Консультации, мастер-классы, памятки и др. для воспитателей
консультация

Наумова Марина Васильевна

Консультации, мастер-классы, памятки и др. для воспитателей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование. В них малыш может выразить свое отношение к окружающему миру, развить творческие способности, а также устную речь и логическое мышление.

Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием. Дети очень любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада, окружающий мир привлекает их. В продуктивной деятельности у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развиваются их способности.
В наше время первостепенное значение приобретает всестороннее воспитание нового человека, дальнейшее повышение его творческой активности. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природе.В художественно-эстетическом развитии детей важным является – способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию
выразительного образа, который отличается оригинальностью и самостоятельностью.

Правильные технические навыки и умения у детей формируются постепенно, от занятия к занятию. В результате продуманного процесса обучения рисованию дети овладевают правильными способами не в ходе сухих упражнений, а решая интересные для себя разнообразные изобразительные задачи.

Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Именно эта цель определяет выбор того или иного материала для занятий рисованием. Продумывая занятие, мы подбираем тот материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит детям   эстетическое удовольствие. Но это будет возможно лишь в том случае, если они хорошо усвоят изобразительные и выразительные возможности каждого материала.

Для рисования в детском саду можно представить различные материалы: простые и цветные карандаши; акварельные и гуашевые краски; восковые мелки; фломастеры; акварельные мелки; пастель; уголь; сангину; пластилин и тушь. В практике обучения детей изобразительной деятельности мы широко используем разнообразные материалы, и убедились: детям нравится новизна. Они с большим интересом рисуют даже простым графитным карандашом, используя различный нажим для передачи оттеков предмета.

Постепенно, по мере того как дети овладевают навыками работы с различными материалами, стараемся подвести их к осознанному выбору материала для создания своего образа. Здесь очень важным моментом является то, что ребенок проявляет самостоятельность, получает возможность рисовать таким материалом, который ему больше понравился. Когда в конце занятия ребенок увидит свой рисунок среди других работ, он заметит разнообразие технического решения изображений. Тогда на следующем занятии его выбор может быть другим. Ребенок должен ощутить возможность выбора. Это способствует развитию его творчества. Очень важно, чтобы овладение техническими навыками и умениями позволяло детям изображать мир во всем его многообразии. Так же в нашей работе мы можем использовать  различные виды нетрадиционных техник рисования.

«Пальчики-палитра» – рисование пальчиком.
Под рукой нет кисточки? Не беда! Один палец обмакнем в красную краску, другой – в синюю, третий – в желтую… Чем не палитра!...
Это не сложная, но очень интересная техника, которая очень понравится детям всех возрастов. Они рисуют с большим удовольствием.
Обучение пальчиковому рисованию идет в несколько этапов.
Вначале дети рисуют одним пальчиком, затем несколькими. На этом этапе происходит знакомство с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве. Мы украшаем бабочек, рыбок и полянку такими элементами, как точки, мазки, спирали.
На втором этапе дети учатся смешивать краски. Каждый пальчик обмакивают в разные краски и накладывают цвета на цвет. В результате смешивания цветов дети добиваются нужного оттенка. Например, с детьми средней группы можно рисовать «пушистого мишку».
К подготовительной группе дети уже свободно овладеют «пальчиковой техникой» и сами придумают темы для рисования, используя в сюжете, такие приемы как тычок, мазок, смешивание красок.

Следующая техника – рисование ладошкой.
Этот метод очень хорошо развивает творчество детей младшего дошкольного возраста. Они не только видят краску, но и чувствуют ее.
Следующей нетрадиционной формой обучения, которую мы можем использовать в работе, является
рисование штрихом.
С помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала передать не только легкость, мягкость, плавность, но и тяжесть, мрачность, остроту, агрессивность и, самое главное, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему. Также рисование штрихом очень хорошо подготавливает руку к письму. Со средней группы дети рисуют на темы: «Цыпленок» и «Петушок с семьей». Это не сложный и довольно выразительный метод рисования, в частности животных, позволяющий передать их характерные особенности с помощью различных видов штриховки.

    
Также очень интересен прием
рисование по сырой бумаге. В данная техника используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Рисовать акварелью сложнее, чем гуашью, но очень интересно. Рисовать ею можно только по белой бумаге, разводя краски водой. Чем больше воды, тем прозрачнее цвет красок. Работы получаются очень нежными и изящными. Особенно детям нравится рисовать в этой технике  «Море», как в спокойную и тихую погоду, так и в бурю.

   

Рисование восковыми мелками, свечой и акварелью.
Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. В этой технике можно рисовать на тему «Вологодские кружева». Также можно использовать такую новую технику рисования, как
граттаж.

  

Интересно в этой технике провести занятия на темы: «Зимний лес», «Прогулка в парке», «Ночные сказки».
Мазковая живопись.

Рисовать мазками детям очень нравится. Работы получаются насыщенные, интересные. Не у всех детей получатся правильные мазки. У кого-то они очень длинные, у кого-то просто похожи на примакивание. Поэтому рекомендуется больше рисовать в свободное время на такие темы: «Травка», «Елочка» и т.п.

