Островок радости и детства
проект (младшая группа) на тему

Cултанова Майра Айтжановна

С поступлением ребёнка в  дошкольное учреждение в его жизни происходить множество изменений. Все эти  изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходить из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, т.е адаптироваться. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_adaptatsii.docx149.71 КБ

Предварительный просмотр:

F:\для презентации\ds_15_0.jpgМуниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №2 «Брусничка»

Проект

по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ

Составитель: воспитатель Султанова М.А.

2011год.г.Лангепас


Информационная  карта  проекта

Вид проекта: Групповой социальный,  краткосрочный

Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный

Проект: краткосрочный (июль-сентябрь)

Участники: воспитатели, дети 3-х лет, родители, педагог- психолог.

Актуальность: С поступлением ребёнка в  дошкольное учреждение в его жизни происходить множество изменений. Все эти  изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходить из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, т.е адаптироваться. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.

Цель проекта: успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий.

Задачи проекта:

  1. Снизить уровень тревожности детей и родителей в период адаптации.
  2. Оптимизировать процесс физиологической адаптации – снизить уровень заболеваемости.
  3. Обучить родителям практическим приёмам воспитания и оздоровления детей.
  4. Способствовать  психо – эмоциональному развитию каждого ребёнка.

Ожидаемый результат:

  1. Благоприятное прохождение периода адаптации у детей.
  2. Создание комфортной обстановки для детей и в группе.
  3. Преобразование предметно-развивающей среды.
  4. Установление доверительных отношений между ребенком, педагогом и родителями.

Практический выход: фотовыставка «Я и детский сад» «Кто у нас такой пригожий»

Этапы реализации проекта.

1-й этап «Подготовительный»

  • Подбор и изучение необходимой литературы
  • Изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в адаптационный период
  • Составление плана работы и подбор методик.
  • Анкетирование родителей на тему: «Сведения о ребенке»
  • Предоставление родителям папки-передвижки с практическими рекомендациями; информационных листов с кратким материалом "Адаптация. Что это?".
  • Организация развивающей среды в группе:

-уголок ряженья

-игровые зоны

-зона двигательной активности

  • Подготовка фонотеки негромкой, спокойной музыки для проведения режимных моментов и сна
  • Подготовка игротек
  • Подготовка места для игр с водой и песком (в группе и на участке)
  • Подготовка наборов игрушек-забав, кукол Бибабо для развлечения детей
  • Подготовка наборов играми, в которых задействуются кисти рук

2-й этап «Основной».

  1. Реализация  проекта  (см. таблицу)

3-й этап «Заключительный»

  • Анализ  адаптационных  карт,  определение  уровня  адаптации  детей;
  • Разработка  рекомендаций  для  родителей  по  соблюдению  единых  требований  к  детям  в  детском  саду  и  дома;
  • Анкетирование  родителей  по  итогам  адаптации (реализации  проекта).
  • Презентация проекта:
  • выставка фотографий «из жизни детей в детском саду»;
  • закаливание;
  • адаптация детей в ДОУ;
  • правила поведения в ДОУ;
  • формирование навыков самостоятельности и самообслуживания;
  • соблюдение режима дня в выходные дни
  • Праздник «Посвящение в дошколят»

Модель организации адаптационного периода

  • Индивидуальный подход к ребенку
  • Гибкий режим
  • Создание условий для общения со знакомыми игрушками и вещами
  • Использование игрушек-забав
  • Учет домашних привычек
  • Использование  колыбельной  при укладывании детей спать
  • Создание предметно-развивающей среды
  • Уголок «Моя семья»
  • Уголок «Позвони маме»
  • Уголок «Маша – растеряша»
  • Уголок «Уединение»
  • Побуждение ребенка к общению со сверстниками
  • игры ребенка рядом со сверстниками
  • Приучение к объединению в игре с другим ребенком
  • Ситуации общения
  • Использование фольклора
  • Элементы театрализованной деятельности
  • Игры с воспитателем
  • Игры-занятия, упражнения
  • Контроль за физическим состоянием ребенка
  • Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребенка
  • Элементы закаливающих мероприятий

Реализация  проекта

Формы работы

задачи

сроки

 «Физическая культура»

Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Подвижные игры (см. картотеку)        

Развивать координацию движений; создать радостное настроение; воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам.

Снять эмоциональное напряжение.

