Исследовательская деятельность в детском саду и дома.
методическая разработка на тему

Доклад для васпитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_v_detskom_sadu_i_doma.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

          МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №80 «СВЕТЛЯЧОК»

Доклад на тему:

 Исследовательская деятельность в детском саду и дома.

Воспитатель: Анисимова Н.Е.

г. Нижневартовск

   Исследовательская деятельность в детском саду и дома.

                                                                                                  Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,                                                            

                                                                                     приобретают способность сами ставить вопросы

                                                                                         и получать на них фактические ответы, оказываясь

                                                                                  на более высоком умственном и нравственном                                                              

                                                                                           уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел

                                         К.Е. Тимирязьев.

Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи. С большим интересом  они участвуют в самой разной исследовательской работе. Особенно это характерно для одаренных детей. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательности, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности. Может ли образовательная деятельность быть другой?.      

Положительный ответ на этот вопрос давно найден детской психологией и теорией обучения. Решение это выглядит удивительно просто- обучение должно быть    «проблемным», оно должно содержать самостоятельную исследовательскую работу. Организовать ее надо по законам проведения научных изысканий, строится оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не продуктивная, а творческая деятельность, способная увлеченно заинтересовать, пробудить жажду познания.                      

Психологами доказано, что у детей первые семь лет жизни мышление является наглядно действенным и научно- образованным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах научных и практических. Особенно  важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно- научного и экологического образования. Для того, чтобы педагогический процесс, был  эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению     наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.  Главное достоинство метода  экспериментирования, исследования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его      взаимоотношений с другими объектами и его средой обитания. В процессе исследования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как   постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и общения.  

В дошкольном возрасте исследовательская деятельность является ведущей, а впервые три года практически единственным способом познания мира. Познавая окружающий мир; ребенок стремится не только рассмотреть предметы, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и так далее. В старшем же возрасте дети задумываются о таких физических явлениях как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде и многое другое. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выгоцкий.

Экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Китайская пословица гласит: « Расскажи - и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать – и я пойму».  Очень широко отражены вопросы  экспериментирования в нашей программе «Детство». Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента. Труд может и не быть связан с экспериментами, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. Очень хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента при формировании цели, во время обсуждения методики и ходе опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Умение четко выразить свою мысль.

Не требуется особого доказательства связи эксперимента с развитием элементарных математических представлениях. Во время проведения опытов постоянно возникает  необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, проводить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

Во время умывания дети устанавливают, что вода – жидкая, может течь. Она не имеет запаха, цвета, формы. Бывает горячей, теплой, холодной. Во время труда в уголке природы устанавливается си детьми закономерность: « Вода в жизни растений?». Можно привести такие опыты: занести веточки деревьев и поставить их в один стакан с водой, другие – в стакан без воды, что произойдет?. Или : один отросток поставить в окрашенную воду, другой – в обычную.

Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр с песком, глиной, снегом, водой, тестом, крупами. Так, на прогулке зимой можно вынести в бутылках воду, наблюдать за ее замерзанием (на снегу, в снегу и на половину в снегу) – определить причину замерзания воды. Вода превращается в лед при низких температурах. И на оборот, если занести снег в помещение, он превратится в воду. Дети младшего возраста ужу не только могут сказать, что предмет сделан из металла, пластмассы, кожи, стекла и так далее, но и знают разновидности материалов. Например: бумага- салфеточная, оберточная, картон и так далее. Или вычленять признаки металла: звон, блеск, ощущение холода, твердость. Дети подготовительной группы легко определяют и  конкретизируют, из чего сделаны вещи: из ткани, (ситца, сатина, трикотаж), из металла ( алюминия, стали, жести, бронзы, серебра); легко распознают дерево ( фанеру, доски, бревна), искусственные материалы ( пластмассу, полиэтилен, пластик).

Со старшими дошкольниками можно начинать решать экспериментальные задачи. Данный вид деятельности представляет собой зачатки настоящего экспериментирования Например, собираются дети на прогулку, воспитатель предупреждает: « На улице холодно, хорошо застегните шубки и пальто. А как вы думаете, если на снеговика  одеть шубку, ему тоже станет теплее?». Выслушав мнение детей, предложить детям: « Давайте проверим, какой снеговик быстрее растает: одетый или раздетый?». С прогулки предложить принести детям два снежка: один оставить на тарелке открытым, а другой завернуть в полиэтиленовый мешочек и сверху укутать теплой тканью. Когда снег на тарелке подтает, раскрыть «одетый»снежок и убедится, что тот сохранился в исходном состоянии значит, пальто само по себе не греет, оно просто сохраняет то, что находится под ним,- тепло, и холод.

В старших и подготовительных группах можно проводить цельные занятия, посвященные  решению экспериментальных задач, а также организовать конкурсы и соревнования: « Кто лучше сделает?», «Кто быстрее додумается?».

Автором О.В. Дыбиным разработаны сценарии игр- занятий под названием «Из чего сделаны предметы», направленные на формирование у детей умения вычленять существенные признаки материалов,, понимать причинно- следственные связи между мате- риалом и назначением предметов, а также понимать потребность людей в их преобразовании.

 Накопленный педагогический опыт позволяет с уверенностью говорить о том, что редкий ребенок независимо от возраста, в момент игры- занятия, занятия- викторины не хочет проявить самостоятельность, быть как взрослый. Активность детей в играх- занятия способствуют частые обращения воспитателя к ребенку, использование несложных диалогов, приглашения на занятия сказочных персонажей, примеры эмоционального воздействия, что вызывает у детей сопереживание, готовность помочь героям сказок или любимых книг. Известно, что ни одну воспитательную  и образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимоотношения между родителями и педагогами. Дети очень любознательны. И те взрослые, которые отмахиваются от «докучливых» вопросов ребенка, совершенно непоправимое. Они задерживают его умственный рост, тормозят духовное развитие. Наш долг активно отвечать на бесконечные вопросы, побуждать их пытливость, чтобы у детей росло число вопросов. Нужно дать детям возможность «общаться», «действовать» с объектами природы. Такими возможностями обладают опыты и эксперименты. Например, на запрет взрослых не есть снег, дети говорят: « А почему?». Бесполезно объяснять что он грязный. Ведь он такой белоснежный, чистый, сверкающий. Можно предложить родителям провести опыт: поместить снег в белую миску и занести в дом. Через некоторое время обратить на него внимание , и ребенок увидит, что снег тает и образуется грязная вода. «Кто положил сюда грязь? Никто!» - значит снег действительно грязный, делает вывод ребенок.

Чтобы установить закономерность, что вода некоторые вещества растворяет, а другие нет, можно предложить родителям провести с детьми следующий опыт: « Положить в одну стеклянную банку с водой речной песок, а в другую—сахарный песок, размешать содержимое в банках и посмотреть, в какой банке ее содержимое растворится, а в какой нет. Предложить детям порассуждать:  а что было бы, если сахарный песок не растворится? . А если бы растворился речной песок. Можно предложить родителям следующий опыт: нужно взять таз с водой и отпустить в него бумажные кораблики; если на кораблик подуть с разной силой, он поплывет. Выяснить, почему кораблик плывет?. Что его движет?. Оказывается, это движет ветерок. Откуда он берется?. Мы ртом выдыхаем пары воздуха, образуя при этом «ветерок».  После опыта можно установить закономерность. Если накрыть горячий чай прозрачной крышкой или  стаканом, капельки воды поднимутся вверх, соберутся на стекле. Значит пар – это тоже вода. На основании этих опытов родители могут и сами придумать новые опыты. Остается пожелать им успехов.