Очень интересны и такие приемы рисования, как – монотипия и диотипия (техника печатки). Этот метод помогает развить фантазию, воображение, чувство цвета и формы. С детьми можно рисовать «Город в дождливую погоду», «Деревья отражаются в реке». Дети будут рисовать с удовольствием, им быдет интересно, как из одной половинки рисунка получается целый рисунок, и даже картина.
Детям также понравится и такая техника, как
батик – роспись по ткани, стилизацией – подчинение определенным правилам. Это очень трудная, но интересная работа, которая способствует развитию творчества у детей. С детьми можно попробовать нарисовать  «Вербу в вазе».

Еще один нетрадиционный прием набрызг. Это очень не простая техника. Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски. Для ее осуществления мы используется зубная щетка и стека. Рисунки на темы: «Снегопад», «Листопад». Это сложная техника, у детей она получится не сразу, но, несмотря на это, работа принесет удовлетворение.
Рисование пластилином. Данная техника требует усидчивости, терпения и желания довести дело до конца. С детьми старшей группы можно нарисовать «Лебединое озеро», «Попугайчика», а с детьми подготовительной группы провести творческое занятие на тему «Сказки А.С. Пушкина».

   

Также в своей работе мы можем использовать и другие нетрадиционные методики рисования:

- рисование мелом;

- рисование углем и сангиной;

- рисование с использованием природного материала;

- африканская роспись;

- рисование тычком (жесткой кистью);

- рисование манкой;

- рисование при помощи ниток.

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.
Таким образом, овладение техникой изображения доставит малышам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием будут покрывать пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки, то плавно опускающиеся на землю снежинки. Дети смело будут браться за художественные материалы, малышей не будет пугать их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставит огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети будут готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше будет получатся движение, тем с большим удовольствием они его повторят, как бы демонстрируя свой успех, и радуюсь, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Литература

  1. Грек В.А. Рисую штрихом. – Мн.: Скарына, 1992.
  2. Зеленина Е.Л. Играем, ползаем, рисуем: Кн. Для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996.
  3. Мосин И.Г. Рисование: Учеб. пособие для педагогов, воспитателей и родителей. – Екатеринбург: У-Фактория, 1996.
  4. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.)» /В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.
  5. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. Под ред. Н.А. Ветлушной. – М.: Просвещение, 1974.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Содержание  образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в свете Федерального Государственного Образовательного Стандарта»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с 1 января 2014г., ориентирован на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка  в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности ребёнка  дошкольного возраста. В связи с этим всё образовательное содержание программы становится условием и средством этого процесса. Иными словами художественно-эстетическое развитие и вся детская деятельность, направленная на него, есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «Я» социуму.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» объединила в себе такие образовательные области как «Музыка», «Художественное творчество» и «Чтение художественной литературы». В этом объединении большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции. А по отношению к ребёнку дошкольного возраста в этом вообще мало смысла, для нас важно научить ребёнка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способствовать к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи. Их отличают средства художественной выразительности, но в целом назначение любого вида искусства – это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребёнок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, композитора, писателя, режиссёра, зависит от работы педагогов.

Итак, образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает:

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

- становление эстетического отношения к окружающему миру;

- формирование элементарных представлений о видах искусства;

-восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

-реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Задачи художественно-эстетического воспитания в различных  образовательных областях.

В других образовательных областях, обозначенных в Стандарте, раскрыты задачи художественно-эстетического воспитания и развития ребёнка.

В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» речь идет о развитии эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формировании позитивных установок к различным видам творчества.

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

В образовательной области «Речевое развитие» речь идёт о развитии речевого творчества; развитии звуковой и интонационной культуры речи; знакомстве с книжной культурой, детской литературой, понимании на слух текстов различных жанров детской литературы.

Образовательная область «Физическое развитие» подразумевает развитие таких физических качеств как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук;  становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Круг задач художественно-эстетического воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребёнка в мир литературы, изобразительного искусства и музыки, задачи развития художественной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к различным видам искусства, традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных, литературных, художественных изобразительных произведений, сопереживания художественным образам, настроениям и чувствам. Искусство выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природ и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.

Виды  детской деятельности.

Стандарт определяет возрастосообразные виды деятельности:

*в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

*для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах), двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.



Предварительный просмотр:

Правила дорожного движения в детском саду

 

Консультация для педагогов: Что должен знать воспитатель о ПДД

 

3-4 года

 

Содержание работы:

Средства передвижения, характерные для нашей местности, их название.

Части автомашины, грузовой машины.

Правила дорожного движения:

Поведение на улице

Поведение в общественном транспорте

Сигналы светофора

 

Развивающая среда:

Макет: тротуар, проезжая часть, светофор.

Рули

Атрибуты к дидактической и сюжетно-ролевой игре «Мы пешеходы»

Дидактическая игра «Собери машину», «Светофор».

