Обобщение педагогического опыта
опыты и эксперименты по теме

Корелина Жанна Сергеевна

Результаты работы по программе "Расту здоровым"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_programme.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогическoго опыта по валеологическому воспитанию дошкольников по программе «Расту здоровым».

 Цель и задачи:

Цель: создать условия для формирования предпосылок осознанного отношения ребенка  дошкольного возраста к своему здоровью.

Задачи:

  • формировать представления о строении тела человека;
  • развивать стойкие культурно – гигиенические навыки;
  • обучать уходу за своим телом;
  • формировать привычку ежедневных физических упражнений;
  • воспитывать положительное отношение к спорту, физическим упражнениям, здоровому образу жизни;
  • обогатить предметно – развивающую среду играми валеологической направленности, материалом для полноценной двигательной деятельности дошкольников, проведения оздоровительных мероприятий;

 Описание основных методов и методик.

  1. Технология здоровьесбережения, которая направлена на улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие, развитие потребности к здоровому образу жизни.

      Я считаю, что на сегодняшний день ведущее место должно быть отведено использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья,

а так же технологиям обучению здоровому образу жизни и коррекционным технологиям.

      К основным формам и методам технологии сохранения и стимулирования здоровья детей относятся:

      Динамические паузы – во время образовательной деятельности, 2-3 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для

глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида образовательной деятельности.

       Подвижные и спортивные игры – как часть специально организованной образовательной деятельности по физическому развитию, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

    Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

     Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

      Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки со среднего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

   Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Используется как основной элемент при проведении образовательной деятельности с детьми по физическому развитию.

  1. Технология обучения здоровому образу жизни.

             Основные формы и методы данной технологии:

Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре – 3 раза в неделю: 2 -  в спортивном  зале и 1 -  на улице. Перед образовательной деятельностью  необходимо хорошо проветрить помещение спортивного зала или групповой комнаты.

Проблемно-игровая (деятельность) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Совместная деятельность с педагогом  может быть организована не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, совместная деятельность с педагогом  рисованием, лепкой и др.

  1. Коррекционные технологии.

   Элементы музыкотерапии – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

     Элементы сказкотерапии – используется для развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

  1. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников. Цель ее – сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Образовательная деятельность предполагает разнообразие педагогических мероприятий с дошкольниками: беседы о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем и т.п.  Дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях и др.

По-моему, подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого  учреждения для детей дошкольного возраста.

 Результативность.

     Систематично, проведенная работа показала следующие результаты:

Количество детей, имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, увеличилось на 27% и составляет 71%.

Усовершенствована предметно-развивающая среда в группе: в своей работе широко использую наглядную агитацию – уголок здоровья в группе.

 

Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение. Для обеспечения полноценного своевременного развития детей, сохранения и укрепления физического и психического здоровья, профилактики простудных заболеваний, физического развития и оздоровления воспитанников в нашем учреждении имеется спортивный  зал, оснащенный необходимым традиционным и нестандартным оборудованием, На игровом участке центра имеется спортивное и игровое оборудование, где дети имеют возможность развития двигательных навыков в любое время года.

Важным условием педагогической поддержки считаю диалог: сотрудничество с ребенком в форме бесед, совместного решения проблем и ситуаций выбора объектов среды и действий с ними, активизации самостоятельного выбора объектов среды, с которыми ребенок хочет взаимодействовать. Если ребенок чувствует себя уверенно в среде, успешно решает задачи, то хвалю и поощряю его, ориентирую на успех организации выбора и решении постепенно усложняющихся задач валеологического содержания. Если же ребенок отказывается от взаимодействия со средой, пассивен в ее освоении, то в процессе индивидуального взаимодействия ввожу его в среду, предлагаю совместно осваивать ее, используя игровые приемы, стремясь заинтересовать ребенка ее компонентами, поощряя его действия.
       Процесс воспитания валеологической культуры обеспечивается также активностью и самостоятельностью самого ребенка, поэтому я поддерживаю эту активность, создаю условия для возникновения интереса к решению задач валеологического содержания и успешности этого решения путем обеспечения интеграции валеологического воспитания с другими видами деятельности. 
       Обретение ребенком опыта здорового образа жизни осуществляется через организацию режима дня и питания детей, среды, с которой взаимодействуют дети. 
Так, шаг за шагом ребенок накапливает опыт сохранения и поддержания здоровья, овладевает соответствующей компетентностью, стремится проявлять ее. 

Таким образом, воспитание валеологической культуры дошкольников обеспечиваю через взаимодействие следующих педагогических условий: 
компетентность педагога в решении задач, связанных с воспитанием валеологической культуры дошкольников; интеграция задач воспитания валеологической культуры в целостный педагогический процесс; создание валеологически развивающей среды в группе и педагогическая поддержка ребенка в ней;
учет возрастных особенностей детей и осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку в ходе освоения валеологической культуры.

 Организация работы с детьми по формированию ЗОЖ.

     Для успешного формирования представлений у дошкольников о ЗОЖ необходима целенаправленная, систематическая воспитательно-образовательная работа.

Я  определила для себя следующие направления осуществления этой проблемы:
- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
- формирование элементарных представлений об окружающей среде.

       Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами работы являются:

-  организованная занимательная деятельность;

-  режимные моменты;

- спортивные соревнования;

- досуги, в процессе которых сообщаю детям новые сведения и закрепляю ранее полученные представления.

Закреплять представления лучше в продуктивной и предметно- практической деятельности, поэтому использую интегративный подход к организации занимательной деятельности детей.

   При воспитании культурно-гигиенических навыков формирую привычку правильно:

- умываться;

- вытираться;

- пользоваться носовым платком;

-  правильно вести себя при кашле и чихании.

Расширяю представления о ЗОЖ  через: с/ ролевые игры « Больница», «Аптека», « Семья», чтение художественной литературы: «Сказка про ногти», «Грязнуля Витя» И.Губина, « Птичка Тари», « Зубик-Зазнайка»,

«Сказка про трёх поросят на новый лад», разучивание загадок о частях тела, пословиц о здоровье. Продолжаю знакомить детей с правилами сохранения своего здоровья и заботе о нём.

Для расширения кругозора детей и закрепления, ранее полученных навыков использую настольные и дидактические игры («Первая медицинская помощь»,   «Доктор Айболит», «Части тела», «Сложи картинку», «Что сначала что потом и т.д.)

        Формируя привычки потребности в ЗОЖ, стараюсь выработать

такие навыки у детей:

- полоскать рот после каждого приёма пищи, чистить зубы утром и вечером;

-спать в облегчённой одежде;

- разминаться после пробуждения;

- уметь избегать опасных ситуаций;

- мыть руки перед едой и после посещения туалета;

- есть больше овощей и фруктов;

- ежедневно менять нижнее белье, носовые платки.

Выводы

Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Считаю, что важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить ребёнка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

        Работа по данному направлению дает положительные результаты, так как имеющиеся знания, благодаря их  многократному практическому и наглядно-действенному воспроизведению в игре, обыденной жизни, опытно-экспериментальной деятельности приобретает прочный и осознанный характер. Нетрадиционный подход к оздоровительно-профилактической работе с детьми дошкольного возраста имеет огромный учебно-воспитательный потенциал, что бесценно в воспитании подрастающего поколения.
         Создание здоровьесохраняющей среды и воспитание навыков здорового образа  жизни у детей является одним из основных направлений деятельности педагога.

     Познавательные моменты органично соединяются с оздоровительными, образовательная деятельность сочетается с выполнением дыхательных упражнений, гимнастики для глаз, релаксацией, самомассажем и другими здоровьесохраняющими технологиями.

Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный,  системный подход к организации  валеологического развития, физкультурно – оздоровительных,  и профилактических  мероприятий позволит   эффективно  способствовать  укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную  динамику оздоровления детского организма, позволит   достичь положительных результатов.

Критерии диагностики усвоения программных

задач валеологического образования.

(По Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н.)

4 – 5 лет

Высокий

1. Ребенок полностью самостоятелен в выполнении правил и последовательности умывания, одевания, способов самообслуживания.

2. Он отличается аккуратностью, адекватно оценивает культурно-гигиенические навыки сверстников и свои.

3. Проявляет заботу о слабых детях, с радостью оказывает им помощь в одевании, умывании, быту.

4. Ребенок самостоятельно выполняет все правила этикета.

5. С помощью взрослого устанавливает связь между совершаемыми действиями и состоянием организма. «Я буду, чтобы быть… ».

6. Целеустремлен в выполнении правил здорового образа жизни.

Средний

1. Ребенок сам себя обслуживает, без напоминания сам правильно умывается, одевается, следит за своим внешним видом и порядком в группе.

2. Однако контроль взрослого за самообслуживанием недостаточен, требуется помощь в оценке.

3. Иногда устанавливает связи между поведением и здоровьем.

Низкий

1. Ребенок не уверен в себе, стремление к самостоятельности в процессе умывания, одевания, еды подавлено (без напоминания не может правильно умываться, следить за своим внешним видом) .

2. Постоянно требуется прямое напоминание взрослого о соблюдении порядка, иногда непосредственная помощь.

3. Не развит интерес к выполнению правил здорового образа жизни.

5 – 6 лет

Высокий

1. Ребенок полностью самостоятелен в выполнении гигиенических процедур и самообслуживании.

2. Называет и понимает состояние здоровья и нездоровья.

3. Бережно, заботливо относится к своему здоровью и здоровью других людей, сверстников.

4. Беспокоится при нарушении правил гигиены, небрежном отношении к своему здоровью, готов оказать помощь в случае необходимости.

5. Связывает поступки, условия жизни и здоровье.

6. Знает особенности функционирования человеческого тела, строение организма.

Средний

1. Самостоятелен в выполнении гигиенических процедур и самообслуживания.

2. Сформированы привычки выполнения гигиенических процедур и самообслуживания.

3. Связывает поступки, условия жизни и здоровье.

4. Понимает особенности функционирования человеческого тела, строение организма.

Низкий

1. Выполняет некоторые гигиенические процедуры.

2. Понимает состояние своего организма.

3. Гигиенические процедуры выполняет несамостоятельно, качество выполнения низкое, требуется помощь взрослого.

4. Не понимает особенности функционирования человеческого тела, строения организма.

Вопросы для собеседования:

Цель: изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни, особенности знаний детей о здоровье человека

1. Скажи, пожалуйста, как ты понимаешь выражение «здоровый человек? Кого мы называем здоровым? У нас есть в группе такие дети?

2. Как, по-твоему, быть здоровым – это хорошо или плохо? Почему?

3. А ты заботишься о своем здоровье? Расскажи, пожалуйста, как ты это делаешь?

4. Какие советы ты мне дашь, чтобы не заболеть?

5. Кого в вашей семье можно назвать здоровым? Почему ты так думаешь?

6. Что такое вредные привычки и есть ли они у тебя? Какие вредные привычки есть в вашей семье?

7. Какие полезные привычки ты знаешь? Какие есть у тебя?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы МДОУ д/с "Ромашка" по правилам дорожного движения

Материал содержит разработки педагогов сада по правилам дорожного движения.               Раскрывая духовный и творческий потенциал детей, педагоги нашего ...

Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...

обобщение педагогического опыта "Развитие элементов логического мышления посредством игры"

Большой популярностью в дошкольной педагогике пользуется методика ТРИЗ. Ее основная задача - развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. В работе представлены нетрадиционн...

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"...

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"...

Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС".

Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС"....