июль-сентябрь

 «Здоровье»

Формировать культурно-гигиенические навыки. Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни. Формировать навыки самообслуживания

Гимнастика после сна (см. картотеку)        

Снятие эмоционального напряжения в течение дня.

июль-сентябрь

Зарядка в стихах (см. картотеку)

Снятие эмоционального напряжения в течение дня.

июль-сентябрь

Прогулки на свежем воздухе (см. картотеку)        

Снятие эмоционального напряжения в течение дня.

июль-сентябрь

Психогимнастика (см. картотеку)        

Оказывать успокаивающее действие на нервную систем

июль-сентябрь

Проведение адаптационных игр (см. картотеку)        

формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю

июль-сентябрь

Дыхательная гимнастика (см. картотеку)        

Оказывать успокаивающее действие на нервную систем

июль-сентябрь

 «Безопасность»

формирование навыков безопасного поведения в подвижных играх и прогулках на свежем воздухе.

июль-сентябрь

 «Социализация»

приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).

Проведение адаптационных игр (см. картотеку)        

Учить сближению детей и воспитания дружеских, доброжелательных отношений в группе.

Формировать эмоционально – нравственные основы поведения детей

июль-сентябрь

Дидактические игры  (см. картотеку)                

Способствовать ободрению  робкого и развеселят плачущего, успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

июль-сентябрь

 «Труд»

формирование первичных представлений о труде людей в природе.

Дидактические игры  (см. картотеку)        

воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. Формирование  у детей привычки после игры аккуратно складывать детали в коробки.

июль-сентябрь

Трудовые поручения на прогулке, в группе (см. картотеку)        

воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. Формирование  у детей привычки после игры аккуратно складывать детали в коробки.

июль-сентябрь

Наблюдение за трудом взрослых (см. картотеку)        

воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. Формирование  у детей привычки после игры аккуратно складывать детали в коробки.

июль-сентябрь

 «Познание»

формирование умения обыгрывать постройки, объединять их по сюжету.  Формирование  у детей привычки после игры аккуратно складывать детали в коробки.

Дидактические игры  (см. картотеку)        

развивать восприятие цвета, величины, учить ориентироваться в пространстве

июль-сентябрь

Настольные игры  (см. картотеку)        

июль-сентябрь

 «Коммуникация»

развитие инициативной речи детей во взаимодействиях с взрослыми и другими детьми. Проговаривание действий в процессе подвижных адаптационных игр.

Пальчиковые игры (см. картотеку)

Развивать мелкую моторику рук;

речевую активность

июль-сентябрь

Дидактические игры  (см. картотеку)        

способствовать развитию речевого аппарата

июль-сентябрь

 «Чтение художественной литературы»

игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, пальчиковые игры на основе фольклорного текста

июль-сентябрь

Потешки, стихи А.Барто, сказки, настольный и пальчиковый театр

развивать речевое общение, расширять, уточнять и обобщать значение слов

июль-сентябрь

 «Художественное творчество»

приобщение детей к изобразительному искусству.

Песочная терапия:

  • «Игры с песком»
  • «Песочные следы»
  • «Месим тесто»
  • «Рисуем пальцами на подносе с песком».
  • «Найди игрушку в песке».

Помочь избавиться от страхов, застенчивости.

Развивать мелкую моторику рук;

речевую активность.

Затормозить отрицательные эмоции.

Развивать координацию движений; создать радостное настроение; воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам.

Снять эмоциональное напряжение.

июль-сентябрь

Рисование с использованием нетрадиционных методик

Снизить уровень возбуждения,

снять эмоциональное и мышечное напряжение

июль-сентябрь

 «Музыка»

Дидактические игры  (см. картотеку)

обучать простейшим движениям, развивать чувство ритма

июль-сентябрь

Слушание спокойной музыки: «Утро» (А. Григ), «Мелодия» (Глюк)

Настроить на положительные эмоции.

Положительно влиять на эмоциональное самочувствие детей.

июль-сентябрь

Игры-забавы (см. картотеку)

Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом.

июль-сентябрь

План работы с родителями

Месяц

Тема

Формы работы

Ответственный

июль

«Познай себя как родителя»

Анкетирование родителей

Воспитатель

Особенности развития детей раннего возраста

Консультация

Педагог-психолог

«Готовим малыша в детский сад. Как обеспечить привыкание ребёнка к новым условиям»

Оформление папки-передвижки

«Мой малыш пошел в детский сад»

Групповая консультация

Воспитатель

«Рекомендации  по подготовке ребёнка к детскому саду».

информационная листовка

Воспитатель

Режим – это важно!

Консультация

Медсестра

Гигиенические требования к одежде ребенка

Беседы, консультации

Воспитатель

Медсестра

Стили воспитания в семье и их последствия

Семинар-практикум

Педагог-психолог

август

«Здоровый ребенок»

Профилактика простудных заболеваний

Консультация

Медсестра

«Обязанности родителей»

Оформление папки-передвижки

Воспитатель

«Адаптация. Что это?»

информационная листовка

Воспитатель

Как закалять ребенка дома

Беседа

Медсестра

Воспитатель

Правильное питание – залог здоровья

Консультация

Медсестра

Воспитатель

сентябрь

«Всестороннее развитие ребенка»

«Умные пальчики»

Семинар-практикум

Воспитатель

Игры и развлечения дома

Консультация

Воспитатель

 « 10 заповедей родителям; если ребенок много капризничает и плачет»

Оформление папки-передвижки

Воспитатель

«Хочу игрушку!»

Консультация

Педагог -

психолог

«Почитай мне, мама!»

Консультация

Воспитатель

Прогулка: игра и занятие

Мастер класс

Воспитатель

Анкетирование родителей

Воспитатель


Литература:

О.И.Крупенчук «Тренируем пальчики-развиваем речь!»

С.Н.Теплюк «Занятия на прогулке с малышами».

С.Я.Лайзане «Физическая культура для малышей».

Е.В.Колесникова «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет».

Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003.-№3.-104с,

Волков Б.С., Волкова,Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2003, 240с.

Ж-л № 4. Ребенок в детском саду.-2001.

Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка - М.: Просвешение,1985.- 112 с.

Е. А. Алябьва Тематические дни недели в детском саду. Т. Ц. Москва2005

Развивающие игры с малышами до трех лет. Ярославль2000

Е. Н. Панова. Дидактические игры-занятия в ДОУ. ТЦ «Учитель» Воронеж2006

И. Е. Аверина Физкультурные минуты и динамические паузы в ДОУ. Москва2008

И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова Прогулки в детском саду. ТЦ Москва2009

М. А. Михайлова Детские праздники, игры, забавы, фокусы. Ярославль «Академия развития»2000

Л. П. Савина Пальчиковая гимнастика. Изд-во Родничок, Москва2000

Е. А. Якушко Лепка с детьми раннего возраста. Москва, изд-во «мозайка-синтез»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс чтецов "Детство - это яркий островок"

В сценарий конкурса включены поэтические произведения доступные, интересные детям, вызывающие эмоциональный отклик,  сочетается слушание стихотворений с двигательными, музыкальными, игровыми пауз...

«ОСТРОВОК СЧАСТЛИВОГО ДЕТСТВА» /Предметно-развивающая среда /

В.А. Сухомлинский писал: "...От жизнерадостности, бодрости детей завит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы."...

Организация предметно-пространственной развивающей среды прогулочного участка «Островок детства» в летний период в соответствии с ФГОС (средний возраст 4-5 лет)

Вступивший в силу Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит к развивающей предметно - пространственной среде группы и участка основные требования: насыщенность, трансформируе...

Творческий проект по благоустройству детского сада "Островок детства"

В летнее время в детском саду достаточно много времени выделяется прогулкам на участке детского сада. Здесь продолжается активная деятельность детей, поэтому прогулка в садике должна непременно побужд...

Радость в детстве

В пособие вошли стихотворения, потешки для организации режимных моментов и воспитания культуры здоровья дошкольников)Данное пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных  учреждений, ро...

Детство – это лучшая пора Детство – это радость и игра!Сценарий проведения фестиваля 4Д Игра

Наш фестиваль игр, обещает быть веселым и интересным. Вас ждет незабываемое путешествие по чудесным игровым станциям: «МУЗЫКАЛЬНОЙ», «СЮЖЕТНОЙ», «СПОРТИВНОЙ», &laqu...

« Островок радости и здоровья» Творческий проект

Создание эмоционально- благоприятной для развития экологического воспитания и организация познавательной, оздоровительной деятельности детей, через благоустройство   территории детского сада...