"Знакомство детей младшей группы с семьей"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Чучва Галина Аркадьевна

В данной работе раскрыта актуальность данной темы в наши дни. Предоставлен перспективный план работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursno2.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Чучва Галина Аркадьевна

воспитатель первой кв. категории

муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад № 46

«Калинка» комбинированного вида».        

«Знакомство детей младшей группы с семьей».

    В последние годы много и тревожно пишут и говорят о неблагополучии семейных отношений, об одиночестве, разобщенности родителей и детей.

    Что происходит с нашими детьми? Они перестают любить родителей? Но ведь любовь к людям, давшим тебе жизнь, заложена в человека биологически. Как можно не любить мать, если ты обязан ей своим появлением на свет. Но все чаще встречаются примеры отступления от нормы. Сыновья и дочери, для которых мать – не ближе, чем соседка по квартире.

     Почему же такое происходит? На всех ступенях общественного воспитания, начиная с детского сада, вопросы собственно обучения, т.е. получения знаний, умений и навыков, занимают, как правило, преимущественное место перед вопросами воспитания.

    В качестве первоочередной задачи выдвигается обучение детей математике, родному языку, знакомству с окружающим миром. Вопросы же нравственного воспитания – чуткости и гуманности, внимательного и доброго отношения к взрослым и сверстникам – занимают в практике детского сада нередко подчиненное положение по отношению к вопросам приобретения знаний.

     Эта тенденция некоторой односторонности педагогического процесса порой усугубляется семейными условиями жизни детей. Многие семьи в настоящее время воспитывают преимущественно одного ребенка, которого члены семьи опекают, и о котором заботятся длительное время. Обилие игрушек, предметов развлечений и т. д. при отсутствии каждодневной заботы о другом человеке также способствует тому, что обучение детей доброте, чуткости сводится к минимуму.

     Вот почему в наши дни так актуальна тема по формированию эмоциональной отзывчивости и доброго отношения к близким в процессе знакомства с семьей.

     Из анализа программ следует, что вопрос по знакомству с семьей стал подниматься сравнительно недавно, поэтому теоретического и практического материала мало. Но если работать над этой темой в младшем дошкольном возрасте, то открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, без которых не возможно правильное социальное развитие. Для того, чтобы ребенок мог учитывать в своем поведении чувства и интересы других людей он должен сначала научиться сопереживать самым близким людям – родителям, воспитателю, сверстникам.

    Изучив программу «Детство», я отобрала следующие задачи, которые необходимо решить в младшей группе.

                     Задачи:

1, Формировать представления о семье: все дружны, все заботятся друг о друге.

2, Развивать представления о доброте, доброжелательности, сострадании взрослых к      

    ребенку и наоборот.

3,Учить различать разные эмоциональные состояния взрослых, их внешнее выражение.

4, Хорошо знать членов семьи и ближайших родственников.

5, Развивать чувство индивидуальности: знать свое имя, фамилию, возраст, половую

    принадлежность.

 Исходя из задач, составили перспективное планирование.

  1. занятие «Я – человек»  Цель: развивать представления о присущих только человеку особенностях, добиваться состояния эмоционального благополучия каждого ребенка, формировать навык обращения друг к другу по имени. Словарь: человек, зверь, мужчина.
  2. Занятие «Мои мама и папа». Цель: Вызвать желание говорить о маме и папе, называя их имена, дать детям возможность поговорить о самых близких людях. Формировать навык дружелюбного, приветливого обращения. Словарь: мамочка. папочка, любимые, родные, милые. Предварительная работа: «Сказка 3 медведя».
  3. Занятие «У меня братишка есть, у меня сестренка есть».Цель: вызвать желание говорить тепло о своих старших братьях, сестрах, называть их по имени. Словарь: сестра, брат.
  4. Занятие: «Дедушки и бабушки». Цель: Вызвать у детей желание говорить о дедушке и бабушке, желание заботится о них, вспоминать их. (Игровое упражнение «Чья ты дочка?», «Чья ты внучка?»).
  5. К 23 февраля сделали выставку фотографий пап в военной форме. Тема: «Наши защитники». Цель: Воспитывать у детей доброе отношение к своему папе, вызывать чувство гордости и радости за благородные поступки родного человека. Закрепить умение работать по схеме, составлять описательный рассказ.
  6. К 8 марта. Тема: «Я и моя мама». Цель: Развивать у детей доброе отношение и любовь к своей маме. Вызвать чувство гордости и радости за дела и поступки родного человека, чувство благодарности за заботу. Закрепить умение работать со схемами. Игра «Какая моя мама?»  

- Когда мама вас обнимает, целует? (ласковая)

- Когда смеется, улыбается? (веселая).

- Когда модно одевается, красится? (Красивая, нарядная).

- Когда не ругается? (добрая).

       7.  Использовали пиктограммы.

       8.  Проводили следующие ситуации общения:

            - Кто живет с нами в квартире.

            - Кто я бабушке, маме…

            - Как я был непослушным.

            - Моя мама умеет все.

            - Мамы разные нужны – кем работают наши мамы.

            - В гостях у папы Карло.

            - У моего папы сломалась машина.

            - Много дел у настоящих мужчин.

            - Как мы с папой маме помогали.

        9, Для решения поставленных задач вместе с родителями создали в группе предметно  

            - развивающую среду:

  • Уголки «Семья – зона сюжетно – ролевой игры».
  • Подобраны дидактические, творческие игры.
  • Цикл картин «Семья».
  • Семейные альбомы.
  • Изобразительный материал.
  • Книги по теме.

             Семья для дошкольника – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности. Следовательно, вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно – образовательном процессе важно не потому что этого хочет воспитатель, а потому что это необходимо для развития их собственного ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект«Знакомство детей младшей группы с традиционной культурой Нижегородской области: устное народное творчество»

ТемаЗнакомство детей младшей группы с традиционной культурой Нижегородской области: устное народное творчествоЦельПознакомить детей младшего дошкольного возраста с культурой и традициями Нижегоро...

Знакомство детей младшей группы с дневником наблюдений за кормушкой во время прогулок в зимний период посредствам ЛЭПБУКА.

Фиксация результатов наблюдения за кормушкой с детьми младшей группы по средствам ЛЭПБУКАЛЭПБУК – это папка в которой собранный материал на определенную тематику. В данном случае собранный матер...

конспект НОД "знакомство детей младшей группы со свойствами воздуха"

Познакомить детей трёх лет со свойствами воздуха...

Проект на тему: «Кто заботится о нас» (знакомство детей младшей группы с профессиями сотрудников детского сада)

Данный материал поможет коллегам-- педагогам при ознакомлении младших дошкольников с профессиями сотрудников детского сада....

Проект на тему: «Кто заботится о нас» (знакомство детей младшей группы с профессиями сотрудников детского сада)

Данный материал поможет педагогам младшей группы при ознакомлении  детей с профессиями сотрудников детского сада...

Проект «Космос» — знакомство детей младшей группы с праздником День космонавтики.

Вид деятельности: проектнаяВозрастная группа: 1 младшаяТема проекта: 12 апреля – день космонавтики.Цель проекта: познакомить с праздником «день космонавтики», спо...

Знакомство детей младшей группы детского сада с народной игрушкой через проектную деятельность

В статье  представлен  опыт проектной деятельности по познавательному развитию через проектную деятельность в младшей группе детского сада....