 

Художественная литература:

С.Михалков «Светофор», «Зайка-велосипедист»

«Улица шумит»

 

4-5 лет

 

Содержание работы:

Знание об общественном транспорте, знакомство с грузовым транспортом.

Знание улицы: проезжая часть, тротуар, перекрёсток, пешеходный переход, островок безопасности.

Дорожные знаки: сигнал запрещён, пункт медпомощи, пункт питания, автозаправочная станция, пешеходный переход.

Правила дорожного движения: переход улицы пешеходом, поведение в общественном транспорте, о чём говорят знаки.

 

Развивающая среда:

Макет: перекрёсток, зебра, островок безопасности.

Крупные и мелкие дорожные знаки.

Картинки на классификацию видов транспорта

Книжка-раскладушка для родителей «Что должны знать дети о правилах дорожного движения

Фланелеграф: машины, дорожные знаки

 

Художественная литература:

1. Н. Носов «Автомобиль»

2. Дорохов «Заборчик вдоль тротуара»

 

5-6 лет

 

Содержание работы:

Знакомство с запрещающими и предписывающими знаками.

Изучение работы регулировщика

Формирование у детей умения свободно ориентироваться на дороге

Закреплять правила поведения в общественном транспорте.

 

Развивающая среда:

Макет: разные виды перекрёстков

Запрещающие и предписывающие знаки, жесты регулировщика.

Атрибуты к с-р играм: жезл, фуражки, шапочки-машины.

Дид. игры: «Умные знаки, «Какие бывают машины», «О чём говорит…»

 

Художественная литература:

Н.Носов «Кирюша попадает в переплёт»

 

6-7 лет

 

Содержание работы:

Учить детей соблюдать правила дорожного движения

Закрепить правила поведения на улице:

Ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны

Правильно переходить улицу на переходах, не играть на проезжей части дороги

 

Развивающая среда:

Макет, имеющий разные виды перекрёстков

Альбомы «Разные виды транспорта»

Дидактические игры «Угадай какой знак», «Что показывает регулировщик», «На чём ездят люди», «Виды транспорта», «Найди и назови».

 

Художественная литература:

1. Н. Носов «Автомобиль»

2. Юрлеин «Любопытный мышонок»

3. Кончаловская Н «Самокат»

 

Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения

 

Каждый воспитатель должен хорошо знать правила дорожного движения, чтобы со знанием дела вести воспитательную работу с детьми и родителями, обеспечить собственную безопасность.

Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны

Там, где нет тротуаров, нужно ходить по краю проезжей части, по левому краю дороги, навстречу движению, чтобы видеть движущийся транспорт и вовремя отойти в сторону

Пешеходы обязаны переходить улицу только шагом по пешеходным переходам, с обозначенными линиями или указателем «пешеходный переход», а не перекрёстках с необозначенными переходами – по линии тротуара

Прежде чем сойти на проезжую часть при двустороннем движении, необходимо убедиться в полной безопасности.

Запрещается пересекать путь движущемся транспортным средствам, выходить из-за транспорта на проезжую часть

В местах перехода, где движение регулируется, пешеходы должны переходить улицу только при зелёном сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика (когда он повернулся к нам боком)

В местах, где переходы не обозначены и где движение не регулируется, пешеходы должны во всех случаях пропускать приближающийся транспорт. Запрещается переходить улицу около кругового или крутого поворота

Группы детей разрешается водить только по тротуару, не более чем в два ряда (дети идут взявшись за руки). Впереди и позади колонны должны находиться сопровождающие с красными флажками.

Перевозить детей разрешается только в автобусах, двери и окна которых должны быть закрыты. На лобовом стекле иметь опознавательный знак «Дети».

 

Катание на велосипеде (самокате, роликах) в черте города

 

Спросите детей, у кого из них есть велосипед, самокат, ролевые коньки или скейт, кто когда-либо на них катался. Попросите рассказать, где, по их мнению, можно кататься, а где нельзя, какие правила нужно соблюдать.

 

Целесообразно также организовать обсуждение возможных опасных ситуаций, привлекая личный опыт детей, случаи из жизни.

 

Необходимо рассмотреть три вида ситуаций:

Опасных для самих детей, если они катаются на велосипеде, роликах по проезжей части улицы или двора

Опасных для пешеходов (например, можно наехать, толкнуть, обрызгать пешехода водой из лужи)

И наконец, ситуации, связанные с падением, травмами.

 

В результате беседы дети должны твёрдо усвоить следующие правила:

На велосипеде (роликовых коньках) можно кататься только по тротуару; нельзя выезжать на проезжую часть улицы или двора.

Катаясь, дети должны правильно вести себя по отношению к прохожим: вовремя подавать звуковой сигнал, соблюдать меры предосторожности (сбавлять скорость, объезжая маленьких детей, женщин с детьми, пожилых людей)

в случае ушиба или травмы при падении с велосипеда, самоката нужно сразу обратиться к кому-либо из взрослых для оказания первой помощи.


Предварительный просмотр: