Обучение детей старшего дошкольного возраста правилам этикета
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему
Данный план представляет собой систему работы с детьми дошкольного возраста по обучению культуры поведения и навыков современного этикета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskiy_plan.doc | 164 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический план
по
обучению детей старшего
дошкольного возраста
правилам этикета.
Воспитатель:
Орлова Анна Павловна.
«Обучение правилам речевого этикета».
Работа с детьми.
| Работа с родителями | ||||
Форма проведения. | Тема, содержание. | Цель. | Литера- тура | ||
Занятия. | «Что такое этикет?» «Наши добрые слова». «Волшебные слова». | Познакомить детей с понятием этикет. Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений. Учить детей соблюдать этикет и быть приятными для окружающих. | 4(13-16) 15(11-15). | Анкетирование «Наш помощник этикет».
Родительское собрание» Обучаем детей правилам этикета». Памятка «Волшебный справочник добрых слов и выражений». Консультация «О воспитании вежливости детей дошкольного возраста». Папка-передвижка «Весёлая школа вежливых наук». | |
Беседа. | « Будь всегда вежлив». | Учить детей поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Формировать у детей навыки вежливости. | 1(4-5) 7(5-7). | ||
Чтение. | С.Маршак. «Ежели вы вежливы». А.Степанов. «Веж- ливые сказки». | Напомнить детям формы словесного выражения вежливости при встрече и прощании. | |||
Дидактические игры и упражнения. | «Кто знает больше вежливых слов». «Лото вежливости». | Закрепить существующие правила и представления об этикете. Воспитывать умение быть внимательным, думать, проявлять активность мысли, сообразительность. | 22(59) | ||
Игровые ситуации. | «Лучшее знакомство». | Закреплять диалогическую речь, умение детей знакомиться, быть общительными. Расширять их коммуникативные возможности. Закреплять правила речевого этикета. | 9(103) | ||
Сюжетно-ролевая, творческая игра. | «Детский сад». | Расширять сферу социальной активности ребенка и его представления о жизни детского сада, представив ему возможность занимать различные позиции .Закреплять правила речевого этикета.. | 23(54-55) | ||
Досуг, развлечение. | «Вежливые слова». | Развлекаясь, закреплять правила доброго и вежливого поведения. |
«Воспитание культуры внешнего вида».
Работа с детьми. | Работа с родителями | ||||
Форма проведения. | Тема, содержание. | Цель. | Литера- тура | Практикум «Куда и как одеваемся». Консультация «Мои верные друзья: книжки и игрушки». Консультация «Аккуратный и опрятный». | |
Занятие. | «Мой друг Мойдодыр». «По одежке встречают…». | Познакомить детей с понятиями «личная гигиена, опрятность», предметы гигиены, чистота. Воспитывать желание работать над собой. | 8(13-20) | ||
Беседа. | «Чистота залог здоровья». «Где аккуратность, там и опрятность». | Продолжать учить детей правилам, создающим приятный внешний вид; развивать детскую самостоятельность. | 1(24-28) 10(26-31) | ||
Чтение. | «Мойдодыр». А.Головин. «Про неумывайку Витю» | Закрепить навыки опрятности, аккуратности, желание быть красивым и привлекательным. | |||
Дидактические игры и упражнения. | «Угадай-ка, из какой сказки эти строчки». | Закрепить у детей представление о том, что в сказке всегда есть мудрое поучение, как жить, дружить, умному быть, нравиться окружающим; в сказках высмеиваются зло, грубость, некультурный внешний вид. | 22(65-66) 24(77-78) | ||
Игровые ситуации. | «Собираемся в магазин». «Собираемся в кинотеатр» | Закреплять у детей знания правил культуры внешнего вида. | 35(56) | ||
Сюжетно-ролевая, творческая игра. | «Салон красоты». «Магазин». | Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни. Закреплять знания детей о культуре внешнего вида. | 23(53-54) | ||
Продуктивная деятельность. | Рисование «Девочка в нарядном платье». | Приучать оценивать свой внешний вид, учить ребенка правильному выбору костюма. | 17(48) | ||
Досуг, развлечение. | Викторина «Узнай по внешнему виду». | Развлекаясь, закреплять этикетное правило: красиво и опрятно выглядеть чтобы нравиться окружающим.. |
«Обучение правилам разговора по телефону».
Работа с детьми. | Работа с родителями. | ||||
Форма проведения. | Тема, содержание. | Цель. | Литера- тура | Папка-раскладушка «Будьте вежливы всегда». Консультация «Как научить ребёнка правильно общаться по телефону». | |
Занятия. | «Телефон и мы» «Разговор по телефону». | Познакомить детей с правилами поведения во время телефонного разговора. Учить детей кратко излагать по телефону свои мысли, правильно начинать и заканчивать разговор, предварительно продумывать тему беседы. | 4 (27) 8(52-53). | ||
Беседа. | «Тревожные звонки» «У меня зазвонил телефон». | Формировать у детей навыки использования вежливых слов и выражений во время телефонного разговора. | 9 (178-180) | ||
Чтение. | К.Чуковский. «Телефон». Е.Руженцева. «Телефон». | Расширять детские представления о возможностях общения. | |||
Дидактические игры и упражнения. | «Алло-алло». | Помогать детям замечать ошибки этикета в телефонных разговорах. Развивать навыки общения по телефону. | 9(180) | ||
Игровые ситуации. | «Звонок на работу маме». «Я звоню другу». | Закрепить умение отвечать на телефонные звонки. | 35(51) | ||
Сюжетно-ролевая, творческая игра. | «Служба спасения» | В процессе игры добиться автоматической реализации в речи ребенка этикетных выражений, которые сопровождают телефонный разговор. | 2364-65) | ||
Продуктивная деятельность. | Рисование «Телефон». | Вспомнить и закрепить правила телефонного разговора. | 17(37) | ||
Досуг, развлечение. | Инсценирование сказки «Телефон» | Развлекаясь, закрепить правила телефонного разговора. |
«Обучение правилам поведения в общественных местах».
Работа с детьми. | Работа с родителями. | ||||
Форма проведения | Тема, содержание. | Цель. | Литера- тура | Беседа «Формирование у детей культурного поведения». Газета «Веселый этикет». Консультация «Поведение в общественных местах». | |
Занятие. | «Поведение в общественных местах». «Правила поведения в транспорте». | Познакомить детей с правилами поведения в общественных местах. Формировать понимание необходимости и желание выполнять нормы и правила этикета. | 8(91-99) | ||
Беседа. | «Поход в магазин». «Вежливая поездка». «Поход в библиотеку». | Показать ребенку, как принято вести себя в общественном транспорте, научить его вежливо уступать место старшим, рассказать о правилах поведения в общественных местах. | 6(80-116) | ||
Чтение. | С.Маршак. «Урок вежливости». А.Барто. «В театре». | Учить соблюдать этикет для создания доброжелательных отношений с окружающими, знакомыми и незнакомыми людьми. | |||
Дидактические игры и упражнения. | «Лото пешехода» «Сборы за покупками». | Научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливым, внимательным. | 24(65-66) | ||
Игровые ситуации. | «В кафе с мамой». | Закрепить умения общаться с различными людьми в любой ситуации, вести себя по правилам этикета. | 9(172) | ||
Сюжетно-ролевая, творческая игра. | «Супермаркет». «Наш любимый цирк». | Понимать воображаемую игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней, воспитывать дружеские взаимоотношения. Закреплять правила этикета в общественных местах. | 23(42-47) | ||
Продуктивная деятельность. | «Едем в гости». «В магазине игрушек». | Вспомнить и закрепить правила вежливого поведения в общественных местах и транспорте. | 19(108) 21(188) | ||
«Обучение правилам этикета межличностных отношений».
Работа с детьми. | Работа с родителями. | ||||
Форма проведения. | Тема, содержание. | Цель. | Литера -тура. | Консультация «Этикет для мальчиков, этикет для девочек». Памятка «Мальчик - джентельмен». «Девочка – Золушка». | |
Занятия. | «Мои друзья». «Дружить – значит весело жить». «Мальчики и девочки» | Формирование понятий «друг», «дружба». Учить понимать и оценивать чувства и поступки других, познакомить детей с секретами дружеских отношений. Обучать мальчика правилам этикета «настоящего мужчины», а девочек – правилам этикета «прекрасной дамы». | 8(30-32) 13(41) 16(13-16) | ||
Беседа. | «Без друга жить нельзя». «Не обижай малышей». «Играть вместе веселее». | Формировать положительные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам. | 1(46-51) | ||
Чтение. | И.Мазнин «Давайте будем дружить». А.Барто. «Подружки». | Формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам. Закреплять правила этикета в отношениях. | |||
Дидактические игры и упражнения. | «Как хорошо с тобой дружить» «Зачем». | Развивать способность детей замечать состояние человека по его внешнему виду, настроению, развивать наблюдательность и внимание к людям. | 22(66-67) | ||
Игровые ситуации. | «Как поступил бы настоящий мужчина». | Формировать чувство товарищества, доброжелательности, причастности к общим делам. | 35(28) | ||
Сюжетно-ролевая, творческая игра. | «Строители». | Формировать умение оценивать свою работу, дать возможность проявить взаимопомощь, взаимовыручку. Закреплять правила этикета в отношениях. | 23(47-48) | ||
Продуктивная деятельность. | Рисование «Отличные друзья». «Подружки». | Учить детей отображать в рисунках добрые, дружеские отношения друг к другу. | 20(66-67) | ||
Досуг, развлечение. | «День Святого Валентина». | Развлекаясь, вызвать положительно-эмоциональные переживания общения. |
«Обучение правилам гостевого этикета».
Работа с детьми. | Работа с родителями. | ||||
Форма проведения. | Тема, содержание. | Цель. | Литера- тура | Консультация «Как дарить подарки». Памятка «Правила поведения ребенка за столом в гостях». Консультация «Старинные русские обычаи». Практикум «Как дарить и принимать подарки» | |
Занятия. | «К нам гости пришли» «Книга в подарок». | Познакомить детей с новым словом «гостеприимство». Формировать у детей понимание необходимости выполнения правил этикета. | 8(65-66) 8(66-68) | ||
Беседа. | «Идем в гости». «Ура! Гости!» | Рассмотреть нравственные стороны поступков людей. Развивать речевое творчество, выразительность речи. Знакомить с правилами гостевого этикета. | 16(32-39) 18(20-40) | ||
Чтение. | С.Маршак. «Кошкин дом». Г.Остер. «Как хорошо дарить подарки». | Воспитывать у детей желание быть добрыми, заботливыми, помогать всем. Обучать детей правилам выбора, преподнесения и принятия подарка. | |||
Дидактические игры и упражнения. | «Да – нет». «Выбираем подарок». | Закреплять правила гостевого этикета. | 8(45) | ||
Игровые ситуации. | «Идём в гости». «К нам гости пришли». | Обучать детей правилам поведения в гостях и приема их в своем доме. | 7(77) | ||
Сюжетно-ролевая, творческая игра. | «В гости к друзьям». | Воспитывать желание помогать родителям; формировать навыки праздничной сервировки стола. Закреплять правила гостевого этикета. | |||
Продуктивная деятельность. | Лепка «Посуда» Ручной труд «Укрась пода- рок». | Закреплять знания правил гостевого этикета. Поощрять желание детей делать приятные подарки друзьям и близким. | 20(85-86) 21(171-173) | ||
Досуг, развлечение. | Мультфильм «Вини-Пух». | Развлекаясь, закреплять правила гостевого этикета. |
«Обучение правилам столового этикета».
Работа с детьми. | Работа с родителями. | ||||
Форма проведения. | Тема, содержание. | Цель. | Литера- тура | Анкетирование «Этикет за столом дома». Практикум «Украшение праздничного стола». Родительское собрание «Обучение детей правилам поведения за столом». Консультация «Поведение за столом». Консультация «Посуда и столовые приборы». | |
Занятия. | «Поведение за столом». «Накроем стол к чаю». «Украшение праздничного стола». | Продолжать закреплять навыки культуры еды и общения, учить разнообразным видам сервировки стола, обучать правилам поведения за столом. | 16(148-150). | ||
Беседа. | «Столовый этикет». | Продолжать совершенствовать навыки еды: правильно пользоваться столовыми приборами; есть бесшумно, аккуратно, сохраняя правильную осанку. | 9(117-120) | ||
Чтение. | М.Белокурова. «Как подружились вилка и нож». К,Чуковский. «Федорино горе». | Закрепить представление детей о том, что посуду следует содержать всегда в чистоте не только из гигиенических и из этикетных соображений. | |||
Дидактические игры и упражнения. | «Какая это посуда». «Сервировка стола». | Закрепить представление детей о том, как правильно пользоваться различными видами посуды и как правильно сервировать стол. | 22(45-47) | ||
Игровые ситуации. | «Бабушка пришла в гости». «Бабушка угостила меня компотом». | Формировать навыки сервировки стола, умение есть любое блюдо, соблюдение чистоты и аккуратности. | 6(110-115) | ||
Сюжетно-ролевая, творческая игра. | «Кафе». «Столовая». | Закреплять навыки этикетного поведения детей за столом. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни и правилах. | 23(60) | ||
Продуктивная деятельность. | Рисование «Скатертью, салфетками украсим дома стол». | Закреплять умение пользоваться салфетками, создавая необходимые для этого условия: красота и правильность сервировки. | 20(84-85) | ||
Досуг, развлечение. | «Как принять гостей. Как вести себя за столом». | Развлекаясь, закрепить правила столового этикета. |
«Обучение правилам семейного этикета».
Работа с детьми. | Работа с родителями. | ||||
Форма проведения. | Тема, содержание. | Цель. | Литера- тура | Консультация «Любите ребёнка правильно». Беседа «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании». Анкетирование «В каждом доме свои традиции». Родительское собрание «Чего мы достигли вместе в обучении детей правилам этикета». | |
Занятие. | «Я и моя семья». «Мои любимые дедушка и бабушка». | Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью. | 16(10-11) | ||
Беседа. | «Я учусь у бабушки и у дедушки». | Формировать правила уважительного отношения к старшим в семье, поддерживать добрые семейные традиции этикетного поведения. | 35(44) | ||
Чтение. | Л.Квитко «Бабушкины руки». Е.Благинина «Посидим в тишине». | Воспитывать доброе отношение к близкому, побуждать к доброжелательным отношениям, к правильному осознанию своего поведения. | |||
Дидактические игры и упражнения. | « Что мы делаем, когда». | Игра помогает расширять представления воспитателя о семьях: традиции и порядки, построение внутрисемейных отношений. | 24(40-41) | ||
Игровые ситуации. | «Вкусное угощение». «Пьём чай с мамой и бабушкой». | Воспитывать уважение к старшим. Показать детям возможные варианты культурных поступков. | 9(151) | ||
Сюжетно-ролевая, творческая игра. | «Семья». | Закреплять понятие «домашние обязанности», воспитывать желание помогать родителям ,бабушке и де душке, заботиться о близких. Уточнять правила семейного этикета. | 24(40-41) | ||
Продуктивная деятельность. | Рисование «Моя мама лучше всех». «Моя семья». | Закрепить представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи, о семейных культурных традициях. | 19(90-91) 20(65-69) | ||
Досуг, развлечение. | «Папа, мама и я – спортивная семья». | Развлекаясь, закреплять правила этикета в семье. |
Задачи обучения детей старшего дошкольного возраста правилам этикета
(ВИДЫ ЭТИКЕТА).
1.Обучение правилам речевого этикета.
2.Воспитание культуры внешнего вида.
3.Обучение правилам столового этикета.
4.Обучение правилам этикета межличностных отношений.
5.Обучение правилам поведения в общественных местах.
6.Обучение правилам гостевого этикета.
7.Обучение правилам семейного этикета.
8.Обучение правилам разговора по телефону.
9.Обучение правилам дорожного этикета.
Список литературы:
1.Т.А.Шорыгина.
«Этикет для малышей».
Москва «Первое сентября» 2003 г.
Занятия по этикету, представленные в пособии, помогут взрослым в игровой,
ненавязчивой форме рассказать детям о нормах поведения в общественных местах,
культуре поведения за столом, гигиенических и эстетических требованиях к
внешнему виду и т.д.
2.Ю.Г. Дорофеев.
«Уроки этики».
Москва «Мозаика – Синтез». 2000г.
Притчи, представленные в этой книге, широко известны со времен Эзопа,
на них воспитывалось не одно поколение людей. Изложенные простым языком,
они позволяют на понятных примерах обсуждать с детьми глубокие нравственные
проблемы, которые не стали менее актуальными с тех давних времен.
3.Н.Е.Богуславская, Н.А. Купина.
«Веселый этикет».
Екатеринбург «Учимся играя».1997г.
Авторами разработана интенсивная методика, обеспечивающая развитие
коммуникативных способностей дошкольников и младших школьников.
В книге, состоящей из двух частей, содержится система занятий.
4.О.Ю. Безгина.
«Речевой этикет старших дошкольников».
Москва «Мозаика – Синтез».2005г.
В пособии представлен материал для работы старшего дошкольного
возраста по изучению речевого этикета. С его помощью Вы не только
познакомите детей с правилами этикета, но и поможете им преодолеть
стресс, застенчивость при общении.
5.И.Н.Курочкина.
«Культура поведения ребенка».
Москва «Школьная пресса»2005г.
В книге рассказывается о том, на что в первую очередь желательно обратить
внимание родителям при воспитании у ребенка культуры поведения, которая
включает в себя нравственно-этическое отношение правил этикета, принятых
в обществе.
6.О.В.Корчинова.
«Детский этикет».
Ростов-на-Дону» Феникс».2002г.
Книга представляет собой курс практических занятий по формированию
навыков общения у детей 3-7 лет. Занятия учитывают особенности
психического развития детей дошкольного возраста.
7.Н.В.Дурова.
«Очень важный разговор».
Москва «Мозаика – синтез»2001г.
Данное методическое пособие рекомендуется для работы со старшими
дошкольниками по формированию у них культуры поведения и национальных
традиций общения.
8. Д.Н.Демидова.
«Будьте вежливы всегда».
Воронеж 2009г.
В пособии представлены апробированные занятия для детей старшего
возраста по нравственно-эстетическому воспитанию с использованием
новых технологий.
9.Е.Ф.Черенкова.
« Уроки этикета и вежливости для детей».
Москва «ДОМ ХХ век».
Вежливые, воспитанные, тактичные дети всегда выделяются из толпы
сверстников. Очень важно привить эти качества с ранних лет. Игровые
занятия, инсценировки, беседы, приведенные в этой книге, помогут
родителям и педагогам в ненавязчивой форме не только научить детей
основам этикета, но и воспитывать в них отзывчивость, общительность,
внимание окружающим.
10.О.Н.Пахомова.
«Добрые сказки».
Москва «Прометей; Книголюб».2002г.
В пособии представлены занятия, построенные на анализе поступков героев
авторской сказки, которыми являются современные дошкольники. Их
увлекательные приключения вводят ребенка в сложный мир взаимоотношений
между людьми, раскрывают перед ним нравственный смысл их мотивов и
поступков. Ребенок получает возможность задуматься о последствиях
различных действий, сравнить свои предпочтения и оценки с мнением
окружающих, учится осознавать собственные побуждения и понимать
других людей.
11.В.Г.Алямовская.
«Беседы о поведении ребенка за столом».
Москва «Сфера».2008г.
В пособии представлен материал познавательного и обучающего характера,
связанный с культурой поведения за столом. Ознакомление с ней позволяет
ребенку быть уверенным в себе, красиво и правильно вести себя за столом,
умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительным и приятным
в застольном общении. Помимо этого даются разработки досуговых
мероприятий по данной теме.
12.С.О.Николаева.
«Занятия по культуре поведения с дошкольниками
и младшими школьниками».
Москва «Владос».2000г.
Пособие предназначено воспитателям дошкольных учреждений, учителям
начальных классов, педагогам центров эстетического воспитания
детей и направлено на развитие и формирование у детей навыков культуры
поведения.
13. В.И.Петрова. Т.Д.Стульник.
«Этические беседы с детьми 4-7лет».
Москва «Мозаика-Синтез». 2007г.
В пособии содержаться материалы для проведения с детьми 4-7лет этических
бесед, в ходе которых воспитатель знакомит дошкольников с нормами и правилами
нравственного поведения.
14. А.А.Усачев.
«Этикет. Если Вы собрались в гости».
Москва. «ОЛМА – ПРЕСС».2002г.
15. Т.А.Шорыгина.
«Вежливые сказки».
Москва «Прометей; Книголюб». 2001г.
В пособии представлены занятия, на анализе поступков героев авторских
сказок.
В доступной и увлекательной форме дети усваивают социальные нормы и
и правила приобретают навыки культурного поведения.
16.Т.А. Шорыгина
«Беседы о подарках и открытках».
Творческий центр «Сфера» Москва 2009г.
Книга посвящена этикету дарения подарков. В ней рассказывается о правилах выбора подарка, о том, как преподносить и принимать подарки. Пособие, написанное в виде бесед, сопровождается стихами, сказками, рассказами, загадками автора.
17. Е.А.Алябьева
«Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками»
Творческий центр «Сфера» Москва 2009г.
В книге представлены материалы бесед для организации внеситуативно-познавательного и личностного общения, дидактические игры по методике телефонного разговора, игры-путешествия, блок детских стихов.
18. С.С. Бычкова
«Формирование умения общения с о сверстниками у старших дошкольников.»
Издательство «АРКТИ» Москва 20002г.
Методические рекомендации адресованы воспитателям и методистам дошкольных образовательных учреждений. Рекомендации призваны помочь воспитателям управлять процессом формирования умений межличностного общения со сверстниками и осуществлять работу с родителями в этом направлении.