Семинар- практикум "Применение технологии ТРИЗ в коммуникативном развитии дошкольников."
статья на тему

Смирнова Наталья Вячеславовна

Материал адресован старшим воспитателям для повышения профессиональной компетентности воспитателей в области коммуникативного развития детей дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение технологии ТРИЗ в коммуникативном развитии дошкольников.

Девиз программы

Если ребёнок не задаёт вопроса, то педагог

задаёт его сам: «Что было бы, если…»

  1. О программе ТРИЗ

Сначала это была технология, которая потом стала программой.

Основателем теории решения изобретательских задач является Генрих Саулович Альтшуллер. Задавшись вопросом, чем отличается талантливое мышление от обычного , в 1945г. он приступил к разработке научной технологии творчества. Главная идея состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не как попало, а по определённым законам.

В детский сад ТРИЗ пришёл в 1987 г. при случайных обстоятельствах. Участники очередного семинара для инженерно- технических работников попросили показать им занятие с детьми в школе. Но по ошибке их привезли в детский сад, в подготовительную группу. Это недоразумение позволило тризовцам открыть для себя мир дошкольного возраста и решило одну из главных проблем, когда, с какого возраста можно приобщить ребёнка к решению изобретательских задач.

В настоящее время приёмы и методы технического ТРИЗа с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

  1. Элементы ТРИЗ и моделирование в обучении детей рассказыванию

  1. «Салат из сказок»

Первые признаки «Салата из сказок» можно заметить в детских рисунках, где фантастически уживаются персонажи из всех детских сказок. Предложите детям соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумать свою – новую сказку. Приключения героев переплетаются и получается новая сказка.

В качестве наглядного материала можно использовать иллюстрации из книг, рисунки героев сказок (готовые) рисунки детей. Располагать их удобно на наборном полотне или фланелеграфе.

Можно предложить ребятам нарисовать рисунок, изобразив выбранных героев, добавить по желанию каждый своего любимого героя, а потом по рисунку рассказать товарищам свою сказку.

  1. «Разновидность фантастического бинома»

Игра состоит в том, что детям даются слова, на основе которых они должны придумать какую- нибудь историю. Например, несколько (5-6) слов из одной сказки плюс шестое слово, постороннее этой сказке.

  1. «Сказка - наизнанку»

Игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Эта игра аналогична игре «Наоборот»

Ход игры: Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер у героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Предложить подумать и рассказать, как изменяться герои, их характер, поступки, каким станет сюжет сказки.

  1. «Перевирание сказок»

Когда сказка детям начинает надоедать, тогда её можно превратить как бы в пародию – появляется другой угол зрения, на сказку можно посмотреть другими глазами, то есть увидеть то, что нет в реальной сказке.

Например, жила- была девочка, звали её Жёлтая шапочка…

Дети: «Не жёлтая, а Красная!»

Взрослый: «Ай, до Красная! Так позвал её папа и сказал…»

Дети: «Да нет же, не папа, а мама!»

Взрослый: «Правильно, позвала её мама и говорит, сходи- ка к тёте..:» и так далее.

1 вариант: после того как вас исправили, продолжать рассказывать немного текста реальной сказки, а потом снова менять её, но линию настоящей сказки ведёте до конца.

2 вариант: изменяя сказку в самом начале, ведёте её за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новые персонажи.

  1. «Сказка в заданном ключе»

Используя как бы разные ключи, открываем для детей сказку в другом времени, месте действия.

Например: жили старик со старухой у синего моря в наши дни. Что будет просить старуха? Красная Шапочка живёт сейчас… Это мы поменяли время.

Можно поменять место действия: колобок живёт на 10 этаже с лифтом, теремок стоит на высокой- высокой горе или в море,  козлята живут на острове, а вокруг глубокое море.

Можно детям проиллюстрировать сказку: каждый самый интересный момент на его взгляд нарисовать и получится иллюстрированная книга.

  1. «Что было потом?»

В конце сказки, оттолкнувшись от самого интересного места или вопроса, предложить детям подумать: «А что было потом?»

  1. «Фантастический анализ»

Если рассматривать любой сказочный персонаж, можно увидеть, что признаки у него в разных сказках в основном одинаковые: у Бабы Яги это всегда метла, ступа, чёрный кот и т.д. Детям можно сказать, что каждый персонаж имеет свои орудия волшебства, без которых их  трудно себе представить. А если взять и отнять у сказочного персонажа какой- нибудь атрибут?

Например, у Деда Мороза: борода, посох, мешок с подарками, шуба, валенки и т.д.

Варианта придуманные детьми:

- Дед Мороз без шубы, это в Африке. Африканские дети встречают Новый Год, к ним пришёл Дед Мороз (а как он называется в Африке?) принёс подарки и среди них мороженное. Как донести и сохранить, ведь мороженного надо много, на всех детей. (решение проблемы).

Дед Мороз, потерявший посох – что будет выполнять функции посоха? Волшебная палочка (младшие дети), компьютер. Дед Мороз сделает посох из дерева, дунет на него, он покроется инеем и станет волшебным. Потерявшийся посох найдут дети и будут творить чудеса вместо Деда Мороза. Детям захочется иметь каждому свой посох, они разделять его на много маленьких «посошков», получаться волшебные палочки. Когда дети наиграются, праздник закончиться, они подадут «посошки» Деду Морозу, а он снова сделает из них себе посох, а может оставить их детям – пусть у них всегда будет праздник.

В этой игре можно также предложить детям зарисовать все изменения, каждый свой вариант, потом рассказать по картинке товарищам. Собрав рисунки все вместе, можно выпустить «книжку» в которой будут новые сказки, придуманные детьми.

  1.  «Разные сказки»

Цель. Учить детей придумывать различные ситуации, используя наглядную модель.

  1. «Сочиняем сказку»

Цель. Учить детей придумывать различные ситуации с помощью заместителей предметов.

Материал. Разноцветные кружки (по три кружка разных цветов на каждого ребёнка).

Руководство. Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут сочинять сказки. Каждый придумает сказку про своих героев. Предлагает внимательно посмотреть на свои кружки, придумать, кем они могут быть, и сочинить про них историю. Кружки у вас разные, поэтому и сказки должны быть разные.

  1. «Чудесный лес»

Цель. Учить детей придумывать различные ситуации на основе схематических изображений отдельных предметов.

Материал. Листы бумаги по количеству детей. На листе нарисовано несколько деревьев и в разных местах какие- либо незаконченные изображения. Наборы цветных карандашей..

Руководство. Взрослый предлагает нарисовать чудесный лес. У каждого должен получиться свой лес, потом надо будет рассказать про него сказочную историю.

При повторном проведении игры полезно использовать самый различный материал: «Чудесное  море», «Чудесная полянка», «Чудесный парк».