего начинается Родина?»

                                    Москва  Т Ц « Сфера» 2005 г.

Н. С. Голицына « Ознакомление дошкольников с социальной  

                                действительностью».

                                  Москва. Мозаика- синтез, 2006 г.

О. А. Скоролупова « Тематическое планирование воспитательно-

                                  Образовательного процесса».

                                       Москва 2006 г.

Журналы « Дошкольная педагогика»:

№ 4 2008 г. Т.Л. Гончарова « Нравственно-патриотическое воспитание детей  

                      дошкольного  возраста через чувственные отношения к

                     родственникам».

                      И. В. Кузьмина «Формирование семейных у детей

                       старшего дошкольного возраста».

№ 2 2009 г. Л. Н. Деркач « Современные подходы к патриотическому

                      воспитанию дошкольников».

Ответственный   « Программа воспитания и обучения в детском саду».

редактор                  

М.А. Васильева       Утверждено министерством просвещения РСФСР.

                                  Москва « Просвещение» 1985г.    

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...